Внедрение ФГОС для обучающихся с ОВЗ как одна из актуальных проблем третьего этапа развития ССО
Стандарт – совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП). Стандарт включает в себя требования:
1. К структуре АООП (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объёму.
2.К условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным.
3.К результатам освоения АООП.
ДВА ПРИКАЗА, связанные с внедрением ФГОС
1.Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ от 19 декабря 2014 года. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ № 35847 от 3 февраля 2015 года. Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.
В данном стандарте раскрыты требования к образованию детей с нарушениями слуха, зрения, речи, ОДА, ЗПР, расстройствами аутистического спектра. Представлено от 2 до 4 вариантов стандарта.
Задание. Заполнить последнюю графу таблицы, указав категории детей, которым рекомендован тот или иной вариант ФГОС.
ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Цензовый уровень
| Нецензовый уровень
| 1 вариант
| 2 вариант
| 3 вариант
| 4 вариант
| Инклюзивное образование
| Специальное образование
|
|
|
|
|
2. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ от 19 декабря 2014 года. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ № 35850 от 3 февраля 2015 года. Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.
Задание. Решить кейсы. Указать образовательный маршрут для ребёнка с позиций 2 и 3 этапа развития ССО.
Кейс № 1. Серёжа слабослышащий ребёнок 7 лет (3-я степень тугоухости по международной классификации нарушений слуха). Пользуется СЗУА, слухопротезирован бинаурально. Серёжа имеет высокий уровень общего и речевого развития, вступает в вербальные коммуникативные контакты со слышащими сверстниками. До 7 лети мальчик воспитывался в семье, не посещал детский сад. Однако с ребёнком регулярно занимался учитель-дефектолог (сурдопедагог) и родители.
Образовательный маршрут (выбор образовательной организации)
| 2 этап развития ССО
| 3 этап развития ССО
|
|
| Обоснование.
|
Кейс № 2. Яша слабовидящий ребёнок с лёгкой степенью умственной отсталости. Мальчику 8 лет. Он не посещал детский сад, воспитывался в условиях семьи. Ребёнок владеет элементарными культурно-гигиеническими навыками, но не может без посторонней помощи перемещаться в пространстве. Демонстрирует гиподинамию. Грамоте не обучен. В контакты со взрослыми и сверстниками по своей инициативе не вступает.
Образовательный маршрут (выбор образовательной организации)
| 2 этап развития ССО
| 3 этап развития ССО
|
|
| Обоснование.
|
Кейс № 3. Света имеет общее недоразвитие речи (III уровень), обусловленное дизартрией. Девочке 7 лет. До поступления в школу она посещала специализированый детский сад (логопедическую группу). У Светы отмечаются специфические для ОНР типы ошибок, наблюдается 17 дефектных фонем. Прослеживаются парафазии (черепаха - чепареха); персеверации (хоккеист - хихиист); вставки (тигр - тигар); усеченение слогов (телевизор – тезор); замена звуков (лебедь - лебудь); добавление слогов (молоко - комоляко). Операции слогового анализа и синтеза сформированы недостаточно, что служит препятствием для овладения чтением и письмом. Для бытовых ситуаций словарный запас достаточен, но при подробном обследовании выясняется незнание малоупотребляемых ребёнком слов (например, локоть, подбородок, веко). Имеется тенденция к множественным семантическим заменам (корзина – сумка), (перчатки - эти на руки которые). Отмечается недоразвитие как диалогической, так и монологической речи. Монологу речи присущи следующие недостатки: ограниченно малый объем рассказа; пропуск отдельных членов предложений; инверсия; нарушение логико-временных связей в повествовании; замена рассказа простым перечислением предметов.
Встречаются ошибки при изменении флексий существительных в Р.п. мн.ч. (воробьев - воробеев). Но девочке доступны словообразовательные операции. Света понимает и может образовывать слова по некоторым наиболее распространенным образовательным моделям, но наряду с этим допускает ряд типичных ошибок:
- неадекватное использование суффиксов, (хвост лисы - лисячий хвост);
- неправильный подбор производящей основы, (сталевар - варитель);
- дефектное произношение звуков, например, при замене фонемы «щ» на «ч», слово «мойщик» будет звучать как «мочик»;
- неверное образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса (голосок - голосенок).
Образовательный маршрут (выбор образовательной организации)
| 2 этап развития ССО
| 3 этап развития ССО
|
|
| Обоснование.
|
Кейс № 4. Женя – ребёнок с глубокой умственной отсталостью. Мальчику 7 лет. До этого возраста воспитывался в условиях семьи, образовательную организацию не посещал. Ребёнок узнаёт близких людей, но навыки самообслуживания у него не сформированы. Словесной речью не пользуется. Периодически отмечаются указательные жесты. Нуждается в регулярном присмотре и уходе.
Образовательный маршрут (выбор образовательной организации)
| 2 этап развития ССО
| 3 этап развития ССО
|
|
| Обоснование.
|
Кейс № 5. Наташа – ребёнок с ЗПР церебрально-органического происхождения. Девочке 7 лет. До этого возраста девочка посещала массовый детский сад, занятия учителя-дефектолога не посещала. У девочки отмечается близкий к норме уровень общего развития. При этом прослеживается недоразвитие речи. У Наташи не отмечается ярких нарушений звукопроизношения. Ребёнок в основном правильно произносит изолированные звуки, но в спонтанной речи отмечаются явления замен и смешений. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи. Характерным нарушением слоговой структуры является то, что, понимая значение слова, Наташа не удерживает в памяти его фонематический образ. В результате наблюдаются ошибки слоговой структуры в 4-х и более сложных слов. В числе этих ошибок персеверации (библиотекарь - блиблиотекарь); парафазии (баскетболист - баксетболист); элизии (сокращение согласных при стечении) (ткачиха - качиха).
При ответах девочка смешивает родовые и видовые понятия (деревья - березка). Достаточно легко справляется с подбором общеупотребительных антонимов. Трудности проявляются в подборе антонимов. Зачастую Наташа заменяет исходное слово таким же с частицей «не» (жадность – не жадность). Особую сложность для Наташи представляют конструкции предложений с разными придаточными, где девочка допускают следующие ошибки: пропуски союзов; замена союзов; инверсия.
Связной речи Наташи присущи следующие особенности:
- в беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;
- рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, девочка использует в основном малоинформативные предложения.
Образовательный маршрут (выбор образовательной организации)
| 2 этап развития ССО
| 3 этап развития ССО
|
|
| Обоснование.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|