Сделай Сам Свою Работу на 5

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ 9 глава





Оговорка о том, что право на получение патента может быть передано до даты регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца, означает, что заключение договора об уступке права получения патента возможно как до, так и после подачи заявки на получение патента.

Законодатель не уточняет, каким образом должны быть оформлены отношения между автором (нанимателем автора) и лицом, которому уступается право получения патента. При этом право на получение патента, имеющее имущественный характер, определено как право оборотоспособное. Основанием для перехода права на получение патента к другому лицу является договор. Из содержания данного права можно сделать вывод о том, что распоряжение им возможно только в форме отчуждения. При этом данный договор не является договором уступки исключительного права, предусмотренным ст. 984-1 ГК. Применение правил о цессии также необоснованно, поскольку между лицом, первоначально обладающим правом на получение патента, и патентным органом отсутствует обязательство, в рамках которого возможна уступка права требования. Поэтому данный договор можно квалифицировать как договор особого рода (sui generis), к которому в силу нормы п. 4 ст. 424 ГК должны применяться положения о купле-продаже.



Законодательство не содержит требования об оформлении данного договора в виде отдельного документа. Поэтому условие о передаче права на получение патента может быть включено в другие гражданские договоры (договор подряда, договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР) и др.).

Право на получение патента имеет условный характер в связи с риском признания созданного технического или дизайнерского решения непатентоспособным. Поэтому, если договором, предусматривающим отчуждение права на получение патента, не установлено иное, риск неполучения патента несет лицо, приобретающее это право. Это означает, что приобретатель права на получение патента не вправе требовать от лица, уступившего ему это право, возмещения убытков в случае отказа ему в выдаче патента, если только такое право не вытекает из договора.



Отчуждение права на получение патента не отражается на личном неимущественном праве автора: заявитель, обладающий правом на получение патента, при подаче заявки обязан сообщить сведения о фактическом авторе изобретения, полезной модели, промышленного образца. Нарушение этого условия дает право автору запатентованного решения требовать признания выданного патента недействительным (см. комментарий к ст. 33 Закона).

5. Право на получение патента может принадлежать правопреемнику (правопреемникам) лиц, за которыми признается право на получение патента.

Правила о правопреемстве в отношении права на получение патента применяются в отношении всех субъектов, обладающих этим правом:

1) автора (соавторов);

2) нанимателя автора в отношении служебного объекта промышленной собственности, обладающего правом получения патента;

3) юридического или физического лица (лиц), которому право получения патента было уступлено либо автором, либо нанимателем автора.

Если право получения патента принадлежит физическому лицу, данное право может переходить по наследству. Согласно ст. 1033 ГК в состав наследства входят все права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на момент открытия наследства, существование которых не прекращается его смертью. Право на получение патента, являющееся оборотоспособным правом имущественного характера, входит в состав наследственного имущества.

Особого рассмотрения требует вопрос о возможности применения к праву на получение патента правил о выморочном имуществе. Согласно ст. 1039 ГК, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, либо все они отказались от наследства, наследство признается выморочным. Выморочное имущество переходит в собственность административно-территориальной единицы по месту нахождения соответствующего имущества, входящего в состав наследства. В то же время действующее законодательство не предусматривает механизма осуществления государством переходящего к нему исключительного права.



Если право на получение патента принадлежало юридическому лицу, правопреемство в отношении права на получение патента определяется в соответствии с правилами ст. 54 ГК.

6. Помимо лиц, указанных в п. 2 комментируемой статьи, правом на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец могут обладать и иные субъекты, определенные законодательством.

Во-первых, таким правом обладает заказчик в рамках договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Согласно ст. 726 ГК, если иное не предусмотрено договором, права на результаты работ, в том числе способные к правовой охране, в рамках предмета договора принадлежат заказчику, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд. При этом норма ст. 726 ГК презюмирует право заказчика на полученный результат независимо от того, является ли полученное патентоспособное решение служебным, обладает ли наниматель автора, выступающий в качестве исполнителя по договору, правом на получение патента и было ли это право передано заказчику. Норма ст. 726 ГК о принадлежности прав на результаты работ, подлежащая в силу нормы п. 2 ст. 3 ГК преимущественному применению, отменяет механизм определения правообладателя, предусмотренный комментируемым Законом. Решение проблемы видится в гармонизации норм ст. 726 ГК с законодательством об интеллектуальной собственности. В частности, в патентное законодательство должны быть включены нормы, прямо предусматривающие, что получателем патента может быть заказчик по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, если это предусмотрено договором.

Во-вторых, специальные правила установлены Указом Президента Республики Беларусь от 04.02.2013 N 59 "О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств" (далее - Указ N 59) <139>. Указ N 59 наряду с определением механизма коммерциализации также определяет принадлежность имущественных прав на результаты научной и научно-технической деятельности, созданные полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов. Для целей Указа N 59 под результатами научной и научно-технической деятельности понимаются объекты интеллектуальной собственности, созданные при осуществлении научной и научно-технической деятельности, к числу которых, наряду с иными результатами интеллектуальной деятельности, относятся патентоспособные в качестве изобретений, полезных моделей и промышленных образцов технические и дизайнерские решения. В п. 9 Положения о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств, утвержденного Указом N 59, закреплено общее правило: обладателем имущественных прав на результаты научно-технической деятельности, созданные в рамках исполнения договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, является головная организация-исполнитель или исполнитель - резидент Республики Беларусь, если иное не установлено указанным Положением или не предусмотрено решением государственного заказчика. Соответственно выбор - закрепить права за головной организацией или непосредственным исполнителем работ - принадлежит государственному заказчику. Кроме того, эта норма сформулирована таким образом, что позволяет закреплять имущественные права и за иными субъектами (например, нерезидентами), если они выступают стороной договора на выполнение НИОКТР. В качестве исключений из общего правила специально оговариваются следующие случаи:

1) если результаты научно-технической деятельности связаны с интересами национальной безопасности, в качестве обладателя прав должен определяться государственный заказчик и (или) исполнитель, являющийся подчиненной ему организацией, если иное не установлено законодательными актами;

2) если создание результата научно-технической деятельности финансировалось частично за счет средств, не являющихся государственными, обладателями имущественных прав определяются государственный заказчик или исполнитель совместно с лицом, затратившим собственные средства;

3) если в качестве исполнителя выступает временный научный коллектив, имущественные права закрепляются за государственным заказчиком.

--------------------------------

<139> Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - 2013. - 1/14056.

 

7. Пункт 3 комментируемой статьи определяет правовой режим служебных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.

Возникновение института служебных изобретений можно отнести к рубежу XIX - XX веков, когда развитие капиталистических отношений и экономический интерес промышленников в закреплении за собой прав на технические новшества, создаваемые наемными работниками, привели к формированию соответствующей договорной практики, которая в последующем привела к появлению в законодательстве специальных норм, предусматривающих право нанимателя получать патенты на изобретения, создаваемые наемными работниками.

Законодательство советского периода не знало такого понятия, как служебные объекты права промышленной собственности. Однако правовой режим изобретений и промышленных образцов, созданных авторами, работающими по найму, отличался от создаваемых авторами вне рамок трудовых отношений. Так, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 12.09.1924 N "О патентах на изобретения" <140> право на получение патента на изобретение, созданное работником, было закреплено за нанимателем. Согласно Положению об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 21.08.1973 N 584 <141>, автор изобретения, созданного в связи с работой на государственном, кооперативном, общественном предприятии или в учреждении или по их заданию, а также получивший денежную или иную материальную помощь такой организации, мог получить не патент, а только авторское свидетельство, которое не давало исключительного права на использование изобретения, однако удостоверяло авторство и гарантировало получение вознаграждения.

--------------------------------

<140> СЗ СССР. - 1924. - N 9. - Ст. 97.

<141> СП СССР. - 1973. - N 19. - Ст. 109.

 

Термин "служебное изобретение" впервые появился в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденных и введенных в действие постановлением ВС СССР от 31.05.1991 N 2211-1 <142>. Согласно ст. 146 названных Основ "...патент на изобретение, созданное работником в порядке выполнения служебного задания (служебное изобретение), выдается работодателю, если между ним и автором заключен договор об уступке прав на такие будущие изобретения работодателю. Если между автором и работодателем указанный договор не заключался, патент выдается автору изобретения". Таким образом, наниматель, заинтересованный в использовании результатов технического творчества своих работников, должен был специально договариваться об условиях такого использования. В отношении иных объектов права промышленной собственности понятие "служебные" не применялось.

--------------------------------

<142> Ведомости СНД и ВС СССР. - 1991. - N 26. - Ст. 733.

 

Закон СССР от 31.05.1991 "Об изобретениях в СССР" <143> также предусматривал, что патент на изобретение, созданное работником, выдается нанимателю только в том случае, если между ним и работником был заключен соответствующий договор. Такой же подход был заложен и в первых законодательных актах суверенной Республики Беларусь. Утративший силу Закон о патентах на изобретения <144>, в котором впервые в национальном законодательстве был использован термин "служебное изобретение", предусматривал, что патент на изобретение, созданное работником, выдается работодателю, по заданию которого создано служебное изобретение, если между ними был заключен соответствующий договор. Аналогичная норма была включена и в утративший силу Закон о патентах на промышленные образцы <145>. Однако через несколько лет законодатель радикально изменил подход в вопросе о принадлежности прав на служебные результаты технического творчества. В утратившем силу Законе о патентах на изобретения и полезные модели <146> определение служебного изобретения осталось прежним, а вот норма о том, что право нанимателя получить на него патент должно быть специально предусмотрено в заключенном с работником договоре, была заменена презумпцией принадлежности этого права нанимателю в любом случае, если только договором между автором и нанимателем не предусмотрено иное.

--------------------------------

<143> Ведомости СНД СССР и ВС СССР. - 1991. - N 25. - Ст. 703.

<144> Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. - 1993. - N 11. - Ст. 117.

<145> Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. - 1993. - N 11. - Ст. 119.

<146> Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. - 1997. - N 27. - Ст. 471.

 

Комментируемый Закон <147> пошел еще дальше, распространив презумпцию права нанимателя получить патент также на служебные промышленные образцы, а также значительно расширив перечень оснований для признания названных объектов служебными. Изменения, внесенные в Закон в 2010 году <148>, не затронули общих принципов регулирования отношений по поводу служебных объектов, но при этом еще более расширили возможности нанимателя притязать на служебный результат интеллектуальной деятельности своего работника.

--------------------------------

<147> НРПА Республики Беларусь. - 2003. - N 1. - 2/909.

<148> НРПА Республики Беларусь. - 2010. - N 183. - 2/1719.

 

Говоря о теоретических проблемах, связанных с определением правового режима служебных объектов права промышленной собственности, необходимо в первую очередь сказать о том, что отношения по поводу этих объектов находятся на стыке трудового права, определяющего взаимные права и обязанности автора и его нанимателя в процессе осуществления трудовой деятельности, приводящей к созданию охраноспособного результата интеллектуальной деятельности, и гражданского права, определяющего правовой режим объекта права промышленной собственности. При этом зачастую сложно определить, какой именно (трудовой или гражданско-правовой) характер имеют те или иные отношения, возникающие по поводу служебных объектов права промышленной собственности. Излишне говорить о том, что неопределенность в вопросе об отраслевой принадлежности правовых норм затрудняет определение прав и обязанностей, а также объема ответственности участников правоотношений.

В правовой доктрине до сих пор отсутствует единое понимание природы правоотношений между автором и нанимателем, связанных с созданием и использованием служебных объектов права интеллектуальной собственности; одни ученые рассматривают служебные объекты только через призму норм гражданского права, другие отмечают двойственную или смешанную природу этих отношений. Многие исследователи сходятся во мнении о том, что связи института служебных объектов права промышленной собственности с трудовым правом предопределяют необходимость анализа норм одной отрасли права при толковании связанных с ними норм другой отраслевой принадлежности, а также необходимость использования действующих дефинитивных норм трудового права и актуальных трудо-правовых категорий при формулировании законодательных определений служебных результатов интеллектуальной деятельности <149>. Существование такой дискуссии во многом предопределено недостатками законодательства, регулирующего данные отношения. Можно отметить, что данная сфера общественных отношений объективно требует специального комплексного регулирования. Если же оценивать имеющиеся правовые нормы, регулирующие отношения по поводу служебных объектов права промышленной собственности, то помимо общей проблемы взаимодействия норм трудового и гражданского права следует отметить тот факт, что сами нормы отличаются неполнотой и противоречивостью, которые не всегда восполняются складывающейся судебной практикой.

--------------------------------

<149> Федорова, Ю.А. Служебные объекты права интеллектуальной собственности: отдельные аспекты правового регулирования [Электронный ресурс]: [по состоянию на 24.05.2010] / Ю.А.Федорова // ИБ "КонсультантПлюс. Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск" / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2015.

 

8. Помимо норм Закона отношения, связанные с созданием и использованием служебных объектов промышленной собственности, регулируют следующие нормативные правовые акты:

Положение о служебных объектах промышленной собственности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.1998 N 1957 (далее - Положение о служебных объектах) <150>, которое более подробно регулирует взаимоотношения автора и его нанимателя в процессе получения патента (свидетельства) и последующего использования служебного объекта права промышленной собственности;

Положение о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов права промышленной собственности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.1998 N 368 (далее - Положение о стимулировании) <151>. Данный нормативный акт регулирует отношения, связанные с выплатой вознаграждения авторам служебных объектов права промышленной собственности.

--------------------------------

<150> Об утверждении Положения о служебных объектах промышленной собственности [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 дек. 1998 г., N 1957 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2015.

<151> Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1998. - N 7. - Ст. 171.

 

9. Согласно норме п. 3 комментируемой статьи изобретение, полезная модель, промышленный образец считаются служебными, если они относятся к области деятельности нанимателя при условии, что деятельность, которая привела к их созданию, относится к служебным обязанностям работника, либо они созданы в связи с выполнением работником конкретного задания, полученного от нанимателя, либо при их создании работником были использованы опыт или средства нанимателя.

Как видно из приведенных определений, для признания изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и сортов растений служебными необходимо одновременное наличие нескольких условий, одно из которых - отнесение к области деятельности нанимателя - является обязательным.

Законодатель не поясняет, что означает формулировка "относится к области деятельности нанимателя". Можно сделать предположительное заключение о том, что речь идет о возможности использования соответствующего объекта права промышленной собственности в соответствии с предметом деятельности (видами деятельности), составляющим правоспособность юридического лица - нанимателя. Подобный тезис находит подтверждение и в судебной практике: в решении судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь от 22.02.2001 (далее - решение от 22.02.2001) за полезной моделью "Намоточно-размоточное устройство" и изобретением "Устройство для резки листового рулонного материала на продольные полосы" был закреплен статус служебных именно потому, что "...данные объекты промышленной собственности относились к области уставной деятельности завода по производству станков и нестандартного оборудования, а деятельность разработчика технических решений Р., приведшая к созданию объекта промышленной собственности, входила в круг его служебных обязанностей" <152>.

--------------------------------

<152> Решение судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь от 22.02.2001 [Электронный ресурс] / ИБ "КонсультантПлюс. Материалы судебной практики Белорусский Выпуск" / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2015.

 

Первым возможным основанием для признания служебного статуса за изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами является то, что создание объекта входит в служебные обязанности работника. Действующее законодательство не дает непосредственного определения того, что такое "служебные обязанности". Законодатель использует понятие "служебное положение работника" в ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) при определении термина "должность"; при этом служебное положение работника определяется кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности. Исходя из этого можно поставить знак равенства между понятиями "служебные обязанности" и "должностные обязанности". В свою очередь, должностные обязанности предполагают наличие трудовых отношений, которые должны быть оформлены трудовым договором; именно в трудовом договоре (контракте) или в должностной инструкции и должны быть закреплены служебные обязанности работника. Таким образом, статус служебного объект промышленной собственности может получить в том случае, если его создание входит в трудовые обязанности автора, точнее, в его трудовую функцию, определяемую согласно ст. 19 ТК в трудовом договоре или должностной инструкции.

В качестве второго возможного основания для признания служебного статуса за изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами законодатель называет их создание в связи с выполнением работником конкретного задания, полученного от нанимателя. Поскольку задание нанимателя называется в качестве альтернативы созданию объекта в рамках выполнения служебных обязанностей работника, вопрос о возможном соотношении служебных обязанностей и задания нанимателя заслуживает особого внимания. Для решения этого вопроса необходимо обращаться к нормам трудового права. Согласно ст. 20 ТК наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Поэтому можно говорить о том, что выполнение задания нанимателя, выходящего за рамки служебных обязанностей работника, не должно повлечь признания полученного результата служебным.

В качестве третьего альтернативного основания для признания изобретений, полезных моделей, промышленных образцов служебными законодатель называет их создание работником с использованием опыта или средств нанимателя. Следует отметить, что данное основание является наиболее спорным, поскольку позволяет признавать результат интеллектуального творчества служебным вне связи с выполнением работником его трудовой функции. Более того, содержащаяся в Законе формулировка заставляет задуматься над определениями терминов "опыт нанимателя" и "средства нанимателя". К сожалению, оба понятия являются родовыми и допускают расширительное толкование. Если говорить об опыте нанимателя, то он, очевидно, не ограничивается только нераскрытой информацией, охраняемой в режиме коммерческой тайны, включая секреты производства (ноу-хау); к этой категории должна относиться любая "совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умения" <153>. Если вести речь о средствах нанимателя, то под ними, очевидно, следует понимать как денежные средства, материалы и оборудование, специально предоставленные нанимателем работнику для выполнения работ, связанных с созданием объекта, так и любые средства производства, которые могут быть использованы работником.

--------------------------------

<153> Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. - 19-е изд. - М.: Русский язык, 1987. - С. 368.

 

Может возникнуть вопрос о том, применимо ли данное правило к случаям создания объекта права промышленной собственности только в рамках трудовых отношений, т.е. при непосредственном исполнении трудовых обязанностей на рабочем месте и в рабочее время, либо статус служебного должен признаваться и за теми объектами права промышленной собственности, которые созданы работником во внерабочее время, не на рабочем месте, но с использованием информации, которая стала доступна автору в связи с его работой у данного нанимателя, либо с использованием каких-либо материалов или оборудования, принадлежащих нанимателю. Ответ на данный вопрос не очевиден. Если исходить из того, что комментируемый Закон регулирует не трудовые, а гражданские правоотношения, данные основания для признания объектов права промышленной собственности служебными должны применяться во всех случаях без ограничения сферой фактических трудовых отношений. С другой стороны, для определения сторон возникающего правоотношения законодатель в патентном праве использует термины "работник" и "наниматель", предполагающие, что речь идет именно о трудовых отношениях. Выход из этой двусмысленной ситуации видится в скорейшем уточнении правовых норм, при этом законодателю необходимо задуматься в первую очередь о необходимости данной нормы. Анализируя норму отечественного патентного законодательства, дающую основание признавать служебным результат интеллектуальной деятельности работника, созданный с использованием "опыта или средств нанимателя", можно предположить, что ее прообразом стала норма Закона Федеративной Республики Германия от 25.07.1957 "О изобретениях, созданных наемными работниками" <154>, которая определяет служебное изобретение как созданное в период трудовых отношений между автором и его нанимателем, при этом основанием для признания статуса служебного является то, что изобретение возникло в результате выполнения работником его трудовых обязанностей на предприятии или на службе либо главным образом основывается на опыте или работе предприятия. Однако, в отличие от норм немецкого права, которые предполагают признание служебного статуса только в том случае, если использованный опыт нанимателя оказал решающее влияние на создание изобретения, отечественный законодатель возвел сам факт использования опыта или средств нанимателя в абсолют в отрыве от их роли в создании работником объекта промышленной собственности. К слову, вариант решения существующей проблемы можно найти в законодательстве Российской Федерации: согласно норме п. 5 ст. 1370 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации) "...изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, не являются служебными". Полагаем, что и отечественному законодателю следует пойти тем же путем.

--------------------------------

<154> Текст закона размещен на сайте ВОИС по адресу: http://www.wipo.int/wipolex/en/details.jsp?id=10005.

 

В научной литературе высказано мнение о необходимости выделять две категории служебных изобретений:

1) служебные изобретения, созданные работником-изобретателем в связи с выполнением служебного задания; в этом случае право на получение патента должно принадлежать работодателю, а изобретатель может получить вознаграждение, соответствующее экономической ценности изобретения;

2) право на получение патента на служебное изобретение, созданное работником по собственной инициативе с использованием опыта, производственных знаний, секретов производства работодателя, должно признаваться за работником, однако работодатель должен иметь право на безвозмездное использование изобретения на условиях лицензионного договора <155>.

--------------------------------

<155> Ярошевська, Т.В. Право на службовий винахiд: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Т.В.Ярошевська. - Киiв, 2009. - С. 5.

 

10. Признание за определенным объектом права промышленной собственности статуса служебного означает применение в отношении этого объекта специального правового режима, который раскрывается через права и обязанности автора служебного результата интеллектуальной деятельности (работника) и его нанимателя.

Признание за объектом права промышленной собственности служебного статуса влечет определенные правовые последствия при решении вопроса о том, кто может получить на него патент.

Согласно норме части первой п. 3 комментируемой статьи право на получение патента на служебные изобретение, полезную модель и промышленный образец, созданные работником, принадлежит нанимателю, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. Таким образом, действующее законодательство в отношении названных выше объектов права промышленной собственности устанавливает презумпцию, которая может быть отменена заключенным между сторонами договором. Законодатель не уточняет, какой именно договор должен быть заключен между автором и его нанимателем, поэтому это может быть как трудовой договор, в который включено соответствующее условие, так и самостоятельный договор, содержанием которого является договоренность сторон о том, что право на получение патента на служебный результат интеллектуальной деятельности изначально принадлежит автору.

Возможность включения условий о праве либо работника, либо нанимателя на получение патента в трудовой договор не противоречит нормам трудового законодательства, однако по своей природе данное соглашение будет иметь гражданско-правовой характер.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.