Сделай Сам Свою Работу на 5

Византийское искусство VI - VII веков





Введение в изучение искусства Средневековья.

Понятие “Средневековье”. Христианское вероучение и основные догматы. Специфика христианской культуры в отличие от культуры Древнего мира. Хронологические границы.

Две половины христианского мира: православный Восток и католический Запад. Разница исторических судеб. Две параллельные культуры; сходство их основ. Особенности средневекового искусства в целом. Содержание и типология образов. Иконография, ее символика, основные ее законы. Основы художественного языка, общие для искусства восточного и западного христианства.

Исторические особенности развития искусства в Византии и Западной Европе; роль античных традиций. Метод работы средневековых мастеров. Художественные артели. Роль канона в искусстве Византии и Западной Европы. Существенные различия искусства двух половин христианского мира.

Позднеантичное и раннехристианское искусство.

Введение

Понятие “раннехристианский период”; его хронологические границы. Постепенное обособление Западной и Восточной половин Римской империи. Основание Константинополя и его роль (330 г.). Официальный раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Общность архитектуры и искусства на территориях классического Средиземноморья, в западной и восточной половинах империи. Особенности процесса формирования здесь новой христианской культуры. Пути развития искусства в раннехристианский период на восточных окраинах Византийской империи в отличии от средиземноморского ареала.



Кризис античной культуры и раннехристианское искусство.

Кризис античной культуры и его проявления. Сдвиги в античном мировоззрении. Религиозные и философские течения поздней античности. Мистериальные культы, стоицизм, гностицизм, учение Плотина и неоплатонизм. Христианство.

Позднеантичное искусство.

Поздний фаюмский портрет (кон. II - III вв. ). Традиции римского скульптурного портрета и тенденции позднеантичной скульптуры. Колосс Константина (320-е гг.).

Отход от классических основ. Изменения образа и стиля во всех видах художественного

Раннехристианское искусство до официального признания христианства



Изменения в содержании и типологии образов по сравнению с современным позднеантичным искусством. Новые психологические и стилистические черты, обусловленные христианским мировоззрением.

Росписи синагоги и христианской церкви в Дура Европос (ок. 232 г.).

Живопись катакомб (II - IV вв.). Катакомбы Рима. История изучения искусства катакомб, различия в истолковании его (“христианская античность” или “новое искусство”). Связь с языческой декоративной живописью, отличия от нее. Античные и христианские мотивы. Символика и аллегория. Особенности стиля: традиционные черты и новые, неантичные принципы.

Раннехристианское искусство после официального признания христианства

Перелом в религиозной политике Римской империи в раннем IV в., официальное признание христианства (313 г.). Возникновение христианской архитектуры. Широкое строительство церквей начиная с IV в., его интенсивность на протяжении всего раннехристианского периода.

Архитектура

Базилики IV - VI вв. План, конструкции, внешний вид, организация интерьера, символика его частей. Черты, унаследованные от античной архитектуры и принципиальные отличия от нее. Новое понимание ритма, массы, пластики; особая роль внутреннего пространства.

Базилики Рима (Сан Джованни ин Латерано, Сан Паоло фуори ле муре, Сан Пьетро, Санта Мария Маджоре, Санта Сабина). Широкое распространение типа римской базилики в землях средиземноморской классической культуры и в Европе. Разнообразие вариантов. Базилики IV - VI вв. в Иерусалиме, Вифлееме, Фессалониках, Константинополе, в Западной Европе, в Северной Африке.



Базилики Равенны VI в. (Сан Джованни, Сант Аполлинаре Нуово, Сант Аполлинаре ин Классе). Особенности типологии.

Центрический тип раннехристианской архитектуры IV - начала VI вв.

Символика центрического здания. Перспективы развития. Мартирии, мавзолеи, центрические церкви, баптистерии. Мавзолей Константины (Санта Костанца) (IV в.), церковь-ротонда Сан Стефано (V в.) в Риме, Сан Лоренцо (370) в Милане. Особенности конструкции, специфика пространства.

Баптистерии V в. в Равенне (крещальни православных и ариан), особенности архитектурного типа и его символика. Античные мотивы в декорации интерьера Баптистерия православных. Крестовые в плане сооружения (Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V в.).

Раннехристианское искусство IV - начала V вв.

Создание в IV в. мозаической декорации церковных стен. Задачи монументального церковного искусства. Первые программы живописных ансамблей церковных интерьеров. Главные идеи и темы. Формирование нового художественного языка в искусстве всех христианских стран.

Приспособление наследия языческой культуры к потребностям христианства. Использование художественного стиля античного искусства. Декоративные, буколические и аллегорические мотивы в римских мозаиках первой половины IV в. (мавзолей Санта Костанца; Баптистерий Сан Джованни ин Латерано).

Искусство V в.

Создание новых иконографических программ мозаических декораций храмов.

Иконографические программы мозаик V в. в базиликах Санта Пуденциана и Санта Сабина в Риме, в мавзолее Галлы Плацидии, в Баптистериях православном и арианском в Равенне. Роль античной аллегории и новые христианские аллегории и символы. Характер образов и особенности стиля в искусстве V в. Привязанность к античному наследию и необходимость выразить аскетическое содержание христианского образа. Различные способы преодоления этого противоречия.

Эволюция искусства на протяжении V в. Близость к античным понятиям и вкусам в первой трети века (мозаики базилик Санта Мария Маджоре, Санта Пуденциана и Санта Сабина в Риме, Сант Аполлинаре Нуово в Равенне; баптистерия православных и баптистерия ариан; мавзолея Галлы Плацидии в Равенне).

Изменение характера искусства во второй половине V в и особенно в конце V в. Отход от принципов античной классики. Элементы стилизации и аскетизации; акцент на духовном содержании образа.

Византийское искусство

Вступление.

Византийская империя, ее территории, входящие в ее состав народы. Хронологические границы. Периодизация византийского искусства. Особенности византийского общества и византийской культуры. Государство и Церковь. Роль города. Характер образования. Элитарная городская культура.

Православный монастырь, тип монастырской жизни и сознания. Понятия аскезы и духовного созерцания, исихия. Значение этих понятий для византийского искусства.

Два полюса византийской жизни: “империя и пустыня”, город и монастырь, культура и аскеза, их частое взаимопроникновение и его результаты.

Константинополь и периферия. Понятие “восточно-христианское искусство". Роль местных школ в разные периоды. Восточные регионы: Армения, Грузия, Каппадокия, Сирия, Палестина, Месопотамия, коптский мир. Славянские страны: Болгария, Сербия, Русь. Работы греческих мастеров в разных странах византийской ориентации и на латинском Западе.

Идейные и эстетические основы византийского искусства. Роль античных культурных традиций. Изучение античности в системе византийского образования. Значение античности для искусства Византии на протяжении всей его истории. Специфика использования в Византии классического культурного наследства. Периоды повышенного интереса к эллинскому художественному наследию, его причины, проблема византийских “ренессансов”.

Иконография византийского искусства. Устойчивость иконографических типов. Идея идентичности образа с “божественным прототипом”. Сложение иконографии отдельных образов, сцен и ансамблей росписей храмов. Иконография знаменитых чудотворных икон Христа и Богоматери, варианты этих иконографических типов. Античные прототипы христианской иконографии. Роль искусства христианского Востока в процессе создания иконографических схем.

Понятие византийского стиля. Этапы высшей его зрелости. Классическая его основа. Способы видоизменения классических черт в целях спиритуализации образа и дематериализации форм. Эллинистические и восточные черты стиля, их синтез. Символика черт византийского стиля.

Византийское искусство VI - VII веков

Империя Юстиниана, ее территории, масштаб. "Симфония" Юстиниана; централизация власти, Церкви, культуры. Константинополь - центр византийской культуры. Реставраторские тенденции культуры юстиниановского периода. Ориентация на древний Рим. Вместе с тем - оформление византийского стиля, соответствующего спиритуалистическому характеру христианского образа.

Архитектура VI в.

Распространение купольного типа зодчества и причины его преобладания. Оформление христианской литургии. Роль восточных традиций в архитектуре VI в. Ведущая роль Константинополя в истории византийской архитектуры (с VI в. ). Сводчатая архитектура как отражение особенностей восточно-христианского мировоззрения в отличие от западно-христианского и соответствующего ему базиликального архитектурного типа.

Центрическая архитектура. Церковь свв. Сергия и Вакха в Константинополе. Соотношение пространства и массы. Особенности пространственной композиции. Способы “дематериализации” стен. Церковь Сан Витале в Равенне. Сходство типологии с церковью свв. Сергия и Вакха. Видоизменение константинопольского образца в Италии; различия в плане, конструкциях, в стиле и образной выразительности.

София Константинопольская. Время и история строительства. Архитекторы. План. Уникальность типологии. Конструктивные особенности. Материал. Организация внутреннего пространства, его образная выразительность и символика. Оформление внутреннего пространства, опоры, стены и внутренние перегородки. Колонны, их тектоническая и ритмическая роль в центральном нефе и на галереях. Особенности стиля. Эстетическая выразительность. Идейное содержание архитектурного образа Софии.

Живопись VI в.

Окончательное оформление всех черт византийского художественного образа и стиля. Спиритуалистическое содержание образа. Создание особого стиля, такому содержанию адекватного. Завершение процесса, начавшегося во второй половине V в. и усилившегося к концу V в. (мозаики Арианского баптистерия в Равенне).

Миниатюры иллюстрированных рукописей. Евангелие Раббулы, Россанский кодекс, Венский Генезис. Принципы художественного оформления кодекса с текстами четвероевангелия и евангельских чтений (евангелия-апракос). Таблицы канонов Евсевия Кессарийского. Листовые и маргинальные миниатюры. Подробные циклы иллюстраций к Ветхому и Новому Заветам. Разработанность иконографии, ее особенности. Особенности стиля. Эллинистические традиции и местные черты восточно-христианского искусства.

Древнейшие иконы.

Происхождение иконы, роль моленного образа. Теологическая концепция иконы. Мистическая идентичность образа с божественным прототипом. Черты сходства с фаюмским портретом и существенные отличия от него. Техника древних икон. Эллинистические и восточно-христианские черты в ранних византийских иконах. Стилистические группы среди икон VII-VII вв. , их связь с художественными направлениями монументальной живописи.

Монастырь св. Екатерины на Синае - хранилище древнейших икон (иконы Христа Пантократора, апостола Петра, Богоматери со свв. Федором и Георгием и др. ). Иконы из монастыря св. Екатерины на Синае, находящиеся в Киеве (иконы: свв. Сергия и Вакха, мученика и мученицы, Иоанна Предтечи, Богоматери с младенцем).

Иконы Рима конца VII - начала VIII вв. Икона Богоматери Одигитрии в базилике Санта Мария Нуова (Санта Франческа). Вопрос о происхождении (греческое, римское или палестинское). Икона Богоматери - Царицы небесной (Мария Регина) в базилике Санта Мария ин Трастевере. Сходство и различия с византийским образцом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.