Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел II. Психология детей с интеллектуальной недостаточностью различной степени выраженности (психическое недоразвитие, поврежденное, задержанное развитие)





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И АДАПТАЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

Утверждаю Декан факультета Е.А. Петрова ______________________________   Принято решением Совета факультета от «_31_»_08_2015 г. Протокол № 1   Утверждаю Заведующий кафедрой специальной, клинической психологии и инклюзивного образования О.О. Заварзина _____________________   Утверждено на заседании кафедры от 31 августа 2015 г. Протокол №1

 

 

ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»,

СпециализациЯ

«Социально-психологические основы

Реабилитации инвалидов»

 

Москва 2015

 

Пояснительная записка

Государственный междисциплинарный экзамен по специальной психологии призван вскрыть интегрированные знания студентов, полученные ими по специальной психологии, важнейшим разделам психологии детей с проблемами в развитии, а также практике оказания психологической помощи лицам с нарушениями развития.



Программа специальной психологии посвящена рассмотрению общих и частных вопросов специальной психологии. Содержательная целостность и единство первой части данной программы достигается за счет включения в ее структуру общих вопросов специальной психологии, в которых показаны универсальные механизмы, лежащие в основе феномена психического развития. Последующими разделами этой программы предусматривается выявление знаний студентов об основных вариантах отклоняющегося развития, умений понимать основные различия в видах психического дизонтогенеза (недоразвитие, поврежденное, задержанное развитие и т.д.), а также представлений об основных прикладных аспектах специальной психологии как науки.

Программа включает следующие разделы:

· Общие вопросы специальной психологии;

· Психология детей с интеллектуальной недостаточностью различной степени выраженности (психическое недоразвитие, поврежденное, задержанное развитие);



· Сурдопсихология (дефицитарное развитие);

· Тифлопсихология (дефицитарное развитие);

· Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (дефицитарное развитие);

· Психология детей с нарушениями речи (дефицитарное развитие);

· Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (искаженное, дисгармоническое развитие);

· Прикладные вопросы специальной психологии

Специализация по практической психологии и консультированию объединяет общие вопросы теории практической деятельности психолога, основные принципы и методы работы с детьми, подростками и взрослыми в условиях консультативного процесса.

Программа специализации включает следующие разделы:

· Основы психологического просвещения и психопрофилактики;

· Основы психологической коррекции и консультирования;

· Основы диагностики отклоняющегося развития.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Раздел I. Общие вопросы специальной психологии

Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики. Предмет и объект специальной психологии. Понятия «аномальное развитие», «отклоняющееся развитие», «дизонтогения». Теоретические и прикладные задачи специальной психологии. Основные направления (разделы) специальной психологии. Межпредметные связи специальной психологии. Связь с психологическими, педагогическими, биологическими и медицинскими науками. Категориальный аппарат специальной психологии. Теоретическое и практическое значение специальной психологии.



Актуальные проблемы отечественной специальной психологии. Проблема места и роли специальной психологии в системе научного знания. Проблема определения объекта науки. Сходство и различие предметного содержания специальной и патопсихологии, клинической психологии. Проблема разработки теоретической базы и методов ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии. Основные тенденции в современной системе специального образования – дифференциация и интеграция. Теоретические и прикладные проблемы диагностики отклоняющегося развития.

Теоретические истоки специальной психологии. Вклад Л.С.Выготского в разработку научных основ специальной психологии. Основополагающие положения учения Л.С. Выготского (о сложной структуре дефекта, о социальной компенсации дефекта, об общих закономерностях развития в норме и при различных отклонениях в развитии, о структурной совокупности общих и специфических закономерностей аномального развития, об единстве интеллекта и аффекта, о системном строении высших психических функций, о соотношении обучения и развития). Значение идей Л.С. Выготского для развития современной теории и практики специального образования.

Методологические позиции и принципы специальной психологии. Понятия «метод», «методология». Методологические позиции специальной психологии:

· культурно-историческая обусловленность человеческой психики;

· ведущая роль социокультурного контекста при формировании психических процессов;

· ведущая роль деятельности и речи в психическом развитии человека;

· единство структуры психической и практической деятельности человека.

Принципы специальной психологии: принцип детерминизма, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип структурно-динамического анализа результатов изучения ребенка, принцип качественного анализа результатов изучения.

Естественнонаучные основы специальной психологии. Локализация высших психических функций. Концепции узкого локализационизма и антилокализационализма. Теория динамической локализации психических функций. Теория функциональной системы П.К.Анохина. Характеристика трех функциональных блоков мозга по А.Р.Лурия и их роль в психической деятельности человека.

Виды отклоняющегося развития (дизонтогении). Понятие «дизонтогения». Этиология нарушений.

Психологические параметры дизонтогенеза: интенсивность и распространенность патологического процесса, функциональная локализация нарушения (частные и общие дефекты), время поражения (возрастная обусловленность, сензитивные периоды развития психических функций), взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом, степень нарушения межфункциональных связей и иерархических координаций (асинхронии: ретардация, акселерация, их сочетание).

Основные виды психического дизонтогенеза. Проблема классификации вариантов психического дизонтогенеза (Л.С. Выготский, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, Л. Каннер и др.) Классификация видов психического дизонтогенеза В.В.Лебединского (по типу ретардации: психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие; по типу повреждения: поврежденное развитие, дефицитарное развитие; по типу асинхронии: искаженное развитие, дисгармоническое развитие). Типология отклоняющегося развития М.М.Семаго: недостаточное развитие (тотальное недоразвитие, задержанное психическое развитие, парциальная несформированность); асинхронное развитие (искаженное развитие, дисгармоничное развитие); нарушенное развитие (поврежденное развитие, дефицитарное развитие).

Понятие «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка. Теоретическое и практическое значение проблемы «норма» - «аномалия». Основные подходы в решении проблемы «норма» - «аномалия». Виды «нормы» (статистическая, физиологическая, индивидуальная, идеальная, функциональная). Трудности решения проблемы «норма» - «аномалия». Функциональная норма как отправная точка, а также цель реабилитационной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития. Л.С. Выготский об общих закономерностях нормального и аномального развития. Общие закономерности отклоняющегося развития (нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации, нарушение речевого опосредования, более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности, трудности социальной адаптации и риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности). Специфические закономерности отклоняющегося развития.

Аффективная регуляция поведения и деятельности как одна из предпосылок и составляющих формирования психики в онтогенезе. Л.С. Выготский о соотношении интеллекта и аффекта в психическом развитии ребенка. Взгляд современных ученых на взаимосвязь в развитии эмоциональной сферы и познавательной деятельности ребенка.

Базальная система эмоциональной регуляции, ее уровневое строение (по О.С. Никольской), ее роль в процессе адаптации, регуляции поведения и деятельности ребенка. Уровни базальной системы эмоциональной регуляции: уровень аффективной пластичности или полевой реактивности, уровень аффективных стереотипов, уровень аффективной экспансии, уровень эмоционального контроля. Значение координированного взаимодействия уровней системы эмоциональной регуляции в процессе становления эмоционально-волевой сферы ребенка. Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации. Значение теории уровневой системы аффективной регуляции для психологической диагностики и построения коррекционно-развивающей работы с детьми.

 

Раздел II. Психология детей с интеллектуальной недостаточностью различной степени выраженности (психическое недоразвитие, поврежденное, задержанное развитие)

Методологические основы психологии детей с интеллектуальной недостаточностью. Предмет и задачи психологии детей с нарушением интеллекта.

Причины умственной отсталости. Понятия «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция». Классификация умственной отсталости по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.

Олигофрения как форма психического недоразвития. Закономерности олигофренического дефекта: тотальность, иерархичность, необратимость, непрогредиентность. Классификация олигофрении по М.С.Певзнер: неосложненная, с нарушением нейродинамики, с нарушением анализаторов, с грубыми нарушениями личности, с психопатоподобной формой поведения. Особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, моторики, личности, характерные для каждой группы.

Умственная отсталость при текущих заболеваниях головного мозга (деменция, слобоумие).

Современная дефектология (Лубовский В.И., Шиф Ж.И., Певзнер М.С., др.) о потенциальных возможностях развития психики умственно отсталых детей.

Особенности развития познавательной сферы умственно отсталых детей.Внимание. Потребности, интересы, побуждения как причины избирательности психической деятельности. Особенности непроизвольного и произвольного внимания. Взаимосвязь внимания и характера деятельности. Особенности цели и волевых моментов в произвольном внимании. Особенности ориентировочного рефлекса. Особенности основных свойств внимания у умственно отсталых школьников: концентрация, устойчивость, распределение, переключение внимания. Патологические расстройства внимания.

Особенности ощущений и восприятия. Дифференцировка ощущений, особенности чувствительности. Нарушение целостности, осмысленности, целенаправленности, избирательности восприятий. Замедленность, неточность, узость восприятий.

Особенности представлений у детей с нарушением интеллекта.

Трудности формирования временных нервных связей как основная причина нарушений памяти. Виды памяти, особенности процессов памяти. Особенности воспроизведения словесного материала. Особенности узнавания. Эпизодическая забывчивость при появлении истощаемости и охранительного торможения центральной нервной системы.

Особенности образов воссоздающего и творческого воображения. Возрастные и индивидуальные особенности развития воображения.

Особенности развития устной речи умственно отсталых школьников. Недоразвитие обобщающей, коммуникативной, сигнификативной, контролирующей и регулирующей функций речи у умственно отсталых детей. Особенности развития письменной речи. Соотношение между устной и письменной речью. Нарушения устной и письменной речи.

Дефектность мышления как основной симптом олигофрении. Особенности наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления умственно отсталых детей. Инертность и тугоподвижность. Узость и негибкость. Особенности критичности и самостоятельности мышления. Слабость регулирующей роли мышления. Особенности операций аналитико-синтетической деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.