Сделай Сам Свою Работу на 5

ОРГАНЫ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ АУДИТОРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, И ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ АУДИТ.

Понятие и цели аудита.

Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

В российских стандартах аудиторской деятельности дается следующее определение аудита:

Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского отчета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия.

Аудитор – это лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.

Главная цель аудита– дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Виды аудита:

По отн-ю к польз-лям : внеш. (пров-ся АФ), внутр. (пров-ся штатными ауд-ми);

По хар-ру заказа : иниц-ный (по реш-ю рук-ва), обяз-ный (пров-ся согласно ФЗ);

По объектам А : общий, банковский, страховой, госуд-ный и пр.;

По назначению : А-т ФО (оценка дост-ти ФО), А-т на соотв-вие (нормам закона), налоговый, специальный (эколог-кий, операционный и др.);

По времени осущ-ния : первонач-ый, повторяющ-ся, оперативный;

По хар-ру проверки : Подтверждающий (проверка почти каждой хоз. о-ции), Системно-ориентированный (оценивается СВК), А-т, базирующийся на риске (углубленная проверка с выс-м риском).

 

Отличие аудита от ревизии и судебно-бухгалтерского экспертизы.

ревизия исследует комплексно финансово-хозяйственную деятельность предприятия с целью дальнейшего совершенствования ее, то судебно-бухгалтерская экспертиза изучает отдельные недостатки, выявленные ревизией, для документального обоснования исковых требований, предъявленных в следственные или судебные органы к конкретным материально ответственным и другим должностным лицам



Ревизия - метод контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны исполнительного вышестоящего органа с целью сохранности активов проверяемого предприятия, пресечения и профилактики злоупотреблений.

Судебная экспертиза – исследование, проводимое экспертом в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, для установления по материалам уголовного, гражданского или арбитражного дела фактических данных и обстоятельств. Судебная экспертиза является сложным, единственным следственным действием, подготовительный и заключительный этапы которого осуществляют работники правоохранительных органов, а этап исследования – эксперт.

1.3. МЕСТО АУДИТА В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ.

Контроль в нашей стране имеет 3 основные формы:

  • Ревизия.
  • Внутрихозяйственный контроль (внутренний аудит).
  • Аудит.

Ревизии проводятся при осуществлении над предприятием государственного, ведомственного контроля.

При организации внутрихозяйственного контроля руководство фирмы определяет рамки и объекты проверки. В первую очередь осуществляется контроль за формированием затрат по местам их возникновения. Выявляются отклонения от плановых смет, нормативов, устанавливаются виновники, изыскиваются резервы снижения затрат и роста прибыли. Отчет о проверке направляется руководству предприятия для внутреннего использования. Могут существовать и другие объекты для внутреннего контроля (в зависимости от специфики работы). К проведению внутрихозяйственного контроля могут привлекаться и независимые аудиторы.

Аудит проводится по договору с аудиторской фирмой или аудитором. Аудитор может быть зарегистрирован в качестве предпринимателя, и тогда он имеет право подтверждать отчетность (для этого необходимы аттестат и лицензия). А если аудитор выполняет другие виды услуг, то он может иметь только аттестат (не нужно ставить подпись). Отчет аудитора имеет внешний характер, так как он предоставляется поставщикам, акционерам, инвесторам

 

 

СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аудиторские стандарты – это единые базовые принципы, которые определяют уровень качества аудита и гарантируют надежность результатов. Значение аудиторских стандартов заключается в том, что они обеспечивают качество аудита и содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений и разработок, а кроме того, определяют действия аудитора в конкретных ситуациях. Согласно закону стандартами аудиторской деятельности признаются единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Аудиторский стандарт имеет определенную структуру и состоит из следующих разделов:

1) общие положения;

2) основные понятия и определения;

3) сущность стандарта;

Практические приложения.

В разделе «Общие положения» отражаются цель и необходимость разработки данного стандарта, объект стандартизации, сфера применения стандарта, взаимосвязь с другими стандартами. В разделе «Основные понятия и определения», используемые в стандарте, содержатся основные термины и их краткая характеристика. В раздел «Сущность стандарта» включены описание проблемы, анализ ситуации и методы решения.

Из всего многообразия можно выделить несколько видов аудиторских стандартов:

1) общие стандарты аудита;

2) рабочие стандарты аудита;

3) стандарты отчетности;

Специальные стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.

В зависимости от субъекта аудит разделяют на внешний и внутренний. Внешний аудит проводится независимым экспертом с целью объективной оценки достоверности финансово-хозяйственной деятельности субъекта. Внутренний аудит – независимая деятельность в организации по оценке ее работы в интересах сотрудников и руководителей.

Для уточнения общих стандартов разработаны и применяются на практике дополнительные стандарты.

Использование материалов другого (предыдущего) аудита.

Выявление ошибок и неточностей, не являющихся противозаконными.

Рабочая документация.

Стандарты аудита, применяемые в России, подразделяются на:

1) международные стандарты аудита (не являются нормативными документами);

2) национальные (федеральные российские) стандарты (являются обязательными);

3) внутренние стандарты, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;

Правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

 

ОРГАНЫ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ АУДИТОРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, И ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ АУДИТ.

Существуют органы, регламентирующие аудиторскую деятельность. Общегосударственные функции регулирования аудиторской деятельности осуществляют:

· Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Председатель этой комиссии - заместитель министра финансов. Это коллегиальный орган. Он разрабатывает систему мер по государственной поддержке становления рынка аудиторских услуг, разрабатывает меры по защите всех сторон: государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. Комиссия подчинена и подотчетна Президенту РФ. Основные направления деятельности комиссии и ее полномочия:

1. Участие в разработке на основе законодательства РФ проектов нормативных документов. Комиссия может привлекать на договорной основе специалистов и экспертов. Затем эти проекты предоставляются на рассмотрение Президента и Правительства РФ.

2. Содействие реализации Временных правил аудиторской деятельности, обобщение практики их применения, подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования аудита, подготовка стандартов аудиторской деятельности, разработка стандартов по другим аудиторским услугам (помимо основной).

3. Предоставление разъяснений по вопросам применения Временных правил.

4. Выдача генеральных лицензий на лицензирование аудиторской деятельности.

5. Определение перечня ведущих учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов, организация ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений.

6. Организация публикаций в средствах массовой информации сведений о выдаче и аннулировании лицензий, о зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм.

7. Осуществление деловых контактов с международными организациями.

· При этой комиссии с 1 июня 1994 г. существует Консультационный совет.

Подбор людей в Консультационном совете и Комиссии различен:

· Комиссия - служащие государственных органов (налоговые органы, Минфин, ЦБ).

· Консультационный совет - ученые и практики в области бухучета и аудита.

Совет работает под руководством Комиссии.

Задачи Консультационного совета:

1. Участие в разработке стандартов аудита (ответственность за их разработку несет Комиссия), участие в разработке требований аудиторского заключения.

2. Изучение, обобщение и распространение опыта аудиторской деятельности, подготовка информационных, методических, учебных материалов по аудиту.

3. Содействие внедрению новых форм, методов и технологий аудита.

4. Разработка профессиональных требований к аудиторам, этических норм и правил поведения.

5. Подготовка и экспертиза учебных программ и планов для обучения аудиторов и повышения их квалификации. Обобщение опыта по аттестации и лицензированию.

6. Осуществление связей с общественными объединениями аудиторов.

[ Пример. Московская палата аудиторов, Санкт-Петербургская ассоциация аудиторов. Члены: ученые, специалисты в области аудита + аудиторские фирмы. Их задачи: защита интересов аудиторов, оказание им помощи в решении проблем, внедрение передового опыта в практику.]

Аудиторская деятельность является свободной и независимой. Государственные органы только направляют эту деятельность (но не подчиняют ее себе).

Аудит регламентируют следующие документы:

· Указ Президента РФ от 3 ноября 1993 г. №1105 “О регулировании аудиторской деятельности в РФ”.

· Временные правила осуществления аудиторской деятельности в РФ. Утверждены указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2263 “Об аудиторской деятельности в РФ”.

· Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. №482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ”.

· Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. №1355 “Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов , по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке”.

· Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. №408 “Об изменении основных критериев (системы показателей) деятельности ....”

3.2.Саморегулируемой организацией аудиторовпризнается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

1) объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лицилине менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации;

2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работычленов саморегулируемой организации аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.

Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контрольза соблюдением членами саморегулируемой организации аудиторов требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия.

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.

Саморегулируемая организация аудиторов не может являться членом другой саморегулируемой организации аудиторов


.

 

 



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.