Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные методологические подходы при вмешательстве.





1. Бихевиористский подход. Широко распространённый методологический подход, ставший основой для создания и развития ряда других методологических подходов, в том числе кризисного подхода, терапии обстановкой, развития навыков социальных взаимодействий, веротерапии, экологического подхода и т.п., а также послуживший стимулом для развития и внедрения количественных методов исследований в социальной работе с учётом её специфики, в частности методов наблюдения, а также для построения чёткой технологической схемы социальной работы. Теоретическим базисом бихевиористского подхода является признание того, что поведенческие реакции в вопросах диагностики и вмешательства имеют приоритет над психическими процессами, и что первоочередное внимание надо уделить определению ресурсов объекта и его окружения, которые могут обеспечить достижение результатов. При диагностике анализируются конкретные виды поведения в реальной обстановке, при этом факторы окружения, связанные с особенностями поведения, идентифицируются

статистически по тем изменениям, которые наблюдаются до и после действий объекта. Диагноз ставится на основе выявленных связей. Методы вмешательства основаны на разрыве этих связей и замене их другими связями. К наиболее известным относятся методы реорганизации исходной последовательности событий (управление стимулами, реорганизация стимулов) и реорганизации реакции индивида (реорганизации последствий). Реорганизация стимулов включает видоизменение того, что произошло до интересующего нас поведения. Например, уменьшения детского плача в больницах добились, выявив, что это реакция на появление человека в белом халате. Плач уменьшался в присутствии иначе одетых людей, не участвующих в медицинской процедуре и действующих успокоительно. Метод реорганизации последствий предполагает, что избыточность поведения (наличие нежелательных его форм) и его недостаточность (отсутствие ожидаемых форм) ведут к необходимости корректировки последствий. Поведенческая избыточность, - вспышки гнева, ложь, злоупотребление алкоголем, воровство, - может регулярно проявляться в силу того, что такое поведение имеет скрытое позитивное подкрепление извне или даёт объекту те или иные социально-психологические выигрыши. Поведенческие дефициты могут быть связаны с отсутствием соответствующих способностей, - объект не обладает умениями, требуемыми для проявления нужных реакций, - в частности в случаях социальных, физических или интеллектуальных препятствий к овладению этими умениями, уменьшающих возможность положительного подкрепления (социальной депривации, физических или умственных ограничений и т.п.). Например, апатичность клиентов социальных учреждений может быть преодолена реорганизацией мероприятий и вовлечения их в социальную деятельность.





2. Кризисный подход. Разновидность бихевиористского подхода. Весьма

распостранённая и гибкая методология, используемая в большинстве направлений социальной работы для широкого спектра объектов. Представляет собой наиболее характерную совместную деятельность специалиста и объекта, в процессе которой объект вовлекается в активные созидательные действия, и этот стереотип закрепляется. Не объясняя своих целей и мотивируя конкретными тактическими интересами объекта специалист предлагает совместные кооперативные действия по решению конкретных практических задач. Возможна кооперация не со специалистом, а с посредником. Поначалу объём задач небольшой, и цель состоит в том, чтобы объект совершал какие-то активные действия («ты делаешь то, я – это»). По мере активизации объекта в совершении действий объём задач увеличивается, а доля участия специалиста в кооперации уменьшается. Объект постепенно начинает действовать сам, а специалист переходит на роль консультанта. Одновременно с каждой новой задачей происходит постепенный, незаметный для объекта сдвиг его интересов от эгоистических к социально полезным и в конечном итоге – подмена цели деятельности на созидательную. Длительность процесса (2-3 года) окупается устойчивостью нового образа действий объекта.



3. Гештальт-терапия. «Гештальт» в переводе с немецкого – «целое» или «форма». Подход зиждется на трёх принципах:

1. Самое ценное – это непосредственный чувственный опыт.

2. Более всего действует настоящий, конкретный момент (здесь-и-теперь).

3. Для адекватных действий человек должен осознать настоящий момент. Причиной проблем является недостаточное его осознание, и с людьми работают для расширения осознания.

Основные методики используются при индивидуальной работе с молодыми и зрелыми, психически здоровыми и эмоционально устойчивыми людьми, у которых причиной проблем является излишне стереотипированное поведение и восприятие из-за однообразного образа жизни, либо кризисная ситуация, связанная с тяжёлыми утратами. Для расширения осознания используют контакты с незнакомыми людьми в незнакомой обстановке, новые, рискованные взаимодействия с внешним миром, в которые клиент погружается внезапно и вынужден к ним адаптироваться. Это снимает стереотипы, непригодные в новой ситуации, даёт клиенту новые способы самовыражения и в конечном итоге самоподдержку. Практики, использующие этот подход, не интересуются причинами отклонений или проблем и не создают анамнезов. Для них важно только почему клиент не умеет использовать возможности, предоставляемые окружающей средой. Их цель – изменить клиента так, чтобы он мог сам себя поддерживать и отвечать за себя.

В пределах подхода имеются также методики работы с небольшими треннинговыми группами. В частности в нашем городе разработан метод социальной реабилитации подростков-аутистов в форме лодочных походов в смешанных группах ( аутисты + глухонемые подростки, аутисты + подростки с девиантным поведением).

4. Лечение обстановкой. Мягкий, щадящий подход с использованием непрямых мероприятий. Применяется для стариков, пожилых супружеских пар, детей, подростков, детских малых социальных групп. Человек или малая социальная группа помещаются в особым образом организованное окружение (база отдыха, временный стационар), где предварительно налаженный быт используется для привития новых навыков, привычек, стереотипов. Обязательный компонент окружения – наличие ранее сложившегося коллектива, с которым новоприбывшим членам приходится взаимодействовать. Таким образом происходит дополнительная социализация через жизненный опыт. Определённое время, в течение которого бытующие нормы и правила для новичков смягчены, даётся на их привыкание. С социальной терапией сочетают, как правило, оздоровительную и трудовую терапию, клинические занятия с психологом, ЛФК.

5. Рационально-эмоциональная терапия. Разработана в США в середине века («Служба для мужчин против домашнего насилия»). Используется в Т-группах при работе с алкоголиками, наркоманами, людьми, испытывающими семейные проблемы, супружескими парами в кризисных ситуациях. В группы по 10-12 чел. набираются люди с

одинаковыми проблемами. Работа делится на этапы:

А. Членам группы раздаются дневники и предлагается записывать

события до, во время и после негативного эксцесса (выпивки, приёма наркотика, семейной драки или скандала). Люди, которым свойственны подобные негативные эксцессы, как правило, застенчивы, ненастойчивы, ревнивы, чувствительны к критике, самооценка у них занижена.

Б. Предлагается зачитывать свои записи на занятиях и обмениваться впечатлениями. Этим снимается убеждённость в невозможности контроля над эмоциями и вырабатывается навык расслабления и обсуждения своих проблем в группе.

В. Предлагается проигрывать ситуации с негативными эксцессами по записям с вольным распределением ролей,- переход к осознанной работе с отрицательными импульсами.

Г. Проигрываются ситуации с вариантами, в которых негативный эксцесс заменяется управляемым событием, дающим социальный выигрыш клиенту. В этих вариантах производится треннинг настойчивости, терпения, манипулятивных способностей, умения справляться с обидами.

При работе с супружескими парами применяется «клубный» метод:

Занятия проводятся в форме вечеринок с танцами, закуской и т.п. Проигрывание ситуаций производится с заменой одного из пары.

6. Развитие навыков социального общения. Популярный методологический подход, основанный на создании навыков взаимодействий в различных игровых ситуациях. Используется в Т-группах при работе с людьми, страдающими хроническими психическими заболеваниями или расстройствами, умственно отсталыми людьми, социально запущенными детьми, алкоголиками, людьми в депрессивном состоянии, проблемными семьями. На его основе развиты четыре методологических направления:

1. Игротерапия. Используются командные соревновательные игры: эстафеты, спортивные игры, игры на местности и др. Группа разбивается на команды, из которых побеждает та, где лучше организованы взаимодействия.

2. Драмотерапия. Свободное импровизационное разыгрывание драм – многоактных сценариев, где каждый следующий акт – одно занятие. Размер группы ограничивается жанром и сюжетом, группы небольшие (до 10 чел.). Фиксируется только распределение ролей, а развитие сюжета и тексты – свободная импровизация коллектива по ситуации. Полезно менять сценарии и амплуа актёров, чтобы каждый испытал себя в разных социальных ролях и этим расширил свой ролевой диапазон.

3. Моделирование ситуаций. Разыгрывание коротких сцен по заданной ситуации с репетицией возможных вариантов поведения в этой ситуации. Специалист может играть одну из ролей.

4. Совместная режиссура в группе. Постановка какого-либо зрелища (концерта, спектакля) таким образом, что режиссёр – коллектив, сама группа. Главное в работе – репетиции, где любой член группы может предложить свой вариант того или иного действия, либо внести иные исправления. Эти изменения сразу же проигрываются, и группа оценивает, вносить их или нет.

7. Когнитивная терапия. Имеет психотерапевтическое происхождение. Основное положение – люди осознают через восприятие. «Не вещи расстраивают человека, а восприятие этих вещей» (Эпиктет). Используется при индивидуальной работе со взрослыми,- стариками (снимает тревожность), психически больными людьми, людьми в депрессивном состоянии, при решении межличностных проблем (расхождений), при лечении алкоголизма. Может быть заключён условный или безусловный договор между специалистом и индивидом. Клиенту на несколько недель или месяцев выдаётся специальный дневник для описания его мыслей и мнений в угрожающей ему ситуации. Когда записей накапливается достаточно много, специалист вместе с клиентом начинают их разбирать. Клиента таким образом обучают выявлятьскрытые мысли или реплики к самому себе, связанные с аномальными эмоциями или поведением. Путём совместных разборов клиент обучается выделять нерациональные, необоснованные элементы в скрытых размышлениях, приводящие к необоснованным мнениям, выводам, ставить их под сомнение, подвергать внутреннему обсуждению и заменять рациональными представлениями. По сути это – развитие логического мышления и замена неадекватных стереотипов мотивированным поведением, что представляет собой длительный процесс и предполагает достаточно развитый интеллект у клиента.

8. Терапия верой (веротерапия). Основана на непрямых мероприятиях, где роль посредника и пособника выполняет представление о боге, который требует определённых норм и правил поведения. Эту роль отчасти могут выполнять служители культа. Применяется при работе с такими категориями населения, к которым неприменимы иные подходы из-за нарушения логического мышления и самоконтроля,- психически больными с выраженными явлениями разрушения личности, умственно отсталыми людьми, людям с тяжёлым астеническим синдромом и депрессией в результате тяжёлых жизненных утрат. Упорядочение поведения таких людей (его ритуализация и стереотипирование в социально полезном направлении) и привитие им духовных ценностей, сообщающих самоподдержку, происходит через «Так требует Бог».

Возможны групповые (Т-группы в форме кружков или общин) и индивидуальные направления работы. Страхи и неадекватные оценки, свойственные этим категориям клиентов, снимаются обучением ритуалам оберега (защиты) с использованием сакральных предметов и молитв. Этим также достигается защита их слабой, лабильной нервной системы от чрезмерного воздействия внешних раздражителей. Ежедневные молитвенные ритуалы и пение дают необходимую их психике релаксацию и организуют их быт и поведение. Специалисту важно иметь чёткие, определённые по взаимному согласию взаимодействия с местными представителями церкви, чтобы сохранить инициативу в своих руках и управлять процессом реабилитации клиентов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.