Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Пищеварение в желудке





УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени А.И. Евдокимова» министерства

Здравоохранения России

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Рабочая тетрадь № 2

 

к практическим занятиям по темам

 

Физиология висцеральных систем

Физиология сенсорных систем

Физиология высшей нервной деятельности

Физиология челюстно-лицевой области

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для студентов 2 курса очного отделения

стоматологического факультета

Общая редакция: В.П. Дегтярев, С.М. Будылина.

Составители: Н.Д. Сорокина, Н.В. Климина, Л.В. Кучерова.

МОСКВА, МГМСУ 2014

 

ББК 28.707 р30

Р13

УДК 612.825.1-018 (075.85)

 

 

Рецензенты: профессор кафедры нормальной физиологии РУДН,

д.м.н. Б.Б. Радыш

заведующий кафедрой нормальной физиологии

Новгородского ГУ, д.м.н. профессор А.В.Котов

 

М 54 В.П. Дегтярев, С.М. Будылина, Н.Д. Сорокина,

Н.В. Климина, Л.В. Кучерова,

 

 

Рабочая тетрадь №2 к практическим занятиям по курсу «Физиология висцеральных систем, Физиология сенсорных систем, Физиология высшей нервной деятельности, Физиология челюстно-лицевой области»– М.: МГМСУ, 2014, 91 с.



 

Рабочая тетрадь № 2 предназначена для подготовки и оформления практических занятий по курсу «Физиология висцеральных систем, Физиология сенсорных систем, Физиология высшей нервной деятельности, Физиология челюстно-лицевой области» студентами 2 куса очного отделения стоматологического факультета.

 

 

ББК 28.707 р30

 

 

© МГМСУ, 2014.

© В.П. Дегтярев, Н.Д. Сорокина, Н.В. Климина, Л.В. Кучерова,

2014.

ФИЗИОЛОГИЯ ВИСЦЕРАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

РАЗДЕЛ ПРЕДМЕТА: Физиология пищеварения

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРЕДМЕТА. Усвоить знания необходимые для принципиального понимания механизмов процессов:

 

1 - формирования голода и насыщения;

2 - поддержания постоянства питательных веществ во внутренней среде организма;

3 - пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта (ротовой полости, желудке, двенадцатиперстной и других отделах тонкой и толстой кишки) и его регуляции;



4 - всасывания веществ в пищеварительном тракте и его регуляции.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

А. ОСНОВНАЯ

1. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов. Под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М. – М., «Медицина», 2006г., с. 392-457.

2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. Под ред. Будылиной С.М., Смирнова В.М. – М., «Академия», 2010г., 336 с. (Далее в тексте «Практикум …»).

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Дополнительную литературу смотрите в списке к итоговому занятию семестра.

З А Н Я Т И Е № 1

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Общие вопросы пищеварения. Механизмы голода и насыщения

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

1. Пищеварение, его значение. Пищеварительный конвейер, особенности его организации и функционирования.

2. Общие принципы нейро-гуморальной регуляции функций пищеварительного конвейера.

3. Настройка деятельности различных отделов пищеварительного конвейера афферентными влияниями с рецепторов полости рта.

4. Механизмы голода и насыщения.

5. Функциональная система поддержания постоянства уровня питательных веществ в крови и анализ ее компонентов.

6. Роль и значение пищеварения в полости рта в функциональной системе питания.

7. Понятие мастикациографии и мастикациограммы. Фазы мастикациограммы и принципы анализа.

8. Особенности мастикациограммы при жевании пищи различной консистенции.

 

СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

РАБОТА 1. Анализ схемы функциональной системы с континуальным результатом



ЦЕЛЬ РАБОТЫ:Изучить основные звенья ФУС, обеспечивающей поддержание уровня питательных веществ в организме.

ДЛЯ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО: Цветные карандаши, линейка, схема функциональной системы, поддерживающей постоянство питательных веществ в крови.

ХОД РАБОТЫ: Зарисовать схему.

 

Схема функциональной системы, поддерживающей постоянство

Питательных веществ в крови

 

 

 

ВЫВОД:(Указать, что является системообразующим фактором в функциональной системе).

РАБОТА № 2. Мастикациография

 

Мастикациография – метод регистрации жевательных движений нижней челюсти. Он позволяет получить данные о фазах процесса жевания и его особенностях, характеризующих состояние жевательного аппарата обследуемого.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:Ознакомиться с одним из методов исследования функциональногосостояния жевательного аппарата. Изучить фазы мастикациограммы.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

1.Зарисовать схемы мастикациограмм, полученных при жевании пищи различной консистенции, но одинаковой по объему: мягкого хлеба и сухаря.

 

 

2. На схеме обозначить фазы процесса жевания:

1) покоя

2) приема пищи

3) ориентировочного жевания

4) основного жевания

5) формирования пищевого комка и глотания

 

ВЫВОД:(Указать, от чего зависит характер жевания, его продолжительность).

 

Подпись преподавателя - Дата -

З А Н Я Т И Е № 2

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Пищеварительная функция полости рта. Моторный и секреторный компоненты жевания

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Пищеварение в полости рта, его роль и значение. Механическая и обработка пищи в полости рта.

2. Моторный компонент жевания. Биомеханика жевания.

3. Особенности жевательных движений при пережевывании пи­щи различной консистенции.

4. Методы изучения механической функции жевания (электромиография).

5. Секреторный компонент жевания.

6. Слюнные железы. Роль слюнных желез в пищеварительной функции полости рта.

7. Состав и свойства и функции слюны.

8. Качественные различия химического состава секретов, отде­ляемых околоушными, подчелюстными и подъязычными слюнными железами.

9. Приспособительный характер слюноотделения в ответ на поступление в ротовую полость пищевых и отвергаемых веществ.

10. Процесс глотания, его фазы и механизм саморегуляции.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

А. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ

1. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов (под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М.), М., Медицина, 2006, с. 399-436.

2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М., Изд. Центр «Академия», 2010, 336 с.

3. Физиология челюстно-лицевой области (под ред. С.М. Будылиной, В.П.Дегтярева). – М., «Медицина», 2001, с. 87-161.

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Дополнительную литературу смотрите в списке к итоговому занятию семестра.

 

СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

РАБОТА № 1. Электромиография жевательных мышц у человека(Демонстрация; выполняется на полифункциональном комплексе BIOPAC Systems)

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить электрические процессы в жевательных мышцах при разных условиях жевания.

ХОД РАБОТЫ: (описание выдается на занятии):

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Обратить внимание на участки электромиограммы, соответствующие началу жевания, усиленным жевательным движениям в начале измельчения пищи и снижению активности жевательных мышц в конце жевания. Сравнить электрическую активность жевательных мышц с рабочей и вспомогательной стороны.

Движение челюстей (сокращение жевательных мышц) На рабочей стороне, размах (мв) На вспомогательной стороне, размах (мв) На рабочей стороне. Интегрированная ЭМГ (мв/сек) На вспомогательной стороне. Интегрированная ЭМГ (мв/сек)
Сильное          
Слабое          
Тонус          

 

Заполнить таблицу

 

Примечание: размах (p-p) – разность между максимальным и минимальным колебанием потенциалов; интегрированная ЭМГ (среднее - mean) – суммарная электрическая активность.

Зарисовать схемы электромиограмм жевательных мышц

1 - правой стороны лица

2 - левой стороны лица

Стрелкой указать момент смены рабочей стороны

 

 

ВЫВОД: (Отметить характер изменений выраженности электрических процессов в жевательных мышцах рабочей и вспомогательной сторон челюстей при жевании твердой пищи).

 

 

Подпись преподавателя - Дата -

З А Н Я Т И Е № 3

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Пищеварение в желудке

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

1. Функции желудка. Пищеварение в желудке.

2. Роль желудка в пищеварительном конвейере.

3. Секреторная деятельность желудка. Количество, свойства и состав желудоч­ного сока. Различие секретов пилорических и фундальных желёз желудка.

4. Функции соляной кислоты и других компонентов желудочного сока.

5. Фазы желудочной секреции: сложно-рефлекторная (мозговая), её безусловно­й условно-рефлекторные компоненты; нейрогуморальная, ее желудочный и кишечный компоненты.

6. Влияние нервных (симпатических и парасимпатических) и гуморальных факторов на секреторную функцию же­лудка.

7. Экспериментальное изучение механизмов регуляции секреторной функции желудка.

8. Моторная деятельность желудка.

9. Виды сокращений желудка, механизм их воз­никновения и роль в процессах механической обработки пищи.

10. Нервные и гуморальные факторы, влияющие на моторную функ­цию желудка.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

А. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ

1. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов. Под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М. – М., «Медицина», 2006г., с. 392-457.

2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. Под ред. Будылиной С.М., Смирнова В.М. – М., «Академия», 2010г., 336 с.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.