Сделай Сам Свою Работу на 5

Разрешение социальных конфликтов.





Социальная работа рассматривает конфликты как нарушение социальных взаимодействий и диагносцирует их как расхождения между индивидами, между индивидом и группой, между социальными группами. Основные расхождения наблюдаются между действительной ролью и притязаниями сторон, между обоюдными ожиданиями определённых реакций и поведением сторон, при неопределённости или противоречивости исполнения ролей сторонами или одной из сторон. В дополнение в социальных группах часты расхождения между целями и путями их достижения, между статусом членов группы и их полномочиями. Наличие расхождений не зависит от стадии развития конфликта,- от конфликтной ситуации к скрытому конфликту, а затем – к открытому конфликту. Развитие социума приводит к неизбежным конфликтам, в связи с чем роль конфликтов двойственна: негативная роль их заключается в нарушении кооперации, создании трудностей для конструктивной производительной деятельности и условий для распада активных структур; позитивная роль их – в выявлении назревших проблем, привлечении внимания к спорным вопросам, выявлении точек зрения, стимуляции необходимых перемен, однако не все конфликты носят подобный конструктивный характер, а только те, которые являются запрограммированным этапом развития социальных групп. Следует отметить, что в организациях, особенно в



бюрократических, конфликты носят скрытый характер. Для семей тоже характерны скрытые конфликты, являющиеся причиной более поверхностных проблем.

Разрешение конфликтов как методическое направление социальной работы использует методологический подход, основой которого является

представление о трёх непосредственных причинах конфликтов:

А) Несоответствие задач и средств осуществления.

Б) Несоответствие намерений и возможностей.

В) Неправильная мотивация.

Посреднику необходимо выслушать каждую сторону в отдельности в конфиденциальной обстановке, применив при необходимости метод интервью, для того, чтобы выяснить для себя три скрытых фактора любого конфликта:

- о чём каждая из сторон умалчивает,- в любом конфликте гласная позиция и аргументация каждой из сторон является «вывеской» или «фортификационным сооружением» за которым скрываются определённые мотивации и обстоятельства, о которых не хотят говорить;



- что каждая из сторон хочет в действительности,- могут быть не только скрытые намерения сторон, но и их существенные проблемы и потребности, которые находятся за рамками конфликта, но удовлетворение которых снимает конфликт;

- чего каждая из сторон боится,- в основе любого конфликта лежит страх, боязнь утраты или нарушения существенных компонентов социального статуса,- с этой точки зрения конфликт – это упреждающее защитное действие, но о предметах страха стороны тоже всегда умалчивают.

Посредник ни в коем случае не должен сообщать сторонам результаты своего анализа, нарушать «тайну конфликта», иначе он вызовет такую защитную реакцию сторон, которая сделает бесполезными усилия по его разрешению. На основе этих результатов он составляет для себя максимальное количество вариантов решений, соответствующих трём критериям:

- решение удовлетворяет действительные потребности обеих сторон;

- оно не вскрывает тех моментов, о которых стороны умалчивают;

- оно не влечёт за собой осуществление того, чего каждая из сторон боится, сохраняет основы социального статуса сторон.

После этого возобновляются конфиденциальные встречи с каждой из сторон, на которых предлагаются варианты решений. По ходу встреч варианты меняются, подрабатываются – до тех пор, пока стороны, не зная о ходе и итогах встреч посредника с соперником, не изъявят согласие на один и тот же вариант. Только после такой подготовки организуется встреча сторон, на которой решение уточняется и принимается. Существенно сохранение тайны переговоров, о их содержании, пока не будет создан окончательный вариант, не должна знать ни противоположная сторона, ни другие лица. Стороны не должны встречаться и выяснять отношения, пока не будет завершена



деятельность по выработке решения.

При запрограммированных конфликтах во вторичных социальных группах и организациях используется другой метод их разрешения:

Специалист стимулирует признание наличия скрытого или открытого конфликта членами организации, после чего становится возможным анализ ситуации и её оценка для выбора стратегии и тактики терапевтических действий в соответствии с фазой развития конфликта и возможностями реорганизации или изменения ролей. В любом случае следует по возможности придерживаться целей, удовлетворяющих трём вышеупомянутым критериям разрешения конфликта.

Семейные конфликты наиболее трудны для разрешения, поскольку прямые мероприятия, открытое вмешательство ещё более осложняют ситуацию. Специалист не должен быть посредником. Необходимо выбрать и подготовить посредника из числа родственников, друзей семьи, членов семьи и прорабатывать с ним варианты решений, обеспечив конфиденциальность своей и его работы.

 

5. Формирование личности и поведения специалиста по социальной работе.

Необходимость творческого подхода к практической работе и определённые правила поведения при её проведении ( см. раздел «Внедрение») придают большое значение подготовке специалиста по социальной работе. В этой подготовке существенны 3 направления:

а) – формирование идеологии и социальной позиции специалиста, без которых невозможно ни соблюдение этических принципов, ни освоение правил поведения. Характерно, что в самых различных странах социальные работники, проявляя политическую активность при защите интересов курируемых контингентов населения, часто становятся на крайние левые позиции политического спектра и высказывают идеи социальной справедливости. Такая позиция и идеология не случайны, поскольку социальная справедливость в той форме, в какой она является категорией практической философии, служит одним из критериев эффективности социальной работы и социальных программ; соответственно с этой точки зрения рассматриваются цели и задачи социальной работы при подготовке специалистов, и она проходит красной нитью в различных специальных дисциплинах и практикумах. Кроме того, одним из требуемых умений специалиста по стандарту НАСР и МАСР является умение давать предложения по реорганизации социальных служб, что предполагает умение анализировать их состояние, равно как и состояние системы социальной защиты на территории и различных государственных служб (Приложение 2). Требуемый для постановки социального диагноза анализ социального фона предполагает более

широкое и критичное рассмотрение социальной ситуации, что неминуемо приводит к критическому отношению к социальной политике государства с точки зрения идеологии социальной справедливости. Умение анализировать социальную ситуацию зачастую приводит к политизации специалиста, что практически

предписывается отдельными методами макросоциальной работы.

б) - другое направление подготовки специалиста связано с необходимостью защиты его психики и нервной системы от перегрузки и отрицательных невербальных воздействий, с которыми связаны взаимодействия с различными клиентами и социальными группами. Эта подготовка представляет собой треннинг на практических занятиях и аутотреннинг по снятию эмоциональной реакции и резонанса на психоволновые воздействия. Методики треннинга и аутотреннинга изложены в разделе «Внедрение». Следует отметить, что сходные методики широко применяются при подготовке служителей развитых и имеющих большую историческую и культурную традицию культов, поскольку нервная система этих профессионалов также подвергается перегрузке и стрессовым воздействиям, а от них требуется постоянная благожелательная и лишённая критических оценок реакция, сходная с реакцией, требуемой от специалиста по социальной работе. Выработка необходимой реакции – длительный процесс. Её создание и закрепление требует двух – трёх лет аутотреннинга (для сравнения – треннинг на Иисусову молитву в православии, на сакральные фразы в буддизме; использование чёток для установки двойного потока сознания: наружный поток - практические взаимодействия, внутренний поток – молитвенные тексты; использование креста как оберега и т.п.). Подобная подготовка обеспечивает длительное сохранение профессиональной готовности и работоспособности специалиста.

в) - формирование умения манипулировать, как основного навыка управления людьми и ситуацией, что связано не только с изучением методик работы, но и с практическими занятиями по моделированию ситуаций, возникающих при групповой и индивидуальной работе. Крайне важна последующая полевая практика под руководством опытного наставника, поскольку манипуляция, как и любое искусство, требует творческого освоения и развития приёмов, переданных «из рук в руки», сообразно личности ученика и конкретным обстоятельствам социального случая, требующего вмешательства. Желательно сохранение наставничества в первые два – три года самостоятельной работы молодого специалиста, с разбором его терапевтической стратегии и тактики в различных практических ситуациях и совместной выработке его оптимальной линии поведения. Возможно использование интернатуры как узаконенной системы подобного наставничества.


Приложение 1.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.