Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ





Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется усиливающимся антропогенным влиянием на природу. При этом возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека. Своим потребительским отношением к природе люди наносят ей непоправимый ущерб. Естественная среда быстро деградирует, а значит, процесс этот надо как-то остановить. Поэтому сейчас возникла острая необходимость в возобновлении экологического образования. Экологическое образование должно способствовать тому, чтобы дети, вырастая, относились к окружающему миру не так варварски, как их родители. Значит необходимо формировать новую культуру - экологическую.

Формирование экологической культуры можно с полной уверенностью отнести к проблемам не только образовательной, но и социокультурной сферы, так как необходим пересмотр экологической парадигмы взаимодействия Человека и Природы. Формирование экологической культуры – сложный, длительный процесс утверждения в образе мышления необходимости природосообразного подхода в организации жизни и хозяйственной деятельности человека. Значимые результаты экологического воспитания - это осознание личностной и общественной ответственности, отказ от антропоцентризма, направленность на гармоничные взаимоотношения человека и природы [1]. Все это носит междисциплинарный характер и не может быть реализовано в рамках одной учебной дисциплины или путем проведения эпизодических мероприятий.



Речь не идет о полном решении экологических проблем через образование, здесь основная задача – воспитать у учащихся сознательное отношение к окружающей среде, сформировать у них экологическую культуру. Для этого экологическое образование должно осуществляться непрерывно, начиная с дошкольных учреждений, начальной, основной школы, общего среднего и среднего профессионального образования, в вузовском и послевузовском образовании, институтах переподготовки и повышения квалификации учителей. В этой системе центральное место занимает школьное обучение, ведь оно является основой образовательной системы, обязательным звеном для получения образования всеми детьми [3].



В последнее десятилетие экологическое образование развивается в контексте концепции устойчивого развития - системного видения будущего, в котором вопросы экономического и социального развития увязываются воедино с сохранением и восстановлением окружающей среды. Этот системный подход актуален для решения задач, которые нашли отражение в большинстве государственных инициатив последних лет. А это повлекло за собой и изменение всей системы образования.

Согласно ФГОС, в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно - нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности.

Цель современного экологического образования формулируется на языке деятельностного подхода и отражает специфический для разных областей экологического знания общий способ познания окружающего мира. Осваивая этот способ, ученик может выявлять и изучать связи и отношения систем природы с окружающей их средой.

Формируемые на всех базовых предметах универсальные учебные действия складываются в экологическом образовании в систему экологически ориентированной деятельности обучающихся: познавательную (как средство приобщения к экологической культуре общества и самообразования в течение всей жизни), ценностно-смысловую (социальное позиционирование, развитие индивидуальной экологической культуры), коммуникативно-организационную (работа в команде), социально-практическую и профессионально-ориентационную. Содержание экологического образования строится на основе трех сквозных линий: учусь экологическому мышлению; учусь управлять собой, учусь действовать.



Это в перспективе. Ведь ФГОС только пришел из начальной школы в основную. Многие педагогические коллективы только в прошлом году разработали основную образовательную программу образовательного учреждения, учителя-предметники задумались о личностных и метапредметных результатах, о формировании универсальных учебных действий. И говорить о сформированной системе полноценного экологического образования пока рано. Но и сейчас на уроках, во внеурочной деятельности проводиться определенная экологическая работа, которая дает положительные результаты.

Действительно, научить ребенка любить и оберегать природу, предлагая лишь учебный материал, невозможно. Но именно в школе детей легко увлечь идеями об улучшении условий окружающей среды, охране животных, заботе о своем здоровье, о природе. Однако уровень экологической культуры определяется не тем, что знает ребенок о правилах поведения в природной среде, а тем, как он выполняет их, а так же насколько его эмоциональные переживания связаны с окружающей средой, разнообразной деятельностью в ней. Поэтому при формировании определенного поведения, важно обращаться не столько к знаниям ребенка, сколько к его чувствам и осмыслению имеющихся знаний. Важно воспитывать компетентность и экологическую ответственность у детей. Компетентность представляет собой взаимосвязь чувства – знания – сознание – поведение – деятельность. Компетентность складывается из трех составляющих: теоретических знаний (что я знаю?); применения своих знаний на практике (что я умею делать?); проверенные на практике знания и умения (что я уже сделал?) [2].

Нужно учитывать и то, что современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Люди с активной жизненной позицией. Причем нам, педагогам необходимо ориентироваться не на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, а на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, формирование его социального опыта [4].

При организации учебно-воспитательной работы с учениками 5-11 классов были выявлены следующие противоречия:

- между стремлением обучающихся к самостоятельности и неумением организовать свою деятельность;

- между потребностью школьника быть активным участником образовательного процесса и регламентированными взаимоотношениями ученик-учитель;

- между несоответствием форм и методов организации учебно-воспитательного процесса и возможностями и потребностями учащихся.

Кроме этого важно помнить, что именно в семье ребенок получает первоначальные экологические понятия и усваивают их как ценности, поэтому семья должна стать союзников при формировании экологической культуры. Но часто декларируемые школой и обществом ценности не являются таковыми в отдельной семье и своими действиями и поступками родители сводят на нет все усилия педагогического коллектива.

Нам надо было разрешить эти противоречия, или попытаться минимизировать их последствия. Но проводить мониторинг, осуществлять длительный подготовительный этап, просто не было времени, т.к. шла Большая экологическая игра, в которую вступила команда нашей школы. Поэтому в работу ученики и учителя включились сразу, распределив усилия в разных направлениях.

Большая экологическая игра для школьников Иркутской области «Чистый мир» организована фондом им. Ю. Тена и Иркутским региональным экологическим движением "Чистый мир". Движение объединяет школьников Иркутской области, которые стремятся сделать окружающий нас мир чище! Мы узнали об этом в сентябре 2014 года. Нашлись ученики, которые захотели попробовать свои силы. Меня как педагога заинтересовала возможность повышения активности школьников через социально-значимую деятельность. Обсудив с детьми все «за» и «против» пришли к выводу, что отступать нельзя, мы всегда на виду, т.к. деятельность команды и всей школы теперь систематически освещается в СМИ, на страничке в контакте http://vk.com/club52646327/

Направления деятельности команды «РАДУГА» и всех, кто откликнулся на наш призыв.

1. Школьный пресс-центр.

В том, что нужно создать школьную экологическую газету члены команды не сомневались. За помощью обратились в школьный пресс-центр, где старшеклассники уже не первый год выпускают печатную газету «Школьная планета №15. ru». Основную работу по дизайну и верстке старшие взяли на себя. Задача команды состояла в подборе материала, сбора новостей и фотографий. Международные экологические праздники, памятные даты подписания конвенций в области природоохранной деятельности или скорбные даты памяти о техногенных и природных катастрофах, дни, провозглашенные Генеральной Ассамблеей ООН, общественными организациями, нашли отражение в печатном издании «Школьный эковестник» на первой полосе. Рубрика «Наши дела» освещала деятельность команды и ход игры, а «Школьные вести» - экологическую работу отдельных учеников и школы в целом. Последняя полоса газеты была посвящена творчеству читателей и интеллектуальному отдыху. С октября 2014 года по январь 2016 года в свет вышло 13 выпусков газеты. Газета распространяется среди учеников школы, родителей и размещается на сайте школы http://www.school-15.cherobr.ru/

2. «Экологический марафон»

Для привлечения всех учеников школы, их активизации с учетом интересов и способностей был разработан «Экологический марафон», который включал творческие, интеллектуальные, спортивные задания. В ходе выполнения заданий разрабатывались и реализовывались мини-проекты, работали выставки рисунков о природе, листовок, «экоёлочек», поделок из бросового и природного материала, решались вопросы исследовательского характера, проводились Дни здоровья и многое другое. Весь учебный год школьников ждали новые задания, требующие от них объединения консолидации усилий, нестандартных решений в режиме ограниченного временного ресурса.

3. Проектная и исследовательская деятельность.

В рамках этого направления активное участие принимали не только члены команды Большой экологической игры «Чистый мир», но и все желающие. Проекты были краткосрочными и долгосрочными. Ребята работали группами, парами и индивидуально. Идеи проектов принадлежали как ученикам, так и самим школьникам. Можно представить некоторые из них.

Проект «Многофункциональный развивающий центр «Спортландия» был придуман и реализован летом 2014 г в период работы Летнего оздоровительного лагеря. Идея эффективного использования бросового материала (ткань, картон, целлофановые пакеты) и создание игрового и спортивного оборудования для дошкольников увлекла всех детей, которые находились в тот момент в лагере. Ребята с удовольствием придумывали новое применение старым вещам, создавали новое. Причем дело нашлось всем. Кто-то с удовольствием работал лобзиком, кто-то красил, придумывал игры и правила к ним, делал «султанчики» из разноцветных пакетов, пришивал пуговицы к массажной дорожке, шил мячики для метания и многое другое.

Развивающий центр «Спортландия» предназначен для детей 3-7 лет. Он способствует формированию ловкости, координации движения рук, развитию глазомера (стенд для метания, кольцебросы), внимательности, выдержки, терпению, сообразительности (игры «Рыболовы», «Сложи квадрат»). Одновременно в центре могут играть до 10 человек, а на занятиях физкультурой использовать султанчики могут все дети в группе.

Игровое оборудование было сделано по заказу воспитателей детского сада №26 г. Черемхово и уже второй год воспитанники дошкольного образовательного учреждения, сестренки и братишки наших учеников с удовольствием играют в спортивные и настольные игры, созданные руками ребят.

Проект «Школьным предметам новая жизнь», придуман и реализован девочками из 5 класса. В ходе работы над проектом из старых школьных тетрадей созданы способом папье-маше макеты вулкана и горной страны. В настоящее время они используются в качестве наглядного пособия на уроках географии.

Проект «Настольная игра «Природные сообщества» разработан командой игры «Чистый мир», предназначен для закрепления и расширения знаний о природных зонах, ландшафтах, обитателях разных природных сообществ, особенностях их строения. Игра направлена на развитие внимания, воображения, памяти. Для охвата детей разного возраста были продуманы задания и изготовлены разнообразные раздаточные и демонстрационные материалы (игровые поля с разными ландшафтами, карточки с растениями и животными, карточки с заданиями, кубики с картинками для пищевой пирамидки, геометрические фигуры для изображения животных).

Проект «Школьный экоквест» предназначен для учащихся 5-9 классов и включает задания разного уровня сложности. Квест был разработан в течение одного каникулярного дня учениками 7 класса и привлек внимание всех школьников своей оригинальностью. Каждый мог показать свои умения в решении головоломок, ребусов, использовании разных программ Интернет-ресурсов.

Результатом проекта «Пчелы и мед» является книжка-малышка, созданная двумя ученицами 5 класса. После определения качества разных сортов меда экспериментальным способом результаты и дополнительная информация об этом удивительном продукте была оформлена в виде необычной книжки – пчелы. Работа была представлена на школьной конференции и на городском фестивале проектов «Я - в мире, мир – во мне».

«Куклы для театра» - так назывался проект сборной группы школьников. Появление пальчиковых и перчаточных кукол – закономерный итог длительной творческой работы. Кукольные спектакли теперь неотъемлемая часть театрализованного действа при посещении детей в детских садах, социальной палате, в клубе для детей с ДЦП.

Среди ребят всегда есть интеллектуалы, кто хочет открыть новые знания, узнать то, что выходит за рамки урока. И такие ученики тоже нашли для себя дело по душе. Школьное научное общество пополнилось новыми членами, которые представляли свои работы на Всероссийском Конкурсе-олимпиаде «Terra-Experimentum», II Региональном фестивале творческих проектов обучающихся 2-4 классов «ЭТОТ БОЛЬШОЙ МИР», городских НПК «В мир поиска, творчества, науки» и «Исследователь природы».

4. Социально-значимая деятельность включает акции, трудовые десанты, КТД выходящие за пределы образовательной организации и направленные на повышение экологической культуры разных групп населения или оказание посильной помощи.

Это не только ставшая уже традиционной уборка сквера по ул. Цэссовской от мусора, но и поддержание порядка на детской площадки возле ТЭЦ-12 в зимний период.

Это экологические занятия о зимующих птицах, в защиту зеленых насаждений, сохранения первоцветов в детских садах города и флешмобы для жителей поселков Храмцовка и ТЭЦ.

И наконец, это двухдневный экологический фестиваль организованный силами школьников и педагогов для учеников школ №5,15, 16, 22 г. Черемхово, который объединил и поддержал неравнодушных, творческих, активных детей и взрослых четырех близлежащих образовательных организаций.

5. Работа с родителями.

Самое сложное в формировании экологической культуры школьников – это формирование культуры их родителей. Они вечно заняты, куда – то торопятся и приходя на собрания часто остаются пассивными слушателями. Мы очень хотели заинтересовать наших мам. Ведь научно доказано, что только у активных родителей растут активные дети. Поэтому для родителей были разработаны экологические занятия, на которых нужно было небольшими группами определять проблемы, выбирать и принимать решения, предлагать свои пути выхода из сложившихся ситуаций [5]. За учебный год было проведено 4 нестандартных встречи для родителей 1-5 классов, ведущими которых были члены команды «РАДУГА». Ребята являлись так же координаторами групп родителей и помогали им в выполнении творческой части заданий, а также представлении результатов коллективной работы. Неуверенный голос и дрожащие руки были только в начале первой встречи, а затем появился огонь в глазах, и инициатива по подготовке следующих собраний перешла к детям. Приятно видеть рост своих учеников в умении находить общий язык с незнакомыми людьми, налаживать отношения, создавая комфортные для всех участников встречи условия. А главное их постоянное желание сделать что-то новое и нужное не только для себя, но и для других людей.

Но не все так радужно, как хотелось бы. Не всегда нас понимают родители, жители нашего микрорайона, наши ученики. Больно видеть сломанные деревья или вырванные цветы, которые с такой заботой и любовью растили их одноклассники. Утешает одно, что таких случаев становиться все меньше и меньше. Может когда-то призыв написанный участниками экологического фестиваля и опубликованный в газете «Черемховские новости и мировые репортажи» станет не нужен.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.