Сделай Сам Свою Работу на 5

ИДЕИ В.И.ВЕРНАДСКОГО О НООСФЕРЕ





Новое состояние биосферы В.И.Вернадский назвал ноосферой (гр. noos – разум). Термин был введен Эдуардом Леруа (1927), позднее им широко пользовался Пьер Тейяр де Шарден (1930). Переход в эпоху ноосферы В.И.Вернадский рассматривал как один из актов «приспособления» человечества. Все живые организмы приспособляются, но человек включает в этот процесс разум [5].

Эдуард Леруа и его друг Пьер Тейяр де Шарден познакомились с В.И.Вернадским в 1923 г. в Париже. Здесь Вернадский, будучи приглашенным в Сорбонну, читал лекции об эволюции геологических оболочек земного шара. В книге «Очерки геохимии», изданной в Париже в 1924 г. на французском языке (на русском она вышла в 1927 г.), он писал: «С человеком, несомненно, появилась новая огромная геохимическая сила на поверхности нашей планеты. Равновесие в миграции элементов, которое установилось в течение длительных геологических времен, нарушается разумом и деятельностью человечества. Мы находимся в настоящее время в периоде изменения этим путем условий термодинамического равновесия внутри биосферы». Эти идеи обсуждались на семинаре А.Бергсона в 1924 г., где, видимо, и возник термин «ноосфера». На базе своих лекций Вернадский издал в 1926 г. книгу «Биосфера», вызвавшую большой интерес в научных кругах [3].



П.Тейяр де Шарден и Э.Леруа, будучи поклонниками идеи А.Бергсона о «творческой эволюции», увидели в мыслях Вернадского то, чего не могли найти у Бергсона – естественнонаучные, а не только философские доводы. В 1927 г. Э.Леруа писал: «Начиная с человека, эволюция осуществляется новыми, чисто психическими средствами: через промышленность, общество, язык, интеллект и т. д., и таким образом биосфера переходит в ноосферу». В этой публикации впервые был использован в печатном издании термин «ноосфера». В.И.Вернадский с присущей ему скромностью позже писал: «Я принимаю идею Леруа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу» [5]. Для обозначения процессов, связанных с разумной деятельностью человека на планете, предлагались также термины «интеллектосфера» (А.Гумбольдт), «пневматосфера» (П.В.Флоренский), «семиосфера» (Ю.М.Лотман). Однако именно термин «ноосфера» оказался наиболее содержательным и перспективным. Вернадский рассматривал закономерное появление ноосферы как общепланетной оболочки, исходя из выдвинутого им геохимического принципа «роста геохимической энергии». В своих работах В.И.Вернадский проявил особый научный стиль: он мало использовал математику, опирался на «эмпирические обобщения», являющиеся, по его убеждению, главным фундаментом науки. Но масштабность его мысли и колоссальная интуиция, смелость в обобщениях при корректности построений позволяли ему делать глубочайшие научные выводы. Например, великий физик Вольфганг Паули не верил в нарушение чётности, а Вернадский говорил о возможности различий форм пространства и времени в системах с разной симметрией задолго до экспериментов, доказавших несохранение чётности в микромире (Цзяньдао Ли и Чженьин Янг, 1957 г.). Историзм мышления позволил Вернадскому перейти от «геохимии» через «биосферу» к «ноосфере».



Вторым великим мыслителем, чье имя связано с формированием идеи ноосферы и ее развитием, является Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден (1881–1955), один из ярчайших мыслителей ХХ в. Он развивал представления о духовной эволюции Вселенной, итогом которой сегодня является деятельность «человека разумного», а перспективой – устремление к бесконечной «точке Омега», к одухотворению и преображению Вселенной, к соединению человека с Творцом Вселенной. Он писал, что эволюция – это нечто гораздо больше, чем теория, система или гипотеза. Она является основным знанием, которому теперь должны подчиняться все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными, а появление в финале Человека на Земле есть только логический результат упорядоченного процесса, намеченного с самого возникновения нашей планеты. «Человек – не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее» [7].



Защитив в 1920 г. в Сорбонне диссертацию на тему «Млекопитающие нижнего эоцена Франции», он получил докторскую степень и стал профессором кафедры геологии в Католическом университете в Париже. Эволюционные идеи Тейяра послужили поводом к доносу о его еретических суждениях по линии иезуитского ордена. В 1923 г. он принял участие в палеонтологической экспедиции в Монголию и Северо-Западный Китай. Вернувшись в 1925 г., он увидел, что доносам был дан ход: ему запретили чтение лекций. С 1926 г. по 1946 г. он работал в качестве естествоиспытателя в иезуитских миссиях в Китае. В 1927 г. в пещере близ селения Чжоукоудянь недалеко от Пекина были начаты раскопки, которые привели к крупнейшему открытию в антропологии: были найдены останки синантропа. В июле 1937 г. Япония начала войну с Китаем. Тейяр не успел эвакуироваться, остался в Пекине, где 10 лет хранил коллекции миссии, ежедневно служил мессу и держал связь с внешним миром с помощью переписки. Именно в это время он написал свою главную книгу – «Феномен человека». Вернувшись во Францию в 1946 г., он не получил разрешения на печатание этой книги. Тейяру запретили выступать по вопросам философии, а в 1951–1954 гг. даже приезжать в Париж. Тейяр принял предложение из США руководить раскопками в Восточной Африке.

В эти годы оттуда поступали данные о находках, отодвигавших происхождение предков человека до 2–3 млн. лет назад. Но он успел совершить лишь две поездки: в Африку и Овернь. За год до смерти записал в дневнике: «Все приключения в области духа – это Голгофа». 10 апреля 1955 г. он умер в Нью-Йорке от сердечного приступа. Посмертные публикации сочинений Тейяра навлекли новые санкции Ватикана. В 1957 г. было проведено изъятие его книг из библиотек семинарий и католических учреждений, указ ватиканской канцелярии призывал охранять католическую молодежь от влияния работ Тейяра.

Вернадского и Тейяра по праву считают основоположниками учения о ноосфере, но следует признать, что они дали только общие идеи построения этого учения, которое реально формируется в наши дни. Большой вклад в развитие этих идей вложили Н.Н.Моисеев, А.Л.Яншин и др. Интерес к учению о ноосфере стал расти в 70-х гг., после осознания необходимости поиска выхода из глобального кризиса, принявшего в конце ХХ в. осязаемый характер в связи с проблемой огромной нагрузки на биосферу, создаваемой деятельностью человечества, химическим загрязнением, демографической проблемой и геополитическим кризисом [13].

Книга «Библиография ноосферы», изданная в 1991 г. Фондом им. В.И.Вернадского, уже насчитывала несколько тысяч наименований. Последователи В.И.Вернадского продолжают вкладывать в термин «ноосфера» различный смысл.

Во-первых, ноосферу можно определить аналогично биосфере как географическую оболочку земного шара, в которой основную роль играют превращения вещества, энергии и информации, связанные с деятельностью «человека разумного».

В этом, научно-эволюционном, смысле ноосфера появилась одновременно с возникновением вида Homo Sapiens и является, как и биосфера, предметом изучения в первую очередь естественных наук, и появление ноосферы – это всего лишь освоение человеком биосферы. Такой точки зрения придерживался, например, Л.Н.Гумилев [1].

Второй смысл, обычно ассоциируемый с термином «ноосфера», связан с пониманием ноосферы как проекта, идеала, такой организации деятельности человека на планете, которая была бы в полном смысле слова разумной, обеспечивала оптимальную «коэволюцию» (Н.Н.Моисеев) биосферы и человечества, направляя развитие в интересах Человечества. Такое развитие должно опираться на гармоничное сосуществование различных культур и народов, «цветущее многообразие» (К.Н.Леонтьев) которых не менее важно для устойчивости ноосферы, чем разнообразие видов для биосферы. В этом, этически-аксиологическом, смысле ноосфера находится в стадии становления, преодолевая в процессе своего формирования огромные трудности, возникая «в грозе и буре».

Кроме того, в массовом сознании существует некое «эзотерическое» представление о ноосфере как «ментальном поле», в котором вокруг Земли летают мысли всех людей. Такие представления связаны с мифологическим типом бытового сознания и к научному пониманию ноосферы имеют очень отдаленное отношение.

Ф.Т.Яншина, глубокий исследователь трудов В.И.Вернадского, выявила в его трудах ряд положений, характеризующих условия ноосферной организации процессов на Земле [15]:

1. Заселение человеком всей планеты.

2. Резкое преобразование средств связи и обмена информацией.

3. Усиление связей, в том числе политических, между странами Земли.

4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

5. Расширение границ биосферы и выход в космос.

6. Открытие новых источников энергии.

7. Равенство людей всех рас и религий.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

9. Свобода научной мысли и научного поиска от давления религиозных, философских и политических построений.

10. Эффективная система народного образования и жизнеобеспечения. Ликвидация возможности недоедания, голода и нищеты, сведение к минимуму болезней.

11. Разумное преобразование природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.

12. Исключение войн из жизни общества.

Первая половина этих условий выполнена: на Земле не осталось мест, недоступных для человека; появилась общепланетная сеть независимых коммуникаций – Интернет, новые средства переработки информации и усиления интеллектуальных возможностей человека – компьютеры; объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, почти в два раза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли; космос стал привычной ареной серьезных проектов; возникают мощные международные общественные и политические структуры, способствующие объединению человечества. Человеку стали доступны совершенно новые источники энергии. Атомная энергия – пример, являющийся в то же время грозным предупреждением человечеству в его современном состоянии. Осознав опасности атомной энергетики, ученые уже развернули фронт работ по овладению альтернативными источниками энергии: солнечной, водородной, геотермической, термоядерной [12].

Вторая половина условий, по мнению Ф.Т.Яншиной, сегодня далека от осуществления. Именно здесь идут основные процессы, связанные с формированием ноосферы, – в первую очередь появление «человека истинно разумного», осознавшего своё место и назначение во Вселенной и умеющего быть повелителем, а не рабом своих животных потребностей. Если человечество сумеет преодолеть раздирающие его сегодня противоречия, то оно сможет выйти из глобальных кризисов [15].

Учение о ноосфере возникло не на пустом месте и находится в главном русле идей русской философии. Предтечами учения о ноосфере являются яркие и оригинальные мыслители, объединяемые сегодня как представители «русского космизма». К ним относятся в первую очередь Николай Федорович Федоров (1828–1903), религиозные философы Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900), Сергей Николаевич Булгаков (1871–1944), Павел Александрович Флоренский (1882–1937), Николай Александрович Бердяев (1874–1948), последователи Н.Ф.Федорова – Александр Константинович Горский (1886–1943) и Николай Александрович Сетницкий (1888–1937), Валерьян Николаевич Муравьев (1885–1932), а также естествоиспытатели Сергей Андреевич Подолинский (1850–1891), Николай Алексеевич Умов (1846–1915), Константин Эдуардович Циолковский (1858–1935), Александр Леонидович Чижевский (1897–1964), Николай Григорьевич Холодный (1882–1953), Василий Федорович Купревич (1897–1969) [11]. Огромный интерес представляет исследование связи между «принципом роста геохимической энергии» В.И.Вернадского и «принципом устойчивого неравновесия», выдвинутым в 1930-х годах расстрелянным в 1937 г. советским биологом Эрвином Бауэром (1890–1937), «Теоретическая биология» ([1]) которого привлекает сегодня внимание все большего числа философов и естествоиспытателей. Выдвинутый Э.Бауэром «принцип устойчивого неравновесия» позволяет понять принципиальное отличие живых и неживых систем, не прибегая к виталистическим представлениям и не вводя «непознаваемых сущностей», но в то же время определив реальное качественное отличие живых и неживых систем.

Мировоззрение Вернадского, исходящее из того, что наука, религия и философия суть три фундаментальные и независимые формы Разума, каждая из которых предназначена для решения своих задач, плохо вписывалось в рамки «единственно верного» учения диалектического материализма. Эти идеи Вернадского стали доступны советским читателям лишь начиная с конца 60-х гг. Его главное сочинение, связанное с ноосферной проблематикой, «Научная мысль как планетное явление», написанное в 1936 г., стало доступным читателю лишь в 1988 г. [2]. Незадолго до смерти Вернадский изложил свои идеи в статье «Несколько слов о ноосфере» ([5]) и надеялся сделать их доступными для широкого круга читателей, опубликовав в «Правде». И.В.Сталин, однако, не допустил этого, хотя и позволил опубликовать статью в «Успехах современной биологии».

По мнению некоторых современных последователей В.И.Вернадского, ноосферное мировоззрение, опирается на:

а) науку, точно знающую пределы своей применимости и опирающуюся на требование ответственности человека за планету, на которой он живет;

б) религиозные убеждения, не вступающие в противоречие с доказанными данными науки, дающие общие представления о человеке, его судьбе, правилах поведения и смысле его существования во Вселенной;

в) философию, требующую подвергать все сомнению, но только ради установления истины (постмодернистские концепции, родственные мировоззрению древних софистов, принципиально отказывающихся от категории истины, очевидно противостоят ноосферному мировоззрению).

Критическим моментом, определяющим трагизм ситуации, в которой сегодня находится наша планета, является глубочайший разрыв между техническими возможностями человека и его нравственным развитием. Это приводит в ряде работ к феномену, который можно обозначить как «ноофобия» – страх перед достижениями науки и неверие в способность человека найти разумный выход из кризиса. Разрыв между разумом и интеллектом – главное препятствие на пути формирования ноосферы. Разум – это способность творить добро и гармонию, находить этически оправданное решение на основе добытых наукой знаний о природе вещей. Он отнюдь не сводится к интеллекту – способности эффективно решать задачи, независимо от их этической окраски. Задача формирования ноосферного мировоззрения прежде всего и состоит в преодолении этого разрыва. Эта проблема гораздо шире вопроса о взаимоотношении науки и религии – она затрагивает самые глубинные слои человеческого поведения, «базовые мифы», которые это поведение регулируют, независимо от того, сознает ли сам человек или нет, какой именно миф им руководит. Столкновение мировоззрений разных типов без желания понять иную точку зрения (что требует подчас серьезной интеллектуальной работы и уважения к оппоненту) приводит иногда к совершенно нелепым ситуациям, вроде споров между «креационистами» и «дарвинистами» [8].


Лекция 11.

ПРОБЛЕМА ТЕХНОСФЕРЫ В КОНТЕКСТЕ
ВОЗЗРЕНИЙ В.И.ВЕРНАДСКОГО НА НООСФЕРУ

Предшественником термина «техносфера» является «техногенез». В 1936 г. академик А.Е.Ферсман назвал техногенезом процессы изменений поверхности Земли под влиянием производственной деятельности людей. Позднее Р.К.Баландин (1982) расширил понятие техногенеза и его производное обозначил как техносферу. Сам В.И.Вернадский термин «техносфера» не употреблял, но был очень близок к нему.

Р.К.Баландин в статье «Ноосфера или техносфера», отмечает: «Парадоксальным образом идеалист Бердяев провозглашал решающую роль техники в преобразовании земной природы, а натуралист, признававший примат материи над сознанием, Вернадский отдавал предпочтение разуму, научной мысли. Определились две противоположные позиции. Какая из них верна? Кто же прав? Наступает ли на Земле эра ноосферы – торжества разума и труда, научной мысли, или господствует разрушающая область жизни техносфера? Свершается переход биосферы на более высокий уровень организации (негэнтропии) или она деградирует под напором технических систем?» [6].

По мнению Е.В.Дегтярева, техносфера, является необходимым промежуточным звеном между биосферой и ноосферой. Противопоставление «техносфера – ноосфера» не должно носить абсолютного характера. Это обусловлено тем, что техника не противоположна разуму. Техника (в особенности как основание техносферы) базируется на разуме, а разум опирается на технику, тем более, если речь идет о разуме в научном познании [1].

По мнению В.И.Вернадского, временной промежуток в 2-3 поколения между биосферой и ноосферой должен быть заполнен научными достижениями (т.е. техносферой). Техносфера (от греч. techne – ремесло, искусство и sphaira – шар) – это сфера или область техники как в ее предметном, так и операциональном аспектах. То есть техносфера объемлет собой как технические артефакты и их функционирование, так и техническую деятельность, труд (точнее, его соответствующие виды). Более того, функционирование, производство и воспроизводство техники невозможно без соответствующих знаний, без разума. Иначе говоря, верна не оппозиция «техносфера – ноосфера», а другая оппозиция «биосфера – ноосфера», в которой техносфера исполняет роль промежуточного, необходимого объективно-обусловленного, связующего звена. Данная точка зрения находит свое подтверждение в ряде высказываний В.И.Вернадского, содержащихся в различных частях «Философских мыслей натуралиста»: «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу». «На наших глазах биосфера резко меняется. И едва ли может быть сомнение, что проявляющаяся этим путем ее перестройка научной мыслью через организованный человеческий труд не есть случайное явление», то есть, по мнению В.И.Вернадского, фактически, созидание ноосферы осуществляется благодаря технике, а значит, то что мы определяем, как техносфера, вполне может трактоваться, как путь или ступень в трансформации биосферы в ноосферу. Причем, это ступень, не противоречащая ноосфере, тем более, не уничтожающая ее, а напротив – необходимая и единственно-возможная, при переходе биосферы в ноосферу, генетически связанная с последней. Как отмечает Вернадский, ноосфера – биосфера, переработанная научной мыслью, но это невозможно без техники и образуемой ею техносферы [9].

Можно говорить о некоем единстве, целостности, неразрывной цепочке, образующей триаду «биосфера – техносфера – ноосфера». В ней каждое последующее звено образуется на базе предыдущего, но не сводимо к нему. В этой триаде ярко проявляются три главных (основных) закона диалектики.

«Закон отрицания отрицания» в данном контексте в ходе развития Земли, в том числе, как «части Космоса», проявляется в закономерном, обязательном отрицании биосферы техносферой, а ее, в свою очередь, – ноосферой. Созвучные данному утверждению мысли присутствуют у Вернадского: «…ход научной мысли, например, в создании машин, как давно замечено, совершенно аналогичен ходу размножения организмов… Рост научной мысли и связанное с ним давление все увеличивается благодаря тому, что в этой работе резко проявляется действие массы создаваемых машин. Как размножение организмов проявляется в давлении живого вещества в биосфере, так и ход геологического проявления научной мысли давит создаваемыми им орудиями на косную сдерживающую его среду биосферы, создавая ноосферу, царство разума» [8].

«Закон единства и борьбы противоположностей» в данном контексте может быть рассмотрен сквозь призму отношений «человек – мир» (или «человек – Земля», как «часть Космоса»). На уровне биосферы это отношение развивается от тождества к противоположности между первой, или естественной, природой и создаваемой человеком второй, или искусственной, природой. На уровне техносферы оно видоизменяется в направлении от противоположности к противоречию между первой, естественной, и второй, искусственной, природой. Наконец, на уровне ноосферы оно должно будет трансформироваться из противоречия в качественно новое тождество, единство первой и второй природы. В.И.Вернадский писал: «…биосфера неизбежно перейдет так или иначе, рано или поздно, в ноосферу, т.е. в истории народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие» [10].

«Закон перехода количественных изменений в качественные» трансформирует накопившиеся в биосфере «количественные» изменения «технического характера» в изменения «качественные» – в техносферу. А затем, в ходе «количественных» изменений в техносфере, в виде «роста разумности» (т.е. осознания атрибутивных изъянов техносферы большинством человечества), в будущем, данный закон должен будет привести к трансформации техносферы в ноосферу. По этому вопросу В.И.Вернадский писал: «Научная человеческая мысль могущественным образом меняет природу: биосфера начинает всё сильнее и глубже меняться под влиянием научной мысли человечества. Со всё увеличивающейся быстротой создаются новые методики научной работы и новые области знания, новые науки, вскрывающие перед нами миллионы научных фактов и миллионы научных явлений, существования которых мы еще вчера не подозревали» [5].


ВЫВОДЫ

Появление научной мысли в биосфере в перспективе неизбежно полностью ее видоизменяет. В сочетании с трудовой деятельностью человека мысль становится неведомой до этого геологической силой, способной преобразовать вместе с биосферой весь поверхностный слой Земли. Носитель земного разума – человек – с нарастающим во времени темпом воздействует на биосферу, активно захватывая все занимаемое ею пространство, окультуривая флору и фауну, меняя облик земной поверхности. Трансформированную биосферу В.И.Вернадский назвал ноосферой.

Мысль появилась в биосфере через человека разумного, но ее проявление не случайно, к нему вела вся предшествовавшая эволюция биосферы на протяжении нескольких миллиардов лет. Возникновение мысли открыло новую эру в развитии биосферы. Мысль стала мощнейшим геологическим фактором: как только сформировалось научное проявление мысли, оно стало строить и направлять техническую работу человека, переделывающую биосферу.

Такое воздействие научной мысли на биосферу выявилось не сразу после появления в ней человека. Вначале, на протяжении многих тысячелетий, никаких заметных изменений в биосфере не наблюдалось, но шло (в последние три тысячи лет) развитие научной мысли и накопление сил. Постепенно, используя свое интеллектуальное превосходство над остальными представителями животного мира, человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты – всю биосферу, всю связанную с жизнью область планеты. Развитие научной мысли привело к приручению животных, к созданию культурных растений. Человек стал менять окружающий его животный мир и создавать для себя новую, не бывшую никогда на планете живую природу.

Под влиянием научной мысли и человеческого труда на протяжении последних 5-7 тыс. лет начался и в нарастающем темпе продолжает происходить стихийный процесс видоизменения биосферы и ее перехода в качественно новое состояние – ноосферу. Под ноосферой Вернадский понимал не выделенный над биосферой «мыслящий пласт», а качественно новое состояние самой биосферы, ее очередную трансформацию в ходе эволюции. Известны и более ранние переходы биосферы в качественно новые состояния, сопровождавшиеся почти полной ее перестройкой. Но этот переход представляет собой нечто особенное, ни с чем не сравнимое.

На наших глазах биосфера резко меняется и едва ли может быть сомнение в том, что проявляющаяся этим путем ее перестройка научной мыслью через организованный человеческий труд не есть случайное явление, зависящее от воли человека, но есть стихийный природный процесс, корни которого лежат глубоко и подготавливались эволюционным процессом, длительность которого исчисляется сотнями миллионов лет.

Развитие научной мысли резко ускорило свой темп в последние столетия. В настоящее время можно говорить о взрыве научного творчества, что непосредственно связано с переходом биосферы в ноосферу. Ноосфера как высокоорганизованное состояние биосферы может возникнуть и существовать при условии, что дальнейший процесс ее развития протекает сознательным путем, направляется и организуется научной мыслью. Это требует, с одной стороны, настолько высокого уровня развития науки, при котором такая задача становится ей посильной. С другой стороны, это ставит перед учеными задачу овладения в ближайшем будущем методами управления развитием биосферы и создания необходимых для этого средств.

Что же касается единства человечества, то оно составляет важнейшее условие образования ноосферы. В.И.Вернадский считал, что независимо от деления людей по расовым и национальным признакам, единство человечества неизбежно сложится в ближайшее время вопреки всему тому, что мешает этому процессу.

Необходимым промежуточным звеном между биосферой и ноосферой является техносфера. Техника не противоположна разуму: техника базируется на разуме, а разум опирается на технику. Понятие «техносфера», вполне может трактоваться как путь или ступень в трансформации биосферы в ноосферу. Эта ступень не противоречит ноосфере, тем более, не уничтожает ее, а напротив – она необходима и единственно-возможна, при переходе биосферы в ноосферу, генетически связанная с последней. Как отмечает Вернадский, ноосфера – биосфера, переработанная научной мыслью, но это невозможно без техники и образуемой ею техносферы.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.