Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ: ПРОЦЕДУРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ





ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

 

Ю.А.ФЕДОРОВА,

старший преподаватель

кафедры гражданского права

юридического факультета

Белорусского государственного

университета

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 28 января 2015 г.

 

Значение дизайна в сфере промышленности и формы

его правовой охраны

 

В условиях развития рыночных отношений особое значение для производителей и продавцов приобретает дизайн товара и его упаковки, т.е. их художественное или художественно-конструкторское решение. Дизайн зачастую позволяет не только улучшить свойства товара и (или) его упаковки, но и повысить уровень его узнаваемости среди потребителей, как следствие, уровень его продажи и получаемых от его реализации доходов.

Принимая во внимание значение дизайна для развития производства и торговли, государства стараются установить эффективный механизм его правовой охраны, максимально простой и надежный. При этом они предусматривают различные возможности для охраны дизайна, а также их сочетания: во-первых, авторско-правовую охрану дизайна в качестве произведения искусства в широком смысле, во-вторых, его охрану в качестве товарного знака, т.е. средства индивидуализации товара или его упаковки, в-третьих, его охрану в качестве непосредственно промышленного образца, т.е. объекта патентного права. Допуская ту или иную форму правовой охраны дизайна товара и его упаковки или их сочетание, законодательство отдельных государств исходит не только из подходов к охране дизайна в области промышленности, принятых в мировом сообществе, но и из своих национальных интересов. При этом, по меньшей мере, они обеспечивают охрану такого дизайна средствами патентного права в качестве промышленного образца.



 

Международно-правовые предпосылки охраны

промышленных образцов

 

В соответствии со статьей 5-quinquies Парижской конвенции по охране промышленной собственности (заключена в г. Париже 20.03.1883) (далее - Парижская конвенция) страны - участницы Парижской конвенции приняли на себя обязательство охранять промышленные образцы [1]. Таких стран-участниц сегодня насчитывается 176 [2]. Таким образом, большинство стран мира в настоящее время предоставляет охрану указанным объектам патентного права.



Система правовой охраны промышленных образцов может иметь один из следующих статусов:

статус национальной системы правовой охраны, т.е. системы, основанной на актах национального законодательства;

статус региональной системы правовой охраны, т.е. системы, основанной на международном договоре, учреждающем соответствующую региональную систему правовой охраны промышленных образцов [3];

статус международной системы правовой охраны, т.е. системы, основанной на Гаагском соглашении о международной регистрации промышленных образцов (подписано в г. Гааге 06.11.1925) [4] (далее - Гаагское соглашение).

Основанием правовой охраны промышленных образцов в соответствии с любой из названных систем является процедура их регистрации в уполномоченном органе или иной организации. Поскольку процедуры регистрации промышленных образцов отличаются в зависимости от применяемой системы правовой охраны данных объектов патентного права, интересным представляется их детальное рассмотрение. Вместе с тем с учетом того, что Республика Беларусь не является участницей межгосударственных объединений, использующих региональные системы правовой охраны промышленных образцов, в настоящей статье автором рассмотрены процедуры регистрации промышленных образцов в рамках национальной и международной систем их правовой охраны. Первую мы рассмотрим на примере процедуры, применяемой по законодательству Республики Беларусь. Вторая, как было упомянуто ранее, основывается на положениях Гаагского соглашения. Последнее не только облегчает процедуру патентования промышленных образцов на территориях стран - его участниц, но и администрируется Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), членом которой является наша страна. Республика Беларусь пока не является участницей Гаагского соглашения.



 

Особенности национальной процедуры регистрации

промышленных образцов

 

В соответствии с частью первой пункта 1 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 16.12.2002 N 160-З "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы" (далее - Закон) промышленным образцом, которому предоставляется правовая охрана, признается художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, являющееся новым и оригинальным [5]. При этом под изделием понимается предмет промышленного или кустарного производства. Согласно пункту 2 статьи 4 Закона правовая охрана в качестве промышленных образцов не предоставляется решениям, обусловленным исключительно технической функцией изделия, и решениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали. Кроме того, в силу упомянутой нормы Закона в качестве промышленных образцов не патентуются объекты архитектуры, кроме малых архитектурных форм, печатная продукция как таковая, объекты неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих и им подобных веществ.

Национальная процедура предоставления правовой охраны промышленному образцу базируется на положениях главы 4 "Получение патента" Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона процедура патентования промышленного образца начинается с подачи заявки на выдачу патента на промышленный образец в патентное ведомство. Заявка подается заявителем (заявителями), т.е. лицом (лицами), обладающим (обладающими) правом на получение патента в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона. При этом подача заявки в патентное ведомство, ведение дел с патентным ведомством могут осуществляться заявителем самостоятельно либо через патентного поверенного, зарегистрированного в патентном ведомстве.

В силу пункта 1 статьи 15 Закона заявка на выдачу патента на промышленный образец должна относиться к одному промышленному образцу или группе промышленных образцов, принадлежащих к одному классу Международной классификации промышленных образцов, учрежденной Локарнским соглашением (подписано в г. Локарно 08.10.1968) [6] (далее - Международная классификация промышленных образцов). При этом заявка согласно пункту 2 статьи 15 Закона должна содержать: заявление о выдаче патента; комплект изображений, дающих полное детальное представление о внешнем виде изделия; описание промышленного образца, включающее его существенные признаки. К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, его формы и конфигурации, орнамента и сочетания цветов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона дата подачи в патентное ведомство заявки устанавливается по дате поступления документов, необходимых для установления приоритета в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона, а если указанные документы представлены не одновременно - по дате поступления последнего из названных документов.

В силу пункта 4 статьи 15 Закона одновременно с заявкой на выдачу патента на промышленный образец или в течение двух месяцев с даты поступления заявки в патентное ведомство представляется документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере или освобождение от уплаты патентной пошлины. Вместо указанных документов в патентное ведомство может быть представлен документ, подтверждающий частичную уплату патентной пошлины, вместе с документами, подтверждающими наличие оснований для уменьшения ее размера. В случае непредставления в установленный срок указанных документов патентным ведомством принимается решение об отказе в принятии заявки на выдачу патента на промышленный образец.

Экспертиза заявки проводится патентным ведомством в соответствии со статьей 24 Закона и Положением о порядке составления заявки на выдачу патента на промышленный образец, проведения по ней экспертизы и вынесения решения по результатам экспертизы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2011 N 121 [7]. Особенностью национальной процедуры регистрации промышленного образца является то, что согласно пункту 2 статьи 24 Закона при экспертизе заявки проверка соответствия заявленного промышленного образца условиям патентоспособности, установленным Законом (условиям новизны и оригинальности), не осуществляется. В силу пункта 3 статьи 24 Закона в ходе проведения экспертизы заявки проверяются наличие необходимых документов, соблюдение установленных требований к ним и рассматривается вопрос о том, относится ли заявленное решение к объектам, охраняемым в качестве промышленных образцов. В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона экспертиза заявки проводится в течение трех месяцев с даты поступления заявки в патентное ведомство.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона на основании решения о выдаче патента и при условии уплаты патентной пошлины в установленном размере патентное ведомство производит регистрацию промышленного образца в Государственном реестре промышленных образцов Республики Беларусь. В течение шести месяцев после этого в силу пункта 1 статьи 29 Закона патентное ведомство публикует сведения о патенте на промышленный образец в официальном бюллетене, в течение пяти дней с этого момента выдает патент на промышленный образец (пункт 1 статьи 30 Закона). Патент в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона удостоверяет охраняемое государством право на промышленный образец и действует согласно абзацам первому, четвертому части первой пункта 3 статьи 1 Закона с даты подачи заявки в течение десяти лет. Данный срок может быть продлен по ходатайству патентообладателя, но не более чем на пять лет.

 

Особенности международной процедуры регистрации

промышленных образцов

 

Международная процедура предоставления правовой охраны промышленному образцу основывается на положениях Гаагского соглашения, пересмотренного несколько раз, в том числе 28 ноября 1960 г. (далее - Гаагский акт) и 2 июля 1999 г. (далее - Женевский акт). Именно данные две редакции Гаагского соглашения являются действующими в настоящее время.

Участниками Гаагского соглашения (Гаагского и Женевского актов вместе) являются 62 договаривающиеся стороны. Участниками Гаагского соглашения (Гаагского акта) являются 34 государства. Участниками Гаагского соглашения (Женевского акта) являются 47 договаривающихся сторон (государства и международные организации), в том числе Французская Республика, Швейцарская Конфедерация, Республика Польша. Заявители - резиденты данных стран только в 2013 году подали в патентное ведомство нашей страны 42 заявки, что составило 31,1% от заявок, поданных иностранными заявителями в целом [8]. В настоящее время возможность присоединения к Гаагскому соглашению рассматривают такие страны, как Китайская Народная Республика, Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки [9]. Заявители - резиденты США подали в патентное ведомство Республики Беларусь в 2013 году 12 заявок, что составило 8,9% от всех поданных иностранными заявителями заявок. А заявители - резиденты Российской Федерации - 43 заявки, что составило 31,9% от заявок, поданных в патентное ведомство Республики Беларусь иностранными заявителями.

Основная задача Гаагского соглашения - упростить систему приобретения и поддержания правовой охраны в отношении промышленных образцов. Данная задача решается путем установления наднационального правового регулирования соответствующих процедурных отношений. Страна, присоединившаяся к Гаагскому соглашению, принимает на себя обязательство предоставлять правовую охрану промышленным образцам на основании их регистрации в соответствии с положениями этого международного договора.

В соответствии со статьей 3 Гаагского соглашения воспользоваться системой международной регистрации промышленных образцов, подав заявку, именуемую международной заявкой, может физическое лицо, являющееся гражданином государства, которое является договаривающейся стороной Гаагского соглашения, или государства - члена межправительственной организации, которая является его договаривающейся стороной. Это же право предоставляется физическому или юридическому лицу, имеющему постоянное или обычное местожительство на территории договаривающейся стороны Гаагского соглашения или имеющему на этой территории действительное и нефиктивное промышленное или торговое предприятие. Подать международную заявку заявитель вправе даже в том случае, если до этого он не подал национальную заявку в отношении решения, для которого испрашивается правовая охрана в качестве промышленного образца, в патентное ведомство страны, резидентом которой он является.

Согласно статье 4 Гаагского соглашения международная заявка может быть подана по выбору заявителя либо непосредственно в Международное бюро (Международное бюро ВОИС), в том числе посредством системы электронной подачи заявки, либо через патентное ведомство договаривающейся стороны заявителя.

В силу статьи 5 Гаагского соглашения международная заявка должна быть составлена на предписанном языке или на одном из предписанных языков (английском, французском или испанском). Требования к международной заявке и сопровождающим ее документам установлены статьей 5 Гаагского соглашения и Общей инструкцией к нему. При этом в соответствии с пунктом 1 указанной статьи Гаагского соглашения в заявке должны содержаться названия государств - участников данного международного договора, на территории которых испрашивается правовая охрана промышленного образца. В силу пункта 4 указанной статьи Гаагского соглашения заявитель вправе в одной международной заявке указать не только один, но два или более образца, в отношении которых испрашивается охрана в качестве промышленных образцов (согласно правилу 7 Общей инструкции к Гаагскому соглашению количество промышленных образцов не должно превышать 100). Вместе с тем в силу пункта 7 правила 7 Общей инструкции к Гаагскому соглашению все они должны относиться к одному классу Международной классификации промышленных образцов.

Международная заявка в силу пункта 1 статьи 5 Гаагского соглашения подается при условии уплаты определенного набора патентных пошлин. Достоинством системы является то, что эти пошлины уплачиваются в одной валюте (согласно правилу 28 Общей инструкции к Гаагскому соглашению - швейцарских франках) и в пользу одного субъекта. Такими патентными пошлинами согласно статье 7 Гаагского соглашения, правилу 12 Общей инструкции к Гаагскому соглашению являются: основная пошлина; стандартная пошлина за указание в отношении каждой договаривающейся стороны или вместо такой пошлины индивидуальная пошлина за указание соответствующей договаривающейся стороны Гаагского соглашения, выбравшей индивидуальную пошлину за указание; пошлина за публикацию. Кроме того, патентное ведомство договаривающейся стороны Гаагского соглашения может требовать от заявителя уплаты патентной пошлины за пересылку любой международной заявки, поданной через это патентное ведомство (пункт 2 статьи 4 Гаагского соглашения).

В соответствии с правилом 14 Общей инструкции к Гаагскому соглашению Международное бюро ВОИС проводит экспертизу лишь документов международной заявки. Если оно устанавливает, что документы международной заявки не соответствуют предусмотренным Гаагским соглашением и Общей инструкцией к нему требованиям, заявителю предлагается внести в них необходимые изменения. Согласно пункту 1 статьи 10 Гаагского соглашения Международное бюро ВОИС регистрирует каждый промышленный образец, являющийся объектом международной заявки, в международном реестре незамедлительно после получения этой заявки или, если заявителю предложено внести в международную заявку исправления, незамедлительно после получения необходимых исправлений. В силу пункта 2 статьи 10 Гаагского соглашения датой международной регистрации промышленного образца при этом по общему правилу считается дата подачи международной заявки.

После регистрации промышленного образца Международное бюро ВОИС на основании пункта 1 правила 15 Общей инструкции к Гаагскому соглашению высылает владельцу международной регистрации соответствующее свидетельство; патентным ведомствам указанных в международной заявке договаривающихся сторон на основании пункта 5 статьи 10 Гаагского соглашения - экземпляр международной регистрации с документами, сопровождающими международную заявку. Если патентные ведомства указанных договаривающихся сторон Гаагского соглашения в установленный срок не откажут в признании действия международной регистрации промышленного образца (промышленных образцов), являющегося объектом (объектами) международной заявки, международная регистрация в силу пункта 1 статьи 14 Гаагского соглашения будет иметь в них силу национальной регистрации промышленного образца. Отказ в признании действия международной регистрации отдельными указанными в международной заявке договаривающимися сторонами не влечет автоматический отказ в признании ее действия на территории других указанных договаривающихся сторон.

В соответствии со статьей 17 Гаагского соглашения международная регистрация промышленного образца действует в течение пяти лет, считая с даты международной регистрации. Данный срок может быть продлен при условии уплаты соответствующих патентных пошлин на дополнительные периоды по пять лет. При этом предельный срок охраны промышленного образца (промышленных образцов), являющегося (являющихся) объектом (объектами) международной регистрации, как правило, составляет пятнадцать лет.

Согласно пункту 3 статьи 10 Гаагского соглашения Международное бюро ВОИС публикует сведения о международной регистрации, что считается достаточным для всех договаривающихся сторон Гаагского соглашения.

Гаагское соглашение регламентирует и иные процедурные вопросы, связанные с предоставлением промышленным образцам правовой охраны на международном уровне. Кроме того, положения Гаагского соглашения также формируют единую систему поддержания правовой охраны промышленных образцов, зарегистрированных по международной системе, в силе и внесения в нее необходимых изменений.

 

Преимущества применения международной процедуры регистрации

промышленных образцов

 

Как было упомянуто ранее, Гаагское соглашение, лежащее в основе международной системы правовой охраны промышленных образцов, содержит положения процедурного характера. Оно не включает нормы материального права, например нормы, устанавливающие условия охраноспособности промышленных образцов, содержание личных неимущественных и имущественных прав на промышленные образцы, основания признания регистрации промышленного образца недействительной и др. Установление норм материального характера - прерогатива государств или международных организаций - участников Гаагского соглашения.

Задача Гаагского соглашения - предоставить субъектам, заинтересованным в продвижении своего товара прежде всего на зарубежных рынках, более удобную процедуру регистрации промышленных образцов по сравнению с уже существующими национальными системами. Процедура по Гаагскому соглашению позволяет преодолеть сложности, объективно возникающие при обращении в несколько национальных патентных ведомств в соответствии с национальными актами законодательства, действующими на территории каждого из них.

Заявитель в рамках международной системы приобретает возможность получить правовую охрану промышленного образца (промышленных образцов) на территории одной или нескольких стран посредством обращения, в том числе с использованием электронной системы подачи международной заявки, с одной заявкой, составленной на одном языке, в одно ведомство, уплатив набор патентных пошлин в одной валюте. Обладатель международной регистрации в отношении промышленного образца (промышленных образцов) приобретает возможность в аналогичном упрощенном порядке принимать меры по поддержанию правовой охраны промышленного образца (промышленных образцов) в силе, а также вносить в международную регистрацию необходимые изменения. При этом на территории каждого указанного в международной заявке государства при условии, что оно не отказало в признании международной регистрации промышленного образца, объем правовой охраны последнего определяется национальным законодательством соответствующего государства. Это означает, что последствия предоставления промышленному образцу правовой охраны по международной процедуре в целом не отличаются от последствий предоставления такой охраны согласно актам национального законодательства. Такая охрана признается равной охране, предоставленной на основании актов национального законодательства. В то же время издержки на приобретение правовой охраны и ее поддержание в силе существенно сокращаются. Это обусловлено отсутствием необходимости открытия и обслуживания дополнительных расчетных счетов в разных видах валюты, перевода документов заявки на требуемый национальный язык, обращения к патентным ведомствам через национальных патентных поверенных и др.

Вместе с тем при отсутствии возможности воспользоваться процедурой на основании Гаагского соглашения заявитель вправе приобрести правовую охрану промышленного образца на территории нескольких стран, как правило, только посредством обращения в национальные ведомства соответствующих государств с отдельными заявками, составленными на принятых в них государственных языках, уплатив патентные пошлины в соответствующих национальных валютах. Заявитель также обязан соблюсти и иные требования национальных законодательств каждой страны, предъявляемые к процедурам патентования данного объекта патентного права.

Присоединение Республики Беларусь к Гаагскому соглашению позволит товаропроизводителям - резидентам нашей страны воспользоваться процедурно упрощенной системой регистрации промышленных образцов на территории от 34 до 62 сторон Гаагского соглашения. Стороной Гаагского соглашения (Женевского акта) в том числе является Европейский союз в целом. Следует также отметить, что в условиях развития Евразийского экономического союза, повышения уровня экспорта товаров отечественных производителей в Российскую Федерацию и высказываемого последней намерения присоединиться к Гаагскому соглашению присоединение Республики Беларусь к данному международному договору позволит производителям повысить уровень охраны экономических интересов в отношении товаров, реализуемых на территории названного государства.

 

Присоединение Республики Беларусь к Гаагскому соглашению

и государственные интересы

 

Предоставляемые Гаагским соглашением возможности приобретения трансграничной правовой охраны промышленных образцов в упрощенном порядке, несомненно, должны быть определяющими при решении вопроса о присоединении страны к данному международному договору. Вместе с тем необходимо помнить, что помимо возможностей, предоставляемых Гаагским соглашением отечественным субъектам, такие же возможности оно предоставляет и иностранным субъектам - резидентам сторон - его участниц в отношении нашей государственной территории. Поэтому, оценивая плюсы и минусы, а также целесообразность присоединения к Гаагскому соглашению, разумным является анализ существующей статистики в области патентования промышленных образцов.

За период с 1993 по 2013 год всего в патентное ведомство Республики Беларусь поступило 3516 заявок на выдачу патентов Республики Беларусь на промышленные образцы. В 2013 году поступило 330 из указанных заявок, из них 135 заявок - от иностранных заявителей. По сравнению с 2012 годом количество поступивших заявок на выдачу патентов Республики Беларусь на промышленные образцы увеличилось на 10 заявок [8]. В Молдове, которая является участницей Гаагского соглашения с 1994 года, в 2013 году в патентное ведомство поступила 381 заявка на регистрацию промышленных образцов (300 заявок - в 2012 году), из них 261 заявка поступила по процедуре Гаагского соглашения (181 заявка - в 2012 году). Абсолютное большинство заявок, поданных по национальной процедуре, было подано заявителями - резидентами Молдовы (94%) [10]. В Российской Федерации, которая планирует присоединиться к Гаагскому соглашению, в 2013 году в патентное ведомство поступили 4994 заявки (4640 заявок - в 2012 году), из них 3092 заявки - от иностранных заявителей (2712 заявок - в 2012 году) [11]. В Китайской Народной Республике в 2013 году в патентное ведомство поступили национальные заявки, содержащие заявления о регистрации почти 660000 промышленных образцов [12]. По процедуре Гаагского соглашения в 2013 году в Международное бюро ВОИС подано 2990 международных заявок (на 14,8% больше, чем в 2012 году), по которым истребовалась охрана 13172 промышленных образцов (на 5,8% больше, чем в 2012 году) [13].

Анализ приведенных статистических данных свидетельствует о мировой тенденции увеличения количества заявок на выдачу патентов на промышленные образцы и, как следствие, повышения уровня интереса к охране указанных объектов права интеллектуальной собственности как в рамках национальных процедур, так и в рамках международной процедуры по Гаагскому соглашению. В связи с этим присоединение к последнему является для Республики Беларусь интересным с точки зрения формирования положительного имиджа государства как внутри страны, так и на мировой арене; имиджа государства, содействующего охране прав интеллектуальной собственности своих субъектов за рубежом и иностранных субъектов на своей территории. Последнее особенно актуально, поскольку в условиях формирования Евразийского экономического союза, одной из задач которого является обеспечение режима свободного перемещения товаров на территории стран - его участниц, Республика Беларусь становится страной, в отношении которой интерес к охране промышленного дизайна потенциально возрастает.

Помимо формирования и поддержания положительного имиджа государства несомненный интерес для нашей страны представляют возможности пополнения бюджета в иностранной валюте за счет патентных пошлин, поступающих в Международное бюро ВОИС в рамках международной процедуры регистрации промышленных образцов и поддержания последней в силе.

Согласно правилу 29 Общей инструкции к Гаагскому соглашению любая стандартная или индивидуальная пошлина за указание, уплачиваемая в отношении определенной договаривающейся стороны Гаагского соглашения, зачисляется на счет данной договаривающейся стороны. Этот счет открывается Международным бюро ВОИС, а пошлина зачисляется на него в течение месяца, следующего за месяцем, во время которого была внесена запись о международной регистрации или ее продлении, за которую была уплачена эта пошлина. В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 перечня пошлин и сборов Общей инструкции к Гаагскому соглашению (далее - перечень) стандартная пошлина за указание для договаривающейся стороны, патентное ведомство которой проводит экспертизу заявки, аналогичную той, которую проводит патентное ведомство Республики Беларусь, составляет 42 швейцарских франка за один промышленный образец. Пошлина за каждый дополнительный промышленный образец в международной заявке при этом составляет 2 швейцарских франка.

Следует отметить, что размеры стандартных пошлин за указание договаривающейся стороны Гаагского соглашения в настоящее время ниже, чем размеры патентных пошлин, установленных в пунктах 23 - 26 приложения 23 к Налоговому кодексу Республики Беларусь [14] (далее - НК).

С учетом этого с целью исключить риск недополучения бюджетом Республики Беларусь значительных сумм патентных пошлин при положительном решении вопроса о присоединении нашей страны к Гаагскому соглашению целесообразно воспользоваться возможностью, предоставляемой пунктом 2 статьи 7 Гаагского соглашения, и установить индивидуальные пошлины за указание Республики Беларусь в международной заявке. Размеры данных пошлин могут быть выше, чем размеры стандартных пошлин за указание договаривающейся стороны Гаагского соглашения.

 

Формирование условий для присоединения

к Гаагскому соглашению

 

Говоря о потенциальной возможности присоединения Республики Беларусь к Гаагскому соглашению, необходимо понимать, что недостаточно просто выразить согласие на обязательность для страны его условий. Необходимо провести ряд мероприятий, целью которых станет фактическая готовность и способность нашего государства выполнять обязательства по данному международному договору.

Условно такие мероприятия можно разделить на несколько групп. Первую группу должны составить мероприятия по адаптации национального законодательства в сфере правовой охраны промышленных образцов к положениям Гаагского соглашения. В частности, отдельные изменения должны быть внесены в Закон и НК. Вторую группу должны составить мероприятия, направленные на кадровое обеспечение нового направления деятельности национального патентного ведомства. В частности, целесообразным видится включение в штат патентного ведомства Республики Беларусь специалистов, трудовая функция которых будет непосредственно связана с обеспечением данного направления деятельности патентного ведомства. Третью группу должны составить мероприятия образовательного и методического характера. Необходимо подготовить не только специалистов национального патентного ведомства, деятельность которых будет связана с осуществлением международной процедуры регистрации промышленных образцов, но и иных заинтересованных лиц, в том числе патентных поверенных Республики Беларусь. С учетом изложенного разумным представляется проведение на территории нашей страны серии семинаров с участием представителей ВОИС, разъясняющих аспекты применения положений Гаагского соглашения. Четвертую группу должны составить мероприятия технического характера. В частности, должна быть разработана технология рассмотрения международных заявок в национальном патентном ведомстве, создана автоматизированная система делопроизводства по ним. Следует также возвратиться к вопросу создания электронной системы подачи заявок, в том числе в рамках международной процедуры регистрации промышленных образцов. И, наконец, пятую группу должны составить мероприятия, направленные непосредственно на выражение согласия Республики Беларусь на обязательность для нее условий Гаагского соглашения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности [Электронный ресурс]: 20 марта 1883 г.: пересмотр. 14 июля 1967 г.: с изм. и доп. по сост. на 28 сент. 1979 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2014.

2. World Intellectual Property Organization [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.wipo.int/treaties/ru/StatsResults.jsp?treaty_id=2. - Date of access: 27.12.2014.

3. Стремление к совершенству. Введение в тему "Промышленные образцы для малых и средних предприятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/sme/498/wipo_pub_498.pdf. - Дата доступа: 27.12.2014.

4. Гаагское соглашение о международной регистрации промышленных образцов [Электронный ресурс]: 6 нояб. 1925 г.: пересмотр. 28 нояб. 1960 г., 2 июля 1999 г. - Режим доступа: http://www.wipo.int/treaties/ru/registration/hague. - Дата доступа: 27.12.2014.

5. О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 16 дек. 2002 г., N 160-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2014.

6. Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов [Электронный ресурс]: 8 окт. 1968 г.: с изм. и доп. по сост. на 18 сент. 1979 г. - Режим доступа: http://www.wipo.int/wipolex/ru/wipo_treaties/details.jsp?treaty_id=14. - Дата доступа: 27.12.2014.

7. Об утверждении Положения о порядке составления заявки на выдачу патента на промышленный образец, проведения по ней экспертизы и вынесения решения по результатам экспертизы [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 2 февр. 2011 г., N 121 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2014.

8. Годовой отчет Национального центра интеллектуальной собственности за 2013 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belgospatent.org.by/files/God_otchet_2013.pdf. - Дата доступа: 27.12.2014.

9. Гаагская система международной регистрации промышленных образцов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fips.ru/sitedocs/po_150/12_HS_April_2014_Moscow_finalRU.pdf. - Дата доступа: 27.12.2014.

10. Промышленные рисунки и модели в Республике Молдова, взгляд в будущее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fips.ru/sitedocs/po_150/6_Moldova.pdf. - Дата доступа: 28.12.2014.

11. Подготовка к ратификации Россией Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов. Проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fips.ru/sitedocs/po_150/14_Zhuravlev.pdf. - Дата доступа: 28.12.2014.

12. World intellectual property indicators [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_941_2014.pdf. - Date of access: 28.12.2014.

13. Hague yearly review. International registrations of industrial designs [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/designs/930/wipo_pub_930_2014.pdf. - Date of access: 28.12.2014.

14. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 2009 г.: текст с изм. и доп. на 1 янв. 2014 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2014.

 

 

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.