Принципы схемы организационной структуры
Два важных фактора любого производства: специализация иразделение труда. Два противоречивых процесса – сначала сложный труд разделяется на простые элементы, которые затем надо соединить, осуществляя координацию. Разделение труда и специализация резко повышают производительность труда и требуют менее квалифицированного труда. Чем глубже разделение труда, тем сложнее координация, тем выше затраты на ее.
Проблема координации
Координация в фирмах может осуществляться при помощи следующих механизмов:
· Цена. На рынке координация осуществляется через ценовой механизм. Внутри фирм также существуют свои ценовые механизмы – сделки между подразделениями осуществляются через трансфертные цены, которые устанавливаются руководством на основе договоренностей.
· Правила и директивы. Властные полномочия осуществляются при помощи общих правил.
· Взаимное согласование. Осуществляется при отсутствии иерархии.
· Рутина (заведенный порядок).
Иерархия в структуре организации
Иерархия является составной частью организаций самых разных форм. В крупномасшабных компаниях без нее не обойтись. Она обеспечивает в них координацию. Иерархия присутствует во всех сложных системах. Она заключается в том, что системы состоят из подсистем. Примеры систем:
· Человеческое тело.
· Физические системы. На макроуровне – планеты, звезды, галактики, на микроуровне – субатомные частицы, атомы, молекулы.
· Социальные системы. Индивидуум, семья, род, племя, группа, нация.
Два преимущества иерархических систем:
· Экономия на координации. Если допустить отсутствие иерархии, то резко возрастает число коммуникаций. Например, 5 равноправных сотрудников для координации действий при самоорганизации должны вступать в 10 двусторонних взаимодействий. Если же образовать из них модульную схему – один руководитель и четверо подчиненных, то число двусторонних взаимодействий сократится до 4-х. Но в этом случае мы используем иерархию, т.е. вводим подчиненность, вместе с которой возникают и властные полномочия.
· Приспособляемость. Иерархические модульные системы способны развиваться быстрее, чем унитарные системы, не разделенные на подсистемы.Приспособляемость требует некоторой способности к декомпозиции, т.е. возможности каждой составляющей подсистемы действовать достаточно независимо по отношению к другим подсистемам. Модульные системы, где каждый модуль обладает большой степенью независимости, называются свободно связанными. Например, при разработке автомобиля модульная система позволяет сборщикам действовать самостоятельно, не обращаясь к проектировщикам. В корпорации General Electric подразделению, выпускающему реактивные двигатели, нет необходимости согласовывать свои решения по их выпуску с другими подразделениями.
Иерархия как контроль: бюрократия
Кроме того, иерархия является инструментом административного контроля и решения проблемы сотрудничества в организации. Административная иерархия, при которой власть локализуется на вершине иерархической пирамиды и делегируется сверху вниз, была базовой структурой больших организаций со времен древнекитайской цивилизации. Административные иерархии работают на основе бюрократических принципов. Согласно М. Веберу основными принципами бюрократии являются :
· Специализация на основе разделения труда с четкой регламентацией деятельности и индивидуальной властью. Ограниченной сферой рабочих обязанностей.
· Иерархическая структура подчинения при которой каждый нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему.
· Координация и контроль осуществляются посредством правил и стандартных операционных процедур
· Стандартизация норм и правил занятости.
· Разделение менеджеров и собственников.
· Отделение людей от их рабочих мест. Рабочее место не принадлежит занимающему его человеку.
· Целесообразность деятельности регулируется законодательно закрепленными полномочиями.
· Формализация составления «административных актов, решений и правил».
Из-за большой формализованности бюрократической организации, лишающей человека индивидуальности, такие организации называют «механистическими».
Механистические и органические формы
Механистическая организация была доминирующей в течение почти всего ХХ века. В 1950, 1960 годы школа человеческих отношений признала, что координация и сотрудничество в организациях базируются в равной степени на социальных отношениях и бюрократии. В настоящее время идентифицируют две организационные формы: механистическую и органическую.
Характеристика
| Механистические
| Органические
| Постановка задачи
| Жесткая и крайне
специализированная
| Гибкая и менее
специализированная
| Координация и контроль
| Правила и директивы
спускаются сверху
| Взаимное согласование.
Общая культура
| Коммуникация
| Вертикальная
| Вертикальная и
горизонтальная
| Знания
| Централизованные
| Децентрализованные
| Ответственность и
лояльность
| Перед
непосредственным
начальником
| По отношению ко всей организации в целом
| Условия окружающей среды
| Стабильная окружающая среда с низкой технологической неопределенностью
| Нестабильная окружающая среда со значительной технологической неопределенностью и двусмысленностью
|
Новое отношение к иерархии
По мере роста иерархические организации добавляют новые уровни управления. Так, при фиксированной норме управляемости (максимальное число подчиненных у одного руководителя), равной трем людям , фирма, состоящая из четырех человек(включая генерального директора), имеет два иерархических уровня, 5 – 13 сотрудников – три уровня, на 14 – 41 – четыре, на 42 – 122 – пять. Рост числа уровней увеличивает число менеджеров, более медленное принятие решений и нарастающую потерю управления. В условиях турбулентной окружающей среды замедление с принятием решений может привести к краху. Однако это не повод для отказа от иерархии. Пока существует разделение труда иерархия будет существовать. Выход из данного тупика заключается в переходе с вертикальной коммуникации на горизонтальную, это означает переход к децентрализованному принятию решений. Фокус контроля переместился с надзора на персональную подотчетность.
Определение организационных единиц
Вопрос о создании организационных единиц в иерархической организации имеет фундаментальное значение. Основаниями для определения организационных единиц служат:
· Задачи. Оргединицы могут быть созданы на основе общности задач, сотрудники одной группы выполняют одну работу. Например, механический цех.
· Товары. Если у фирмы широкая номенклатура товаров, то это может послужить основой структурирования.
· Географическое положение.
· Процесс. Это последовательностьвзаимосвязанных действий. Организация это совокупность процессов.
Другие факторы, влияющие на определение организационных единиц
· Эффект масштаба. Объединение для создания этого эффекта.
· Экономия на утилизации. Объединение схожих видов деятельности.
· Научение. Создание многофункциональных рабочих групп из экспертов. Более важны систематизированные знания по сравнению с функциональными.
· Стандартизация систем контроля.
Функциональная структура
Фирмы, занимающиеся одним видом деятельности, как правило, используют функциональную структуру. Межфункциональная интеграция в них происходит на высшем уровне, что способствует централизованному контролю со стороны гендиректора и топ-менеджеров. Однако при этом возникают проблемы сотрудничества и координации. В функциональных подразделениях возникают свои цели, свои ценности , своя терминология, что не способствует сотрудничеству. При диверсификации деятельности фирмы проблемы сотрудничества и координации деятельности между подразделениями резко возрастают.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|