Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Общие и особые образовательные потребности школьников с ОВЗ





Психологические особенности детей с ОВЗ

Прежде чем описывать причины различных нарушений, необходимо отметить основные условия нормального развития ребенка.

В-первую очередь, это нормальная работа головного мозга и его коры. При наличии патологических состояний нарушается нормальное функционирование процессов возбуждения и торможения, затрудняется осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации, изменяется работа психической деятельности человека.

Во-вторых, необходимо нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности.

В-третьих, важна сохранность всех органов чувств (зрения, слуха, осязания и др.) и речевой системы в целом, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром и позволяют полноценно усваивать информацию.

В-четвертых, необходима систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в дошкольном учреждении, школе и других учебных заведениях.

На процесс нормального психического развития ребенка могут повлиять различные факторы, главными из которых считаются внешние (социальные, экологические, информационные, экономические, демографические, гигиенические) и внутренние (биологические). К биологическим факторам, обуславливающим наиболее серьезные отклонения в психофизическом развитии ребенка, относят:



1) пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала;

2) биохимические вредности;

3) серьезные отклонения в соматическом состоянии матери;

4) внутриутробные нарушения (проявляющиеся в процессе беременности);

5) родовые травмы;

6) несовместимость родителей по резус-фактору;

7) различные опухолевые образования;

8) наследственная предрасположенность к заболеваниям.

Таким образом, болезнь, вызывая нарушение биологической линии развития, тем самым создает препятствия для нормального развития – усвоения знаний и умений, формирования личности ребенка.

Кроме перечисленных причин особую роль в правильном развитии ребенка влияет благоприятная социальная среда. Неблагоприятные условия проживания ребенка (неполные и социально опустившиеся семьи, депривация и др.) воздействуют на психическое развитие ребенка, которое впоследствии приводит к возникновению различных отклонений (снижение интеллектуальных темпов развития, неврозы, нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы и т.п.).



Для правильной и своевременной помощи необходимо знать психологические особенности, закономерности развития таких детей. Исследователями выделяют общие и специфические закономерности развития детей с ОВЗ.

Задание. Составьте схему основных условий нормального психического развития.

 

Задание. Перечислите общие закономерности психического развития детей с ОВЗ. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип нарушения, выделяют закономерности, специфические для определенной категории детей с ОВЗ.

Задание. Перечислите специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Многообразные причины, нарушения условий нормального функционирования способны привести к появлению множества вариантов отклоняющегося развития. В зависимости от характера нарушений выделяются следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья (по Н.М. Назаровой) [16]:



­ с нарушениями слуха (глухие (неслышащие), слабослышащие, позднооглохшие);

­ с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);

­ с нарушениями речи (в том числе тяжелыми);

­ с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич и другие нарушения);

­ с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения (расстройство аутистического спектра, психопатии);

­ с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);

­ с задержкой психического развития;

­ со сложными недостатками развития.

Конкретное нарушение (потеря зрения или слуха, моторные нарушения при детском церебральном параличе, нарушение интеллекта и др.) накладывает специфический отпечаток на формировании психических процессов ребенка (таких как ощущение, восприятие, память, речь, мышление, внимание, воображение) и личности в целом.

Задание. Заполните таблицу психологических особенностей развития детей с ОВЗ.

Восприятие    
Мышление  
Память  
Внимание    
Речь    
Эмоционально-волевая сфера    
Особенности личности    

Знания особенностей психического недоразвития детей с ОВЗ дает возможность более глубоко понять специфику их развития и правильно организовывать коррекционную помощь.

 

Тема 5. Особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии

Дети с нарушениями в развитии имеют и общие с нормой, и особые образовательные потребности. Данные потребности определяются характером первичного и вторичных нарушений (по концепции Л.С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях в развитии, см. схему 2).

Схема 2

Первичные и вторичные нарушения в развитии

 

 

 

 


В трудах Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, Н.Д. Шматко и др. подчеркивается, что коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии, должна строиться с учетом их особых образовательных потребностей и быть направлена на преодоление вторичных нарушений [5].

Нередко в общеобразовательных школах реализуется инклюзивное обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР). ЗПР – одно из распространённых нарушений в развитии. Дети с данным нарушением также имеют особые образовательные потребности (наряду с общими образовательными потребностями).

К.С. Лебединская [19] разработала классификацию детей с ЗПР по этиологическому принципу (то есть по принципу происхождения). Детей с данным нарушением автор дифференцирует на 4 группы, что отражено на следующей ниже схеме 2.

Задание. Познакомьтесь с классификацией К.С. Лебединской, а затем раскройте особые образовательные потребности детей с ЗПР церебрально-органического происхождения. В качестве опоры используйте представленную схему.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схема

Виды ЗПР (по К.С. Лебединской)

 
 

 


Представим краткую характеристику ЗПР различного генеза (происхождения) [19].

ЗПР психогенного происхождения

Дети имеют нормальное физическое развитие. Соматически здоровы. У большинства – мозговая дисфункция. Интеллектуальная мотивация снижена. Эмоции поверхностны. Отмечается несамостоятельность поведения, инфантильность отношений. Низкий уровень анализирующего наблюдения. Интеллектуально пассивны. Внимание неустойчиво. В поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество. Часто воспитываются в неблагополучных семьях (асоциально-попустительских или авторитарно-конфликтных).

При индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения дети могут легко заполнить пробелы в знаниях в обычном (массовом) классе.

ЗПР соматогенного происхождения

Дети рождаются у здоровых родителей. Причина ЗПР – перенесённые в раннем детстве заболевания, влияющие на развитие мозговых функций. Психический тонус ребёнка резко снижен. Отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы, трудности в адаптации. Со взрослыми вежливы. Без руководящего воздействия неорганизованны. Трудности в обучении обусловлены сниженной мотивацией достижения. Не хотят преодолевать трудности. Часто отмечается аффективное торможение. Дети вялые, склонны к повышенной фиксации на своём самочувствии. Состояние соматического дискомфорта ребёнка может быть как истинным, так и ложным. Дети критичны к своим неуспехам. Часто пропускают школу по болезни.

Нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи, охранительном режиме.

ЗПР конституционального происхождения

(гармонический инфантилизм)

Состояние определяется наследственностью. Отмечается незрелость телосложения, отставание психического развития от паспортного возраста.

Ребёнок быстро находит друзей и покровителей, которые его опекают. Основной фон настроения преимущественно положительный. Эмоциональные реакции поверхностны. Учебная мотивация не сформирована. Превращает учебную деятельность в доступную ему игровую. Не принимает новых требований к поведению. Непоседлив, болтлив. Легко вливается в новый коллектив. Быстро привыкает к новому учителю. Отмечается недостаточный уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности. С первых месяцев обучения стойко не успевает.

Рекомендуется класс компенсирующего обучения или дублирование первого класса.

ЗПР церебрально-органического происхождения

У детей отмечается грубое и стойкое локальное нарушение созревания мозговых структур. У всех детей – явления церебральной астении (повышенная переутомляемость, непереносимость духоты, жары, езды на транспорте, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти). Мыслительные операции несовершенны. Знания усваивают фрагментарно. К концу 1-го года обучения стойко не успевают. Отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Дети не критичны, несамостоятельны, внушаемы, быстро пресыщаются деятельностью. Нечувствительны к собственным промахам. Долго усваивают правила поведения. Ведущий мотив – игра. Рекомендуется обучение в классе КРО.

Задание. Прочитайте характеристики и короткие рассказы об учебной деятельности детей с ЗПР. Определите, к какому типу ЗПР (по классификации К.С. Лебединской) относится данная характеристика каждого ребенка. Аргументируйте свой ответ.

1. Вова, 8 лет. Родился с родовой травмой. Физически слаб, быстро утомляется. Не успевает по всем дисциплинам. Работоспособность снижена. Через 15-20 минут после начала урока у Вовы наступает охранительное торможение. На уроках математики не успешен. Не может составить краткую запись, выделить неизвестное. Причинно-следственные связи не устанавливает. Быстро забывает программный материал. Тяжело устанавливает контакты с новыми взрослыми и сверстниками. С трудом ориентируется в незнакомом помещении, неверно определяет правые и левые части тела стоящего напротив человека. Речь не развита. В процессе коммуникации и при ответах использует простые распространенные и нераспространенные предложения. Словарь беден. Правила взаимоотношений со взрослыми ребенок не усвоил. Домашнее задание выполнять отказывается. Боится оставаться один.

2. Олег учится во 2-м классе, но до сих пор, оставаясь в группе продленного дня, очень скучает по родителя, по дому. Не справляясь с выполнением домашнего задания, Олег начинает плакать, жалуется на головную боль. На уроках Олег не активен, старается отмалчиваться, даже если знает верный ответ. На одном из открытых уроков мальчика напугало присутствие гостей. На вопросы учителя ребенок отвечал «Не знаю». Когда Олега попросили выйти к доске, он отказался, объяснив, что не сможет решить пример. После открытого урока Олег попросил учителя отпустить его домой из-за резко начавшейся боли в животе. От обеда ребенок отказался. Дома Олег жаловался на недомогание, сказал, что из-за плохого самочувствия домашнее задание выполнить не может.

3. Мама 8-летней Айман очень беспокоится из-за низких успехов дочери в обучении. Айман с большим трудом садится за выполнение домашней работы, а в её прописях часто встречаются рисунки. Так, крючки и палочки, записанные на страницах, девочка превращает в забор, рядом с которым пририсовывает домик.

Мать объясняет дочери, что в школьных тетрадях рисунков быть не должно, но этих установок надолго не хватает. Девочка вновь занимается своим любимым занятием – рисованием, тем более, что здесь она проявляет большие успехи и даже посещает изостудию. Из-за невыполнения заданий, рисунков в тетрадях у Айман появились низкие отметки. Однако этот факт девочку особенно не огорчает. Она объясняет, что оценки бывают разные, и у других детей они тоже есть. При этом к оценкам учителя Айман тоже любит дорисовывать дополнительные элементы. Так, из «двоек» у неё получаются лебеди или небольшие кустики с ягодами; из «троек» - медвежата или орнамент. Не только по письму, но и по другим школьным дисциплинам Айман испытывает значительные трудности, проявляя себя как стойко неуспевающая ученица. Лучше обстоит дело с уроками чтения – Айман с большим удовольствием слушает рассказы учителя, сказки, хотя не всегда может передать их содержание, искажает многие факты, не понимая смысла.

4. Саша пришёл в первый класс общеобразовательной школы в ноябре. До этого времени мальчик учился в гимназии, но сразу не стал справляться с усвоением программного материала. Уже с первых дней пребывания в новом коллективе Саша подружился со всеми ребятами. Особенно он тянулся к Алёше, который всегда заступался за Сашу, когда мальчики из других классов старались его обидеть, отобрать принесённые из дома игрушки, обозвать «двоечником». После уроков Саша оставался в группе продлённого дня (ГПД). Воспитателю с большим трудом удавалось организовать работу мальчика в ходе самоподготовки. Саша постоянно вставал с места и, не обращая внимания на замечания воспитателя, пытался вовлечь ребят в игру. На родительском собрании учитель рекомендовал родителям дополнительно позаниматься с сыном в отработке каллиграфических навыков, так как Саша плохо прописывает элементы многих письменных букв. Например, Н, Ц, Ж, К, Щ и др.

5. Родители Светы прилагают много усилий в повышении успеваемости и обучении дочери. Это помогает девочке, но она по-прежнему испытывает трудности в усвоении программного материала. Во втором полугодии 2 класса у девочки отмечалось послоговое чтение даже несложных по слоговой структуре слов. Слабая концентрация внимания приводила к тому, что при списывании простых текстов девочка пропускала не только слоги и слова, но и целые фразы. Списывая с доски примеры, Света ошибается в знаках: вместо «минус» записывает «плюс». Либо знаки записывает верно, но вместо вычитания выполняет сложение, и наоборот. Отмечается фрагментарность в усвоении знаний: запоминает содержание только наиболее ярких отрывков из детских художественных произведений. Обучаясь в 3-ем классе, Света не освоила элементарные операции табличного умножения.

Стихи не запоминает, передать их содержание не может. Из диалога с матерью:

Мать: - Света, ты прочитала стихотворение?

Света: - Да.

Мать: - О чём оно?

Света: - Как о чём? Ни о чём… Это же стихотворение!

Учитель отмечает, что девочка бывает агрессивна при получении дополнительного задания, выполнять его не хочет.

6. Витя учится во 2 классе. Физически ослаблен. У мальчика хронический бронхит, аллергия. Ребёнок пассивен, часто жалуется на плохое самочувствие. Особую сложность для ребёнка представляют уроки математики, языкового цикла (развитие речи, письмо), но с программой мальчик справляется, хоть и с большим трудом. Ребёнок не освоил особенностей написания всех букв, часто путает их элементы. При списывании текстов, выполнении диктантов у мальчика быстро устаёт рука. Он перестаёт писать, жалуется на головную боль. Чтение послоговое, в замедленном темпе. Установленные нормативы (количество слов в минуту) не соблюдает. Читать не хочет, учебная мотивация снижена.

Ребёнок вялый, инициативу не проявляет. Однако любит, когда читают ему, проявляет интерес к содержанию сказок, повествовательных рассказов. Стихи не запоминает. Не может выучить таблицу умножения, быстро забывает усвоенный ранее материал. Витя переживает, что у него в классе нет друзей. Сам знакомства заводить не решается. Диалог со сверстниками не поддерживает. Постоянно испытывает тревогу из-за боязни опоздать в школу, получить плохую отметку или порицание учителя. Из-за неудовлетворительных отметок плачет. Мальчик постоянно проживает с бабушкой, которая о нём заботится.

7. Дима физически развит, занимается спортом. Конфликтен. На замечания взрослых отвечает агрессией. Учебной деятельностью не заинтересован. Родители воспитанием ребёнка не занимаются, ведут асоциальный образ жизни. Ребёнок находится без надзора со стороны родственников. Мальчик часто сбегает с уроков и из ГПД. На уроке отвлекается, «не слышит» учителя, тяжело включается в деятельность. В результате при списывании с доски или из учебника пропускает буквы, слоги, целые слова, часть примера. Допущенных ошибок не замечает. У детей пользуется авторитетом, организует совместные игры. Считает, что всегда прав. Мнение окружающих его не интересует. Может ударить обидчика. В общении груб. Культура поведения не сформирована: не здоровается, не прощается, не извиняется за совершённые проступки. Графические навыки сформированы недостаточно: выходит за границы строки, затрудняется проводить длинные прямые линии, некоторые элементы букв пишет неверно. После ухода из семьи отца стал более резким и грубым.

8. Наташе 9 лет. Она спокойна, доброжелательна. При этом девочка испытывает значительные трудности в установлении контактов со сверстниками. Из-за любых мелочей и размолвок с ребятами девочка начинает плакать, говорит, что пожалуется отцу.

На уроках Наташа часто «уходит в себя». Вывести из этого состояния позволяют только неоднократные обращения учителя. Наташа долго вникает в задание, но, как правило, выполняет верно. Девочка не может организовать свою работу во время урока. Например, долго готовит карандаши, краски, вспоминает, что забыла достать альбом, не может организовать своё рабочее место, чтобы было удобнее пользоваться школьными принадлежностями. Трудности в усвоении школьной программы связаны преимущественно с пропусками уроков по болезни – периодически родители отправляют Наташу в детский санаторий для поддержания и укрепления её здоровья.

9. Турлыбек испытывает трудности в усвоении программного материала. Быстро устаёт. Уже через 10-15 минут от начала урока у мальчика проявляется повышенная утомляемость. В это время ребёнок начинает раскачиваться на стуле или кладёт голову на парту, не вникая в суть заданий. Даже к учебным заданиям игрового характера Турлыбек остаётся равнодушным.

Мальчик часто не может объяснить поступки героев детских художественных произведений, не раскрывает эмоциональное состояние персонажей. Содержание прочитанного ребёнок быстро забывает, затрудняется указать автора, название произведения, главных героев. Не соотносит изображённое на иллюстрации с фрагментом текста. В процессе чтения проявляет невнимательность, пропускает отдельные буквы, слоги, целые слова. Неверно истолковывает лексическое значение многих общеупотребительных слов. Не критичен к своей деятельности и поступкам.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.