Сделай Сам Свою Работу на 5

Метод документального анализа и его применение в юридической практике





Понятие метода документального анализа – это ретроспективное исследование документов, заключающееся в исследовании особенностей внешнего оформления и содержания учетных документов, фактических обстоятельств, характеризующих процесс формирования бухгалтерских документов как источников первичной учетной документации (информации).

Целью такого исследования является обнаружение деструктивных факторов хозяйственной деятельности, которые проявляются в форме специфических документальных несоответствий.

Таким образом, методология здесь одна – изучая форму и содержание того или иного документа – мы хотим с помощью него доказать конкретную деструкцию в хозяйственной деятельности.

Все это видно через определенные несоответствия. Они бывают трех видов:

1. Противоречия в форме и (или) в содержании конкретного (учетного) документа;

2. Противоречия в содержании документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные хозяйственные операции;

3. Противоречия, которые имеются в содержании учетных документов, отражающих однородные хозяйственные операции.

Чтобы находить эти противоречия – надо определить поядок применения тех или иных приемов исследования документов, понять, где границы этого применения и возможно ли это применения нами непосредственно или нужно это сделать при помощи специальных познаний – для каждого из вариантов выявления тех или иных несоответствий есть определенная совокупность способов и приемов, которые мы применяем в определенной последовательности.



Задачи документального анализа:

1. Определение того, как соблюдаются правила составления бухгалтерских документов;

Бухгалтерские документы подразделяем на 2 категории: а) доброкачественный документ; б) недоброкачественный документ.

Документ должен соответстваовать определенной форме – мы это проверим. Доброкачественный документ должен отвечать требованию форы – по этому требованию он должен быть безупречен.

Нужно посмотреть – предусмотрена ли эта форма в определенном документе в качестве унифицированной формы. Надо, чтобы форма документа соответствовала унифицированным формам первичной документации, а также в НК РФ – где указаны требования применительно к счетам-фактурам. И там сказано про совокупности тех нарушений, при которых можно использовать данный счет-фактуру.



Мы должны фиксирвоать определенное нарушение формы. Если документ сделан не по форме или посредством непредусмотренных бланков. Нужно отделить этот документ от других – он не доброкачественный. Нужно будет потом с ним отдельно разбораться.

2. Требование законности документа.

Полноценный бухгалтерский документы должен отражать законную по своему содержанию операцию.

Например, по делу Бахминой так формулировалась законность операции – Бахмина способствовала тому, что было принято решение на СД об учреждении дочерних компаний и были переданы основные средства ОАО «Томскнетфь» к дочерней компании. С точки зрения закона все эти операции законны. Тогда обвинение придумали такое определение «вывод активов». Это просто силовой прием, это не юридический прием – вывод активов может быть как законным, так и незаконным.

Вроде бы вопрос про законность кажется простым, но это не так-то просто порой. Хочешь, чтобы твое дело рассмотрели Президиум ВАС/ВС – ВАС/ВС РФ пишет – оснований для передачи дела в Президиум ВАС/ВС не имеется. Вопрос – на основании чего вы пришли к такому решению? Вы же рассмотрели судебное решение и есть жалоба, в которой указаны листы дела. А ВАС/ВС не истребую дело отказывает. Возникает вопрос – на основании чего же ты мне ты отказываешь – ты же дело не видел, посмотри, на что я сослался.

3. Требование действительности.

Документы должны отражать операции, которые в действительности были. Если документ недоброкачественный с точки зрения формы, то на нем нельзя поставить крест как на недопустимо доказательстве.



Ведь этот документ может отражать действительную операцию! В то же время доброкачественный документ может отражать несуществующую операцию.

Недоброкачественные документы:

· Неправильно оформленные

Например, нарушается способ заполнения документа. В БУ не принято, чтобы разным цветом заполнялись документом.

Используются бланки неустановленной формы

Не устанавливаются бланки строгой отчетности.

· Не заполняются все необходимые реквизиты (платежная ведомость без подписи руководителя; инвентаризационная опись без даты, нет на них подписи ответственного лица)

· Когда используются лишние, не установленные типовыми формами, реквизиты.

Стоит печать там, где ее не должно быть. Или подписывается документ о движении товарно-материальных ценностей также то лицо, которое не является материально ответственным.

Такие документы не должны быть приняты к учету бухгалтерий. Если же приняли – надо понять почему. Если же операция на самом деле была, то можно этот документ признать действительным, хотя и недоброкачественным. Но если же он отражает несуществующую операцию – то идет речь о подложном документе.

По поводу подложных документов. Нужно просить суд записать в протокол то, что сторона заявила о подложности документов. Вы сказали, что такой-то документ подложности – меня интересует форма подлога – материальный, интеллектуальный? Вы должны про это все четко объяснить. Очень часто после этого лицо, заявляющее о форме подлога отказывается от своих заявлений.

Идея в следующем – в чем-то тебя оговаривают – попроси занести в протокол! И потом попроси это пояснить.

Материальный подлог – это когда есть подчистка, подтирка, травление.

Интеллектуальный подлог – документ отражается операцию, которая в действительности не совершалась. Документ есть, но никакого движения денежных средств на самом деле не было.

Подтолкни сторону к слову «подлог», а потом уже подключай схему, указанную выше.

Документы могут же содержать случайные ошибки, а не умышленные «подлоги». Может быть документ не доброкачественный, но бухгалтерия его приняла, т.к. хозяйственная операция в реальности была (например, счет-фактура – есть нарушения формы, которые не влекут недействительность этого документа).

Вещественные доказательства – это совсем другое. Если вы берете документ, которые вы называете подложным (например – материальный подлог – подчистка). Например, если эксперт – экономист проверял такие документы, да вообще любой эксперт – то такое заключение недействительно. Т.к. эксперт производил экспертизу и считал, что документ является достоверным.

Т.е. заключение эксперта (бухгалера/экономиста) может рухнуть. Если те документы, которые он рассматривал, оказались недоброкачественными, а он об этом не знал и рассматривал их как доброкачественный.

Очень часто к материалам дела приобщаются документы, которые не имеют никакого отношения к делу. Но имеют отношение к хозяйственной деятельности компании.

В каждом уголовном деле документов 300. По делу Бахминой 72 тома было Если речь идет о выводе активов, то почему здесь столько документов?! Тут может быть тома 3, которые имеют отношение к делу. А остальные – не имеют отношения к делу.

720 томов по делу Ходорковского.

Многотомие еще не означает наличие доказательств по делу.

Документы, которые отражают незаконные операции.

Документы, составленные в нарушение установленных правил – расходно-кассовый ордер для выдачи аванса лицу отсутствует и т.п.

Если все документы правильно оформлены, но нет главного документа, характеризующему саму операцию – тоже могут быть отражать незаконную операцию.

Операции может фактические никогда не быть – если документы отражают вымышленные хозяйственные операции. Документы, отражающие вымышленные хозяйственные операции – например, необъявленная экономическая деятельность (нужно же как-то свести концы с концами)

Такие документы называют бестоварные и безденежные документы.

Бестоварные – пришла накладная, что пришли материалы. Но на самом деле не было реального движения товарно-материальных средств.

Безденежные – документ, на основании которого «якобы поступили денежные средства», но такие не поступали. Когда мемориальным ордером зачислил банк денежные средства и в этот же день эти денежные средства изъял со счета. Фактически по счету ЮЛ прошла информация о том были зачислены денежные средства. И в суде банк показывал выписку со счета. Мы сказали – может быть вы зачислили денежные средства, а мы этого не заметили, но с нашего счета они должны были уйти на основании платежного поручения.

А его не было! Никто, кроме судебных приставов, не может списать деньги с моего счета, если нет платежного поручения подписанного генеральным директором и главным бухгалтером.

Документы:

Доброкачественные: по форме, по содержанию, законные и отражают действительную операцию.

Недоброкачественные:

1. По форме;

2. Отражающие незаконные по содержанию операции;

3. Отражают частично реально совершенные операции (или те, которые не совершались).

Можно из последних двух подвидов недоброкачественных также разделить на:

1. Подложные документы: материальный и интеллектуальный подлог документов.

Материальный подлог документов - подтирки, подчистки, следы травления – нужно отправить на соответствующую криминалистическую экспертизу.

Интеллектуальный подлог – бестоварные и безденежные документы – это бухгалтерская экспертиза (и финансово-аналитической и финансово-экономической).

Из группы 3 нужно выделить подгруппу – случайные ошибки.

Какие мы проводим исследования при проверке документов

· По форме

· По содержанию

· Арифметическую проверку

· Нормативную проверку

Есть метод – исследование нескольких документов, отражающих одну и ту же хозяйственную операцию. Когда документы могут противоречить друг другу.

Для обнаружения этого несоответствия есть 2 метода:

1. Метод встречной проверки (когда проверяем две взаимосвзяанные операции, которые друг другу не соответствуют)

Это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Можно такой же документ изъять у другой стороны, госудаственного органа. Сравниваем эти документа и выясняем.

Почему это применимо – много бухгалтерских документов дублируют.

2. Метод взаимного контроля.

Он заключается в сопоставлении различных документов и учетных записей, в которых отражается проверяемая хозяйственная операция.

Берем документы, касающиеся движения товарно-материальных ценностей и приходно-расходных документов. Разные документы, отражают одну операцию. Одни касаются движения товаров, другие – материальных средств. Надо их сравнить, они должны друг другу соответствовать.

Могут быть такие расхождения – в документе ТМЦ – одна цена товара вместе с тарой, а стоимость тары в другом документе отражается иная.

Есть такие операции – контрольное сличения остатков. Анализ ежедневного движения имущества и денежных средств с определением остатка после каждой хозяйственной операции.

Метод документального анализа – производен от бухгалтерского анализа! Он они имеет специфики и позволяет нам скомбинировать правильным образом документы по делу и на их основе построить четкую аргументацию.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.