Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА №4: «КОНКУРЕНЦИЯ. РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА.»





Конкуренция – соперничество фирм за рынки сбыта (за покупателя).

Конкуренция:

Ø Ценовая

o Снижение цен

o Распродажи, скидки

o Подарки

Ø Неценовая

o Качество

o Сервис

o Доп. Гарантии

o Реклама и др.

Конкуренция способствует:

· Расширение и рационализация производства

· Внедрение прогрессивных новшеств

· Экономия ресурсных затрат

· Повышение общей эффективности экономики

· Оптимальное удовлетворение спроса

· Снижение цен

В каждой отрасли с точки зрения конкуренции формируется своя рыночная структура отрасли.

Критерии определения рыночной структуры:

  • Количество фирм
  • Характер производимой продукции (стандартная иди дифференцированная)
  • Наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения в отрасль

Рыночные структуры:

  1. Монополия
  2. Олигополия
  3. Монопольная конкуренция
  4. Совершенная конкуренция
  5. Монопсония

Монополия – тип рыночной структуры, характеризующейся высокой степенью рыночной власти продавца и отсутствием конкуренции.

- один продавец на рынке

- товары-заменители отсутствуют

- барьеры на вход в отрасль непреодолимые

Монополия

Ø Естественная



Существует закономерно по объективным причинам:

o В отраслях, где оправдано крупномасштабное производство

o Там, где целесообразно иметь единый хозяйственный комплекс

Ø Искусственная

Создаётся специально путём концентрации в чьих-то рыночной власти для получения сверхприбыли сильные компании подавляют,/поглощают конкурентов, либо добровольное объединение

Олигополия

Фирм в отрасли от 2 до 10. Товар стандартный или дифференцированный. Барьеры на вход высокие. Наличие стратегического поведения(осознающие свою взаимозависимость фирмы строят свою конкурентную стратегию с учётом возможной реакции конкурентов на предпринимаемые действия).

Монополистическая конкуренция

Много фирм в отрасли. Продукция дифференцированная. Барьеры на вход невысокие. Отсутствие стратегического поведения.

Совершенная конкуренция

Множество фирм. Продукция стандартная. Барьеры на вход в отрасль отсутствуют.

Монопсония

Один покупатель на рынке и большое число продавцов.

 



Признак рыночной структуры Совершенная конкуренция Монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Количество продавцов Множество Множество 2-10
Рыночная доля фирмы Низкая Большая Низкая Средняя
Наличие заменителей Стандартная Отсутствует Отсутсвует Отсутствует
Наличие барьеров Нет Непреодолимы Невысокие Высокие
Пример отрасли с/х РЖД Военная техника Сотовая связь

Рынки факторов производства

Спрос на факторы производства является производным, то есть зависит от спроса на товары и услуги, производимые фирмами, использующими эти факторы.

Доходы на факторы производства:

  1. Заработная плата (W) – цена услуг труда, доход наемных наемников.
  2. Прибыль (П) – цена услуг особого вида труда – предпринимательской деятельности, доход предпринимателя.
  3. Рента (R) – цена услуг земли, доход собственников земли.
  4. Процент (i) – цена услуг капитала, доход собственников капитала.

Рынок труда

  • Собственник – физическое лицо
  • Покупатель – работодатель
  • Товар – труд
  • Цена труда – зарплата

Факторы влияющие на з/п:

1) Стоимость рабочей силы – стоимость средств обеспечения жизни и трудоспособности работника.

2) Качество и количество труда

3) Рост производительности труда

4) Квалификация работника

5) Характер труда

6) Конъюнктура на рынке труда (соотношение спроса и предложения)

7) Пол

8) Национальность

9) Религия

Спрос на труд осуществляют фирмы из принципов рациональности.

Большую часть спроса на факторы производства предъявляют фирмы. Такой спрос является производным, потому что на прямую зависит от спроса на готовую продукцию.



Фактор производства полезен не сам по себе, а только потому, что с его помощью можно произвести конечный продукт, который принесёт удовлетворение потребителю.

Принимая решение о потребности в рабочей силе, фирма проводит анализ:

1. Дополнительные единицы труда приводит к увеличению общего продукта и объёма выручки

MRP – предельный доход от единицы труда (сколько конкретно единиц продукции выпускает конкретный работник) (РУБЛИ)

MPP – в натуральный единицах.

Привлечение работника связано с дополнительными издержками на него.

2. MFC– издержки на каждого следующего работника.

3. Фирма будет привлекать работников до тех пор, пока MRP больше MFC.

Кривая предложения услуг рабочей силы имеет своеобразную форму:

A. Индивидуального предложения.

До определённого уровня повышения з/п заставляет трудиться больше, начиная с определённого момента, полезность, которую люди приобретают вследствие дополнительного дохода перекатывается тем неудовольствием и истощением, которые сопровождают усилия человека заработать больше.

B. Кривая общего предложения на труд

Имеет обычную форму: По мере роста з/п количество труда увеличивается, это происходит, потому что повышение оплаты труда привлекает новых, ранее не работавших людей. Теоретический труд обладает значительной мобильностью. Рабочая сила легко перемещается из фирмы в фирму, из отрасли, а отрасль.

Однако существует определённые барьеры для её передвижения:

1) Отсутствие жилья

2) Нехватка знаний

3) Дискриминация в отношении национальности

Рынок земли

Земля как фактор производства ограничена => в каждый момент времени её предложение постоянно и не может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от цены, то есть эластичность предложения равна 0.

В более длительной перспективе, приложив некоторое количество усилий можно увеличить количество пригодных к использованию земель.

Может увеличить наличие используемого пространства.


Рента –это доход от использования земли

Капитал

- (К. Маркс) это самовозрастающая стоимость(стоимость, которая в результате эксплуатации наемного труда приносит прибавочную стоимость).

- (Норс) это любое имущество, которое приносит владельцу доход.

- это часть средств производства

Капитал

Ø Производственный (физический/реальный)

Ø
Денежный

Инвестирование производствапредставляет собой процесс постоянный. Капиталом вложения следуют одно за другим, обеспечивая возобновление, повторение и непрерывностью производственного процесса. Непрерывно повторяющийся процесс производства называют воспроизводством.

Воспроизводство

ð Простое

Повторение процесса производства в неизменных размерах

ð Расширенное

Повторение процесса производства во все возрастающем объёме.

Другие факторы современное производства:

  1. Организационно-технологические (технология производства)

Ноу-хау – новые открытия, знания.

  1. Информационный фактор производства
  2. Наука

НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки)

НТП (научно-технический прогресс)

НТР (научно-техническая революция)

  1. Энергетический фактор
  2. Экологический – комплекс проблем связанных со взаимными отношениями человека и окружающей среды и необходимостью защиты сохранения и восстановления природы.

Инфраструктура:

· Производственная – дороги, связь, транспорт.

· Социальная – сфера, обеспечивающая необходимые социально-культурные условия жизни людей (детский сад, школа, больницы и т.п.)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.