Сделай Сам Свою Работу на 5

ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ





 

С.В.ОВСЕЙКО,

кандидат юридических наук,

кандидат экономических наук

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 29 августа 2014 г.

 

Отдельная гл. 38 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) посвящена договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОК(Т)Р). Этот договор используется главным образом в научной, научно-технической и инновационной сфере и охватывает отношения сторон в связи с проведением фундаментальных и прикладных исследований, а также последующим внедрением их результатов.

Под фундаментальными научными исследованиями согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 21.10.1996 N 708-XIII "О научной деятельности" (далее - Закон о научной деятельности) понимаются теоретические и (или) экспериментальные исследования, направленные на получение новых знаний <1> об основных закономерностях развития природы, человека, общества, искусственно созданных объектов. При этом фундаментальные научные исследования могут быть ориентированными, то есть направленными на решение научных проблем, связанных с практическими приложениями. В свою очередь, прикладные научные исследования - это исследования, направленные на применение результатов фундаментальных научных исследований для достижения конкретных практических целей.



--------------------------------

<1> О критерии новизны и других критериях оценки научной деятельности см. Положение об оценке результатов научной деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.1997 N 914.

 

Результатом фундаментальных или прикладных исследований могут стать последующие опытно-конструкторские и технологические работы, хотя они не обязательно являются последовательными стадиями единого процесса: научно-исследовательские работы (НИР) могут быть самодостаточны, равным образом опытно-конструкторские и технологические работы (далее - ОК(Т)Р) основываются на имеющихся знаниях, а не на специально проведенных исследованиях.

 

Общая характеристика

 

Предметом договора на выполнение НИОК(Т)Р являются работы, то есть деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 1 ст. 30 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)), а именно:



- научно-исследовательские работы (научные исследования) - творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения;

- опытно-конструкторские работы (ОКР) - комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции: разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию), изготовление и испытания опытных образцов (опытной партии);

- опытно-технологические работы (ОТР) - комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и (или) технологических процессов и по изготовлению технической документации на них (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2105-XII "Об основах государственной научно-технической политики").

Согласно п. 1 ст. 723 ГК по договору на выполнение НИР одна сторона (исполнитель) обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение ОК(Т)Р - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а другая сторона (заказчик) обязуется принять работу и оплатить ее <2>. При этом договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы).

--------------------------------

<2> Разница между двумя видами договоров объясняется не только разными уровнями (теоретический - практический), но и разными областями наук. Договор на выполнение НИР больше характерен для гуманитарных и естественных наук, договоры на выполнение ОКР и ОТР - для технических.



 

Таким образом, под одной "вывеской" в гл. 38 ГК объединены, по сути, два договора. Разница между ними проявляется, в частности, в ст. 724 ГК: 1) НИР исполнитель обязан провести лично, привлекая третьих лиц только с согласия заказчика; 2) для ОК(Т)Р он вправе, если иное не предусмотрено договором, привлекать к его исполнению третьих лиц, к отношениям с которыми применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике (ст. 660 ГК). Такая дифференциация обусловлена более важной ролью, которую играет научная квалификация в случае НИР. Личный (творческий) характер отношений сторон в данном случае означает и невозможность уступки требования к заказчику без его на то согласия по договору на выполнение НИР (п. 2 ст. 359 ГК).

Договор на выполнение НИОК(Т)Р относят к договорам подрядного типа, хотя собственно договор подряда регулируется гл. 37 ГК. Другими словами, договор на выполнение НИОК(Т)Р имеет много общего с договором подряда, но в то же время разновидностью последнего не является. Основные отличия заключаются в том, что:

1) результат НИОК(Т)Р может быть и отрицательным (исследования показали невозможность использования данного метода или продукта; вещество с заданными характеристиками при данных условиях не может быть получено; отрицательных факторов, воздействующих на данное решение, не выявлено и т.п.), т.е. действует принцип "отрицательный результат - тоже результат", тогда как результат договора подряда всегда положительный (создание чего-либо);

2) как правило, риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение НИОК(Т)Р несет заказчик (п. 3 ст. 723 ГК), тогда как в договоре подряда - подрядчик (принцип "нет результата - нет оплаты").

Следует обратить внимание на тонкую терминологическую и практическую разницу: "отрицательный результат" и "невозможность исполнения договора" - это не одно и то же. Возможность получения отрицательного результата присуща договорам НИР, у договоров ОК(Т)Р он может быть только положительным (хотя и здесь в момент заключения договора могут оставаться неизвестными конечные параметры такого результата), причем выражаемым в материальной форме (новом изделии или документации). Но в случае и с НИР, и с ОК(Т)Р может возникнуть невозможность исполнения (например, в силу заданных технических параметров), последствия которой регулируются ст. 729 - 730 ГК. Причем в первом случае они значительно лояльнее к исполнителю, чем во втором.

Договор на выполнение НИОК(Т)Р имеет наибольшее сходство с такой разновидностью договора подряда, как подряд на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 713 - 717 ГК). Основное отличие - в сфере применения (выполнение проектных и изыскательских работ по сути является этапом строительства, тогда как НИР характерны для научной сферы, ОК(Т)Р - в основном для промышленности). Отсюда и чисто правовые различия, характерные для договора подряда в целом.

В традиционной классификации гражданско-правовых договоров договор на выполнение НИОК(Т)Р является: консенсуальным (т.е. вступает в силу в момент заключения); двусторонне обязывающим; возмездным; меновым или рисковым (в зависимости от предмета результат работ может быть получен наверняка, а может быть и нет). Особенностью договора является то, что в большинстве случаев выполняется он бюджетными организациями для государственных нужд, хотя коммерческий характер НИОК(Т)Р также не исключен.

В качестве исполнителя, как правило, выступают (ст. 7 Закона о научной деятельности): а) временные научные коллективы (далее - ВНК) <3>; б) научные организации - то есть юридические лица, осуществляющие выполнение НИОК(Т)Р, одним из органов управления которых в соответствии с учредительными документами является ученый (научно-технический) совет и которые прошли в установленном порядке аккредитацию научной организации <4>; в) учреждения образования. Хотя не исключено и участие физических лиц, а также прочих организаций <5>.

--------------------------------

<3> ВНК - добровольное объединение физических лиц без образования юридического лица, создаваемое в целях осуществления научной деятельности в порядке и на условиях, определяемых законодательством и договором, для обеспечения своевременного выполнения работ по решению перспективных научно-технических и социально-экономических проблем, проведения НИОК(Т)Р, направленных на создание и освоение новых видов продукции и технологий, новых организационно-технических решений производственного и социально-экономического характера (ст. 1, 11 Закона о научной деятельности). Деятельность ВНК регулируется Положением о порядке создания и об условиях деятельности временных научных коллективов, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26.06.2009 N 349 "О мерах по совершенствованию порядка создания и условий деятельности временных научных коллективов". По сути, ВНК - разновидность простого товарищества (договор о совместной деятельности) без прав юридического лица.

<4> См. Инструкцию о порядке аккредитации научных организаций, утвержденную постановлением Национальной академии наук Беларуси, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь и Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 08.09.2010 N 7/20/2.

<5> Осуществление фундаментальных и прикладных исследований, экспериментальных разработок в области естественных и технических наук (выполнение НИОК(Т)Р, связанных с соответствующими направлениями деятельности) и реализация результатов таких исследований и разработок дают право на регистрацию в качестве резидента Парка высоких технологий и получение соответствующих налоговых и т.п. льгот согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 N 12 "О Парке высоких технологий".

 

Заключение договора

 

Особенности субъектного состава влияют также на способ заключения договора, который подчиняется действию Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З "О государственных закупках товаров (работ, услуг)". Вместе с тем во многих случаях проведения конкурсов и других конкурентных процедур не требуется согласно п. 17 перечня случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника, приведенного в приложении к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 N 590 "О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)", а именно в случаях приобретения услуг исполнителей НИОК(Т)Р в рамках: а) государственных, отраслевых и региональных программ, научно-технических программ, государственных программ научных исследований <6>; б) отдельных проектов фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований; в) грантов на выполнение научно-исследовательских работ докторантами, аспирантами и соискателями; г) инновационных проектов, прошедших в установленном законодательством порядке государственную научную и (или) государственную научно-техническую экспертизу; д) выполнения планов научных исследований и разработок общегосударственного, отраслевого назначения, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности республиканских органов государственного управления, Национальной академии наук Беларуси; е) выполнения научных исследований и разработок по развитию системы научно-технической информации.

--------------------------------

<6> Программы - это комплекс увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения заданий по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований, ОК(Т)Р, завершающихся созданием новой или усовершенствованной технологии, видов товарной продукции или услуг, а также организационно-технических решений производственного, административного, коммерческого или иного характера, освоением (внедрением) в производстве разработанных инноваций и выпуском на этой основе вновь освоенной продукции. Программы разрабатываются по приоритетным направлениям научно-технической деятельности и могут являться научным обеспечением государственных народнохозяйственных и социальных программ. См. Положение о порядке разработки, финансирования и выполнения государственных программ научных исследований, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2010 N 1196 "О некоторых вопросах регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности", а также Положение о порядке разработки и выполнения научно-технических программ, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2005 N 961 "Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных положений".

 

Еще одним специфическим требованием на стадии заключения является государственная регистрация НИОК(Т)Р <7> в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 N 356 "О государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ" (далее - Указ N 356). Им, в частности, определяются порядок государственной регистрации НИОК(Т)Р и требования к ведению государственного реестра работ. Государственная регистрация работ осуществляется по результатам их экспертизы, которую проводят:

1) республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси - работ, выполняемых организациями, находящимися в ведении (подчинении) этих органов и организаций;

2) Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь - работ заявителей, не находящихся в ведении (подчинении) указанных органов и организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей.

--------------------------------

<7> В данном случае речь идет не о государственной регистрации сделок (ст. 165 ГК) или договоров, а о государственной регистрации работ.

 

Государственная регистрация работ, а также ведение государственного реестра осуществляются государственным учреждением "Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы". Для этого организация-исполнитель в месячный срок с даты заключения договора на выполнение работ (издания приказа руководителя организации-исполнителя о выполнении работы структурным подразделением такой организации) направляет в данное учреждение следующие документы: а) регистрационную карту на выполняемую работу по форме, утверждаемой Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь <8>; б) копию договора на выполнение этой работы (при его наличии); в) техническое (научное) задание или технико-экономическое обоснование этой работы; г) календарный план на проведение работы, утвержденный руководителем организации-исполнителя.

--------------------------------

<8> См. приказ Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 06.08.2009 N 219 "Об утверждении форм документов, связанных с государственной регистрацией научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ".

 

Пункт 5 Положения о порядке проведения экспертизы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2006 N 1283 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. N 356", предусматривает, что срок проведения экспертизы работ не должен превышать 10 рабочих дней со дня их поступления в соответствующий государственный орган.

Наконец, особенностью данного вида договора является наличие предварительно составленного заказчиком технического задания, включающего следующие условия: 1) основание для выполнения НИР, наименование документа, на основании которого выполняется работа); 2) сроки выполнения (указываются начальный и конечный сроки); 3) цель, задачи и исходные данные для выполнения НИР; 4) этапы НИР; 5) основные требования к результатам НИР (технические, экономические и др.); 6) способ реализации НИР; 7) перечень документации, предъявляемой по окончании НИР; 8) порядок рассмотрения, сдачи и приемки НИР (необходимость рецензирования, рассмотрения на научно-техническом совете исполнителя, составления отчетов по этапам НИР и их приемки комиссией); 9) требования по обеспечению конфиденциальности; 10) приложения (см. форму технического задания на выполнение НИР по договору согласно приложению 1 к примерной форме договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, финансируемых полностью или частично за счет государственных средств, утвержденной постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 26.07.2013 N 12 (далее - Примерная форма договора)).

 

Обязанности сторон

 

Обязанностями исполнителя по договору на выполнение НИОК(Т)Р являются:

1) выполнение работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передача заказчику результата в предусмотренный договором срок;

2) согласование с заказчиком необходимости использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;

3) устранение своими силами и за свой счет допущенных по его вине в выполненных работах недостатков, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре;

4) незамедлительное информирование заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы;

5) гарантирование заказчику передачи полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц (ст. 727 ГК).

Обязанности заказчика:

1) передача исполнителю необходимой для выполнения работы информации;

2) принятие результатов выполненных работ и их оплата.

Кроме того, договором может быть также предусмотрена обязанность заказчика выдать исполнителю техническое задание и согласовать с ним программу (технико-экономические параметры) или тематику работ (ст. 728 ГК).

Хотя договор на выполнение НИОК(Т)Р не является разновидностью договора подряда, а соотносится с ним как равный с равным, к нему в силу прямого указания ст. 732 ГК применяются также некоторые нормы ГК касательно договора подряда о: а) начальном, конечном и промежуточном сроках выполнения работ (ст. 662 ГК); б) цене работы, твердой и приблизительной смете (ст. 663 ГК) <9>; в) последствиях неявки заказчика за получением результата работы (ст. 693 ГК).

--------------------------------

<9> Для бюджетного финансирования см. постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 15.10.2010 N 111 "Об установлении перечня и форм документов для формирования проекта республиканского бюджета и составления бюджетных смет по финансированию научной, научно-технической и инновационной деятельности"; Инструкцию о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2009 N 8 "О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций".

 

Цена работ (п. 9 - 10 Примерной формы договора) является приблизительной - исчисляется исходя из цен, тарифов, тарифных ставок (окладов), действующих на момент подписания договора. При существенном возрастании в период действия договора стоимости материалов и оборудования, используемых исполнителем для выполнения работы, а также при возрастании в установленном порядке размеров оплаты труда работников цена работы может изменяться с учетом этих обстоятельств. Оплата производится после приемки работы в течение выбранного сторонами срока.

Приемка работы (каждого этапа) оформляется путем направления исполнителю: а) акта сдачи-приемки работы (этапа); б) комплекта научной, технической и иной документированной информации, предусмотренной и оформленной отчетом; в) акта (протокола) комиссии по приемке опытных (головных) образцов партий, изготовленных по договору (для договоров, выполнение которых предусматривает приемочные испытания опытных (головных) образцов (партий) новой техники).

Специфическими обязанностями сторон являются поддержание конфиденциальности в отношении сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов (ст. 725 ГК) <10>, а также дополнительное оформление передачи результатов выполненных работ (ст. 726 ГК).

--------------------------------

<10> Очевидна определенная коллизия норм ст. 725 ГК с требованием о государственной регистрации НИОК(Т)Р.

 

На такого рода сведения может распространяться режим охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (ст. 139 ГК), служебной и коммерческой тайны (ст. 140 ГК). Правовая охрана в одних случаях наступает автоматически в силу создания (объекты авторского права, например компьютерные программы и базы данных), в других - такие объекты нуждаются в определенных действиях по охране (служебная и коммерческая тайна, ноу-хау), в третьих - требуют более серьезных формальностей вплоть до получения свидетельства (топологии интегральных микросхем) или патента (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения).

Во многих случаях дополнительно к договору на выполнение НИОК(Т)Р потребуется заключение лицензионного договора (исключительная либо неисключительная лицензия) либо договора об уступке исключительных прав (если договором о выполнении НИОК(Т)Р предусмотрено, что патент оформляется на имя исполнителя). Все эти вопросы должны изначально определяться в договоре на выполнение НИОК(Т)Р <11>. При этом изначально подразумевается, что после передачи результатов НИОК(Т)Р заказчику исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд, исключая деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от использования результатов работ (п. 2 ст. 726 ГК).

--------------------------------

<11> Пункт 20 Примерной формы договора предусматривает опцию, в соответствии с которой имущественные права могут принадлежать: а) заказчику; б) совместно заказчику и исполнителю; в) исполнителю - резиденту Республики Беларусь.

 

В случаях, когда НИОК(Т)Р проводятся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов <12>, в том числе средств государственных целевых бюджетных фондов, а также за счет средств государственных внебюджетных фондов <13>, действуют также нормы Указа Президента Республики Беларусь от 04.02.2013 N 59 "О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств" (далее - Указ N 59). Он, в частности, предусматривает, что существенными условиями договора на выполнение НИОК(Т)Р помимо иных условий в соответствии с законодательными актами являются:

- определение обладателя (обладателей) имущественных прав на результаты научной и научно-технической деятельности, созданные полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов (далее - результаты НТД);

- право (отсутствие права) использования сторонами договора создаваемых результатов НТД для собственных нужд, а также определение порядка и условий реализации этого права;

- предоставление (непредоставление) государственному заказчику (головной организации-исполнителю) права требования от исполнителя, который в соответствии с актами законодательства имеет право на получение охранного документа или которому выдан охранный документ на результаты НТД, являющиеся объектом права промышленной собственности, передачи права на получение охранного документа либо его уступки в порядке, установленном актами законодательства;

- обязанность исполнителя (головной организации-исполнителя), являющегося обладателем имущественных прав, осуществить коммерциализацию результатов НТД в течение года после создания данных результатов (в случаях предоставления правовой охраны результатам НТД способным к правовой охране в качестве объектов права промышленной собственности после получения охранного документа, - в течение года со дня получения такого охранного документа в соответствии с законодательством);

- обязанность исполнителя (головной организации-исполнителя), являющегося обладателем имущественных прав на результаты НТД, в месячный срок безвозмездно полностью передать государственному заказчику имущественные права на результаты НТД в случае, если исполнителем (головной организацией-исполнителем) не осуществлена коммерциализация данных результатов в течение года после их создания (в случаях предоставления правовой охраны результатам НТД, способным к правовой охране в качестве объектов права промышленной собственности после получения охранного документа, - в течение года со дня получения такого охранного документа в соответствии с законодательством).

--------------------------------

<12> Бюджетный кодекс Республики Беларусь в ст. 44, 45, 47 предусматривает, что из республиканского бюджета финансируются фундаментальные научные исследования, а также прикладные исследования в области общегосударственной деятельности, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности, связанные с национальной экономикой, социальной политикой, физической культурой, спортом, средствами массовой информации, здравоохранением, охраной окружающей среды, жилищно-коммунальными услугами, дорожным хозяйством и др. Из областных бюджетов и бюджета г. Минска финансируются прикладные исследования в области общегосударственной деятельности, направленные на реализацию функций облисполкомов и Мингорисполкома соответственно. См. также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.2010 N 1326 "О некоторых вопросах финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности".

<13> См. Положение о порядке формирования и использования фондов специального назначения для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.06.1998 N 892.

 

В то же время следует учитывать, что в договорах на выполнение НИОК(Т)Р предметом являются работы, а не результаты интеллектуальной деятельности. Если стороны хотят сделать результаты интеллектуальной деятельности предметом договора, а не его "побочным продуктом", то вместо договора на выполнение НИОК(Т)Р они могут заключить договор о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности, по которому автор принимает на себя обязательство создать в будущем произведение, изобретение или иной результат интеллектуальной деятельности и предоставить заказчику, не являющемуся его работодателем, исключительные права на использование этого результата (п. 1 ст. 986 ГК). Такой договор должен определять характер подлежащего созданию результата интеллектуальной деятельности, а также цели либо способы его использования. Стороной такого договора (в отличие от договора на выполнение НИОК(Т)Р) выступает физическое лицо <14>.

--------------------------------

<14> Авторство может принадлежать только физическому лицу, трудом которого объект создан (см. п. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 16.12.2002 N 160-З "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы"; ст. 4 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 N 262-З "Об авторском праве и смежных правах").

 

Статья 986 ГК накладывает два ограничения на условия договора о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности: 1) договоры, обязывающие автора предоставлять какому-либо лицу исключительные права на использование любых результатов интеллектуальной деятельности, которые этот автор создаст в будущем, ничтожны; 2) условия договора, ограничивающие автора в создании в будущем результатов интеллектуальной деятельности определенного рода либо в определенной области, признаются недействительными.

 

Риски и ответственность

 

Одним из существенных признаков договора на выполнение НИОК(Т)Р является своеобразное распределение рисков между сторонами: согласно п. 3 ст. 723 ГК, если иное не предусмотрено законодательством или договором, риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение НИОК(Т)Р несет заказчик. Как мы уже отмечали, в отличие от договора подряда, где предметом договора является результат работ, предметом договора на выполнение НИОК(Т)Р являются работы как таковые. Поэтому согласно ст. 729 - 730 ГК:

1) если в ходе НИР обнаруживается невозможность достижения результатов вследствие обстоятельств, не зависящих от исполнителя, заказчик обязан оплатить стоимость работ, проведенных до выявления невозможности получить предусмотренные договором на выполнение НИР результаты, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в договоре;

2) если в ходе выполнения ОК(Т)Р обнаруживается возникшая не по вине исполнителя невозможность или нецелесообразность продолжения работы, заказчик обязан оплатить понесенные исполнителем затраты.

Ответственность исполнителя перед заказчиком за нарушение договора наступает по началу вины (п. 1 ст. 731 ГК), что в целом не характерно для коммерческих (предпринимательских) договоров, предусматривающих безвиновную ответственность за неисполнение (п. 3 ст. 372 ГК). Объем ответственности также ограничен за счет исключения упущенной выгоды, а также локализации ответственности стоимостью работ, в которых выявлены недостатки. Впрочем, договором его можно корректировать (п. 2 ст. 731 ГК).

 

Финансовые аспекты

 

Порядок бухгалтерского учета регламентирован прежде всего Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 N 25 "О некоторых вопросах бухгалтерского учета" (далее - Инструкция N 25), которая предусматривает, что в случае достижения результатов работ соответствующие активы и имущественные права отражаются в качестве нематериальных активов при выполнении следующих условий признания:

1) активы: а) они идентифицируемы, то есть отделимы от других активов организации; б) предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления в пользование; в) организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам; г) активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев; д) организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения; е) первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена;

2) имущественные права на результаты научно-технической деятельности: а) организацией предполагается завершить создание нематериального актива; б) организацией определена возможность использования создаваемого нематериального актива в своей деятельности, его реализации или передачи по лицензионным (авторским) договорам; в) документально подтверждены затраты на создание нематериального актива и приведение его в состояние, пригодное для использования; г) организация предполагает получение экономических выгод от использования нематериального актива в своей деятельности, его реализации или передачи по лицензионным (авторским) договорам и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам.

При невыполнении любого из указанных выше условий признания произведенные организацией затраты признаются расходами (п. 4 - 6 Инструкции N 25) <15>.

--------------------------------

<15> Аналогично в налоговом учете: согласно подп. 2.7 п. 2 ст. 130 НК затраты на НИОК(Т)Р отражаются в затратах по производству и реализации товаров (работ, услуг) в случае, если результатом их выполнения не стало создание амортизируемого имущества (нематериальных активов). Причем для НИОК(Т)Р, зарегистрированных в государственном реестре согласно Указу N 356, такие затраты могут отражаться с применением повышающего коэффициента до 1,5 включительно.

 

Имеется целый ряд налоговых льгот по НИОК(Т)Р:

1) освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь НИОК(Т)Р, зарегистрированных в государственном реестре в установленном порядке (подп. 1.23 п. 1 ст. 94 НК);

2) до 01.01.2016 капитальные строения (здания, сооружения), их части научных организаций, научно-технологических парков, центров трансфера технологий освобождены от уплаты налога на недвижимость (подп. 1.23 п. 1 ст. 186 НК), а земельные участки - от уплаты земельного налога (подп. 1.31 п. 1 ст. 194 НК);

3) физические лица, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, - имеют право на профессиональный налоговый вычет по подоходному налогу в размере фактически понесенных расходов либо по нормативу (подп. 1.3 п. 1 ст. 168 НК).

Другой особенностью является то, что днем выполнения НИОК(Т)Р для целей исчисления НДС признается последний день месяца выполнения работ. При неподписании заказчиком актов выполненных работ за отчетный месяц до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, днем выполнения НИОК(Т)Р признается день подписания заказчиком актов выполненных работ (п. 7 ст. 100 НК).

При выполнении НИОК(Т)Р в рамках внешнеэкономической деятельности местом реализации работ для целей исчисления косвенных налогов признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) либо его филиал (представительство) осуществляет на ней свою деятельность или Республика Беларусь является местом его нахождения (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК). При этом в налоговом законодательстве определения данных работ имеют свою специфику: а) НИР - проведение научных исследований, обусловленных техническим заданием заказчика; б) опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы - разработка образца нового изделия, конструкторской документации для него или новой технологии.

Объектом налогообложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, по ставке 15 процентов признаются доходы от выполнения НИОК(Т)Р, разработки конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию) товаров, от изготовления и испытания опытных образцов (опытной партии) товаров, предпроектных и проектных работ (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и иные аналогичные работы), полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь (подп. 1.8 п. 1 ст. 146 НК).

Отдельный перечень налоговых и прочих финансовых льгот предоставлен для инновационной деятельности, осуществляемой в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.07.2012 N 425-З "О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь". Впрочем, понятия "инновации" и "инновационная деятельность", используемые в нем, выходят за рамки собственно НИОК(Т)Р, речь идет, скорее, об использовании их результатов в процессе производства и т.д.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.