Вопрос 1. Логика и совокупность процедур оценки.
Деятельность организации – это в известном смысле постоянная и непрерывная цепочка последовательных превращений вложенных в ее активы средств из одной формы в другую. Основа цепочки – способы организации прохождения ресурсов от момента введения их в цепочку до момента появления дохода от продажи готового продукта, т.е. ресурсы и технологии (производственные и финансовые). Способность организовать рациональное и эффективное прохождение ресурсов в ходе текущей финансово-хозяйственной деятельности рассматривается как внутрифирменная эффективность (деловая активность – business activity), что при прочих равных условиях определяет конкурентные преимущества фирмы, количественная оценка и анализ которой дается по следующим направлениям:
(1) оценка степени выполнения плана по основным показателям и анализ отклонений,
(2)оценка динамики развития фирмы,
(3) оценка уровня эффективности использования ресурсов фирмы.
В разрезе первого направления используются следующие показатели:
- контроль отклонений по основным показателям прогнозных и фактических данных;
- оценка эффективности работы центров ответственности;
- оценка отклонений от внутрифирменных норм и нормативов по элементам и процедурам технологического процесса.
Второе направление характеризуется следующими показателями:
- оценка приемлемости направлений и темпов изменения базовых показателей;
- оценка приемлемого темпа роста фирмы.
В разрезе третьего направления ориентируются на такие критерии как:
- фондоотдача (ресурсоотдача),
- показатели производительности труда;
- оборачиваемость средств в производственных запасах;
- оборачиваемость средств в дебиторах;
- продолжительность операционного цикла.
Особенность изучаемой темы заключается:
- в том, что данный блок системы управления фирмой является по определению конфиденциальным, поскольку оптимальные системы управления затратами являются своеобразным ноу-хау любой фирмы – кто лучше управляет затратами, тот, в конечном итоге, получает конкурентные преимущества, а, следовательно, дополнительные прибыли;
- в том, суть внутрифирменной эффективности – это оптимальное управление затратами, которые в публичной отчетности отражаются весьма агрегировано, что снижает возможности анализа;
- крупные фирмы, как правило, диверсифицируют свою деятельность, а потому фирма может одновременно работать достаточно разноплановых сферах бизнеса, что также сказывается на разнородности систем управления затратами.
Все это приводит к тому, что аналитические действия в основном, выполняются в рамках внутрифирменного анализа. Тем не менее, определенная полезная информация содержится и в отчетности.
Таким образом, аналитический смысл данной темы: организация разрабатывает приемлемую систему внутрифирменного планирования, результатом которой является система плановых заданий и ориентиров, с которыми сравниваются фактические значения показателей.
Вопрос 2. Оценка соответствия планам, нормам и нормативам.
Этот раздел аналитической работы реализуем лишь в рамках внутрифирменного финансового анализа, а потому мы лишь упомянем об основных его разделах (подробно он рассматривается в курсах управленческого учета и контроля).
Любая организация формирует систему планов (прогнозов) и нормативов. Плановые задания разрабатываются в ходе составления генерального бюджета как совокупности операционных и финансовых бюджетов.
Бюджет (смета) – это план, выраженный в деньгах. В зависимости от типа предприятия и особенностей его деятельности можно выделить следующие виды бюджетов: долгосрочные и краткосрочные, непрерывные (скользящие), статичные и гибкие, генеральные и частные, построенные по принципу «снизу вверх» и «сверху вниз» и др.
Так генеральный бюджет включает операционные бюджеты (бюджет продаж; бюджет производства; бюджет запасов сырья, материалов, продукции; бюджет расходов (по видам); бюджет себестоимости продукции)
и финансовые бюджеты (Бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях и убытках); бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов (прогнозный баланс); бюджет денежных средств (прогнозный отчет о движении денежных средств).
На основании бюджетов формируется иной разрез плановых заданий – по центрам ответственности. Центр ответственности – подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий. В зависимости от того какой критерий – затраты, доходы, прибыль, инвестиции – определяется как системообразующий, принято выделять различные типы центров ответственности.
Что касается конкретных показателей, выступающих в роли целевых ориентиров или индикаторов успешности работы руководства того или иного центра ответственности, то они определяются сущностью данного подразделения.
Экономический потенциал организации может быть охарактеризован следующими показателями: активы фирмы, объем продаж, прибыль. В наращение ресурсного потенциала организации ключевую роль играет отношение к ней инвесторов.
Как известно, в публичной финансовой отчетности ни плановых данных, ни комментариев в отношении системы внутрифирменного планирования и управления затратами нет, а потому внешние пользователи весьма ограничены в оценке данного раздела деятельности фирмы. Тем не менее некоторые элементы стратегических планов фирмы (по крайней мере, в виде констатации базовой цели фирмы, ее миссии, намерений в отношении развития тех или иных сторон ее деятельности, включая инвестиционную и др.) все же можно найти в отдельных разделах годового отчета фирмы, а потому, анализируя их в динамике, можно получить общее представление о реальности выполняемых руководством фирмы действий и степени их соответствия с заявленными ранее намерениями.
Итак, в фирме с течением лет разрабатывается приемлемая система внутрифирменного планирования, результатом функционирования которой является система плановых заданий и ориентиров, с которыми и сравниваются фактические значения показателей.
Вопрос 3. Оценка динамичности развития фирмы.
В этом блоке осуществляется оценка и обеспечение приемлемых темпов наращивания объемов финансово-хозяйственной деятельности. Дело в том, что любая фирма, как живой организм, всегда стремится к росту по крайней мере с темпом, который позволяет ей конъюнктура рынка. Наращивается объем контролируемых фирмой ресурсов, растет и объем производства. Исследования, проведенные западными специалистами, показали, что данный рост осуществляется не стихийно, хотя элемент спонтанности здесь, безусловно, присутствует. Проблема в том, что получению финансового результата с необходимостью предшествует вложение средств; поскольку собственные финансовые возможности фирмы ограничены, а инвестиционные аппетиты, как правило, безграничны, необходимо: (а) найти источники финансирования; (б) привлечь финансовые ресурсы на приемлемых условиях; (в) оценить перспективность инвестиций, под которые привлечено финансирование; (г) оценить и доказать инвесторам достаточность ожидаемых прибылей для уплаты за пользование источниками и своевременного возврата привлеченных средств; (д) действительно реализовать инвестиционную программу; (е) запустить инвестиционный проект в действие и начать осуществление финансовых расчетов с инвесторами. На каждом из перечисленных этапов предприятие поджидают всевозможные трудности, причем они существенно умножаются с ростом объемов вовлекаемых средств - своих средств недостаточно, а потому любой новый проект предполагает заемное финансирование, получить которое становится все труднее и труднее. Таким образом, в условиях рынка фирма не может наращивать свой экономический потенциал «абы как» - взаимосвязь, взаимообусловленность и инерционность экономических процессов сдерживают темпы роста.
В наиболее общем виде экономический потенциал, его развитие и использование могут быть охарактеризованы системой из трех показателей: активы фирмы, объем продаж и прибыль. Их рост в динамике как раз и свидетельствует о положительных тенденциях в развитии фирмы; кроме того, в известном смысле является оптимальным следующее соотношение темповых показателей:
100% < Тс < Тг < Тр,
где Тс - темп изменения активов фирмы;
Тг - темп изменения объема реализации;
Тр - темп изменения прибыли.
Неравенства, рассматриваемые в (1) слева направо, имеют очевидную экономическую интерпретацию. Так, первое неравенство означает, что экономический потенциал фирмы возрастает, т. е. масштабы ее деятельности увеличиваются. Как уже отмечалось выше, наращивание активов компании, иными словами - увеличение ее размеров, нередко является одной из основных целевых установок, в явной или неявной форме формулируемых собственниками компании и ее управленческим персоналом. Второе неравенство указывает на то, что по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, т. е. ресурсы фирмы используются более эффективно, повышается отдача с каждого рубля, вложенного в компанию. Из третьего неравенства видно, что прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об имевшемся в отчетном периоде относительном снижении издержек производства и обращения как результате действий, направленных на оптимизацию технологического процесса и взаимоотношений с контрагентами.
Приведенную систему неравенств можно условно назвать «золотым правилом экономики предприятия», или экономической нормалью, понимаемой как наиболее желаемое, т. е. «нормальное» соотношение между темповыми показателями базовых характеристик. Отклонения от приведенной системы неравенств не только возможны, но и периодически имеют место; в частности, это происходит в случае масштабных инвестиций. Поэтому важно не столько долгосрочное и безусловное следование приведенным закономерностям (это невозможно в принципе), сколько осуществление контроля за недопущением хронических и длительных по времени нарушений в соотношениях приведенной системы неравенств. Логика здесь очевидна: фирма должна расти, а сделанные инвестиции должны приносить достаточную отдачу - в противном случае бизнес неэффективен и в конце концов захиреет.
В наращивании ресурсного потенциала фирмы ключевую роль играет отношение к ней инвесторов. Оно проявляется в нескольких очевидных причинно-следственных взаимосвязях. Как уже отмечалось выше, в любой фирме складывается некая структура финансирования, благосклонно оцениваемая всеми лицами, имеющими отношение к этой фирме: топ-менеджерами, собственниками, лендерами, кредиторами. Если собственники фирмы рассматривают ее как весьма привлекательный способ инвестирования средств, они не настаивают на исключительно высоких текущих дивидендах, т. е. в известном смысле отдают предпочтение капитализированной доходности перед доходностью дивидендной. Собственники в принципе не слишком отличаются от лендеров - и те, и другие заинтересованы в приемлемой отдаче на вложенный ими капитал, а потому если собственники не изымают капитал из фирмы, т. е. по сути считают выгодным дополнительное инвестирование в фирму (в частности, в размере дивидендов, которые в принципе могли быть полученными, но от которых тем не менее отказались), то и внешние поставщики финансовых ресурсов с готовностью проделают примерно то же самое, т. е. предоставят свои средства в виде заемного капитала. С течением лет складывается определенный баланс между источниками, предопределяемый взаимосвязью и инерционностью экономических процессов: наращивание капитала фирмы за счет внутренних источников позволяет наращивать и ресурсный потенциал в целом. Иными словами, именно темп роста собственного капитала фирмы становится ключевым индикатором, характеризующим динамичность ее развития в целом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|