Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика курса





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска

Муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

 

«Рассмотрено» методическим объединением учителей начальных классов Протокол № 1 от «1»сентября2015 г. Руководитель МО __________/ С. В. Числова/ «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________/Е.Г. Бушина/ «1» сентября 2015 г. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №1 г. Холмска О.Я. Пискунова ______________________ «1»сентября2015 г.

 

Рабочая учебная программа

по внеурочной деятельности

Спортивно-оздоровительное направление

«Спортивный туризм»

(название курса)

Начальное общее образование

I-ая ступень обучения

(уровень, ступень образования)

I—IV четверть 2015—2016 учебный год

(срок реализации программы)

 

Составлена на основе

Программа факультативаД. В. Смирнов

«Спортивный туризм» (автор)

 

Дубина Дмитрий Анатольевич

(ФИО учителя, составившего рабочую программу)

 

Холмск 2015

Пояснительная записка

Предлагаемая программа «Спортивный туризм» имеет туристско – краеведческую направленность. Предназначена для оздоровительной работы с детьми, проявляющим интерес к физической культуре и спорту, стремящимся освоить мастерство в спортивном туризме (туристском многоборье).



Программа внеурочной деятельности «Спортивный туризм» разработана на основе:

ü Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);

ü Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

ü Планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться);

ü Авторской программы Д. В. Смирнова;

ü Учебного плана ОУ.

Факультативный курс предполагает интеграцию формального (начального) и неформального (внеурочная деятельность) образования следующих видов: игровой, познавательной, физкультурно-оздоровительной и туристско-краеведческой. Кроме того, организация факультатива предполагает взаимодействие и преемственность физкультурно-оздоровительного, научно-познавательного и военно-патриотического направлений.



 

 

Общая характеристика курса

Цель данной программы:

Содержание программы «Спортивный туризм» призвано комплексно обеспечивать процессы развития, обучения, воспитания и оздоровления подрастающего поколения.

Целью программы является развитие познавательной, двигательной и коммуникативной активности обучающихся, укрепление их физического и психоэмоционального здоровья.

Задачи:

- изучение основ туристско-краеведческого мастерства;

- обучение туристическим навыкам;

- правилам поведения при вынужденной автономии;

- оказание первой медицинской помощи;

- воспитание физически сильного, высоко морального, трудоспособного, толерантного гражданина современной России;

- воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников — туристской походной группы.

Основные задачи, которые ставит перед собой руководитель, занимаясь с группами первого года обучения, следующие:

- привлечь ребят к систематическим занятиям спортом;

- привить им основные гигиенические навыки;

- обеспечить всестороннее физическое развитие;

- познакомить с основами техники спортивного туризма;

- воспитать морально-волевые качества, необходимые для спортсмена-туриста.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

1. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры. / В.И. Ганопольский, Е.Я. Безносиков, В.Г. Булатов - Москва "Физкультура и спорт" 1987



2. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов (в помощь учителю, руководителю кружка). / Ф.Г. Багаутдинова— М.,1992.

3. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие./ В.П. Голованов — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

4. Григорьев Д.В., Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов— М. : Просвещение, 2010.

Технологии используемые в работе: элементы проблемного обучения, элементы игровой деятельности, здоровьесберегающая технология.

Формы организации педагогической деятельности: внеурочная групповая, индивидуальная деятельность.

Место факультатива в учебном плане. Программа занятий рассчитана на 136ч. занятий — по 2 ч. два раза в неделю. Программа рассчитана на 2015-2016 учебный год.

В группе должно быть не более 12–15 человек, это позволит соблюдать

требования техники безопасности при занятиях туризмом и краеведением.

Педагог имеет возможность самостоятельно определять формы и виды занятий, их продолжительность с учётом времени года, погодных условий и местных особенностей. Кроме того, педагог должен иметь возможность организовывать занятия блоками (темами) — «интенсивами» (соревнования, прогулки, походы, «погружения»). В каникулярное время количество и продолжительность занятий, проводимых на открытом воздухе, могут увеличиваться.

Содержание программы предполагает широкое использование на занятиях аудио-, видео- и компьютерной техники, различных информационных сетей, что может в значительной мере повысить воспитательную эффективность внеурочной деятельности и организовать самостоятельную работу учеников.

Ценностные ориентиры содержания курса:

Педагогическая эффективность факультатива будет выше, если каждый участник туристской прогулки, сюжетно-ролевой игры, экскурсии или похода будет выполнять посильные и интересные для него поручения.

Совершенствуя полученные в начальном образовании универсальные учебные действия, обучающиеся получают новые теоретические знания и практические умения в области истории и культуры малой родины через различные виды практико-ориентированной деятельности в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления, проявляют уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям прежних времён, а также в процессе обучения формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности родного края.

Ведущим методом внеурочной деятельности является метод решения практических задач (познавательных, исполнительских, творческих).

В работе с младшими школьниками педагогу рекомендуется использовать следующие методические приёмы:

• введение и поддержание «корпоративных норм» — «Кодекса чести юного путешественника»;

• инициирование и педагогическое сопровождение должностно-ролевого самоуправления в туристской группе;

• организация деятельности на принципах коллективного планирования, организации и анализа действий;

• организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей младших школьников;

• предоставление воспитывающей и эмоционально насыщенной информации, активизирующей познавательную деятельность, совместное обсуждение;

• проблематизация тех отношений младших школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает социально опасными для их личностного развития.

Факультативные занятия должны способствовать:

— освоению основ краеведения, азбуки туристско-бытовых навыков и туристского ориентирования;

— формированию физкультурно-туристских знаний, умений и навыков;

— обучению двигательным действиям (элементам передвижения пешком и на лыжах при транспортировке груза-рюкзачка), общему укреплению здоровья и закаливанию организма;

— развитию физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей и скоростно-силовых качеств);

— овладению техникой преодоления простейших препятствий пешком и на лыжах с грузом-рюкзачком; развитию навыков межличностной коммуникации.

Предметами деятельности факультатива являются:

— наблюдения за явлениями природы и социальной средой в ближнем окружении обучающегося (родной край: школа, микрорайон, город).

В процессе овладения этой практико-ориентированной деятельностью обеспечиваются целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях, осознание места и роли в нём человека;

— двигательная деятельность общеразвивающей направленности в процессе занятий туризмом.

В процессе этой деятельности укрепляется здоровье, совершенствуются физические и морально-волевые качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Обеспечивается ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

— способы организации безопасной жизнедеятельности человека в природной и социальной среде, представленные в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих физическое и психоэмоциональное здоровье младшего школьника, а также сохранение окружающего мира;

— изучение природного и культурно-исторического наследия России.

Методологической основой содержания должны являться единство образовательного пространства и времени последовательной смены состояний развития личности обучающегося, а также его самовыражение, самоопределение и самореализация в активных формах деятельности.

Важным при этом является относительно свободный выбор содержания, форм и методов деятельности (самодеятельности) на основе личностно ориентированного, развивающего образования и принципов деятельностного развития.

При организации внеурочной деятельности, являющейся продолжением образовательного процесса формального (начального) образования, следует чётко определять её отличительную психолого-педагогическую позицию: основной организационной формой должна стать сюжетно-ролевая игра. В процессе игры во внеурочной деятельности (на туристской прогулке, в походе или на экскурсии) выявляются индивидуальные особенности поведения ребёнка в различных сюжетно-ролевых ситуациях, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.

При этом для педагога открывается возможность воздействовать на результаты внеурочной деятельности младших школьников одновременно по нескольким направлениям:

1) организация социального действия через изменение структуры самодеятельности обучающихся;

2) включение новых видов деятельности (например, оформление результатов игры в специальные созданные обучающимися продукты собственной деятельности: поделки, презентации, фотографии, стенгазеты, видеоролики, коллекции, инсценировки и т. п.);

3) порождение новых очагов культуры в виде сообществ единомышленников, увлечённых одной идеей (целью): юных путешественников, исследователей, краеведов; создание клуба туристов и т. п.;

4) приобретение социального опыта через реализацию социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления.

 

Содержание программы

История становления, развития спортивного туризма. Основные понятия, термины в спортивном туризме

История становления и развития различных видов спортивного туризма (туристского многоборья) в России. Основные понятия и термины в спортивном туризме (туристском многоборье). Становление и развитие государственно-общественной системы детского туризма. Опыт успешной деятельности туристских объединений (команд) обучающихся.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет с опытом развития детского туризма в России, с сайтами федераций спортивного туризма.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.