Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы схемы организационной структуры





Два важных фактора любого производства: специализация иразделение труда. Два противоречивых процесса – сначала сложный труд разделяется на простые элементы, которые затем надо соединить, осуществляя координацию. Разделение труда и специализация резко повышают производительность труда и требуют менее квалифицированного труда. Чем глубже разделение труда, тем сложнее координация, тем выше затраты на ее.

 

Проблема координации

Координация в фирмах может осуществляться при помощи следующих механизмов:

· Цена. На рынке координация осуществляется через ценовой механизм. Внутри фирм также существуют свои ценовые механизмы – сделки между подразделениями осуществляются через трансфертные цены, которые устанавливаются руководством на основе договоренностей.

· Правила и директивы. Властные полномочия осуществляются при помощи общих правил.

· Взаимное согласование. Осуществляется при отсутствии иерархии.

· Рутина (заведенный порядок).

 

Иерархия в структуре организации

Иерархия является составной частью организаций самых разных форм. В крупномасшабных компаниях без нее не обойтись. Она обеспечивает в них координацию. Иерархия присутствует во всех сложных системах. Она заключается в том, что системы состоят из подсистем. Примеры систем:



· Человеческое тело.

· Физические системы. На макроуровне – планеты, звезды, галактики, на микроуровне – субатомные частицы, атомы, молекулы.

· Социальные системы. Индивидуум, семья, род, племя, группа, нация.

Два преимущества иерархических систем:

· Экономия на координации. Если допустить отсутствие иерархии, то резко возрастает число коммуникаций. Например, 5 равноправных сотрудников для координации действий при самоорганизации должны вступать в 10 двусторонних взаимодействий. Если же образовать из них модульную схему – один руководитель и четверо подчиненных, то число двусторонних взаимодействий сократится до 4-х. Но в этом случае мы используем иерархию, т.е. вводим подчиненность, вместе с которой возникают и властные полномочия.

· Приспособляемость. Иерархические модульные системы способны развиваться быстрее, чем унитарные системы, не разделенные на подсистемы.Приспособляемость требует некоторой способности к декомпозиции, т.е. возможности каждой составляющей подсистемы действовать достаточно независимо по отношению к другим подсистемам. Модульные системы, где каждый модуль обладает большой степенью независимости, называются свободно связанными. Например, при разработке автомобиля модульная система позволяет сборщикам действовать самостоятельно, не обращаясь к проектировщикам. В корпорации General Electric подразделению, выпускающему реактивные двигатели, нет необходимости согласовывать свои решения по их выпуску с другими подразделениями.




Иерархия как контроль: бюрократия

Кроме того, иерархия является инструментом административного контроля и решения проблемы сотрудничества в организации. Административная иерархия, при которой власть локализуется на вершине иерархической пирамиды и делегируется сверху вниз, была базовой структурой больших организаций со времен древнекитайской цивилизации. Административные иерархии работают на основе бюрократических принципов. Согласно М. Веберу основными принципами бюрократии являются :

· Специализация на основе разделения труда с четкой регламентацией деятельности и индивидуальной властью. Ограниченной сферой рабочих обязанностей.

· Иерархическая структура подчинения при которой каждый нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему.

· Координация и контроль осуществляются посредством правил и стандартных операционных процедур

· Стандартизация норм и правил занятости.



· Разделение менеджеров и собственников.

· Отделение людей от их рабочих мест. Рабочее место не принадлежит занимающему его человеку.

· Целесообразность деятельности регулируется законодательно закрепленными полномочиями.

· Формализация составления «административных актов, решений и правил».

Из-за большой формализованности бюрократической организации, лишающей человека индивидуальности, такие организации называют «механистическими».

 

Механистические и органические формы

Механистическая организация была доминирующей в течение почти всего ХХ века. В 1950, 1960 годы школа человеческих отношений признала, что координация и сотрудничество в организациях базируются в равной степени на социальных отношениях и бюрократии. В настоящее время идентифицируют две организационные формы: механистическую и органическую.

 

Характеристика Механистические Органические
Постановка задачи Жесткая и крайне специализированная Гибкая и менее специализированная
Координация и контроль Правила и директивы спускаются сверху Взаимное согласование. Общая культура
Коммуникация Вертикальная Вертикальная и горизонтальная
Знания Централизованные Децентрализованные
Ответственность и лояльность Перед непосредственным начальником По отношению ко всей организации в целом
Условия окружающей среды Стабильная окружающая среда с низкой технологической неопределенностью Нестабильная окружающая среда со значительной технологической неопределенностью и двусмысленностью

 

 

Новое отношение к иерархии

По мере роста иерархические организации добавляют новые уровни управления. Так, при фиксированной норме управляемости (максимальное число подчиненных у одного руководителя), равной трем людям , фирма, состоящая из четырех человек(включая генерального директора), имеет два иерархических уровня, 5 – 13 сотрудников – три уровня, на 14 – 41 – четыре, на 42 – 122 – пять. Рост числа уровней увеличивает число менеджеров, более медленное принятие решений и нарастающую потерю управления. В условиях турбулентной окружающей среды замедление с принятием решений может привести к краху. Однако это не повод для отказа от иерархии. Пока существует разделение труда иерархия будет существовать. Выход из данного тупика заключается в переходе с вертикальной коммуникации на горизонтальную, это означает переход к децентрализованному принятию решений. Фокус контроля переместился с надзора на персональную подотчетность.


Определение организационных единиц

Вопрос о создании организационных единиц в иерархической организации имеет фундаментальное значение. Основаниями для определения организационных единиц служат:

· Задачи. Оргединицы могут быть созданы на основе общности задач, сотрудники одной группы выполняют одну работу. Например, механический цех.

· Товары. Если у фирмы широкая номенклатура товаров, то это может послужить основой структурирования.

· Географическое положение.

· Процесс. Это последовательностьвзаимосвязанных действий. Организация это совокупность процессов.

Другие факторы, влияющие на определение организационных единиц

· Эффект масштаба. Объединение для создания этого эффекта.

· Экономия на утилизации. Объединение схожих видов деятельности.

· Научение. Создание многофункциональных рабочих групп из экспертов. Более важны систематизированные знания по сравнению с функциональными.

· Стандартизация систем контроля.


Функциональная структура

Фирмы, занимающиеся одним видом деятельности, как правило, используют функциональную структуру. Межфункциональная интеграция в них происходит на высшем уровне, что способствует централизованному контролю со стороны гендиректора и топ-менеджеров. Однако при этом возникают проблемы сотрудничества и координации. В функциональных подразделениях возникают свои цели, свои ценности , своя терминология, что не способствует сотрудничеству. При диверсификации деятельности фирмы проблемы сотрудничества и координации деятельности между подразделениями резко возрастают.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.