Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности песенного репертуара





Песенный репертуар включает разнообразные по содержанию, тематике, средствам музыкальной выразительности произведения: 1) песни, попевки, для усвоения всех программных певческих навыков;
2) небольшие песенки, упражнения, подготавливающие детей к обучению пению по нотам;
3) песни-образцы, развивающие песенное творчество детей.
Песни, обучающие певческим навыкам, отбираются с учетом педагогических задач. Такие песни, различные по характеру звучания (плавные, напевные: «Падают листья» М. Красева, «Во поле береза стояла», русская народная песня; легкие, подвижные: «Праздник веселый» Д. Кабалевского, «Встречаем май» В. Герчик), строятся на развивающих дыхание музыкальных фразах, имеют удобный для голоса ребенка диапазон, тесситуру. Мелодическая линия нередко включает трудные интонационные ходы; усложнения встречаются и в динамических, и в темповых оттенках («Мамин праздник» Е. Тиличеевой).
Упражнения, подготавливающие к обучению по нотам, используются из разучиваемого репертуара. Чтобы обучение в этом направлении вести успешнее, можно использовать специальные упражнения из «Музыкального букваря».



24 ответ: Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду — один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям. Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведенные под руководством Н. А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье. В его организации рекомендуется придерживаться следующих положений:

— обучение - средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающее его возрастные и индивидуальные особенности;



— музыкальные занятия — основная форма организации обучения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации как в детском саду, так и в семье;

— содержание обучения должно соответствовать целям музыкального воспитания, обеспечивая перенесение полученных умений и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи;

— руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху), в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера. Первые два положения были рассмотрены в главах, посвященных целям и задачам музыкального воспитания дошкольников и музыкальным занятиям в детском саду. Остановимся на последующих двух положениях, отражающих возникновение и

развитие самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду.

Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, является умение педагога использовать музыкальный репертуар в повседневной жизни детского сада. Ведь этот материал по тематике, технике исполнения должен быть доступен и привлекателен для ребенка. Известно, что самостоятельные музыкальные действия детей выражаются в двух основных формах: сюжетно-ролевой игре и упражнениях автодидактического типа. Поэтому очень важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы.

Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Так, малыш, увидев бойкого воробья, может вспомнить русскую народную попевку «Андрей-воробей» и попытаться передать четкий ритмический рисунок молоточком на металлофоне; ребенок постарше, наблюдая за кружением осенних листьев, напевает песню М. Красева на слова М. Ивенсен:



Падают, падают листья —

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

25 ответ: Косвенные методы руководства самостоятельной художественной деятельностью детей
Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью.
Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия. Каковы же эти условия?
Прежде всего, обучение на художественных занятиях строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.
Другое педагогическое условие — влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце.
Следующее условие — предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей, красок, бумаги и т. д.), книжек с иллюстрациями, театральных игрушек, музыкальных инструментов. Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный момент. Все эти предметы располагают в местах, удобных для самостоятельной игровой деятельности детей.
И последнее — тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.
В своей самостоятельной деятельности каждый отражает впечатления от праздников, следовательно, ее содержание в известной степени зависит от праздничного литературно-музыкального репертуара, оформления помещения, костюмов и т. д. На занятиях, праздниках, во время развлечений дети пользуются одними и теми же художественными материалами. Но если на занятиях им показывают, как пользоваться этими материалами, то в своих играх они выбирают их по собственному желанию, применяя при этом уже освоенные приемы.
В семье и в детском саду дети приобщаются к художественной деятельности по-разному. Родители должны учитывать рекомендации воспитателей, делиться с ними своими заботами, рассказывать об интересах своего ребенка, его играх дома. Так устанавливаются связи между различными формами организации детской деятельности.
Методические приемы, которые применяются при обучении, многообразны. Они характеризуют не только деятельность взрослого, приобщающего ребенка к художественному опыту, обучающего его знаниям, умениям. Необходимо учитывать и активность ребенка, который также должен овладеть соответствующими способами этой деятельности. Следовательно, происходит двусторонний процесс, в котором, с одной стороны, действуют методы обучения, используемые воспитателем, и с другой — способы учения, которыми овладевает ребенок.
В более раннем возрасте или при ознакомлении с новым материалом воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный (пояснение и показ способов действий). В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог использует объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробные объяснения применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца, певческой интонации, произнесению слов, звуков и т. д.
Метод формирования способов самостоятельных действий применяется тогда, когда ребенок сам находит необходимый прием исполнения, создает новый, свой вариант исполнения. Действуя самостоятельно, он творчески использует то, что ранее было в его опыте; следуя примеру, ищет наиболее подходящие приемы, в какой-то степени анализируя свои действия.
Например, одному из детей предлагают сказать, что нужно сделать, чтобы исполнение песни было праздничным. Он тут же отвечает: «Надо петь весело, радостно, чтобы все узнали про праздник». Или другой пример. Мальчика просят подумать, как нарисовать дремучий лес. «Деревья должны стоять тесно, ветки на них густые, все окрашено в темно-зеленый цвет»,— говорит он.
Детей приучают к тому, что при воплощении любого замысла необходимо соблюдать определенную последовательность действий. Так, при драматизации сначала нужно распределить роли, подготовить место действия кукольных персонажей и т. д. Ребенка надо ставить в такие ситуации, чтобы он выбрал из многих вариантов один, более удачный — например, найти самый верные интонации, рассказывая о страшном медведе или о нежной Аленушке, и т. д. Дети неоднократно пробуют, оценивают свое исполнение, сами его исправляют.
На занятиях можно показать, как по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушают, потом смотрят картинки и по ним составляют сказку, затем инсценируют ее в настольном театре или зарисовывают персонажей и используют фигурки для показа их на фланелеграфе. Таким образом, дети убеждаются в вариативности приемов воплощения одного замысла, начинают понимать преемственные связи между занятиями по развитию художественной речи и рисованием. Впоследствии они применяют эти приемы совершенно самостоятельно — в свободное от занятий время рассматривают иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их. Иногда ребятам предлагают придумать и нарисовать декоративные узоры для ткани. Это может послужить толчком для развертывания игры в магазин, в котором дети «покупают» эти ткани.
Итак, чтобы занятия оказывали наиболее сильное влияние на развитие самостоятельной детской деятельности, воспитатель должен: — подобрать литературный и музыкальный репертуар, легко усваиваемый детьми, доступный им по тематике;
— продумать возможность использования детьми в часы досуга пособий, музыкальных инструментов, материалов для изобразительной практики, кукол для театрализованных игр, которые ранее использовались на занятиях;
- применять разнообразные приемы, побуждающие детей самостоятельно заниматься разными видами художественной деятельности («расскажи сказку и слепи из глины какой-либо ее персонаж», «наклей картинки музыкальных инструментов на картон — это будут карточки музыкального лото» и т. п.);
— научить детей способам самостоятельных действий, которые они смогут затем применить в своей практике;
— применять приемы, способствующие «самообучению» («выучи сам эту мелодию на металлофоне, потом сыграешь нам»), развивающие детскую взаимопомощь («когда будете играть, покажи Тане, как лучше действовать куклами в кукольном театре» и т. д.).
Как уже отмечалось, праздники оказывают большое влияние на развитие самостоятельной деятельности детей, что отражается в сюжетно-ролевых играх. Это значение праздников может быть усилено, если использовать некоторые организационные формы. Прежде всего непосредственно после праздника можно создать ситуацию, напоминающую обстановку недавнего торжества: внести детали праздничного оформления помещения, раздать детям элементы костюмов литературных героев, животных, сказочных персонажей и т. п. Как правило, дети тут же стараются вспомнить отдельные выступления, игры, пытаются их воспроизвести.
Появляются и организаторы, которые объединяют вокруг себя своих сверстников, увлекают их игрой. Однако в этих условиях самостоятельная деятельность проявляется все же односторонне и чаще всего связана с обыгрыванием предложенных детям атрибутов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.