Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация управленческих решений





Классификационный признак Группы управленческих решений
Степень повторяемости проблемы Традиционные Нетипичные
Значимость цели Стратегические Тактические
Сфера воздействия Глобальные Локальные
Длительность реализации Долгосрочные Краткосрочные
Прогнозируемые последствия решения Корректируемые Некорректируемые
Характер использованной информации Детерминированные Вероятностные
Метод разработки решения Формализованные Неформализованные
Количество критериев выбора Однокритериальные Многокритериальные
Форма принятия Единоличные Коллегиальные
Способ фиксации решения Документированные Недокументированные

Эта технология складывается как бы из двух частей: этапы рационального решения проблем (рис.3); реализация и оценка принятого решения (рис. 4).

 

Рис. 3 Этапы рационального решения проблем

Рис. 4 Реализация и оценка принятия решения

Процесс принятия решения начинается тогда, когда становится очевидной необходимость какого-то руководящего действия и промедление с реализацией этого действия может отрицательно повлиять на результаты работы предприятия.



При этом руководитель должен убедиться в том, что существует действительно проблема, а не проявление симптома какого-либо негативного явления, который с течением времени сам по себе исчезнет без всякого вмешательства.

Для повышения эффективности управленческих решений необходимо запомнить следующие моменты:

· определена ли истинная проблема;

· на достижение чего направлено решение;

· когда оно должно быть принято;

· какие существуют сдерживающие факторы;

· каков будет эффект, если не принимать никакого решения;

· какая информация необходима;

· стоит ли делегировать принятие решения?

Кроме этого, в учебной литературе приводится пять рекомендаций по принятию решений и их претворению в жизнь: анализировать, консультироваться, осуществлять, поддерживать общение, проверять.

Эти рекомендации особо не нуждаются в раскрытии их сущности из-за своей очевидности.

Важнейший момент в выработке научно обоснованного решения – совещание. Именно на совещании руководитель может не только выяснить сущность рассматриваемой проблемы, но и возможные пути ее решения.



Теорией и практикой выработаны определенные правила для проведения совещаний с целью повышения их эффективности. Эти правила следующие:

· совещания должны проводиться только в случаях их острой производственной необходимости, т. е. на совещании должна рассматриваться очень важная проблема, решение которой требует коллективного разума. Частые совещания на предприятии – это, как правило, негативный признак, свидетельствующий об их неэффективности и нерациональном использовании рабочего времени руководителями и специалистами предприятия;

· время проведения и повестка дня совещания должны быть заранее известны участникам совещания, чтобы у них была возможность более тщательно подготовиться к совещанию;

· должен быть четко прописан регламент проведения совещания: время для освещения доклада; время для выступающих в первый раз и во второй. Председатель совещания должен не только четко соблюдать регламент, но и чтобы выступающие говорили по существу рассматриваемой проблемы;

· на совещания должны приглашаться только те лица, которые причастны к рассматриваемой проблеме и которые действительно способны к выработке правильного управленческого решения. Приглашение лиц по принципу «чем больше участников, тем лучше» в данном случае неприемлемо;

· к проведению совещания руководитель должен тщательно готовиться. Это касается и сбора необходимой объективной информации о состоянии рассматриваемого вопроса, и проработки возможных управленческих решений;



· на совещании должна быть создана доброжелательная обстановка, позволяющая каждому участнику при его желании объективно высказаться по существу рассматриваемой проблемы и возможных путях ее решения. Критика нежелательна, так как в этом случае руководитель совещания может не услышать от участников объективных причин, почему возникла рассматриваемая проблема и как ее надо решать.

Критериями эффективности проведения любого совещания могут быть: длительность проведения совещания; принятие научно обоснованного решения и возможность его реализации с наименьшими затратами и в кратчайшее время.

Первый критерий не нуждается в особых комментариях, так как давно известно, что участники совещания могут эффективно работать не более 1,5 часа. Отсюда вывод – продолжительность совещания не должна быть более этого времени.

Принципы управления – это обобщающие теоретические положения, апробированные практикой, которыми следует руководствоваться в управленческой деятельности для достижения поставленной цели с меньшими затратами.

Исследованиями в области принципов управления занимались многие выдающиеся зарубежные и отечественные ученые (Ф. Тейлор, А. Файоль, А.Т. Гастев и др.).

Основные принципы Файоля приводятся в книге «Общее и промышленное управление (1916 г.)». В ней перечисляются следующие четырнадцать принципов управления: разделение труда; власть; дисциплина; единство командования; единство руководства; подчинение индивидуальных интересов общему интересу; вознаграждение; централизация; скалярная цепь (линия власти); порядок; равенство; устойчивость должностей личного состава; инициатива; честь мундира. Трудно возразить против каждого из этих принципов, настолько они точны и верны.

Известный американский промышленник – новатор Генри Форд (начало XX в.), положивший начало научной организации производства, сформировал ее основные принципы. Приведем некоторые из них:

· не надо страшиться будущего и незачем быть почтительным к прошлому;

· прошлое полезно потому, что указывает нам путь и средства к дальнейшему развитию;

· кто боится риска и неудач, тот ограничивает свою деятельность;

· поменьше административного духа в деловой жизни и побольше духа предприимчивости;

· моя цель – простота;

· если цены на товары выше, чем доходы потребителей, то цены следует приноровить к доходам;

· понижение заработной платы в государственном масштабе есть дурная финансовая политика, ибо она снижает спрос на товары.

Большинство из перечисленных принципов актуальны и сегодня, например, первые два принципа дополняют друг друга, а что касается выражения

В Японии всякими путями прививается чувство патриотизма к своей стране, обществу, фирме, в том числе и через принципы управления. В качестве примера приведем принципы японских фирм:

· не забывай выгоду ради долга, но, получая выгоду, помни о долге;

· наилучшее качество работы – на службу обществу;

· прежде чем создавать вещи, «Мацусита» создает кадры;

· своим трудом улучшаем жизнь и создаем лучшее общество.

Некоторые из этих принципов трудно назвать таковыми, так как они, скорее всего, похожи на лозунги, но для японцев, по-видимому, не важно, что это – принципы или лозунги, лишь бы они работали на благо всего общества и каждой фирмы.

В СССР (при плановой экономике) рекомендовалось использовать при управлении следующие принципы: принципы демократического централизма; принцип единоначалия и коллегиальности; принцип планового ведения хозяйства; принцип материальной заинтересованности; принцип ведущего звена; принцип экономии; принцип эффективности др.

Некоторые из них не утратили своей значимости и сейчас, так как они являются классическими и приемлемыми для любой формы хозяйствования, в том числе и принцип планового ведения хозяйства, но применительно к рыночной экономике.

На практике необходимо не только знать все эти принципы, но и использовать на практике при управлении предприятием [4] .

Наблюдения за деятельностью директора ООО «Центр поддержки предпринимательства» свидетельствую о наличии всех вышерассмотренных функций управления в деятельности руководителя.

Функция предвидения проявляется при формирования бизнес-плана деятельности организации и стратегического планирования.

Функция организации выражена в содержании устава, организационной структуре управления, в положениях о подразделениях и должностных инструкциях работников, а также организации выполнения услуг для клиентов. Распорядительство в деятельности директора проявляется в проведении рабочих совещаний, постановке задач перед подразделениями. Форма совещаний представляет из себя переговоры с сотрудниками по вопросам и проблемам, которые у них возникают с клиентами, либо по вопросам обновления законодательной базы. Далее, совместно с сотрудником организации, принимается оптимальное решение реализации стоящих вопросов и сотрудник самостоятельно определяет методику решения вопроса, необходимость подключения административного ресурса, учитывая наименьшие затраты времени и ресурсов организации.

Координация в деятельности директора проявляется в согласовании функций подразделений при решении задач, стоящих перед предприятием в соответствии со стратегическими и текущими планами деятельности организации.

Контроль за деятельностью подразделений и выполнением поставленных перед ними задач проявляется в ежедневной текущей деятельности и еженедельных оперативках, где подводятся итоги. Простые переговоры с персоналом постоянно дают совокупную объективную оперативную информацию о состоянии дел в организации, проводится сравнительный анализ, определяются аналоги возникающих ситуаций и появляется в ряде случаев необходимость использовать стереотипные решения, что, в свою очередь, определяет стандартизацию текущей деятельности организации.

Среди принципов управления в деятельности ООО «Центр поддержки предпринимательства» следует выделить следующие: разделение труда, дисциплина, единство руководства; подчинение индивидуальных интересов общему интересу; вознаграждение, порядок, устойчивость должностей персонала; инициатива.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.