Сделай Сам Свою Работу на 5

для проведения занятий по предмету «Пожарная техника»





ПЛАН-КОНСПЕКТ

Тема 8: Пожарные автоцистерны: область применения, механизмы, условия эксплуатации.

Цель занятия: сформировать понятия о водопенных коммуникациях пожарных автоцистерн и автонасосов. Изучить ёмкости для огнетушащих веществ и арматуру водопенных коммуникаций, техническое обслуживание цистерн, кузова и пожарного оборудования. Рассмотреть установку ПА на водоисточник, работу ПА по перекачке воды.

Время: 4 часа

Вид занятия: урок

Метод проведения: рассказ

Место проведения: учебный класс №

Материальное обеспечение:

Литература: 1. НПБ 181-99 Автоцистерны пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний.

2. Безбородько М. Д. Пожарная техника: Учебник.-М.: Академия ГПС МЧС России, 2002.

 

 

Пожарные автоцистерны (АЦ) предназначены по вызову для тушения пожаров доставлять боевые расчеты, огнетушащие вещества (ОТВ) и пожарно-техническое вооружение (ПТВ). На них в качестве ОТВ используется вода и пенообразователь для тушения пеной.

Пожарные АЦ используются как самостоятельные боевые единицы с подачей воды из собственной цистерны, открытого водоема или водопроводной сети. На ней может использоваться пенообразователь как из бака, так и из постороннего источника.



Для выполнения основных функций пожарные надстройки АЦ включают такие элементы, как цистерны для воды и баки для пенообразователя, пожарные насосы с трансмиссиями к ним, водопенные коммуникации и приводы управления механизмами.

Все элементы пожарных надстроек размещаются в кузовах, смонтированных на шасси грузовых автомобилей.

В ГПС используется большое число различных модификаций АЦ, сооруженных на полноприводных или неполноприводных шасси грузовых автомобилей производства различных заводов. Их пожарные надстройки укомплектованы элементами одинакового назначения. Однако на них используются пожарные насосы с различными характеристиками, цистерны и пенобаки с различной вместимостью, водопенные коммуникации могут быть по-разному скомпонованными. Поэтому становится целесообразным изучение типичных элементов пожарных надстроек различных АЦ.



Цистерны и баки дляогнетушащих веществ.

Цистерны для воды изготовляют вместимостью от 0,8 до 9 м3. Их вместимость является основой для классификации АЦ. При вместимости цистерн до 2 м3 АЦ называют легкими. При вместимости от 2 м3 и до 4 м3 – средними, а при вместимости 4 м3 и более – тяжелыми.

Для конструирования цистерн используются углеродистые стали. Внутренние их поверхности защищают от коррозии специальными антикоррозионными покрытиями. На некоторых АЦ для этой цели используется анодная защита.

Для предотвращения замерзания воды в зимнее время цистерны могут оборудоваться обогревом. Он может осуществляться автономными теплогенераторами, теплом отработавших газов двигателя или электрическими обогревателями. На некоторых АЦ устанавливаются цистерны, изолированные теплоизоляционным слоем, например, полиуретаном.

Заводы также изготовляют цистерны из стеклопластика. Такие цистерны не требуют защиты от коррозии, они легче цистерн из углеродистой стали. Кроме того, они характеризуются хорошими теплозащитными свойствами.

К конструкциям цистерн предъявляется ряд общий требований. Для осмотра и технического обслуживания цистерны должны иметь люки диаметром более 450 мм. Внутри цистерн для гашения колебаний жидкости должны устанавливаться волноломы. Они, цистерны, должны быть приспособлены для заполнения водой насосом АЦ или сторонним насосом. В них необходимы устройства, предотвращающие создание избыточного давления при их заполнении, а также обеспечиваться полный слив воды. Цистерны должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими непрерывный или дискретный контроль степени их заполнения.



В поперечном сечении цистерны могут иметь эллиптическую форму или форму, близкую к квадратной, но с закругленными углами. Цистерны с эллиптической формой сечения устанавливают на пожарных автомобилях на шасси ГАЗ и др. Установка таких цистерн позволяет более полно использовать ширину шасси и способствует снижению центра массы автомобиля.

Цистерны различаются размерами, размещением люков, отстойников, деталей крепления и т.д., но все же они имеют много общих элементов. Обечайка с обеих сторон закрыта приваренными днищами. Над верхней частью обечайки из отверстия выходит установленная в цистерне контрольная труб через днище. Сверху она закрыта крышкой. При переполнении цистерны лишняя вода по этой трубе будет выливаться.

На верхней части цистерны имеется горловина. Она обеспечивает доступ внутрь цистерны для ее осмотра и ремонта. Горловина закрывается крышкой с резиновым уплотнением.

В днище имеется отстойник. Слив отстоя производится через кран, который открывается с помощью рычага.

Забор воды осуществляется по трубе. На заднем днище цистерны на кронштейне установлен тахометр. Штуцер и труба служит для подсоединения водопенных коммуникаций.

В переднем днище имеется горловина горизонтального люка. Для уменьшения силы удара жидкости о стенки цистерны при изменении скорости движения автомобиля установлены волноломы. Для измерения уровня заполнения цистерны водой установлены гидроконтакты.

Цистерна закрепляется в трех точках. В передней части опора шарнирная, к ней болтами закреплены амортизаторы. В задней части двумя опорами через амортизаторы на брусках цистерна устанавливается на раму и крепится стремянками.

Цистернами такого типа оборудованы многие АЦ на шасси ЗИЛ, Урал и др.

Другой тип цистерн используется на АЦ-3-40(4326), АЦ-5-40(4925) и др. Основой их является корпус с ребрами жесткости и скругленными углами. В верхней части цистерны имеется люк, предназначенный для осмотра и очистки внутренней полости. Люк закрывается крышкой, к которой приварен патрубок для наполнения цистерны водой.

В нижней части цистерны имеется патрубок для соединения ее с насосом, сливной патрубок и нижний конец переливной трубы.

Цистерна имеет пять датчиков уровня воды, представляющих собой пластмассовую пробку с впаянными в нее электродами. При достижении воды уровня датчиков, происходит замыкание электрической цепи и на щите приборов загорается соответствующий светодиод. Световоды сигнализации уровня воды в цистерне расположены на панелях приборов, установленных в насосном отсеке и кабине водителя.

Цистерна установлена на кронштейнах, прикрепленным к балкам рамы шасси. Крепление цистерны осуществляется хомутами, закрепленными болтами с гайками на кронштейнах.

Баки для пенообразователя изготовляют вместимостью от 0,08 до 1 м3 и должны составлять не менее 6% от вместимости цистерны. Их конструируют из нержавеющей стали. Трубопроводы и арматура к ним должны изготовляться из коррозионностойких, по отношению к пенообразователям, материалам. Конструкция пенобаков должна исключать пролив пенообразователя из баков при движении АЦ и при его подаче в насос. Конструктивными мерами или компоновочными приемами должна обеспечиваться положительная температура пенообразователя в баках.

На современных АЦ пенобаки могут иметь разную конструкцию. Пенобак цилиндрической формы с окружностью в поперечном сечении состоит из обечайки с двумя днищами. Бак заполняют пенообразователем через горловину, закрываемую крышкой. Отстой из отстойника сливают через отверстие, закрываемое пробкой. Внутри бака имеются волноломы. Пенообразователь поступает в насос по трубопроводу, подсоединенному к штуцеру.

На АЦ нового поколения баки в поперечном сечении имеют форму квадрата с округленными углами. На верхней части бака установлена заливная горловина с присоединенной к ней рукавной головкой. Внизу закреплен вентиль для поступления пенообразователя к насосу.

Бак крепится хомутами гайкой к подрамнику.

Пенобаки размещают, как правило, в насосном отсеке.

Приводы пожарных насосов. Кинематические схемы приводов ПН одинаковы на всех АЦ. Они включают соединенные последовательно с двигателем шасси коробку отбора мощности, карданную передачу и промежуточную опору. В приводах пожарных насосов автоцистерн на шасси КамАЗ используются дополнительные зубчатые передачи в качестве мультипликаторов.

В карданных передачах используется от одного до трех карданных вала базового шасси, соединяемых промежуточными опорами.

Коробка отбора мощности, промежуточные опоры и редукторы специально разработаны для автоцистерн.

Коробки отбора мощности (КОМ). Они, как правило, механические, одноступенчатые.

КОМ АЦ на шасси ГАЗ установлена на боковом люке раздаточной коробки. От КОМ крутящий момент передается на насос через два карданных вала, соединенные промежуточной опорой.

Промежуточная шестерня находится в постоянном зацеплении с шестерней первичного вала раздаточной коробки. Шестерня вращается на двух подшипниках, закрепленных на оси. Ось фиксируется стопорной пластиной. На шлицах вала может с помощью штока перемещаться шестерня. При положении ее, как показано на рисунке, мощность будет передаваться на фланец соединительной муфты. Передний конец штока соединен тягой с рычагом включения, который находится в кабине.

Перед включением пожарного насоса рычаг раздаточной коробки необходимо поставить в нейтральное положение и включить прямую передачу на коробке передач.

На крышке люка смонтирован змеевик для охлаждения коробки отбора мощности во время ее работы на пожарный насос. Змеевик включен в дополнительную систему охлаждения АЦ. Охлаждение осуществляется водой из пожарного насоса.

Конструкция КОМ, установленных на ряде пожарных автомобилей, имеет некоторые особенности. Ведущий вал соединен с первичным валом коробки передач. На нем закреплена шестерня, на которой находится зубчатая муфта. На роликовом подшипнике установлено зубчатое колесо. С ним в зацеплении постоянно находятся зубчатые колеса. При перемещении штока механизма управления в левую сторону ведущей зубчатой муфтой будет соединен с зубчатым колесом. Таким образом, крутящий момент будет передаваться зубчатыми колесами к ведомому валу с муфтой к потребителю. При перемещении штока в правую сторону зубчатая муфта соединит зубчатые колеса. При этом вращающий момент будет подведен к ведущему валу с муфтой и к трансмиссии автомобиля.

Охлаждение КОМ осуществляется водой от пожарного насоса, подводимой к теплообменнику, установленному в масляной ванне.

В некоторых конструкциях АЦ-0,8-30/2(530104) теплообменник в виде радиатора устанавливают на коробке передач, к которой присоединены КОМ. Теплообменник и коробка передач разделены разделительной ребристой перегородкой. Нагретое масло в коробке передач постоянно отбрасывается вращающимися шестернями на охлажденную перегородку радиатора и, тем самым, снижает его температуру.

КОМ АЦ на шасси ЗИЛ. Механическая, одноступенчатая с передаточным числом 1,176.

Детали КОМ заключены в чугунный корпус. Он же является крышкой коробки передач. Включение требуемой передачи производится перемещением вилок переключения на штоках рычагом. Основные детали КОМ: ось, промежуточная шестерня, ведомая шестерня, первичный вал и вторичный вал, зубчатая муфта, подшипники, сальник, фланцевая муфта. Ось закреплена в корпусе КОМ. На ней на роликовых конических подшипниках установлена промежуточная шестерня. Она находится в постоянном зацеплении с шестерней ведущего вала шестерней коробки передач.

Осевой зазор в конических роликовых подшипниках должен находиться в пределах 0,04…0,11 мм. Его измеряют индикатором по осевому люфту промежуточной шестерни. Устанавливается требуемый зазор с помощью картонных прокладок под фланец, крепящий ось.

Ведомая шестерня с помощью шпонки закреплена на первичном валу. В шестерне имеется радиальное отверстие, совмещенное с отверстиями в теле вала. По ним подводится масло к подшипнику. Масло выдавливается при контакте боковых поверхностей зубьев промежуточной и ведомой шестерен.

В КОМ используются цилиндрические шестерни с косыми зубьями. Возникающие при их вращении осевые усилия воспринимаются коническими роликовыми подшипниками и шариковыми подшипниками. Осевое смещение первичного и вторичного валов предотвращается стопорными кольцами, состоящими из двух половин. Они вставляются в канавку внешнего кольца подшипника и закрепляются крышкой, прижимающей их к корпусу.

Вторичный вал опирается на подшипники. Соединение первичного и вторичного валов осуществляется зубчатой муфтой. Ее включение производится вилкой, закрепленной на стержне включения насоса, перемещаемого рукояткой. Фиксирование положения вилки включения насоса производится стопором. Таким образом, предотвращается самопроизвольное включение и выключение соединительной муфты.

На выходном конце вторичного вала закреплена на шлицах фланцевая полумуфта. С ее помощью этот вал соединяется карданным валом привода насоса. Предотвращение вытекания масла осуществляется резиновой манжеткой (сальником), закрепленной на крышке.

КОМ фиксируется двумя установочными штифтами, размещенными на верхнем фланце коробки передач. Осевой зазор между вершинами зубьев и впадинами зацепляющихся шестерен обеспечивается подбором толщины картонных прокладок между фланцами КОМ и коробки передач. При правильно подобранной толщине прокладок шестерни должны свободно вращаться.

Обкатку КОМ производят в течение 10 ч при частоте вращения вала насоса 2000 мин-1. Воду подают насосом из открытого водоема двумя стволами с насадкой 19 мм. Затем еще в течение 10 ч работают при частоте вращения вала насоса 2400 мин-1.

Порядок включения КОМ при установке пожарного автомобиля на водоисточник следующий: выжать педаль сцепления; рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение; рычаг КОМ перевести «на себя»; отпустить педаль сцепления.

При движении пожарного автомобиля необходимо: выжать педаль сцепления; перевести рычаг КОМ «на себя».

Коробка отбора мощности КОМ-ПМ принципиально не отличается от КОМ-68. Она устанавливается на пожарных автомобилях АЦ-40(43202). Конструктивные особенности заключаются в следующем. Корпус КОМ состоит из двух частей. В нижней части размещены механизм переключения передач, а также ось, на которой установлена промежуточная шестерня.

В верхней части корпуса на подшипниках установлен ведомый вал. На этом валу размещена ведомая шестерня. Она вращается на подшипнике скольжения и находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней. На шлицах ведомого вала установлена соединительная муфта. При перемещении рычага «на себя» ползун вилкой соединяет муфту с венцом шестерни. Фиксатор предотвращает самовыключение муфты.

Смазывание поверхностей трения деталей осуществляется разбрызгиванием масла. К подшипникам качения со стороны, противоположной выходу ведомого вала, масло подается шестеренчатым насосом коробки передач.

Обкатка КОМ производится в течение 4 ч под нагрузкой и 2 ч без нагрузки. Включение ее аналогично включению КОМ-68.

КОМ АЦ на шасси КамАЗ механические, одноступенчатые, одинаковые на всех модификациях шасси.

В отличие от ранее рассмотренных валы и оси этих КОМ расположены не в вертикальной плоскости. Особенностью их является также то, что на них предусмотрен отбор мощности двум потребителя: пожарным насосом и приводу, например, насоса в гидравлических системах управления.

На оси КОМ, закрепленной в корпусе, свободно вращается на шариковых опорах шестерня. Она находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом первичного вала коробки передач и двумя ведомыми шестернями, свободно вращающиеся на валах. Валы, в свою очередь, свободно вращаются на шариковых опорах, закрепленных в корпусе КОМ. Кроме того, за одно целое с валами изготовлены и зубчатые колеса. Соединение зубчатых венцов шестерен с зубчатыми колесами валов передвижной муфтой с помощью скалки обеспечит передачу мощности от коробки передач через КОМ и фланец муфты к карданному валу, а затем к пожарному насосу.

Привод управления КОМ – электропневматический.

Пневмоклапан с электрическим управлением предназначен для включения и выключения КОМ. При включении тумблера «КОМ» на панели управления, электромагнит клапана включит поступление воздуха из пневмосистемы в пневмоцилиндр КОМ. Штоки пневмоцилиндров соединены со скалкой. При включении КОМ загорается светодиод на панели управления в насосном отсеке и в кабине водителя.

Все КОМ смазываются трансмиссионными маслами, используемыми в коробках передач шасси базовых автомобилей. На поверхности трения масло поступает в виде масляного тумана или в каплеобразном состоянии, образующимся диспергированием масла при вращении зубчатых колес.

Промежуточные опоры. Промежуточные опоры предназначены для сопряжения карданных валов в карданных передачах. Они бывают с длинными и короткими валами.

Промежуточные опоры с длинными валами устанавливаются на всех АЦ, за исключением АЦ на шасси ГАЗ. Вал опоры вращается на двухрядных радиально-сферических подшипниках. Применение этих подшипников допускает некоторый перекос валов, что облегчает монтаж приводов.

В приводах АЦ на шасси ГАЗ применяются промежуточные опоры с короткими валами. Вал 2 установлен в корпусе опоры на двух однорядных шариковых подшипниках. Карданные валы фланцами муфт соединяются с фланцами 6 опоры.

Промежуточные опоры не применяются только на АЦ со средним расположением пожарного насоса. При этом мощность от двигателя внутреннего сгорания передается на вал пожарного насоса одним карданным валом.

Дополнительные зубчатые передачи. Дополнительные передачи применяются только на АЦ, сооружаемых на шасси КамАЗ. На АЦ с пожарными насосами ПЦНВ 4/400 для повышения частоты вращения вала насоса применяется двухступенчатый мультипликатор. В корпусе установлены два кронштейна шариковых подшипников качения. На этих подшипниках и таких же подшипниках, установленных в корпусе, установлены валы с фланцами муфт. С валом соединяется карданный вал от КОМ, а с другим валом – вал пожарного насоса. Зубчатые колеса на валах закреплены шпонками. На валу установлены два зубчатых колеса. Каждая пара зубчатых колес имеет передаточное отношение близкое к 1,7. Это позволяет повышать обороты вала насоса до 6400 об/мин. Расположен механизм в заднем отсеке кузова автоцистерны.

На АЦ с другими типами пожарных насосов в систему привода входит шестеренчатый механизм мультипликатор с паразитным колесом. К фланцу муфты на валу присоединяется карданный вал от КОМ, а к фланцу муфты – карданный вал к насосу. Передаточное число механизма равно 1,7. Зубчатые колеса закреплены на валах шпонками. Ось закреплена в корпусе. Паразитное зубчатое колесо вращается на оси. В качестве опор использованы роликовые конические подшипники качения. Этот механизм применен для экономичности работы двигателя шасси. Это обусловлено тем, что на шасси КамАЗ установлены дизели. Частота вращения вала дизеля близка к требуемой частоте вращения вала пожарного насоса. Поэтому применение механизма с повышением частоты вращения (мультипликатора) обеспечит потребление мощности при более низких и, следовательно, более экономичных скоростных режимов эксплуатации двигателя.

Своевременное прибытие по вызову на пожар и включение в работу пожарных насосов, механизмов и агрегатов основных и специальных ПА зависит от многих факторов. Наиболее важные из них удельная мощность двигателя, техническое состояние ПА, дорожная обстановка на пути следования на пожар, наличие водоисточников и пути подъезда к ним. Большую роль играет и профессиональный уровень квалификации водителя и начальника караула.

В ГПС накоплен громадный опыт по вопросам определенной последовательности управления агрегатами и механизмами. Ее строгое выполнение также способствует более совершенному использованию пожарных машин.

На всех пожарных автомобилях выполняются различные боевые действия. Рациональное их выполнение требует по прибытию на пожар, правильной их установки. При этом должно быть исключено воздействие на пожарный автомобиль тепловых потоков, не требовалась бы перестановка его на другое место. На автоцистернах и на насосно-рукавных автомобилях для выполнения боевых действий выполняются ряд работ: подача воды из цистерны, из открытого водоема, от водопроводной сети, перекачка воды на большие расстояния, подача воздушно-механической пены лафетными стволами, забор воды из открытых водоисточников при помощи гидроэлеватора.

Пожарные АЦ по прибытию к месту пожара устанавливают как можно ближе к очагу горения. Подача огнетушащих средств в стволы по решению руководителя тушения пожара осуществляется водой из цистерны и пенобаков, вывозимых на АЦ, или из других водоисточников. Подача воды и пены может производиться стационарным лафетным стволом или ручными стволами.

У АЦ, подготавливаемых к забору воды должны быть плотно закрыты заглушки на всасывающих патрубках, все вентили или клапаны, сливные краники.

Насосно-рукавные автомобили устанавливаются на водоисточник – пожарный гидрант или открытый водоем.

Установка пожарного автомобиля на открытый водоем зависит от расположения в нем пожарного насоса. При среднем его расположении с выводом всасывающих патрубков в передней части автомобиля подъезд к водоисточнику осуществляется передним ходом. При расположении насоса в корме автомобиля – задним ходом. В обоих случаях необходимо выбирать удобное для подъезда место.

Большое значение для работы насоса имеет высота всасывания и условия прокладки всасывающих рукавов. Необходимо выбрать такое место, чтобы высота всасывания не превышала 7 м, а условия прокладки всасывающих рукавов исключали их резкие перегибы.

При установке ПА на гидрант следует его устанавливать так, чтобы можно было свободно проложить напорно-всасывающий и напорные рукава.

При установке ПА для работы следует: убедиться, что рычаг коробки передач занимает нейтральное положение; ПА с работающим двигателем установить на ручной тормоз; выключить сцепление и включить коробку отбора мощности.

Такая последовательность действий должна соблюдаться при эксплуатации ПА на базовых шасси ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и др.

На пожарных автомобилях с базовыми шасси ГАЗ-66 после включения коробки отбора мощности необходимо включить четвертую передачу коробки скоростей основной трансмиссии.

На ПА повышенной проходимости перед включением коробки отбора мощности рычаг раздаточной коробки необходимо поставить в нейтральное положение. При этом передний и задний мосты будут отключены от двигателя.

После включения коробки отбора мощности следует плавно включить сцепление. При этом крутящий момент от двигателя будет передаваться на вал насоса. Пожарные насосы не рекомендуется длительное время использовать без воды. Поэтому следует снизить частоту вращения вала двигателя до 800…1000 об/мин и быстро выключить сцепление рычагом в насосном отделении. Продолжительная работа выжимного подшипника сцепления в выключенном положении сцепления недопустима. Поэтому следует быстро заполнить водой пожарный насос и включить сцепление.

Заполнение насоса водой перед подачей ее в рукавную линию можно осуществлять различными способами. Для обеспечения заполнения насоса водой необходимо, чтобы плотно была завернута заглушка на всасывающем трубопроводе. Закрыты все вентили, клапаны и краники в водопенных коммуникациях.

Подача воды из цистерны. По прибытии ПА на пожар необходимо подать первый ствол. Это сокращает время боевого развертывания, позволяет быстро начать тушение пожара. Основная задача водителя при этом заключается в заполнении насоса водой и подаче ее в напорную линию со стволом.

Последовательность выполнения работ рассмотрим на примере фрагмента водопенных коммуникаций.

Для подачи первого ствола необходимо:

- присоединить рукавную линию стволом к напорному патрубку с напорной задвижкой;

- открыть вакуумный клапан для выхода воздуха из центробежного насоса при его заполнении водой;

- включить подсвет вакуумного клапана;

- открыть задвижку на трубопроводе, соединяющем цистерну со всасывающим патрубком насоса;

- через смотровой глазок вакуумного клапана следить за заполнением насоса водой;

- при появлении воды в вакуумном клапане – закрыть его.

После заполнения насоса водой следует:

- включить сцепление рычагом из насосного отделения (при среднем расположении насоса педалью сцепления, расположенной в кабине водителя);

- создав насосом заданный напор, открыть задвижку 3 на напорном трубопроводе;

- поддерживать требуемый напор изменением частоты вращения вала двигателя.

При заборе воды из цистерны на АЦ с насосом ПЦНН и ПЦНВ перед пуском насосов следует закрыть вакуумный кран, а вакуумный насос вручную отключить от пожарного насоса. При этом рукоятка дозатора должна находиться в положении «Закр».

Подача воды пожарным насосом из открытого водоема. Работа по подаче воды пожарными автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями из открытых водоисточников производится в ряде случаев. Это имеет место в населенных пунктах со слабо развитой сетью водоснабжения, в сельской местности, а также в случаях, когда для тушения пожара требуется большое количество воды. Например, при тушении горящей нефти и нефтепродуктов в резервуарах или пожаров газовых и нефтяных фонтанов воду обычно подают из открытых естественных или искусственных водоемов.

Подготовка к подаче воды производится в такой последовательности:

- извлекают из пеналов всасывающие рукава, соединяют их друг с другом и подсоединяют всасывающую сетку;

- снимают заглушку со всасывающего рукава и подсоединяют к нему всасывающие рукава с сеткой;

- опускают всасывающие рукава в водоем; при этом глубина всасывания Нs не должна превышать 7,5 м, а глубина погружения всасывающей сетки должна быть больше 300 мм;

- открыть вакуумный кран ;

- включить газоструйный вакуумаппарат и плавно увеличивать частоту вращения вала двигателя;

- при появлении в вакуумном клапане воды закрыть его и выключить газоструйный вакуумный аппарат;

- включить сцепление и плавно увеличивать частоту вращения вала насоса;

- создав требуемый напор, плавно открыть напорную задвижку, вода поступит в рукавную линию.

При наличии на АЦ дополнительной системы охлаждения необходимо в летнее время включать ее в работу, открыв оба краника на пожарном насосе.

При работе пожарных насосов с открытых водоемов возможны отказы в заборе воды. Основными их причинами являются: недостаточная частота вращения вала двигателя при включении газоструйного вакуумного аппарата; преждевременное, до закрытия вакуумного аппарата, снижение частоты вращения вала двигателя; большая частота вращения вала насоса и развиваемый напор при открытии напорных задвижек.

При отказе в работе вакуумного аппарата заполнение пожарного насоса можно осуществить двумя разными способами: заливкой полостей пожарного насоса и всасывающих рукавов водой из цистерны и кольцевание автоцистерны с пожарным насосом.

При первом способе поступают как при заборе воды из цистерны.

При втором способе необходимо соединить всасывающие и напорные рукава с насосом; включить сцепление; открыть полностью вентили в цистерну и из цистерны, установить частоту вращения вала насоса, равную 2000…2500 об/мин и, плавно закрывая вентиль из цистерны, установить необходимое разрежение по вакуумметру.

После заполнения всасывающего рукава и пожарного насоса водой и отключения стрелки манометра закрыть вентили из цистерны и в цистерну и установить заданное давление на насосе.

Более простым является забор воды из открытых водоисточников насосами НЦНН и НЦНВ. После подсоединения к насосу всасывающих и напорных рукавов необходимо открыть вакуумный кран, вручную включить вакуумный насос, включить привод пожарного насоса. При этом одновременно автоматически включится вакуумная система и, установив частоту вращения вала насоса 2300…2600 об/мин, следить за показаниями мановакуумметра и манометра. При появлении избыточного давления в течение 30…40 с на выходе насоса более 0,39 МПа (40 м.вод.ст.) вакуумный насос автоматически отключится. Регулируя частоту вращения вала двигателя, устанавливают необходимый напор на насос.

Если при работе вакуумного насоса в течение 30…40 с и оборотах 2300…2600 об/мин не произойдет забора воды, что следует проверить:

- закрыт ли вакуумный кран, должен быть открыт;

- закрыты ли сливные краны на насосе;

- надежность соединения всасывающих рукавов и глубину погружения всасывающей сетки;

- наличие масла в масляном баке.

После проверок повторить забор воды.

При открытом вакуумном кране система забора воды автоматически сработает, если произойдет обрыв столба воды.

Подача воды от водопроводной сети. Подача воды от водопроводной сети самый распространенный способ при тушении пожаров в городах, промышленных предприятиях и т.д. В этих случаях АЦ или НРА следует устанавливать всасывающими патрубками как можно ближе к колодцу гидранта водопроводной сети.

Для забора воды от водопроводной сети необходимо собрать напорно-всасывающую линию, затем следует:

- открыть вакуумный клапан для выпуска воды из насоса;

- заполнить водой насос;

- закрыть вакуумный клапан;

- включить пожарный насос и, следя за режимом его работы, плавно открыть напорную задвижку и вода поступит в рукавную линию.

При подаче воды в насос ПЦНН 40/100 от водопроводной сети вакуумный кран должен быть закрытым. В противном случае полость вакуумного затвора, масляного бака и вакуумного насоса будут заполняться водой. При поступлении воды в насос воздух из него будет выдавливаться по рукавной напорной линии.

Подача воздушно-механической пены. Воздушно-механическая пена применяется для тушения легковоспламеняющихся жидкостей.

Подача пенообразователя из бака, а воды из цистерны. Рассмотрим последовательность выполнения работы.

К напорному патрубку с задвижкой подсоединяют рукавную линию с ГПС, а затем следует:

- открыть вакуумный кран или приоткрыть задвижку 3 для выхода воздуха из насоса;

- открыть задвижку на трубопроводе из цистерны в насос;

- заполнить насос водой, включить его в работу и создать напор 70…80 м.вод.ст.;

-установить стрелку крана-дозатора пеносмесителя на деление шкалы, соответствующее подаче присоединенных ГПС;

- открыть пробковый кран на пеносмесителе и кран от пенобака к пеносмесителю;

- поддерживать режим работы таким, чтобы у ГПС напор был не менее 40…60 м.вод.ст.

Подача пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или водопроводной сети. В этом случае выполняются все операции по заполнению насоса водой из открытого водоисточника или водопровода.

При работе от пожарной колонки, установленной на гидрант водопровода, напор во всасывающем патрубке не должен превышать 25 м.вод.ст. Регулирование его производят при работающем насосе и открытых задвижках изменением установки вентилей пожарной колонки.

Для подачи к ГПС выполняют операции, как было указано выше.

Подача пенообразователя к пеносмесителю от посторонней емкости. Запас пенообразователя в пенобаках невелик, поэтому при тушении пожаров возникает необходимость использовать его из посторонних источников. Ими могут быть бочки с пенообразователем.

Для подачи в систему пенообразователя необходимо снять колпачок со штуцера и подсоединить к нему шланг. Второй его конец опускают в емкость с пенообразователем.

Для работы системы выполняются все операции, изложенные ранее.

Работа стационарным лафетным стволом. Подача воды или пены стационарным лафетным стволом может производиться как при движении пожарного автомобиля, так и при установке его на боевой позиции. Управление лафетным стволом может осуществляться или вручную или с помощью пневматического или гидравлического привода (при их наличии).

Подача воды или пены стационарным лафетным стволом на ходу производится на первой или второй передаче коробки скоростей основной трансмиссии.

Подготовка к подаче пенообразователя к лафетному стволу производится также, как и его подача к ГПС. Для подвода пенообразователя к лафетному стволу необходимо открыть вентиль.

Промывка системы подачи пенообразователя. После тушения пожара пеной система подачи пены, насос, стволы и пеногенераторы необходимо промыть водой. Вода удалит остатки пенообразователя с поверхностей деталей системы. В противном случае, будут коррозировать металлические поверхности деталей. Кроме того, остатки пенообразователя в пеносмесителе будут кристаллизоваться, образуя отложения, которые могут приводить к отказу в его работе.

В случае, когда на АЦ имеется промывочный трубопровод от цистерны, то необходимо открыть вентиль. При рабочем насосе вода из цистерны поступит к вентилю, а затем в систему подачи пены, как и при подаче пенообразователя.

После подачи пены лафетным стволом промывка осуществляется при открытой задвижке, а при подаче к ГПС – открытой напорной задвижке.

Особенности подачи пенообразователя насосом ПЦНН-40/100. При пенном тушении пожара подача водного раствора пенообразователя к пеногенераторам может производиться при ручном и автоматическом дозировании.

При ручном дозировании подача пенообразователя к насосу, а его водного раствора к пеногенераторам производится, как было описано выше.

Регулируя частоту вращения вала двигателя, устанавливают необходимое давление на выходе насоса. При этом перепад давления на эжекторе должен находится в пределах от 0,49 МПа (50 м вод.ст) до 0,98 МПа (100 м вод.ст). Количество включаемых пеногенераторов и концентрация раствора пенообразователя устанавливаются на шкалах дозатора 3х и 6х.

При автоматическом дозировании подачи раствора пенообразователя выполняется ряд дополнительных операций.

Необходимо установить переключатель электронного блока в требуемое положение в зависимости от типа и концентрации раствора. Затем выполняются операции:

- переводится рукоятка крана эжектора в положение «Откр»;

- соответствующими органами управления водопенных коммуникаций подают пенообразователь из пенобака в насос;

- включают автоматическую систему дозирования (при этом загорается индикатор «АСД ПИТАНИЕ».

Регулируя частоту вращения вала двигателя, устанавливают требуемое давление на выходе из насоса.

Подача воды из водоема с помощью гидроэлеватора. Забор воды из открытых водоисточников с помощью гидроэлеватора организуется в трех случаях, когда:

- уровень воды в водоеме ниже уровня насоса по вертикали более 7 м;

- водоем удален от пожарного автомобиля по горизонтали на расстояние до 100 м;

- толщина слоя воды в водоеме 5…10 см.

Кроме того, гидроэлеваторы используются для откачки воды из подвалов, из различных объектов на пожарах.

Забор воды автоцистерной из открытых водоисточников осуществляется при помощи одного или нескольких гидроэлеваторов, включаемым по различным схемам.

Для подачи небольшого количества воды в рукавную линию необходимо:

- выжав сцепление, включить коробку отбора мощности и отпустить педаль сцепления;

- выключить сцепление рычагом из насосного отсека;

- открыть напорную задвижку на насосе (к гидроэлеватору), через нее выйдет воздух из насоса;

- открыть задвижку на трубопроводе из цистерны;

- включить сцепление и увеличить частоту вращения вала насоса до 2000 об/мин;

- при начале поступления воды из напорного рука

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.