Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет, задачи и методы демографии (ОК-6)





Демография

 

 

Квалификация (степени) выпускника

Бакалавр

по направлению подготовки

37.03.01 Психология

 

Квалификация (степень) «бакалавр»

 

 

Москва


 

Хохлова Ю.В.

Демография. Рабочая программа учебной дисциплины. – М. :ТФ МГЭИ, 2014г.

Рекомендовано к публикации научно-методическим советом

Тверского филиала МГЭИ (протокол № 5 от 10.04.2014 г.)

 

Предназначено для студентов всех форм обучению по направлениям бакалавриата: 37.03.01 Психология.

 

 

 

 

@ Тверской филиал МГЭИ, 2014

@ Хохлова Ю.В., 2014

 

 

 

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Планируемые результаты обучения  
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы  
3. Объем дисциплины и его распределение на виды работ студента  
4. Содержание и структура дисциплины  
5. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся  
6. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации  
7. Перечень основной и дополнительной литературы  
8. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет»  
9. Методические указания по освоению дисциплины  
10. Перечень информационных технологий, справочных систем, используемых в образовательном процессе  
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса  

 



 

 

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Демография» относится к первому циклу учебного плана и преподается студентам по направлениям подготовки «Психология», в 3-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа). Освоение демографииосновывается на знаниях, приобретенных при изучении истории, философии, логики и др.

Демографические проблемы остро встали в нашей стране в первой половине 90-х годов прошлого века. Именно в этот период Россия вступила в стадию демографической катастрофы, выражающуюся беспрецедентно низкой рождаемостью, высоким уровнем разводов, низкой, по отношению к развитым странам, продолжительностью жизни населения, особенно мужского и сельского, а также высоким уровнем смертности. Вот уже в течение десяти лет население России не растет, а сокращается.



Это далеко не полный перечень демографических проблем нашей страны, от успешного решения которых зависит ее будущее.

Демографические процессы в обществе развиваются под воздействием многих факторов: экономических, социальных, политических, культурных и прочих. В свою очередь, демографические процессы оказывают влияние на ход общественного развития. К примеру, низкий уровень рождаемости ведет к увеличению процентной доли пенсионеров в обществе и к обострению проблемы «отцов и детей». Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих колебаниях уровня занятости на рынке труда, уровня безработицы, преступности и т.п.

Знание демографии, умение анализировать демографическую информацию и делать из нее соответствующие выводы необходимо современному специалисту, работающему практически в любой отрасли экономической, политической или духовной жизни общества. Способствовать демографическому образованию студентов Московского гуманитарно-экономического института и призвана настоящая дисциплина.

Цель освоения дисциплины– ознакомить студентов с сущностью и содержанием основных демографических процессов и научными методами их исследования, помочь им понять законы воспроизводства населения и закономерности миграционных процессов, научить их видеть действительное состояние и направление демографических тенденций в стране и во всем мире, вооружить пониманием демографических проблем своей страны и умением оценивать их остроту, вероятные перспективы и возможные социальные последствия.



В результате изучения дисциплины обучаемые должны иметь представление о состоянии демографической ситуации в России и во всем мире; об основных тенденциях развития демографической ситуации в мире и России; о демографическом прогнозировании и современной демографической политике; знать научные основы демографии и историю ее становления и развития; объект, предмет, задачи и методы демографического исследования; основные закономерности воспроизводства населения; источники данных о населении; факторы, влияющие на процессы рождаемости и смертности, а также на репродуктивное и самосохранительное поведение; основные закономерности и факторы миграционных процессов; уметь использовать полученные теоретические знания в практической деятельности; оценивать состояние, вероятные перспективы и возможные социальные последствия сложившейся демографической ситуации; эффективно взаимодействовать с людьми, представляющими различные демографические группы; давать научные рекомендации людям, обратившимся за психологической помощью, по проблемам планирования семьи, репродуктивного и самосохранительного поведения.

Процесс изучения дисциплины «Демография» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология»следующей компетенции (согласно ФГОС ВПО):

-способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).

Изучение дисциплины завершается зачетом.

 


 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Аудиторные занятия (всего), в том числе:  
Лекций (Л)  
Семинары (С), в т.ч. зачет  
Практические занятия (ПЗ)      
Самостоятельная работа (всего), в том числе:  
Курсовой проект (работа)      
Реферат      
Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя  
Решение практических ситуаций      
Подготовка научных докладов и сообщений      
Вид промежуточной аттестации Зачет    
Общая трудоемкость Зач. ед.  
 

 


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Срок обучения – 4 года. Очная форма обучения. 2 семестр.

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа
лекции семинары практические занятия
Демография как наука. Предмет, задачи и методы демографии -
Закономерности народонаселения -
Источники информации о населении и демографических процессах -
Численность и структура населения -
Рождаемость и репродуктивное поведение -
Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение -
Миграция населения -
Демографическое прогнозирование  
Теоретические основы демографической политики  
  Зачет            
  Итого  

 


Срок обучения – 5 лет. Заочная форма обучения. 3 семестр

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа
лекции семинары практические занятия
Демография как наука. Предмет, задачи и методы демографии -  
Закономерности народонаселения     -  
Источники информации о населении и демографических процессах -  
Численность и структура населения -  
Рождаемость и репродуктивное поведение     -  
Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение     -  
Миграция населения     -  
Демографическое прогнозирование        
Теоретические основы демографической политики        
  Зачет            
  Итого    

 


ПРОГРАММА КУРСА

 

Тема 1. Демография как наука.

Предмет, задачи и методы демографии (ОК-6)

 

Краткая история становления и развития демографии как науки. Население как объект демографии. Предмет демографии: воспроизводство населения и его закономерности.

Основные категории демографии. Демографические явления и процессы: рождаемость, смертность, брачность, разводимость, структура населения, изменения половозрастной структуры населения. Виды движения населения: естественное (рождаемость и смертность) и механическое (миграция). Репродуктивное поведение, плодовитость, самосохранительное поведение, средняя продолжительность жизни и др.

Задачи демографии: изучение тенденций и факторов демографических процессов; разработка демографических прогнозов; научное обоснование мер демографической политики.

Взаимосвязи демографических процессов с другими общественными явлениями. Связь демографии с другими общественными науками: философией, историей, политической экономией, этнографией, социологией, статистикой, социальной психологией, социальной гигиеной, медицинской социологией, математикой и др.

Методы исследования демографических процессов: статистические, социологические, математические. Основные отрасли демографии: демографическая статистика, экономическая, математическая, историческая, этническая, социологическая*.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.