Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 5. Система показателей, характеризующих финансовое положение предприятия





Более или менее объективное суждение о предприятии можно составить лишь на основе некоторых индикаторов. Не случайно годовой отчет любой крупной компании начинается с раздела «Основные индикаторы», в котором приводятся ключевые финансовые показатели, комплексно характеризующие финансовое положение и результаты деятельности данной компании.

Поскольку по одному индикатору, каким бы хорошим он ни был, обычно невозможно получить полное представление о предприятии, рекомендуется работать с системой показателей.

Термин «система показателей» широко распространен в экономических исследованиях. Именно комплексность анализа предполагает использование в работе некоторых наборов, совокупностей показателей. Аналитик в соответствии с определенными им критериями пытается отобрать показатели, формирует из них систему, проводит ее анализ.

По сравнению с отдельными показателями или некоторым их набором система является качественно новым образованием и всегда более значима, чем сумма отдельных ее частей, так как помимо сведений об отдельных сторонах описываемого явления (процесса, объекта) она несет определенную информацию о том новом, что появляется в результате взаимодействия этих отдельных сторон, т. е. информацию о развитии явления в целом.



Построение развернутой системы показателей основывается на четком понимании двух моментов: что такое система, и каким основным требованиям она должна удовлетворять.

Под системой показателей, характеризующей определенный экономический субъект или явление, понимается совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного субъекта или явления.

Такое определение носит весьма общий характер. Поэтому для практического использования разработан ряд требований, которым должна удовлетворять система показателей. Важнейшими из них, имеющими методологическое значение, являются:

а) необходимая широта охвата показателями системы всех сторон изучаемого субъекта или явления;

б) взаимосвязь этих показателей;

в) верифицируемость (от лат. Verificare - доказать истину)[2].

Отметим, что второе требование предусматривает наличие, прежде всего, содержательной, т.е. внутренней, взаимосвязи составляющих системы. Это можно понимать следующим образом: чтобы признать совокупность показателей системой, она должна иметь некое «организующее начало», т.е. нечто общее, объединяющее показатели. Установление этого «организующего начала» является принципиальным этапом в процессе построения системы показателей. Важное место должно отводиться также установлению формальных взаимосвязей. Профессор В. Е. Адамов отмечал: «сколько бы частных показателей ... любого экономического явления или процесса мы ни определяли, они останутся набором, а не системой показателей до тех пор, пока не будут установлены содержательные и формальные взаимосвязи между ними»[3].



Особо следует подчеркнуть важность требования проверяемости. В теоретических руководствах по анализу нередко можно найти показатели, в отношении которых неясен как алгоритм расчета, так и информационное обеспечение. Познавательная ценность подобных показателей весьма сомнительна. Неслучайно в годовых отчетах западных компаний нередко обособляют раздел с описанием алгоритмов исчисления ключевых индикаторов.

Кроме трех отмеченных требований, при построении систем показателей необходимо руководствоваться еще рядом принципов. Нельзя сказать, что они носят второстепенный характер, однако на практике их вы­полнение сдерживается рядом обстоятельств. Перечислим наиболее существенные из этих принципов.

1. Принцип древовидной структуры системы показателей предполагает, что чаще всего в системе должны наличествовать частные и обобщающие показатели, причем наиболее оптимальным считается обеспечение логического развертывания частных показателей в обобщающие. Подобная логика не является чем-то принципиально новым. В частности, ресурсы предприятия могут быть сведены в три группы - материальные, трудовые и финансовые; причем соотношение между этими видами ресурсов, во-первых, может зависеть от вида деятельности (например, в компаниях, работающих в сфере высоких технологий, значимость расходов, связанных с трудовыми ресурсами, может быть относительно меньшей; в финансовых компаниях высока значимость финансовых ресурсов и т.п.) и, во-вторых, безусловно управляемо. Эффективность каждого вида ресурсов оценивается собственными показателями (фондоотдача, производительность труда, оборачиваемость), которые играют роль частных показателей системы; вместе с тем эти показатели вполне логично могут быть дополнены небольшим числом обобщающих индикаторов, например, ресурсоотдачей. Этот подход достаточно широко применяется в анализе финансового состояния фирм.



2. Принцип обозримости предполагает наличие некоторого набора показателей, оптимального для данного предприятия. В результате качественного анализа необходимо построить такую систему, которая охватывала бы все существенные стороны изучаемого явления. При этом показатели системы должны взаимно дополнять, а не дублировать друг друга, быть существенными и, по возможности, незначительно коррелирующими между собой. Последнее, кроме того, означает, что система показателей должна также отвечать и принципу допустимой мультиколлинеарности. Невыполнение данного принципа приводит к информационной перегруженности отобранной совокупности показателей, поскольку коррелирующие индикаторы ведут себя в динамике одинаково, а потому полезность их одновременного включения в систему может оказаться сомнительной. Безусловно, речь не идет о том, что, формируя совокупность показателей, необходимо всегда рассчитывать коэффициенты корреляции; просто это обстоятельство следует иметь в виду и, по возможности, учитывать.

3. Суть принципа разумного сочетания абсолютных и относительных показателей заключается в том, что основное предназначение любой системы показателей состоит в сопоставлении и анализе некоторых характеристик в пространственно-временном разрезе. Наиболее пригодны для этой цели относительные величины; с их помощью можно выявить и оценить влияние экстенсивных и интенсивных факторов развития явления, элиминировать пространственно-временную несопоставимость показателей, обусловленную такими причинами, как инфляция, эффект масштаба, организационные изменения и др. Например, прибыль, являясь абсолютным показателем, далеко не всегда может служить критерием сравнительной оценки эффективности работы предприятий; иное дело - показатели рентабельности. Таким образом, распространенность относительных и удельных показателей обусловливается тем обстоятельством, что они имеют определенные преимущества перед абсолютными - позволяют сопоставлять несопоставимые по абсолютным величинам объекты, дают возможность элиминировать влияние некоторых общеэкономических факторов (например, инфляции), более устойчивы в пространстве и времени, т.е. характеризуют более однородные вариационные ряды, позволяют «улучшить» статистические свойства показателей (в смысле принадлежности их к закону распределения, близкому к нормальному), что является немаловажным фактором для корректной обработки данных с помощью статистических методов и т.д.

4. Наконец, система показателей должна отвечать принципу неформальности.Это означает, что система должна обладать максимальной степенью аналитичности, обеспечивать возможность оценки текущего состояния предприятия и перспектив его развития, а также быть пригодной для принятия управленческих решений. Соблюдение этого принципа достигается: а) преимущественным включением в систему показателей, используемых в традиционном анализе; б) обеспечением однозначно трактуемых алгоритмов их исчисления; в) преимущественным использованием в качестве информационной базы данных бухгалтерского учета и отчетности.

Как было отмечено ранее, в процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния имеют дело с системой показателей, которые являются важным инструментом оценки, планирования и управления деятельности экономических субъектов. Систему показателей таких экономических субъектов как предприятия, можно представить в виде следующих блоков:

Где: F – основные производственные фонды; N – продукция; L – отдачи; A – амортизация; M – материальные затраты; T – производственный персонал; V – оплата труда персонала; S – себестоимость продукции; P – прибыль; E – оборотные средства; C – источники формирования оборотных средств; К – авансированный капитал

Рис. Система показателей предприятия

Определяя набор необходимых для себя показателей, нужно ориентироваться на специфику бизнеса, отрасли или продукта, и на цели, поставленные на предприятии[4].

Рис. Основные группы финансовых коэффициентов

При применении показателей так же следует учитывать, на какую группу заинтересованных лиц ориентирована данная аналитическая информация.

 

Таблица- Связь инвесторов и показателей финансовой отчетности

Показатели Субъект финансирования
Размер оборотного капитала Коэффициент общей ликвидности Коэффициент немедленной ликвидности Оборачиваемость дебиторской задолженности Оборачиваемость товарно-материальных средств     КРАТКОСРОЧНЫЕ КРЕДИТОРЫ  
Коэффициент покрытия процентов по кредитам Соотношение между заёмными и собственными средствами Отношение заёмного капитала в общей сумме активов Коэффициент общей платёжеспособности     ДОЛГОСРОЧНЫЕ ИНВЕСТОРЫ
Норма прибыли на акцию Норма прибыли акционерного капитала Коэффициент котировки акции Показатель выплаты дивидендов Доходность акций Отношение цены к норме прибыли на акцию Коэффициент устойчивости роста     ИНВЕСТОРЫ-АКЦИОНЕРЫ

Однако существует целый ряд показателей, который будет полезен и интересен всем заинтересованным лицам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.