Сделай Сам Свою Работу на 5

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ 4 глава





Исчисление всех установленных Законом сроков действия патентов начинается с даты подачи заявки на выдачу патента в государственное учреждение "Национальный центр интеллектуальной собственности" (далее по тексту Закона используется термин "патентный орган"). Дата подачи заявки на изобретение устанавливается в соответствии с правилами, закрепленными в п. 3 ст. 13 Закона, на полезную модель - в соответствии с правилами, закрепленными в п. 3 ст. 14 Закона, на промышленный образец - в соответствии с правилами, закрепленными в п. 3 ст. 15 Закона.

Исчисление сроков действия патентов с даты подачи заявки является традиционным для патентного права. Таким образом, обеспечивается единый подход в определении максимально возможного срока охраны объектов промышленной собственности вне зависимости от того, какое время занимала процедура, предшествовавшая выдаче патента, который ставит всех патентообладателей в равные условия.

5. Срок действия патента на изобретение составляет 20 лет. Данный срок действия патента является общепринятым в мировой практике. Двадцатилетний срок действия патента, исчисляемый с даты подачи заявки, определен в качестве минимального в ст. 33 Соглашения ТРИПС <76>.



--------------------------------

<76> Текст соглашения на русском языке размещен на сайте ВОИС по адресу: http://www.wipo.int/wipolex/en/other_treaties/details.jsp?treaty_id=231.

 

В отношении изобретений, относящихся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату, срок действия патента может составлять более 20 лет. Это обусловлено тем, что практическое применение данных средств в силу их потенциальной опасности для здоровья человека и окружающей среды предполагает получение специального разрешения уполномоченного органа. Условием получения такого разрешения может быть длительная по времени процедура проверки (испытаний). При этом патентообладатель, не имея соответствующего разрешения на применение лекарственного средства, пестицида или агрохимиката, не может пользоваться патентом и соответственно несет убытки. Предусмотренный Законом механизм продления действия патента призван в определенной мере эти убытки компенсировать.



Согласно определению, данному в Законе Республики Беларусь от 20.07.2006 N 161-З "О лекарственных средствах", под термином "лекарственное средство" понимаются вещество или комбинация нескольких веществ природного, синтетического или биотехнологического происхождения, обладающие фармакологической активностью и в определенной лекарственной форме применяемые для медицинской профилактики и диагностики, лечения и медицинской реабилитации пациентов, предотвращения беременности путем внутреннего или внешнего применения <77>.

--------------------------------

<77> НРПА Республики Беларусь. - 2006. - N 122. - 2/1258.

 

Пестициды и агрохимикаты относятся к средствам защиты растений, и их применение регламентируется Законом Республики Беларусь от 25.12.2005 N 77-З "О защите растений" <78>.

--------------------------------

<78> НРПА Республики Беларусь. - 2006. - N 6. - 2/1174.

 

Норма о возможном продлении срока действия патента сформулирована следующим образом: "Если с даты подачи заявки на выдачу патента на изобретение, относящееся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату, для применения которых в соответствии с законодательством требуется получение разрешения уполномоченного органа, до даты получения первого такого разрешения прошло более 5 лет, срок действия патента на это изобретение продлевается патентным органом по ходатайству патентообладателя. Срок действия патента продлевается на время, прошедшее с даты подачи заявки на изобретение до даты получения первого разрешения на применение лекарственного средства, пестицида или агрохимиката, в которых использовано изобретение, за вычетом 5 лет. При этом срок действия патента не может быть продлен более чем на 5 лет".



Порядок продления сроков действия патентов регламентируется Положением о порядке продления сроков действия патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, утвержденным постановлением N 1824 (далее - Положение о порядке продления сроков действия патентов) <79>. Согласно Положению о порядке продления сроков действия патентов ходатайство о продлении срока действия патента на изобретение, относящееся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату, для применения которых в соответствии с законодательством требуется получение разрешения уполномоченного органа, подается в патентный орган в период действия патента на изобретение до истечения шести месяцев с даты получения первого разрешения на применение лекарственного средства, пестицида или агрохимиката, в котором использовано изобретение, или даты публикации сведений о патенте на изобретение в официальном бюллетене патентного органа в зависимости от того, какой из этих сроков истекает позднее.

--------------------------------

<79> НРПА Республики Беларусь. - 2010. - N 304. - 5/33009.

 

Продление срока действия патента на указанные изобретения осуществляется решением патентного органа, принимаемым на основании заявления патентообладателя, при наличии в совокупности трех условий:

1) у патентообладателя имеется разрешение уполномоченного органа на применение лекарственного средства, пестицида или агрохимиката, в котором использовано изобретение;

2) со дня подачи заявки на выдачу патента до дня получения первого разрешения прошло более 5 лет;

3) ходатайство о продлении срока действия патента подано до истечения шести месяцев с даты получения первого разрешения на применение лекарственного средства, пестицида или агрохимиката, в котором использовано изобретение, или даты публикации сведений о патенте на изобретение в официальном бюллетене патентного органа в зависимости от того, какой из этих сроков истекает позднее.

Основанием для отказа в продлении срока действия патента могут являться:

1) отсутствие у патентообладателя разрешения уполномоченного органа на применение лекарственного средства, пестицида или агрохимиката, в котором использовано изобретение;

2) пропуск срока подачи ходатайства о продлении срока действия патента.

Срок, на который продлевается действие патента на изобретение, определяется следующим образом: "На время, прошедшее со дня подачи заявки на выдачу патента на изобретение до дня получения первого разрешения на применение изобретения, за вычетом 5 лет". При практическом применении это будет означать, что если с даты подачи заявки до даты получения разрешения прошло, например, 6 лет, то срок действия патента продлевается на 1 год (6 - 5 = 1); если же между датой подачи заявки и датой получения первого разрешения прошло менее 5 лет, например 4 года, действие патента не продлевается (4 - 5 < 0).

Также необходимо учитывать установленное законом ограничение, согласно которому срок действия патента не может быть продлен более чем на 5 лет. Так, если с даты подачи заявки до даты получения разрешения прошло более 10 лет, срок действия патента в любом случае продлевается только на 5 лет.

Согласно п. 11 Положения о порядке продления сроков действия патентов срок действия патента на изобретение может быть продлен в отношении:

всех независимых пунктов формулы изобретения, если изобретения, охарактеризованные в каждом независимом пункте формулы изобретения, используются в лекарственном средстве, пестициде или агрохимикате, для применения которых в соответствии с законодательством требуется получение разрешения;

одного или нескольких независимых пунктов формулы изобретения, если патент выдан на изобретение с многозвенной формулой, имеющей несколько независимых пунктов, один или несколько из которых характеризуют изобретение, используемое в лекарственном средстве, пестициде или агрохимикате, для применения которых в соответствии с законодательством требуется получение разрешения;

одного или нескольких соединений из группы соединений, описываемой общей формулой в одном независимом пункте, если указанное одно или несколько соединений используются в лекарственном средстве, пестициде или агрохимикате, для применения которых в соответствии с законодательством требуется получение разрешения.

О понятиях "независимый пункт формулы" и "многозвенная формула" см. п. 9 комментария к ст. 1 Закона.

При рассмотрении ходатайства о продлении срока действия патента на изобретение патентным органом проверяется наличие у патентообладателя разрешения уполномоченного органа на применение лекарственного средства, пестицида или агрохимиката, в котором использовано изобретение.

6. Срок действия патента на полезную модель составляет 5 лет и может быть продлен по ходатайству патентообладателя на срок до 3 лет. Продление срока действия патента на полезную модель не сопряжено с необходимостью соблюдения каких-либо условий и осуществляется на основании ходатайства патентообладателя, подаваемого в патентный орган.

Ходатайство о продлении срока действия патента на полезную модель должно быть подано в патентный орган до истечения первоначального пятилетнего срока действия патента.

Порядок продления сроков действия патентов на полезные модели регламентируется Положением о порядке продления сроков действия патентов. Согласно п. 21 Положения о порядке продления сроков действия патентов ходатайство о продлении срока действия патента на полезную модель должно содержать:

1) номер патента;

2) название полезной модели;

3) дату подачи заявки на выдачу патента;

4) сведения о патентообладателе (патентообладателях): полное наименование юридического лица; фамилию, собственное имя и отчество (при наличии) физического лица;

5) адрес для переписки на территории Республики Беларусь в соответствии с правилами адресования почтовых отправлений, адресата, а также номер телефона (факса) и адрес электронной почты (если они имеются);

6) сведения о представителе, если ходатайство о продлении срока действия патента подается через представителя;

7) указание о том, что патентообладатель (патентообладатели) или его (их) представитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в ходатайстве о продлении срока действия патента;

8) подпись патентообладателя (патентообладателей) или его (их) представителя.

К ходатайству прилагается документ, подтверждающий уплату патентной пошлины за продление срока действия патента в установленном размере.

Если документы, необходимые для продления срока действия патента на полезную модель, не представлены либо не соблюдены требования к содержанию ходатайства, установленные в Положении о порядке продления сроков действия патентов, и (или) форме ходатайства, утвержденной Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь, патентный орган в течение трех дней со дня подачи ходатайства отказывает в его принятии и возвращает патентообладателю (патентообладателям) представленные документы.

В случае принятия патентным органом положительного решения по результатам рассмотрения ходатайства о продлении срока действия патента срок действия патента на полезную модель продлевается не более чем на 3 года.

Ни комментируемый Закон, ни Положение о порядке продления сроков действия патентов не содержат норм, ограничивающих патентообладателя в возможности продления срока действия патента на полезную модель в рамках определенного Законом максимального срока продления. Это означает, что вопрос о том, на какой срок будет продлеваться действие патента, зависит от ходатайства патентообладателя.

Также ни Закон, ни Положение о порядке продления сроков действия патентов не называют иных, кроме нарушения срока подачи ходатайства, оснований, по которым патентный орган может отказать в продлении срока действия патента.

Сведения о продлении срока действия патента вносятся в Государственный реестр полезных моделей Республики Беларусь, по желанию патентообладателя (патентообладателей) также в патент на полезную модель и публикуются в официальном бюллетене патентного органа.

7. Срок действия патента на промышленный образец составляет 10 лет и может быть продлен на срок до 5 лет.

Порядок продления срока действия патента на промышленный образец аналогичен порядку продления срока действия патента на полезную модель (см. п. 6 комментария к ст. 1 Закона).

8. Общим правилом для исчисления срока действия патента является исчисление этого срока с даты подачи заявки. Однако для патентов, выданных по выделенным заявкам, законодатель, следуя положению ст. 4G(2) Парижской конвенции, предусматривающему сохранение в качестве даты подачи выделенной заявки даты подачи первоначальной заявки, установил в качестве даты, с которой исчисляется срок действия патента, дату подачи первоначальной заявки.

Понятие выделенной заявки определено в части второй п. 6 ст. 16 Закона.

9. Согласно норме п. 5 комментируемой статьи объем правовой охраны, предоставляемой патентом на изобретение или полезную модель, определяется формулой изобретения или полезной модели. Используемое в патентном праве понятие "объем правовой охраны" позволяет определить, какие материальные объекты и действия третьих лиц находятся в сфере действия исключительного права патентообладателя.

В п. 5 ст. 1 Закона дается определение понятию "формула изобретения (полезной модели)". Это логическое определение изобретения (полезной модели) совокупностью всех его (ее) существенных признаков. При этом Закон не уточняет, что следует считать существенными признаками. Определенное пояснение содержится в Положении о порядке составления заявки на выдачу патента на изобретение, проведения по ней экспертизы и вынесения решения по результатам экспертизы, утвержденном постановлением N 119 (далее - Положение о порядке составления заявки на выдачу патента на изобретение).

Согласно п. 73 Положения о порядке составления заявки на выдачу патента на изобретение сущность изобретения выражается совокупностью существенных признаков, присущих соответствующему объекту, достаточной для осуществления изобретения с достижением указанного в заявке на изобретение технического результата и идентификации изобретения. Тем самым критерием для понимания признака изобретения как существенного является его способность в совокупности с другими существенными признаками сделать возможным практическую реализацию запатентованного изобретения. Указанное в полной мере применимо к полезной модели.

В современных научных исследованиях предлагается следующее определение: "Формула изобретения - словесное и описательное отображение технической сущности изобретения, с помощью которого пользователи имеют возможность получить в сжатой форме информацию про техническое решение задачи в определенной области с указанием способов и результата, который может быть достигнут при использовании изобретения" <80>.

--------------------------------

<80> Кириченко, Т.С. Захист патентного права на основi формули винаходу: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Т.С.Кириченко. - Харкiв, 2005. - С. 6.

 

Формула является ключевым элементом в определении правовой охраны, обеспечиваемой патентом. Она представляет собой логическое понятие, объективно соответствующее техническому решению изобретательской задачи. Формула выполняет одновременно две функции: техническую и правовую. Техническая функция выражается в том, что по формуле определяют сущность изобретения (полезной модели) и на ее основе осуществляют запатентованное техническое решение. Правовая функция состоит в том, что формула определяет объем защищаемых прав. Именно по формуле определяют факт использования изобретения или полезной модели, устанавливают факт нарушения патента, а также определяют патентную чистоту продукции или технологии.

По своей структуре формула изобретения (полезной модели) может быть однозвенной или многозвенной.

Однозвенная формула, состоящая из одного пункта (независимого пункта), применяется для характеристики одного изобретения (полезной модели) совокупностью признаков, не имеющих развития или уточнения применительно к частным случаям его выполнения или использования.

Многозвенная формула, состоящая из нескольких пунктов, применяется для характеристики одного изобретения с развитием и (или) уточнением совокупности его признаков применительно к частным случаям выполнения или использования изобретения (полезной модели) или для характеристики группы изобретений. Многозвенная формула, характеризующая одно изобретение, имеет один независимый пункт и следующие за ним один или несколько зависимых пунктов. Многозвенная формула, характеризующая группу изобретений, имеет несколько независимых пунктов, каждый из которых характеризует одно из изобретений данной группы; при этом каждое изобретение группы может быть охарактеризовано с привлечением зависимых пунктов, подчиненных соответствующему независимому пункту.

Независимый пункт формулы включает родовое понятие, отражающее назначение, с которого начинается изложение формулы, и состоит, как правило, из ограничительной части, включающей признаки изобретения, совпадающие с признаками наиболее близкого аналога, и отличительной части, включающей признаки, которые отличают изобретение от наиболее близкого аналога. Независимый пункт формулы изобретения излагается без разделения на ограничительную и отличительную части в случаях, когда формула характеризует: индивидуальное химическое соединение и способ его получения; штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных; применение устройства, способа, вещества, биотехнологического продукта; изобретение, не имеющее аналогов.

О понятии использования изобретения и полезной модели см. п. 1 и 2 комментария к ст. 36 Закона.

10. Законодатель, делая оговорку о том, что описания и чертежи служат только для толкования формулы изобретения (полезной модели), во-первых, исключает самостоятельное значение этих документов для целей определения объема правовой охраны изобретения (полезной модели) и, во-вторых, допускает их использование для уяснения сути признаков, включенных в формулу изобретения (полезной модели). Такое толкование применяется в спорных ситуациях, когда буквальное прочтение формулы (ее признаков) приводит к неправомерному расширению или сужению объема правовой охраны по сравнению с тем, как изобретение (полезная модель) фактически раскрыто в поданных заявках.

11. Согласно норме п. 6 комментируемой статьи объем правовой охраны, предоставляемой патентом на промышленный образец, определяется графическими изображениями изделия (макетом, рисунком).

Механизм правовой охраны промышленного образца состоит в визуальном отождествлении изображения промышленного образца, приведенного в патенте, с конкретным изделием, в котором данный промышленный образец может быть использован.

О понятии использования промышленного образца см. п. 3 комментария к ст. 36 Закона.

12. В п. 7 комментируемой статьи упоминаются секретные изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Закон не регулирует отношения, связанные с этими объектами, ограничиваясь указанной отсылочной нормой о том, что порядок предоставления правовой охраны изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, признанным в установленном порядке секретными, и порядок обращения с ними устанавливаются законодательством.

Основным нормативным актом, регулирующим данную сферу, является Положение о секретных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2003 N 900 (далее - Положение о секретных объектах) <81>.

--------------------------------

<81> НРПА Республики Беларусь. - 2003. - N 79. - 5/12761.

 

Секретными считаются изобретения, полезные модели, промышленные образцы, содержащие государственные секреты. Согласно Закону Республики Беларусь от 19.07.2010 N 170-З "О государственных секретах" <82> государственными секретами являются сведения, защищаемые государством, к которым относятся сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, составляющие служебную тайну.

--------------------------------

<82> НРПА Республики Беларусь. - 2010. - N 184. - 2/1722.

 

С точки зрения понимания секретного объекта промышленной собственности как решения, содержащего определенные сведения ограниченного доступа, отнесение к их числу промышленных образцов, являющихся по своей природе дизайнерскими решениями, определяющими внешний вид изделия, представляется необоснованным.

13. Порядок подачи заявки на регистрацию секретных объектов промышленной собственности определяется комментируемым Законом с учетом тех особенностей, которые предусмотрены Положением о секретных объектах. Одной из таких особенностей является предусмотренная Положением о секретных объектах подача заявки на предполагаемые секретными объекты промышленной собственности через соответствующий государственный орган, наделенный полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам и их защите. Тем самым, если заявитель предполагает, что в подаваемой им заявке содержатся сведения, относящиеся к государственным секретам, он должен подавать заявку в тот уполномоченный орган, к компетенции которого эти сведения относятся. Перечень государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 68 "О некоторых вопросах в сфере государственных секретов" <83>.

--------------------------------

<83> НРПА Республики Беларусь. - 2011. - N 26. - 1/12371.

 

Однако это требование не исключает возможности подачи заявки непосредственно в патентный орган. Такая заявка оценивается на предмет содержания в ней сведений, составляющих государственные секреты. В случае если патентным органом сведения, содержащиеся в заявке, будут оценены как относящиеся к государственным секретам, заявка направляется в соответствующий уполномоченный орган для рассмотрения на предмет наличия в ней сведений, составляющих государственные секреты. По заявке на секретное изобретение, полезную модель, промышленный образец патентный орган ведет отдельное делопроизводство с соблюдением условий, обеспечивающих защиту государственных секретов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Уполномоченный орган должен в двухмесячный срок принять решение по существу. Если в заявке нет сведений, относящихся к государственным секретам, производство по ней осуществляется в обычном порядке. Если уполномоченный орган принимает решение о том, что в заявке содержатся сведения, относящиеся к государственным секретам, этот орган устанавливает ограничения на их распространение: присваивает соответствующий гриф секретности и определяет срок действия установленных ограничений.

После решения уполномоченного органа о наличии в заявке государственных секретов проводится экспертиза заявки в порядке, определяемом Законом. Особенностью экспертизы является то, что согласно п. 6 Положения о секретных объектах при установлении новизны секретного изобретения (полезной модели) в уровень техники также включаются неотозванные заявки на другие секретные изобретения и полезные модели, имеющие более ранний приоритет.

Если объект признается патентоспособным, принимается решение о выдаче патента, однако сам патент на секретный объект промышленной собственности не выдается. Вместо него автору изобретения выдается удостоверение автора. Автору, а также лицу, подавшему заявку на получение патента, сообщается о сроке действия ограничения на распространение засекреченных сведений. Выданное автору удостоверение согласно Положению о секретных объектах является основанием для получения компенсации и вознаграждения.

Уполномоченный орган, принявший решение об отнесении сведений, содержащихся в заявке на изобретение, полезную модель, промышленный образец, к государственным секретам, а также использовании секретного изобретения, полезной модели, промышленного образца, устанавливает срок действия ограничений на данные сведения и сообщает об этом заявителю и автору изобретения, полезной модели, промышленного образца. Патент на признанное секретным изобретение, полезную модель, промышленный образец может быть выдан только после снятия ограничений на распространение признанных секретными сведений.

Положение о секретных объектах отдельно оговаривает вопросы компенсации убытков, которые несет заявитель в связи с тем, что в течение срока действия ограничения не может получить патент и соответственно получить экономический эффект от его использования. Компенсация выплачивается за счет бюджетных средств тем органом, который установил ограничения. Процедурно компенсация выплачивается в трехмесячный срок на основании поданного заявителем ходатайства. Однако при этом не оговариваются критерии для определения размера компенсации, за исключением оговорки о том, что она определяется "...с учетом срока ограничения на распространение сведений". Поскольку Положение о секретных объектах не оговаривает иное, убытки заявителя подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (ст. 14 ГК).

 

Статья 2. Условия предоставления правовой охраны изобретению

 

Комментарий к статье 2

 

1. В п. 1 комментируемой статьи определяются возможные объекты изобретения, а также условия его патентоспособности.

Комментируемая статья не содержит определения изобретения, ограничиваясь указанием на его объект и определением условий патентоспособности изобретения.

В науке патентного права неоднократно предпринимались попытки сформулировать определение изобретения как объекта правовой охраны. А.А.Пиленко на основании критики современных ему определений приходил к выводу о том, что "...изобретение есть решение требующей творчества утилитарной проблемы". Поясняя свое определение, А.А.Пиленко отмечал, что "...изобретение есть, следовательно, прежде всего решение проблемы. Во всякой технической деятельности нужно различать три стадии: постановку вопроса (проблема) - решение проблемы (изобретение) - осуществление на практике найденного решения. Изобретение не нужно смешивать ни с постановкой проблемы, ни с практическим осуществлением найденной идеи. Под постановкой технической проблемы нужно понимать указание на существование неудовлетворенной материальной потребности, а под решением ее - сопоставление потребности с определенными средствами, могущими ее удовлетворить. Понятие проблемы поэтому совпадает с понятием результата, достигнутого изобретением: идя сверху вниз, мы говорим о проблеме, решенной изобретателями, а идя снизу вверх - о результате, достигнутом посредством изобретения" <84>.

--------------------------------

<84> Пиленко, А.А. Право изобретателя. Привилегии на изобретения и их защита в русском и международном праве. Историко-догматическое исследование: в 2 т. / А.А.Пиленко. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1902. - Т. 2. - С. 74.

 

Значительный интерес к определению правовой природы изобретения проявляли советские правоведы. В.И.Серебровский определял изобретение как "новое, повышающее уровень современной техники творческое решение технической проблемы" <85>. Н.А.Райгородский рассматривал все объекты изобретательского права как "правила деятельности, приемы, методы работы" <86>. В.Я.Ионас указывал, что охраняемое изобретение - это "...синтез понятий, выраженный в объективной форме и содержащий новое решение технической задачи" <87>. И.А.Зенин предлагал определить изобретение как неочевидное техническое решение задачи, прогрессивное по сравнению с известным уровнем техники <88>. Наиболее сложное определение было сформулировано И.Э.Мамиофой, согласно которому "изобретение - синтезированная образно-понятийная система, поддающаяся логическому определению, выраженная в объективной форме и содержащая новое решение технической задачи" <89>.

--------------------------------

<85> Учебник гражданского права для юридических вузов. - М., 1944. - Т. 23. - С. 257.

<86> Райгородский, Н.А. Изобретательское право СССР / Н.А.Райгородский. - М.: Госюриздат, 1949. - С. 49.

<87> Ионас, В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике / В.Я.Ионас. - Л., 1963. - С. 49.

<88> Зенин, И.А. Структура, функции и условия эффективности гражданского законодательства в области научно-технического прогресса: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03 / И.А.Зенин; Моск. гос. ун-т. - М., 1980. - С. 22.

<89> Мамиофа, И.Э. Охрана изобретений и технический прогресс / И.Э.Мамиофа. - М.: Юрид. лит., 1974. - С. 22.

 

Отечественные ученые также обращаются к определению изобретения. Так, по мнению Д.В.Ивановой, изобретение следует рассматривать как осуществимую продуктивную идею, представляющую собой техническое решение задачи либо признанную таковым в силу закона <90>. Упоминание признания изобретением в силу закона, очевидно, должно охватить и те патентоспособные решения, которые не носят технического характера (например, являющиеся результатом генно-инженерной деятельности растительные и животные организмы).

--------------------------------

<90> Иванова, Д.В. Изобретение как объект промышленной собственности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Д.В.Иванова. - Минск, 2005. - С. 4.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.