Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Обмен веществ и энергии, терморегуляция.





ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

1. Понятие об ассимиляции и диссимиляции веществ, обмене веществ в организме и обмене веществ между организмом и окружающей средой, как основных условиях сохранения гомеостаза и жизни организма.

2. Понятие о питательных веществах (белках, жирах, углеводах), их обмене и спе­цифическом синтезе в организме.

3. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ. Потребность организма в минеральных веществах (макро- и микроэлементах), витаминах, их значение.

4. Представление об энергетическом балансе организма. Представление об обмене энергии между организмом и внешней средой Принципы учета прихода (получения) и расхода энергии организмом.

5. Компоненты суточных энергетических затрат организма: основной обмен, спе­цифическое динамическое действие питательных веществ, рабочая прибавка (рабочий об­мен). Величина рабочего обмена при различных видах труда.

6. Понятие и значение калориметрии. Принципы методов прямой и непрямой (полный и неполный газоанализ) калориметрии. Понятие дыхательного коэффициента и калорического эквивалента кислорода. Их величины и значение для определения энергозатрат организма.



7. Условия определения основного обмена. Зависимость его величины от пола, воз­раста, веса, поверхности тела, вида профессиональной деятельности, географического места жительства и прочих факторов.

8. Принципы составления пищевых рационов. Калорическая ценность различных питательных веществ. Понятие их физической и физиологической калорической ценности.

9. Понятие пойкило- , гомойо- , гетеротермии и терморегуляции.

10. Представление о температуре различных участков кожных покровов и внутренних органов тела (температурная схема тела), ее суточном колебании.

11. Схема функциональной системы, обеспечивающей поддержание постоянства темпе­ратуры внутренней среды организма.

12. Понятие химической терморегуляции (теплопродукции). Обмен веществ, как ис­точник тепла. Роль различных органов в процессе теплопродукции.

13. Понятие физической терморегуляции (теплоотдачи). Способы отдачи тепла (излу­чение, конвекция, кондукция (проведение), испарение.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

И ВЫПОЛНЕНИЯ УИ и СРС

А. ОСНОВНАЯ

1. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов. 2006 г. Под ред. В.П. Дегтярева, С.М. Будылиной. М., Медицина, стр. 457-517.

2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М., Изд. Академия, 2010, 336с.

СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

РАБОТА № 1. Расчет основного обмена по данным веса, пола, роста, возраста.(«Практикум …», работа № 4.19, с. 156).

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Научиться определять средне-статистическую величину основного обмена с помощью таблиц.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

(Полученные данные занести в таблицу)

Величина обмена по данным веса, ккал  
Величина обмена по данным роста и возраста, ккал  
Итого:  

ВЫВОД:(оценить полученные результаты и указать, на что расходуется энергия основного обмена).

 

 

 

Подпись преподавателя – Дата –

РАБОТА N 2. Определение величины отклоненияосновного обмена от нормы(Практикум, раб. № 4.20, с.157).

ЦЕЛЬ РАБОТЫ.Вычислить величину отклонения основного обмена от нормы по формуле или номограмме Рида.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

Формула Рида: Процент отклонения = 0,75 х (частота пульса + пульсовое давление х 0,74) – 72.

Величины параметров сердечно-сосудистой системы:

ЧСС – ; АДС – ; АДД – ; ПД – .

 

Найденный процент отклонения – .

ВЫВОД:(отметить, соответствуют ли норме полученные данные, если допустимым счи­тается отклонение не более 10% от средне-статистической нормы).

РАБОТА № 3. Участие потовых желез в процессе терморегуляции(описание работы выдается на занятии). («Практикум …», работа № 4.32, с.172).



ЦЕЛЬ РАБОТЫ.Убедиться, что потовые железы принимают участие в отдаче тепла организмом.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

(Описать характер изменения цвета субстрата, нанесенного

на ладонную поверхности руки, после ФН).

ВЫВОД: (объяснить, почему и при каких условиях усиление потоотделения сопровож­дается увеличением теплоотдачи).

 

 

РАБОТА № 3. Схема ФУС, обеспечивающая поддержание постоянство температуры тела.

(схема выдается на занятии)

 

ВЫВОДЫ: (Указать, что является системообразующим фактором ФУС терморегуляции).

 

 

Подпись преподавателя - Дата -

 

ЗАНЯТИЕ № 8

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Выделительная функция почек. Регуляция мочеобразования.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

 

1.Понятие процесса выделения. Его значение для поддержания постоянства парамет­ров внутренней среды организма.

2. Выделительные органы. Представление об их участии в реализации выделительной функции организма.

3. Понятие о главных и второстепенных выделительных органах.

4. Почка – главный выделительный орган, ее общая морфо-функциональная характеристика.

5. Особенности кровообращения в почке.

6. Принципиальное строение нефрона, его основных компонентов. Схема кровоснабжения нефрона.

7. Представление об основных положениях фильтрационно-реабсорбционно-секреторной теории образования мочи.

8. Механизм фильтрации крови в почке (клубочковой фильтрации), его регуляция.

9. Понятие первичной (начальной) мочи, её отличие от крови.

10. Понятие реабсорбции, её обязательной (облигатной) и избирательной (факульта­тивной) формах на уровне собирательных трубок и канальциевого аппарата нефронов.

11. Представление об активных и пассивных процессах, лежащих в основе реабсорб­ции. Понятие пороговых и непороговых веществ.

12. Поворотно-противоточный механизм концентрации мочи на уровне петли Генле и собирательной трубки.

13. Механизмы регуляции процесса реабсобции. Роль основных гуморальных факторов: альдостерона и антидиуретического гормона.

14 Представление о процессе секреции в почечных канальцах.

15. Понятие вторичной (конечной) мочи, её отличие от первичной.

16. Представление о невыделительных функциях почек (регуляция объёма жидкости, осмотического давления, кислотно-основного равновесия, количества неорганических и ор­ганических веществ, давления крови, кроветворения).

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

А.ОСНОВНАЯ.

1. Физиология человека (под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф.), М., Медицина, 2003, гл. XI, стр. 490-523.

2. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов. 2006 г. Под ред. В.П. Дегтярева, С.М. Будылиной. М., Медицина, гл. 13, Выделение, стр. 491-517.

3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М., Изд. Центр «Академия», 2010, 336 с.

 

СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

РАБОТА № 1. Изучение макро- и микроанатомического строения почки, мочевыводящих органов, кровеносного русла почки.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. По рисункам и схемам изучить строение почек, мочевыводящих путей (мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала), нефрона.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

 

(Нарисовать схему нефрона и его кровеносных сосудов)

 

 

На рисунке обозначить:

1. Приносящая (афферентная) артериола; 2. Почечное (мальпи­гиево) тельце: а) капилляры мальпигиевого тельца, б) капсула Боумена-Шумлянского; 3.Выносящая (эфферентная) артериола; 4.Проксинальный сегмент нефрона; 5.Петля нефрона (петля Генле), её колена: тонкие – а) нисходящее и б) восходящее; толстое – в) восходящее; 6.Дистальный сегмент нефрона; 7. Собирательная трубка; 8. Капилляры канальцев нефрона.

ВЫВОД: (перечислить особенности кровоснабжения почки и нефрона).

 

 

РАБОТА № 2. Влияние различных факторов на скорость клубочковой фильтрации и объём конечной мочи (выполняется на виртуальной модели нефрона).

А. Влияние радиуса кровеносных сосудов клубочка нефрона на фильтрацию.

Цель работы:исследовать влияние изменения радиуса приносящей и выносящей артериол на величину фильтрации и объём конечной мочи.

ХОД РАБОТЫ. (Описание работы выдается на занятии)

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Радиус приносящего сосуда Радиус выносящего сосуда Давление в мензурке мм рт.ст. Давление в клубочке Клубочковая фильтрация Объём мочи
0,4 0,4      
0,55 0,4      
0,55 0,35      

ВЫВОД: (отметить, как влияет изменение радиуса: а) приносящего и б) выносящего сосудов клубочка на фильтрацию).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.