Сделай Сам Свою Работу на 5

Взаимоотношения с налоговой инспекцией, органами ФСС и ПФР об открытии (закрытии) банковского счета





Теперь налогоплательщики обязаны сообщать об открытии (закрытии) расчетных счетов в банках не только налоговые органы, но и органы ФСС и ПФР. Как правило, об открытии (закрытии) банковских счетов организация обязана сообщить в письменной форме в налоговую инспекцию, органы ФСС и ПФР по своему местонахождению (подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Местонахождение организации определяется местом ее госрегистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ. Из этого правила есть исключения, например не нужно подавать сведения об открытии депозитного счета.

Кроме того, об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя в ПФР и ФСС должны сообщать и банки (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Соответствующий документ представляется на бумажном носителе или в электронной форме в течение пяти дней с момента открытия, закрытия или изменения реквизитов счета. При этом порядок сообщения банком указанных сведений в электронной форме устанавливается Центральным банком РФ по согласованию с ПФР и ФСС России.

Порядок уведомления инспекции зависит от того, в каком банке организация открывает счет: в банке, находящемся на территории России или за рубежом.



Если организация подает сообщение об открытии (закрытии) счета лично, то готовятся два экземпляра сообщения. При подаче сообщения об открытии (закрытии) счета, организация должна получить штамп организации и дату приема. Такое подтверждение поможет в дальнейшем избежать возможных разногласий по поводу сроков подачи сообщения.

Об открытии банковского счета организация должна письменно сообщить в налоговую инспекцию, ФСС и ПФР по своему местонахождению в течение семи рабочих дней со дня его открытия (подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Чтобы не пропустить срок подачи сообщения об открытии счета, необходимо срок рассчитывать со дня заключения договора об открытии банковского счета.

Семидневный срок необходимо рассчитать в рабочих днях со дня, следующего за днем открытия счета (п. 2, 6 ст. 6.1 НК РФ). Если организация отправляет сообщение об открытии счета по почте, сделать это можно до 24 часов последнего дня срока (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).



В налоговую инспекцию, ФСС и ПФР об открытии (закрытии) банковского счета в России организация может сообщить и по почте. Подтверждать своевременность уведомления налоговой инспекции будет квитанция и опись вложения почтового отправления (п. 32 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221). Отправить уведомление организация вправе до 24 часов последнего дня срока уведомления (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).

Об открытии (закрытии) банковского счета за рубежом организация должна сообщить не позднее месяца со дня открытия (закрытия) такого счета (п. 2 ст. 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Для уведомления об открытии (закрытии) счета в банке за рубежом необходимо использовать форму, утвержденную приказом ФНС России от 10 августа 2006 г. № САЭ-3-09/518.

Нарушение установленных сроков представления в органы государственных внебюджетных фондов информации об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей (ч. 1 ст. 15.33 КоАП РФ).

Организация учета операций по расчетному счету

В бухучете операции по расчетному счету отражаются на счете 51 «Расчетные счета». По дебету данного счета учитывается поступление денег на расчетные счета организации, по кредиту – списание.

Денежные средства могут ошибочно поступить на расчетный счет организации в следующих случаях:

– по ошибке плательщика (например, если он неверно указал получателя средств в платежном поручении);

– по ошибке банка.

Получатель денежных средств может узнать о суммах, ошибочно зачисленных на ее расчетный счет, из банковской выписки. О таких суммах организация должна письменно сообщить в обслуживающий банк. Сделать это нужно в течение десяти дней со дня получения выписки. Основание – пункт 2.1 раздела II части III Правил, утвержденных Положением Банка России от 26 марта 2007 г. № 302-П. Форма сообщения об ошибочном зачислении средств законодательно не установлена. Банк может утвердить ее в своих внутренних правилах. Если банк не предоставил организации форму такого документа, то его можно составить в произвольном виде.



Если организация вовремя не вернет ошибочно зачисленные на ее расчетный счет деньги, то плательщик может взыскать с нее проценты за пользование чужими средствами.

Проценты за пользование чужими денежными средствами будут начислены с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о необоснованном обогащении, по день возврата средств (п. 2 ст. 1107 ГК РФ).

При ошибочном зачислении средств на расчетный счет организации в бухучете необходимо сделать проводку:

Дебет 51 Кредит 76-2

– учтены денежные средства, ошибочно зачисленные на расчетный счет организации.

Ошибочно поступившие средства в бухучете не относятся к доходам организации. Это связано с тем, что в бухучете доходом признается увеличение экономических выгод организации (п. 2 ПБУ 9/99).

При возврате ошибочно зачисленных сумм отражать их в составе расходов также не нужно. Это связано с тем, что в отношении таких средств не выполняются условия признания расходов, приведенные в пункте 16 ПБУ 10/99.

В бухучете возврат (списание) средств, ранее зачисленных на расчетный счет по ошибке, необходимо оформить проводкой:

Дебет 76-2 Кредит 51

– списаны денежные средства, ранее ошибочно зачисленные на расчетный счет организации.

Об этом сказано в Инструкции к плану счетов (76, 51).

Аналитический учет по счету 51 ведется по каждому расчетному счету обособленно.

Такие правила установлены Инструкцией к плану счетов.

Операции по расчетному счету отражаются в бухучете на основании выписок банка и приложенных к ним расчетных документов (Инструкция к Плану счетов).

Банковская выписка подтверждает движение средств на расчетном счете. Банк и организация устанавливают периодичность ее выдачи в договоре банковского счета. Как правило, банк оформляет выписки за каждый рабочий день.

Если выписка распечатана на компьютере, она не содержит штампов и печатей банка, а также подписей ответственных сотрудников банка. Если же выписку сотрудники банка составили вручную или на пишущей машинке, то такой документ должен содержать подпись сотрудника банка, ведущего счет, а также штамп банка.

При потере выписки банк может выдать организации ее дубликат. Для этого необходимо подать в банк заявление о получении дубликата банковской выписки (п. 2.1 раздела II части III Правил, установленных Положением Банка России от 26 марта 2007 г. № 302-П). Законодательно форма такого заявления не закреплена. Как правило, банк устанавливает ее в своих внутрибанковских правилах. Если форма заявления о получении дубликата выписки банком не установлена, необходимо составить его в произвольном виде.

Для осуществления операций по расчетному счету предусмотрены следующие виды расчетных документов:

· платежное поручение;

· платежное требование;

· инкассовое поручение;

· аккредитив;

· чек.

Такие виды расчетных документов предусмотрены статьей 862 Гражданского кодекса РФ и пунктом 2.3 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П.

Кроме того, деньги могут поступать (списываться) с расчетного счета организации при расчетах пластиковой картой. Форму расчетов организация выбирает самостоятельно и предусматривает в договорах с контрагентами (п. 2 ст. 862 ГК РФ, п. 1.4 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П).

Расчетные документы могут быть составлены:

· в бумажном виде;

· в электронном виде.

Документы на бумажном носителе оформляются на бланках, формы которых приведены в приложениях 1, 5, 9, 13 к Положению Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П (п. 2.4 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П). Бланки таких документов можно изготовить в типографии или с использованием компьютера (п. 2.5 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П). Организация вправе заполнить документы на пишущей машинке или на компьютере шрифтом черного цвета. Исключением из данного правила являются чеки. Чек заполняется ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета (можно заполнить чек на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах необходимо поставить ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка должны быть четкими. Такие правила установлены в пункте 2.8 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П.

Поля, отведенные для проставления значений каждого из реквизитов в расчетных документах, обозначены номерами в приложениях 3, 7, 11, 15 к Положению Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П (п. 2.9 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П).

Порядок заполнения значений реквизитов расчетных документов приведен в приложениях 4, 8, 12, 16 к Положению Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П. Поля, реквизиты которых не имеют значения, нужно оставить незаполненными (п. 2.10 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П).

При заполнении расчетных документов не допускаются:

· исправления;

· помарки, подчистки;

· использование корректирующей жидкости.

Основание – пункт 5 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, пункт 2.11 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П.

Организация вправе предоставить в банк расчетные документы в количестве, необходимом для всех участников расчетов (п. 2.13 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П).

Расчетные документы банк принимает к исполнению независимо от их суммы в течение десяти дней со дня их выписки, не считая дня выписки (п. 2.12, 2.15 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П).

Документы, не оплаченные в срок из-за недостаточности средств на счете плательщика, банк помещает в картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Организация вправе их отозвать. Неисполненные расчетные документы организация может отозвать из картотеки в полной сумме, частично исполненные – в сумме остатка. Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается. Об этом сказано в пункте 2.17 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П.

Чтобы отозвать расчетный документ, необходимо подать в банк два экземпляра заявления в произвольной форме. Такой документ должен содержать реквизиты, необходимые для отзыва, в частности:

· номер и дату составления расчетного документа;

· сумму расчетного документа;

· наименование плательщика или получателя средств (взыскателя).

Заявление подписывают лица, которые имеют право подписи банковских расчетных документов. Кроме того, его необходимо заверить печатью организации. Оба экземпляра заявления представляются:

· в банк плательщика, если организация отзывает платежные поручения;

· в банк получателя – при отзыве платежных требований и инкассовых поручений.

Такой порядок установлен пунктом 2.18 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П.

Отозванные расчетные документы банк возвращает:

· плательщикам – при отзыве платежных поручений;

· получателям средств – при отзыве платежных требований и инкассовых поручений.

Если организация закрывает счет, банк возвращает ей расчетные документы, находящиеся в картотеке «Расчетные документы, не оплаченные в срок». При этом действуют следующие правила:

· платежные поручения банк возвращает плательщику;

· платежные требования и инкассовые поручения банк возвращает получателям средств через обслуживающий их банк с указанием даты закрытия счета.

Такой порядок возврата документов установлен в пунктах 2.19 и 2.20 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П.

При возврате принятых, но не исполненных по тем или иным причинам расчетных документов сотрудник банка перечеркивает отметки банка, подтверждающие их прием к исполнению. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования и инкассового поручения делается отметка о причине возврата, проставляются дата возврата, штамп банка, а также подписи ответственного исполнителя и контролирующего сотрудника. Такое правило предусмотрено в пункте 2.21 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П.

Выписки и приложенные к ним расчетные документы хранятся в хронологическом порядке (п. 6.4 Положения, утвержденного Минфином СССР от 29 июля 1983 г. № 105).

Порядок приема, оформления, защиты и подтверждения электронных расчетных документов устанавливается в договоре банковского счета (п. 1.5.10 раздела I части III Правил, установленных Положением Банка России от 26 марта 2007 г. № 302-П).

Выписки и расчетные документы должны хранится в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером (п. 6.2 Положения, утвержденного письмом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. № 105).

Чек является бланком строгой отчетности (письмо Банка России от 18 января 2000 г. № 18-Т). Поэтому бланки чеков (чековые книжки) должны хранится в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность (п. 6.2 Положения, утвержденного письмом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. № 105).

Хранить банковские выписки, расчетные документы, корешки использованных чеков (чековых книжек) нужно в течение пяти лет (ст. 17 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, п. 150 перечня, утвержденного приказом Росархива от 6 октября 2000 г.).

Платежные поручения можно хранить в электронном виде.

На расчетный счет организации денежные средства могут поступить:

· из кассы организации;

· от других организаций и граждан (например, от покупателей, учредителей);

· из бюджета и внебюджетных фондов (например, в части возврата излишне уплаченных налогов и сборов).

Независимо от способа расчетов в бухучете поступление средств на расчетный счет отражается на основании выписки банка с приложенными к ней расчетными документами (например, платежные и инкассовые поручения, платежные требования и др.) (Инструкция к плану счетов).

Поступление средств на расчетный счет организации в бухучете отражается проводками по дебету счета 51 «Расчетные счета».

При поступлении денег от контрагентов в учете необходимо сделать проводки:

Дебет 51 Кредит 62 (58, 60, 66, 67, 76, 91…)

– поступили на расчетный счет деньги от контрагента.

Возврат (возмещение) средств из бюджета отражаются проводкой:

Дебет 51 Кредит 68

– поступили деньги на расчетный счет в части возврата (возмещения) из бюджета.

При поступлении средств из ФСС России в учете делается запись:

Дебет 51 Кредит 69

– поступили деньги на расчетный счет в части возмещения из ФСС России.

Поступившие от учредителей денежные взносы отражаются проводкой:

Дебет 51 Кредит 75-1

– внесены деньги в качестве вклада в уставный капитал.

Такой порядок установлен в Инструкции к плану счетов.

Банк может списать деньги с расчетного счета:

· по распоряжению организации (на основании расчетных документов);

· независимо от наличия распоряжения организации в случаях, предусмотренных законодательством (например, при взыскании налогов, штрафов).

По распоряжению организации банк списывает деньги с расчетного счета на основании расчетных документов.

Кто должен составлять такие документы – плательщик или получатель средств – зависит от вида документа.

Кроме того, денежные средства могут списываться с расчетного счета организации при расчетах пластиковой картой.

Форму расчетов организация и ее контрагент (поставщик, исполнитель) вправе выбрать самостоятельно и предусмотреть в договоре (п. 2 ст. 862 ГК РФ, п. 1.4 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.