Сделай Сам Свою Работу на 5

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)





В бухучете к транспортно-заготовительным расходам (ТЗР) относятся затраты, связанные с заготовкой и доставкой материалов в организацию (п. 70 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

ТЗР, в частности, включают в себя:

· расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами;

· расходы на транспортировку;

· командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов;

· плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

· складские расходы (если склады используются как для заготовки материалов, так и для хранения товаров (готовой продукции), такие расходы можно отнести на текущие затраты);

· расходы на содержание заготовительных пунктов, складов, организованных в местах заготовки материалов;

· плату за кредиты и займы, привлеченные для закупки материалов (начисленная до принятия материалов к учету);

· недостачу и порчу в пределах норм естественной убыли;

· наценки, надбавки, комиссионные вознаграждения посредникам.

Такой перечень приведен в пункте 70 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.



Примерная номенклатура ТЗР приведена в приложении 2 к Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

ТЗР могут учитываться:

· непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;

· обособленно на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»);

· обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 «Материалы», например на субсчете «Транспортно-заготовительные расходы».

Выбранный вариант учета ТЗР должен быть закреплен в учетной политике.

Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого используется формула:

 

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов = Остаток ТЗР на начало отчетного периода + Сумма ТЗР по материалам, поступившим в отчетном периоде : Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода (в учетных ценах) + Стоимость материалов, поступивших за отчетный период (в учетных ценах) × 100%

 



Рассчитав средний процент, определяется сумма ТЗР, которая списывается на себестоимость отчетного периода. Для этого используется формула:

 

Сумма ТЗР, которая списывается на себестоимость отчетного периода = Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов × Учетная стоимость израсходованных материалов

Такой порядок предусмотрен в пункте 87 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н

Поступление материалов по возмездным договорам

Если материалы поступают по возмездным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя):

– расчетные документы (счета, счета-фактуры, накладные и т. п.);

– сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, удостоверения качества и т. п.).

Об этом сказано в абзаце 1 пункта 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

При поступлении материалов:

– проверяется соответствие документов условиям договора (ассортимент, количество, цены, способ и сроки отгрузки и т. д.);

– проверяется правильность расчетов в расчетных документах.

По результатам этой проверки организация принимает решение о выставлении претензий поставщику или об оплате товара (если он не был еще оплачен). Основанием для предъявления претензий является акт по форме № М-7. В нем следует указать количество и стоимость бракованных материалов (размер недостачи).



Такой порядок предусмотрен пунктом 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

В бухучете поступившие материалы приходуются по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Фактическая себестоимость материалов включает в себя:

– сумму, уплачиваемую поставщику материалов;

– транспортно-заготовительные расходы;

– затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию (в т. ч. давальческую переработку).

Такой перечень установлен в пункте 68 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Не включаются в фактическую себестоимость материалов общехозяйственные и другие аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материалов (п. 6 ПБУ 5/01).

Есть два способа отражения поступивших материалов в бухучете:

–на счете 10 «Материалы» – по фактической себестоимости;

–на счете 10 «Материалы» – по учетной стоимости. В этом случае отклонение от фактической себестоимости учитывается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

При использовании любого из этих методов требование об учете материалов по фактической себестоимости выполняется. Единственное отличие состоит в том, что при втором варианте фактическая себестоимость учитывается на двух счетах одновременно: частично на счете 10 «Материалы» (учетная цена) и частично на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» (разница между учетной ценой и фактической себестоимостью).

Выбранный вариант учета поступления материалов закрепляется в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).

Если организация приняла решение отражать на счете 10 материалы по фактической себестоимости, то при поступлении материалов делается проводка:

Дебет 10 Кредит 60 (76)

– отражено поступление материалов по фактической себестоимости (с учетом транспортно-заготовительных расходов).

Пример отражения в бухучете поступления материалов по договору купли-продажи (поставки). Стоимость материалов формируется на счете 10

В ОАО «Мастер» поступили материалы, необходимые для производства продукции. Стоимость материалов составила 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб. Расходы на доставку материалов составили 59 000 руб., в том числе НДС – 9000 руб. Материалы оприходованы на склад. Организация учитывает материалы на счете 10 по фактической себестоимости (без использования счетов 15 и 16).

«Мастеру» необходимо сделать в учете такие проводки:

Дебет 10 Кредит 60

– 150 000 руб. (100 000 руб. + 50 000 руб.) – отражено поступление материалов (с учетом расходов на доставку);

Дебет 19 Кредит 60

– 27 000 руб. (18 000 руб. + 9000 руб.) – учтен «входной» НДС;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 27 000 руб. – принят к вычету НДС (при наличии счета-фактуры поставщика);

Дебет 60 Кредит 51

– 177 000 руб. (118 000 руб. + 59 000 руб.) – оплачены материалы (с учетом расходов на доставку).

Если поступившие материалы отражают по учетной стоимости, используются счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

На счете 10 «Материалы» отражают учетную цену материалов. На счете 15 собираются затраты, связанные с приобретением материалов. В дальнейшем эти затраты должны быть списаны на счет 10 (в пределах учетной цены) и на счет 16 (в части отклонений от учетной цены).

В качестве учетной цены организация может применять:

– планово-расчетную цену, утвержденную организацией;

– договорную цену;

– фактическую себестоимость материалов за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год);

– среднюю цену группы (если плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу).

Если учетная цена отклоняется от фактической себестоимости более чем на 10 процентов, ее нужно пересмотреть.

Такие правила установлены пунктом 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

При использовании счетов 15 и 16 поступление материалов необходимо отразить в учете следующими проводками:

Дебет 15 Кредит 60 (76)

– отражено поступление материалов в оценке, предусмотренной договором (другими документами);

Дебет 15 Кредит 60 (76)

– учтены в фактической себестоимости материалов транспортно-заготовительные и другие аналогичные расходы;

Дебет 10 Кредит 15

– оприходованы материалы по учетной цене.

Отклонения фактической стоимости от учетной цены должны быть списаны проводками:

Дебет 16 Кредит 15

– отражено отклонение фактической стоимости поступивших материалов от их учетной цены;

Дебет 15 Кредит 16

– отражено превышение учетной цены над фактической стоимостью приобретенных материалов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.