Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ П. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ





ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

 

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Тема 1. Предмет социальной психологии, ее место в системе наук о человеке и обществе

Общая психология и социология как дисциплины – «прародительницы» социальной психологии. Социальная психология как наука о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. Отсутствие единой трактовки предмета социальной психологии в современной психологической и социологической литературе. Эволюция представлений о предмете социальной психологии. Определение круга проблем, изучаемых социальной психологией, и основные точки зрения на ее предмет. Социально-психологические явления.

Место социальной психологии в системе гуманитарного знания, ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Социальная психология и социология. Социальная психология и общая психология. Роль и значение социальной психологии в решении современных проблем человека и общества.



 

Тема 2. История формирования социально-психологических идей

Социально-исторические и конкретно-научные предпосылки становления социальной психологии как самостоятельной науки. Первые попытки разработки социально-психологических теорий во второй половине 19-го – начале 20-го вв. Теоретические основы и задачи «психологии народов» М. Лацаруса и Г. Штейнталя, развитие идей «психологии народов» В. Вундтом. Концепция подражания Г. Тарда, «психология масс» Г. Лебона. Теория «инстинктов социального поведения» Мак-Дауголла. Судьба идей первых социально-психологических теорий на последующих этапах развития науки.

Основные этапы развития экспериментальной социальной психологии в ХХ веке в западных странах. Программы построения экспериментальной социальной психологии Г. Олпорта и В. Меде. Развитие прикладной социальной психологии. Теория «поля» К. Левина и школа «групповой динамики». Общая характеристика современной американской и западноевропейской социальной психологии. Европейская критика американской социальной психологии и возрождение интереса к анализу психологии больших групп, межгрупповых отношений и массовых социальных процессов ( Г. Тэшфел, С. Московиси, Р. Харре и др.).



Особенности развития социальной психологии в России. «Коллективная рефлексология» В.М. Бехтерева. Этапы развития отечественной социальной психологии: становление социально-психологического направления в России (вторая половина XIX века – начало XX века); развитие социально-психологического знания в период 20-х годов; перерыв в развитии социальной психологии (30-50-е годы); возрождение отечественной социальной психологии (60-е годы); оформление современной отечественной социальной психологии в систему научного знания (70-80-е годы ХХ столетия).

Современное состояние и тенденции развития отечественной социальной психологии.

Практические приложения социальной психологии. Основные направления прикладных социально-психологических исследований: в промышленном производстве, в сфере организации и управления, в сфере массовой коммуникации и рекламы, в сфере образования и семейных отношений, в сфере политики, в сфере здравоохранения и т.д.

 

Тема 3. Основные теоретические ориентации современной социальной психологии

 

Развитие социальной психологии в конце ХХ века и начале ХХ1 века. Зарождение и развитие экспериментальной социальной психологии.

Социально-психологические теории, разработанные в рамках необихевиористской ориентации. Теория агрессии и подражания Н. Миллера, Дж. Долларда. Основные понятия теории социального научения А. Бандуры и др. Теория межличностного взаимодействия как обмена Д. Тибо, Г. Келли, Дж. Хоманса. Психоаналитическая интерпретация социально-психологических феноменов. Идеи З. Фрейда и современные психоаналитические концепции в социальной психологии. Динамическая теория функционирования группы В. Байона. Теория развития группы В. Бенниса и Г. Шепарда. Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца. Возможности и ограничения психоаналитического подхода в социальной психологии.



Интеракционизм в социальной психологии. Концепция Дж. Мида как теоретическая основа интеракционистской ориентации. Символический интеракционизм: идеи М. Куна и Г. Блумера. Ролевые теории. Теории референтной группы (Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Р. Мертон и др.).

Социально-психологические теории, разработанные в рамках когнитивистской ориентации. Исходные принципы и проблематика исследований (подход С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда). Общая характеристика теорий когнитивного соответствия. Теории структурного баланса Ф. Хайдера, коммуникативных актов Т. Ньюкома, когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Концепция социальной категоризации Г. Тешфела. Теория социальных представлений С. Московиси.

Системно-деятельностная трактовка природы социально-психологических явлений. Теория деятельности А.Н. Леонтьева и возможности ее использования в социальной психологии. Концепция совместной деятельности и теории коллектива А.С. Макаренко, А.В. Петровского, Л.И. Уманского и др. Принцип деятельности в исследовании межличностных отношений, общения, социальной перцепции, групповой динамики, межгрупповых отношений и др.

 

Тема 4. Методология и методы социально-психологического исследования

Понятие методологии научного исследования. Уровни методологии. Основные требования к научному исследованию в социальной психологии. Теория и эмпирика в социально-психологическом исследовании. Типы исследований. Фундаментальные и прикладные исследования. Специфика решения вопроса о надежности и обоснованности данных. Проблема репрезентативности. Виды выборки. Понятие программы социально-психологического исследования. Проблема измерения в социальной психологии. Понятие и типы шкал как способов измерения социально-психологических характеристик. Условия применения тестов в социальной психологии. Общая характеристика опроса, наблюдения, анализа документов как методов социально-психологического исследования. Специфика и основные типы экспериментов в социальной психологии. Качественные методы социально-психологического исследования. Специализированные социально-психологические методы.

Активные методы социально-психологического воздействия: содержание, направленность, типы, возможности и ограничения. Социально-психологический тренинг и его разновидности. Групповая дискуссия. Метод игры и его модификация. Специфика социально-психологического консультирования. Социально-психологическая диагностика и психотехника воздействия.

Соотношение теоретического и прикладного знания в социальной психологии. Специфика прикладных исследований. Профессионально-этические проблемы сбора и использования информации в прикладном исследовании. Критерии эффективности прикладных исследований.

РАЗДЕЛ П. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Тема 5. Личность как предмет социально-психологических исследований

Взаимосвязь личности и общества как ключевая проблема социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности, его отличие от понимания личности в общей психологии и социологии. Традиции и современное состояние исследований личности в социальной психологии. Социально-психологические аспекты психоаналитических интерпретаций личности (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.). Ролевые теории личности (Дж. Мид, М. Кун, Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон и др.). Концепции личности в гуманистической психологии (К. Роджерс, Г. Олпорт, А.А. Маслоу и др.). Системно-деятельностный подход к пониманию личности (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Сэв, К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов и др.).

Понятие Я-концепции. Различные теоретические подходы к исследованию Я-концепции. Понимание Я-концепции как социальной установки личности на себя. Структура Я-концепции. Составляющие Я-концепции – самоуважение и самооценка. Их роль в развитии личности. Социальная идентичность личности. Методы изучения Я-концепции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.