Сделай Сам Свою Работу на 5

Иконы Македонского периода (Х - первой половины ХI вв. ).





Изменение техники иконописания. Темпера. Иконы из монастыря св. Екатерины на Синае. Период "Македонского ренессанса": Четырехчастная икона с изображением Истории царя Авгаря; "Омовение ног". Вторая половина X в. : "Апостол Фома", "Свв. Николай Чудотворец и Зосима". Конец X - начало XI в. : «Св. Николай Чудотворец с избранными святыми на полях». Появление типологии большого храмового образа с изображениями на полях.

Искусство Комниновского периода (середина ХI - ХII вв. )

Общая характеристика культуры Комниновского периода. Отточенность всех категорий византийского искусства, иконографии, образа и стиля. Масштаб понятия “искусство византийского круга”. Включение в него искусства православных славянских стран и стран кавказского региона. Очаги византийского искусства в Италии. Многосоставность искусства этого периода, сложность процессов. Национальные школы. Константинополь и периферия. Многообразие художественных направлений. Эволюция искусства и ее фазы. Главные тенденции.

Искусство раннекомниновского периода. Вторая половина ХI в.

Перемены в искусстве Византии в середине ХI в. Схизма 1054 г. и вопрос о её роли в истории византийской культуры. Начало правления комниновской династии. Новые установки в сравнении с аскетическим направлением первой половины (особенно второй четверти) ХI в. Роль классической модели. Соотношение христианского спиритуализма и классической гармонии. Период наибольшего равновесия этих понятий в византийском искусстве. Отличия от классицизма Македонского ренессанса.



Монументальная живопись. Мозаики в церкви Успения в Никее, в монастыре Дафни.

Иллюстрированные рукописи. Расцвет искусства миниатюры во второй половине ХI в. Столичные мастерские. Скрипторий при императорском дворце. Скрипторий Студийского монастыря. Типология иллюстрирования манускрипта этого периода. Миниатюры листовые, на полях (маргинальные) и среди текста. Орнаменты, их типы и стиль, их символика. Иллюстрирование Евангелий, Псалтири, книг Ветхого Завета, Минологиев, Сборников Слов и поучений и др. Миниатюры: Слова Иоанна Златоуста, Париж. Нац. б-ка, gr. 79 (I078 г. ); Евангелие Афинской Нац. б-ки, 57; Евангелие из Гос. Ист. Музея, Син. 5I8; Новый Завет с Псалтирью из Б-ки МГУ (1072 г. ).



Комниновское искусство ХII века.

Основная тенденция в искусстве ХII в. - все большая спиритуализация образа и стиля. Постепенность этого процесса в первой половине ХII в. и активность его во второй половине ХII в. Различные методы и приемы мастеров, возникавшие для достижения этой цели.

Первая половина ХII в. Основные художественные направления.

1). Классические принципы в искусстве и способы их трансформации. Мозаики в соборе Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

2). Ориентация на искусство первой половины ХI века типа мозаик в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Причины использования таких образцов. Мозаики в Италии (капелла Зен в соборе Сан Марко в Венеции); фрески в Новгороде (София Новгородская, Николо-Дворищенский собор, Антониев монастырь). Существование таких традиций также и в искусстве второй половины ХI века, в период уже полного приоритета развитого комниновского стиля. Мозаики в соборе Сан Марко в Венеции (главный портал и алтарь) и в церкви Санта Мария Ассунта в Торчелло. Фрески в нартексе собора св. Софии в Фессалониках.

3). Поиски новой выразительности образа и стиля. Напряженность и экспрессия. Иллюстрированные кодексы: сочинение Евфимия Зигавина “Догматическое всеоружие” в Ватикане (gr. 666), Евангелие 1112 г. в Ватикане (cod. Urb. 2), Евангелие 1133 г. (лист в музее Каннелопулоса в Афинах) и др. Группа рукописей с миниатюрами типа двух кодексов Омилий Иакова Кокинавафского в Париж. Нац. б-ке и в Ватиканской б-ке.



Середина и вторая половина ХII века.

Продолжение, вплоть до конца ХII века, классического направления византийской живописи. Работы константинопольских мастеров в 1140-50-х гг. в Сицилии. Мозаики собора в Чефалу, Палатинской капеллы и церкви Санта Мария дель Амиральо (Мартораны) в Палермо. Фрески в церкви Осиос Давид в Фессалониках (1180-е) и Димитровского собора во Владимире (ок. 1195). Классические принципы и их небольшие видоизменения. Эволюция образа и стиля в искусстве такого типа на протяжении ХII века.

Другие художественные направления второй половины ХII в. :

“Динамический”, или “экспрессивный” стиль. Роль света. Линейная стилизация. Экспрессия образов и всех форм. Росписи церкви св. Пантелеймона в Нерези (1164 г.). Иконографическая программа, ее символика. Многоаспектный характер росписи. Различные типы образов, их содержание; стилистические новации. Ключевой памятник эпохи второй половины ХII в.

Другие ансамбли “динамического” стиля: фрески в монастырях Рабдуху и Ватопед на Афоне, в монастыре св. Неофита на Кипре, в церкви Джурджеви Ступови (Столпы св. Георгия) в Расе в Сербии, в церквях Новгорода (Аркажи, Нередица) и в Старой Ладоге, в базиликах Италии (фрески в Аквилее, мозаики собора в Монреале).

"Маньеристический" стиль, или так называемый “позднекомниновский маньеризм” (фрески в церквах: св. Георгия в Курбинове; а также - Свв. врачей, Св. Стефана и св. Николая Касници в Кастории, Панагии ту Лагудера на Кипре).

Особое направление искусства позднего ХII века - фрески в монастыре св. Иоанна на Патмосе. Монументализация. Вновь обращение к традициям искусства первой половины ХI в., однако без аскетических установок последнего. Формирование понятий, которые будут свойственны искусству ХIII в.

Иконы комниновской эпохи

Собрания икон в монастырях Афона, Синая, Патмоса. Размеры и назначение. Алтарные и храмовые образы. Двусторонние иконы. Чины с двунадесятыми праздниками, страстным циклом. Иконы - минологии. Иконы с образами Христа и Богоматери. Иконографические типы. Прославленные и чудотворные иконы. Мозаические и темперные иконы. Технические средства и стилистические приемы. Отражение в иконописи тех же процессов, что в настенной живописи.

Иконы конца ХI - первой половины ХII вв. Идеальный византийский образ и стиль. Икона Владимирской Богоматери Елеусы (Умиление). Другие иконы такого содержания и стилистического круга. Мозаическая икона Богоматери Одигитрии из греческого патриархата в Стамбуле и другие образы такого типа.

Иконы середины и второй половины ХII века. Наиболее классическое направление искусства этого периода. "Св. Георгий" и "Св. Дмитрий", в рост - две мозаические иконы из монастыря Ватопед на Афоне; "Лествица", "Чудо архангела Михаила в Хонах" и другие иконы из монастыря св. Екатерины на Синае; икона св. Григория Чудотворца из Эрмитажа, и др. Иконы наиболее классического направления комниновского искусства.

Иконы экспрессивного стиля позднего ХII в. "Праздники" из монастыря св. Екатерины на Синае. "Маньеристический" вариант искусства такого типа. Икона "Благовещение" (Синай).

Искусство ХIII в.

Завоевание Константинополя крестоносцами в 1204 г. Сожжение и разграбление города. Гибель памятников и художественных мастерских. Последствия для всей последующей византийской культуры.

Латинская империя на территории Византии. Образование самостоятельных греческих государств (Эпир, Фессалия, Морея, Никейская и Трапезундская империи) на свободных от латинской оккупации территориях. Роль Никеи, атмосфера её культуры.

Эмиграция греческих мастеров. Широкое проникновение византийского искусства в славянские страны и на Запад. Роль местных художественных школ. Особое значение сербской школы.

Архитектура ХIII в.

Отсутствие церковного строительства в Византии в период Латинской империи. Расцвет архитектуры в Сербии. Начало сербской архитектурной школы: возведение церкви Богоматери (Великой церкви) в монастыре Студеница при Стефане Немани (1183 г.). Оригинальность типологии, отличия от византийского крестово-купольного храма, элементы базиликальной архитектуры, черты европейской романской архитектуры во внешней декорации фасадов, порталов и окон. Типология храмов Рашской школы. Церкви в Милешеве, Градаце, Сопочанах. Традиционный тип крестово-купольного храма на Балканах в ХIII в. Церковь Богоматери Перивлепты в Охриде.

Живопись ХIII в.

Проблематика искусства ХIII в. Греческое искусство на оккупированных землях. Византийское искусство на чужой, негреческой почве. Инициативность искусства ХIII в., его цельность. Обращение к эллинистическим традициям и его причины. Работа греческих мастеров на латинских заказчиков. Мастерские крестоносцев. Процесс сложения нового, палеологовского стиля к концу ХIII - началу ХIV в. Вопрос о месте сложения нового стиля.

Основные черты искусства ХIII в. Монументальность, классический стержень, новый тип образа, его отличия от всего предшествующего византийского искусства.

Периодизация искусства ХIII в., особенности разных его фаз. События 1261 г. Перелом в судьбах Византии, вновь ведущая роль Константинополя.

Первый этап. Искусство первой четверти ХIII в.

Фрески в церкви Богоматери монастыря Студеница. Архиепископ Савва, его роль в сербской церковной жизни и культуре; приглашение им греческих мастеров. Иконографические особенности ансамбля. Старые, позднекомниновские, и новые особенности в типологии образов и в чертах стиля. Фрески Студеницы как памятник, стоящий у истоков новых путей развития искусства в ХIII в.

Иконы начала ХIII в. Понятие "искусство около 1200 г. ". Иконы на Кипре и в монастыре св. Екатерины на Синае.

 

 

Второй этап. Искусство второй четверти ХIII в.

Фрески в монастыре Милешево. Особенности иконографии. Донаторская композиция. Портреты персон сербской династии Неманичей. Особенности стиля фресок Милешева, его генезис. Общевизантийские черты, характерные для раннего этапа классики ХIII в. Местные элементы.

Третий этап. Искусство 60х-70х гг. ХIII в.

Отвоевание Константинополя в 1261 г. Новая, палеологовская династия. Особенности атмосферы культуры при Михаиле Палеологе.

Полная зрелость классического стиля ХIII в. Отличия от понимания классики во всех предшествующих периодах византийского искусства.

Фрески в монастыре Сопочаны - высшая точка в развитии искусства ХIII в.

Последний, четвёртый этап. Искусство 80-90х гг. ХIII в.

Фрески в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, иконографическая программа ансамбля, особенности иконографии в росписи нартекса; ветхозаветные прообразовательные сюжеты; гимнографические сюжеты. Художники Михаил и Евтихий из Фессалоник. Стиль их искусства.

Специфические особенности искусства этого периода. Усложнение иконографических программ; новые темы, их истоки и символика, их корни в искусстве ХII в. и перспективы развития в поздней византийской живописи. Характер образа и стиля. Подражание образцам Македонского Ренессанса и одновременно поиски новой выразительности. Классицизм и повышенная монументальность. Ораторский пафос искусства позднего ХIII в., его причины.

Искусство ХIV - первой половины ХV вв.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.