Сделай Сам Свою Работу на 5

Эмоциональное воздействие музыки.





Лекция №1

Природа музыкального искусства и художественные задачи музыки. Историческая обусловленность взаимосвязи музыкального и танцевального искусства.

Тезисное изложение.

Система рассмотрения видов искусства в пространственно-временном контексте.

Музыка как временной вид искусства.

Подобие во временных видах искусства.

Эмоциональное воздействие музыки.

Музыкальные эмоции.

Интонационная природа музыки.

Понятие интонации.

Художественные задачи музыки.

Исторический характер родственной близости музыки, поэзии и хореографии.

Синкретизм.

Параллелизм средств.

Развитие синтетических жанров в европейском искусстве.

Учебная задача:

Познакомиться с основополагающими характеристиками музыки;

Проанализировать специфику сопряжения музыки и танца;

Рассмотреть музыку в системе искусств,

Проанализировать эмоциональное воздействие музыки, интонационную природу музыки;

Выявить художественные задачи музыки.

 

Требования к уровню освоения темы:

ЗНАТЬ:

Принципы исторической обусловленности музыки и танца,



Место музыки в системе искусств,

Характеристику интонационной природы музыки.

Вопросы для самоконтроля:

Перечислить характеристики музыки, как вида искусства.

Охарактеризовать историческую обусловленность связи музыки и танца.

Охарактеризовать интонационную природу музыки.

Охарактеризовать художественные задачи музыки.

Краткая учебная информация по теме.

Музыка в системе искусств.

Музыка занимает особое место в духовной жизни человека, в общественной художественной деятельности, в системе искусств.

От тончайших движений человеческой души до колоссальных общественных потрясений способно выразить в звуках музыкальное искусство.

В искусствознании принята достаточно условная система рассмотрения различных видов искусства в пространственно-временном контексте - временные, пространственные и пространственно-временные. Театр и танец – пространственно-временные виды, а литература и музыка – временные.



Любое произведение искусства обладает некими универсальными свойствами – композиционная стройность, пропорциональность в соотношении целого и его частей, периодичность, возможные точные и неточные повторы, симметрия – всё это свойственно и произведениям архитектуры и живописи, театрального искусства и искусства поэтического слова. Однако, проявление данных закономерностей выявляется в зависимости от рода и вида искусства либо в пространственных решениях, либо в логике организации и распределения времени.

При более пристальном рассмотрении можно увидеть и более тонкие подобия в родственных по пространственно-временной принадлежности сферах искусства: в музыке и поэзии (временные виды), танце (пространственно-временной вид) можно подметить сходство в проявлении ритмических и синтаксических свойств.

 

Историческая обусловленность взаимосвязи музыкального и танцевального искусства.

Бытование триады музыки, поэзии и танца в синкретическом единстве имеет исторический характер – от глубокой древности, через античные времена и средневековье к эпохе Возрождения – венку расцвета танца.

Единство хореографии и музыки скрепляют близость средств выражения, импровизационность и эмоциональность.

Теснейшую связь музыки и танца, запечатлённую в ритмоформулах, сохранили образцы народной музыки.

Наглядным письменным свидетельством музыкально-пластического родства являются танцевальные трактаты и табулатуры XV-XVII веков, представляющие популярные европейские танцы.

Автор знаменитого трактата «Orchesographie» Туано Арбо отмечал: «Танец зависит от музыки и её модуляции, без ритмической основы танец был бы неясным и нестройным, необходимо, чтобы жесты танцующих соответствовали каденциям музыкальных инструментов и нельзя, чтобы ноги изображали одно, а инструменты другое». Отсюда вывод: единство музыкального и пластического начал выражалось в то время в параллелизме средств, который декларировался как основополагающий принцип отношения музыки и танца. В чём выражался параллелизм? Параллелизм проявлялся в особенностях применения общепринятых танцевальных фигур, в единстве и периодичности ритма, близости структуры, сходстве композиционных приёмов и т.д.



История европейской культуры Нового времени показывает процессы формирования и взаимодействия средств танца и музыки от теснейшей (в частности ритмической) близости, породившей многие отличительные черты танцевальной музыки европейской традиции, ко всё большей свободе взаимодействия.

Сначала – с развитием традиции искусства балета – может быть, к некоей свободе «хореографии от музыки», проявившейся в прикладном понимании роли музыки и в отсутствии стабильного интереса серьёзных композиторов конца XVIII – начала XIX веков к сочинению балетов (исключение – «Дон Жуан Кристофа ВиллибальдаГлюка и « Творения Прометея» Л. Бетховена). Однако существующие в эту пору художественные достижения выдающихся хореографов (Жан-Жакка.Новерра, Гаспаро Анджолини) органично раскрывают природу танцевальной образности.

Затем музыкально-пластическое движение устремляется к поискам нового, более неоднозначного и сложного взаимодействия: от художественного «равновесия» между хореографической композицией и музыкой («Жизель» Адольфа.Адана, «Сильвия» и «Каппелия» Лео Делиба, «Корсар» А.Адана, «Дон-Кихот» и «Баядерка» Лео Минкуса и др.)к музыке сопряжённой, демонстрирующей высочайший уровень поэтического обобщения музыкально-хореографического синтеза.

Многозначное и глубокое единство, проявившееся в со-творчестве Чайковского- Глазунова- Петипа сменилось новаторскими поисками композиторов и хореографов XX столетия. Творчество С. Прокофьева, И. Стравинского и М. Фокина, Дж. Баланчина открыло новые страницы в истории танцевальной музыки, новые отношения единства, проявляющиеся в полифонии, полиритмии, полиартикуляции, полистилистике и всевозможных других «поли».

Отметим, что хореографическое искусство на всех этапах своего развития сохраняет неразрывную связь с музыкой, а многовековая история музыкально-танцевального единства демонстрирует постоянное обновление и обогащение синтетических жанров.

Каковы же специфика нерасторжимого союза танца и музыки, его особенности и причины?

Прежде всего, надо выяснить те стороны музыки, которые в наибольшей степени выражают её природу, её сущность как самостоятельного вида искусства.

Эмоциональное воздействие музыки.

Музыка – звуковой вид искусства.

Звуки музыки, воздействуя на наши чувства, способны вызывать в нас радость, давать энергию, заставлять наше тело двигаться. Даёт наслаждение душе, утешение в сопереживании, потребность обратиться к высокому созерцанию.

Одной из самых заметных характеристик музыки как звукового искусства является её способность эмоционального воздействия на слушателя. Музыка, как самое эмоциональное из искусств, способна вбирать в себя весь спектр проявления человеческих эмоций: и тех. Что встречаются вне искусства, в обыденной жизни, и специфически музыкальных.

Мелодическая, вокальная сфера музыки впитала в себя психологический диапозон голосовых интонаций: восторженных, негодующих, скорбных, возвышенных, сочувственных и т.д. Откликаясь на звуковые проявления человеческих эмоций и обобщая их, музыка многократно умножает тем самым эмоциональную силу мелоса.

Музыкальные ритмы с их периодичностью и побудительной силой акцентов тоже способны имитировать эмоциональные состояния человека (частота дыхания, движений, пульса), они взаимодействуют с его моторным, двигательным опытом, усиливая эффект эмоционального воздействия

Итак, музыкальные эмоции – сформировавшаяся система обобщений, однако, их непосредственная связь с жизненными эмоциональными проявлениями позволяет специфически музыкальной образности находить путь к сердцу человека, занимать особое место в его духовной жизни.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.