Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация бухгалтерского учета и основные положения учетной политики ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»





Организация бухгалтерского учета - это комплекс мер по упорядочению учетной работы, проводимых администрацией, при которых обеспечивается своевременное, полное и достоверное формирование информации о деятельности предприятия, а также контроль за рациональным использованием всех видов ресурсов при минимальных затратах труда и средств на ведение учета.

Бухгалтерский учет в ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» организуется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением и действует на основании Положения о бухгалтерии.

Документооборот в ГОЛХУ «Борисовском опытном лесхозе» осуществляется в соответствии с «Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденным Министерством финансов РБ от 18.12.2008 № 196 и «Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях», утвержденной постановлением Министерства юстиции РБ от 19.01.2009г. №4. Первичные бухгалтерские документы поступают в бухгалтерию от исполнителей в соответствии с графиком документооборота ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз». Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержатся в альбоме форм первичных документов.



График документооборота ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» содержит все необходимые сведения, указывающие наименование документа, форму и срок его составления, структурное подразделение, составляющее документ, лиц, составляющих документы с указанием должностей, лиц, ответственных за своевременное и качественное оформление документов с указание должностей, даты и время предоставления документа, лиц, осуществлявших контроль за заполнением документа, сроков хранения документов (Приложения АА).

Внутренние правила документирования операций, организации документооборота, ведения регистров бухучета, определяются бухгалтерией предприятия с учетом требований, установленных Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета применять как типовые, так и разработанные на предприятии и отдельные формы старого образца.



ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» использует в своей финансово-хозяйственной деятельности бланки строгой отчетности согласно перечню бланков

строгой отчетности, разработанному в соответствии с Государственным реестром

бланков строгой отчетности и Инструкцией о порядке приобретения, учета,

 

 

хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью

защиты, утвержденной постановлением Министерства по налогом и сбором РБ,

Министерством финансов РБ. При оформлении хозяйственных операций бланками строгой отчетности следует руководствоваться перечнем лиц, ответственных за хранение и учет бланков строгой отчетности, порядком и местами хранения бланков строгой отчетности.

Право подписи документов, служащих основанием для приема и выдачи денег, товарно-материальных и других ценностей, изменяющих кредитные, финансовые и расчетные обязательства, а также бухгалтерских бланков и финансовой отчетности имеют лица, включенные в Перечень, утвержденный руководителем ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз».

Бухгалтерская отчетность- система показателей, отражающих финансовое

положение ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период- формируются в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации (Приложение Д). Учетная политика в целях бухгалтерского учета в течении отчетного года изменению не подлежит, она является локальным нормативным актом. Учётная политика–совокупность способов ведения бухгалтерского учёта первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.



Учетная политика формируется главным бухгалтером. Директор организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать все необходимые условия для правильного его ведения.

Учёт осуществляется бухгалтерией, являющейся структурным подразделением предприятия. Возглавляет её главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю. В компетенцию главного бухгалтера входит:

– постановка и ведение бухгалтерского учёта;

– формирование учётной политики;

– составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской, статистической и налоговой отчётности.

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников.

Главный бухгалтер относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с работы приказом директора предприятия.

Структура и распределение обязанностей бухгалтерской службы в ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» представлена на рисунке 2.1.

 

 

Бухгалтерия
Главный бухгалтер
Бухгалтер

 

 


Рисунок 2.1 – Структура бухгалтерской службы ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»

Обязанности между работниками бухгалтерии ГОЛХУ «Борисовкий опытный лесхоз» распределяются согласно утвержденным должностным инструкциям, которые приведены в (Приложении Е,Ж).

Обязанности главного бухгалтера ГОЛХУ «Борисовкий опытный лесхоз»:

– организация бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, контроль за экономным использованием ресурсов, сохранностью собственности организации.

– формирует в соответствии с законодательством учетную политику;

– подготовка и принятие рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечение порядка проведения инвентаризаций, контроль за проведением хозяйственных операций, соблюдением технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;

– обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и

отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной

централизации учетно-вычислительных работ и применения современных

технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм

и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление

полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности

предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой

дисциплины;

– обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы и др.

Бухгалтерия как структурное подразделение занимает важное место среди других подразделений организации, для них бухгалтерия является верховным надсмотрщиком за имуществом организации, назначенным собственником и руководителем. Все структурные подразделения обязаны предоставлять в бухгалтерию организации информацию, которая затем передается руководству.

Указания и распоряжения главного бухгалтера (заместителя главного бухгалтера), по вопросам соблюдения правил ведения учета, оформления и представления для учета необходимых документов и сведений являются обязательными для всех структурных подразделений и работников предприятий.

В компетенцию главного бухгалтера входит:

– постановка и ведение бухучета;

– формирование учетной политики;

– составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности.

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений, и работников.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны

приниматься к исполнению.

Главный бухгалтер обеспечивает контроль над движением имущества и выполнением обязательств. Прием и сдача дел при его назначении и освобождении от должности оформляются актом.

В случае возникновения разногласий между руководителем и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя, который несет всю ответственность за последствия совершения таких операций.

Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера определяются

ст. 7 Закона Республики Беларусь о внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 25.06.2001г. № 42-3.

Положение об учетной политике ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» разработано в соответствии с положениями:

– Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-3 «О бухгалтерском учете и отчетности»;

– Инструкцией, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 г. № 111 «О формах бухгалтерской отчетности» (далее инструкция № 111);

– Инструкцией по бухгалтерскому учету, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 102 «Доходы и расходы организации» (далее инструкция № 102);

– Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств»;

– Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 г. № 180;

– Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г № 50, с изменениями и дополнениями (далее соответственно - Типовой план счетов и Инструкций по применению Типового плана счетов);

– Инструкцией о порядке оформления транспортных документов, утверждённой постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.11.2010 г. №138;

– Инструкцией по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждённой постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 г. №26;

– Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утверждённая постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 27.02.2009 г. №37/18/6;

– другими нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению и регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учёта, составления отчётности и налогообложения в Республике Беларусь.

Бухгалтерский учёт в ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» ведётся с помощью автоматизированной формы учёта в программном продукте «СофтСервис: Лесное хозяйство 8».

Бухгалтерский учёт ведется с применением правил двойной записи и системы счетов, предусмотренной Рабочим планом счетов ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» с разбивкой по субсчетам и счетам аналитического учёта, разработанным на основе Типового плана счетов бухгалтерского учёта (Приложение И).

Для целей бухгалтерского учета к основным средствам относятся введенные в эксплуатацию долгосрочные активы при одновременном выполнении следующих условий:

– активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, а также для предоставления во временное пользование, за исключением случаев, установленных законодательством;

– организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;

– активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;

– организацией не предполагается отчуждение активов в течении 12 месяцев с даты приобретения.

Стоимость предметов принимается без налога на добавленную стоимость кроме предметов приобретаемых по бюджетному виду деятельности за счет средств мобилизации или соответствующих бюджетов, по которым стоимость определяется с учетом налога на добавленную стоимость.

Проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение основных средств, начисленные после ввода основных средств в эксплуатацию, учитывать в составе долгосрочных активов в течении года и в конце отчетного года включать в стоимость объектов основных средств ( за исключением процентов по просроченным кредитам и займам).

По основным средствам введенным с 1-го января 2012 года применяются нормативные сроки службы согласно приложению к постановлению Министерства экономии РБ №161 от 30.09.2011г. Начисление амортизации основных средств производится линейным способом. Расчет амортизации производится исходя из месячной нормы амортизации. По бюджетному виду деятельности амортизация объектов основных средств начисляется один раз в конце года с отражением уменьшения фонда в основных средствах. Амортизационные отчисления по объекту лизинга производится ежемесячно в течении срока договора лизинга и согласно размеров установленных договором. Если условиями договора лизинга на период его действия размеры амортизационных отчислений по объекту лизинга не определены, то амортизация начисляется линейным способом исходя из нормативного срока службы.

Переоценка основных средств производится ежегодно в соответствии с порядком проведения переоценки основных средств, утвержденным Министерством статистики и анализа Республики Беларусь. В случае продажи, безвозмездного получения основных средств, проводить оценку с привлечением независимых оценщиков.

Оценка материалов (сырьё, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, горюче-смазочные материалы, запасные части) при поступлении оцениваются по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) с отражением по счету 10 (Материалы).

Для учёта сырья и материалов используются следующие субсчета:

– 10/1 «Сырьё и материалы»;

– 10/2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

– 10/3 «Топливо»;

– 10/4 «Тара и тарные материалы»;

– 10/5 «Запасные части»;

– 10/6 «Прочие материалы»;

– 10/7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

– 10/8 «Строительные материалы»;

– 10/9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

– 10/10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

– 10/11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной (арендная плата и др.) или последующей (оплата отпусков работников и др.).

Составной частью себестоимости продукции лесозаготовок является стоимость леса на корню. Фактически начисленная стоимость леса на корню относится на счёт 97 «Расходы будущих периодов». По мере вырубки лесосечного фонда, стоимость леса на корню списывается со счёта 97 «Расходы будущих периодов» на затраты (в дебет счёта 20 «Основное производство»).

Учёт затрат на лесозаготовках ведётся по передельному методу по следующим фазам:

– фаза лесозаготовки (валка леса, обрезка сучьев, раскряжевка)

– франко-верхний склад (стрелеванная древесина на лесосеке);

– франко-промежуточный склад (стрелеванная и (или) позвезённая древесина к лесовозной дороге);

– франко-конечные склады (склад потребителя, склад поставщика, склад железной дороги).

Фактические затраты, произведённые за месяц по каждому франко закрываются пропорционально объёмам деловой древесины и дров, направленных из фазы в фазу, реализованных на промежуточном складе или в лесу.

Издержки обращения распределяются на реализованные товары и на товары, оставшиеся нереализованными на конец месяца, пропорционально стоимости товаров по покупным ценам без учета НДС.

Затраты по содержанию вспомогательных производств учитываются на счёте 23 «Вспомогательное производство», которые следует подразделять на отдельные аналитические счета по видам этих производств, имеющихся на предприятии и включаются ежемесячно в себестоимость основного производства.

Общепроизводственные затраты учитываются на счете 25 «Общепроизводственные затраты» по каждому цеху (структурным подразделениям). Ежемесячно общепроизводственные затраты в полном объеме списываются на основное производство.

Общехозяйственные затраты учитываются на счете 26 «Общехозяйственные затраты». Ежемесячно общехозяйственные затраты в полном объеме списываются в дебет счёта 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчёт «Управленческие расходы» с распределением по видам продукции пропорционально выручке от реализации продукции (работ, услуг)».

Затраты, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), но увеличивающие налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль, не отражать на специальных субсчетах к счетам учета затрат на производство (расходов на реализацию).

Для учёта лесного хозяйства применяются дополнительные счета бухгалтерского учёта:

– счёт 37 «Расходы на ведение лесного хозяйства» ведётся в соответствии с номенклатурой статей производственного плана по лесному хозяйству и сметой бюджетного финансирования;

– счёт 38 «Лесопродукция от мер ухода за лесом»;

– счёт 86 «Целевое финансирование» - учёт источников финансирования расходов на ведение лесного хозяйства осуществляется в разрезе субсчетов по каждому источнику. В конце года расходы, отражённые по дебету счёта 37 «Расходы на ведение лесного хозяйства», заключительной проводкой списываются за счёт источников финансирования, то есть в дебет счёта 86 «Целевое финансирование».

– счёт 88 «Фонд лесопродукции от мер ухода за лесом и лесных семян» - учитывается источник поступления и списания лесопродукции от мер ухода за лесом и лесных семян.

Готовая продукция отражается в бухгалтерском учете на счете 43 «Готовая продукция» по фактической производительной себестоимости в корреспонденции со счетами учета затрат на производство записью Дт 43 - Кт 20.

Расходы, связанные с реализацией, списываются на себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг путем распределения в установленном законодательством порядке между реализованными активами и их остатком на конец отчетного периода.

Наличие и движение денежных средств в кассе предприятия отражается по счёту 50 «Касса», к которому открыты следующие субсчета:

– 50/1 «Касса организации (в рублях)»;

– 50/2 «Операционная касса»

– 50/3 «Денежные документы (в рублях)»;

– 50/4 «Касса организации (в валюте)»;

– 50/33 «Денежные документы (в валюте)».

Наличие и движение денежных средств на расчетных счетах отражается по дебету счёта 51 «Расчетные счета»; в иностранной валюте по счёту 52 «Валютные счета».

Аналитический учет по счёту 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету. Аналитический учет по счёту 52 «Валютные счета» ведется по каждой иностранной валюте.

К счету 55 «Специальные счета в банках» открыты субсчета:

– 55/1 «Аккредитивы (в рублях)»;

– 55/2 «Чековые книжки (в рублях)»;

– 55/3 «Депозитные счета (в рублях)»;

– 55/10 «Прочие специальные счета (в рублях)»;

– 55/11 «Аккредитивы (в валюте)»;

– 55/22 «Чековые книжки (в валюте)»;

– 55/4 «Депозитные счета (в валюте)»;

– 55/44 «Прочие специальные счета (в валюте)».

Движение денежных средств в иностранной валюте, внесенных в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчётный или иной счёт организации, но ещё не зачисленные по назначению ведется на счёте 57/1 «Переводы в пути».

Расчеты с поставщиками, подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и услуги, излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приёмке, полученные услуги по перевозкам учитываются на счёте 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Расчёты с покупателями и заказчиками ведутся на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». Расчеты по краткосрочным кредитам и займам (на срок не более 12 месяцев), а также начисленным и уплаченным по ним процентам учитываются на счёте 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Расчеты по долгосрочным кредитам и займам (на срок более 12 месяцев), а также начисленным и уплаченным по ним процентам учитываются на счёте 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Расчеты с бюджетом по налогам и сборам и иным платежам отражаются на счёте 68 «Расчеты по налогам и сборам». Расчеты по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации отражаются на счёте 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Информация о расчетах с работниками организации по оплате труда отражается на счёте 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Информация о расчетах с работниками организации по суммам, выданным им в подотчет, отражается на счёте 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Информация о расчетах с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами отражается на счёте 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Все расходы относить на финансовые результаты отчетного периода. Расчёты с учредителями организации отражаются на счёте 75 «Расчёты с учредителями». Расчеты с разными дебиторами и кредиторами по имущественному и личному страхованию, по претензиям, по суммам, удержанным из заработной платы в пользу других лиц, о других расчетах отражать на счёте 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Выручка при осуществлении денежной формы расчетов отражается по мере отгрузки за отгруженную продукцию (работы, услуг).

Оценка дебиторской задолженности для отражения ее в бухгалтерской отчетности осуществляется на основании учетных документов, подтверждающих отгрузку материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг.

Если расчеты осуществляются в иностранной валюте, то учет этих расходов на счета бухгалтерского учета ведется в белорусских рублях, пересчитанных по официальному курсу Национального банка РБ на дату проведения расчетов, подтверждаемых платежно-расчетными документами, либо на дату последнего дня отчетного месяца.

Учет реализации осуществляется по видам деятельности в рамках счета 90 «Реализация» по специальным субсчетам, на которых отражаются все расходы, связанные с осуществлением конкретного вида деятельности, не используя группировку по субсчетам, предусмотренным Типовым планом счетов бухгалтерского учета.

Учёт доходов и расходов по финансовой деятельности учитывается на счёте 91 «Операционные доходы и расходы»

Закрытие счета 99 «Прибыли и убытки» производится по окончании отчетного года.

2.2 Документальное оформление поступления и выбытия основных средств в ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз »

Бухгалтерский учёт основных средств должен обеспечить документальное подтверждение наличия и движения основных средств по местам нахождения и в разрезе материально ответственных лиц, правильное начисление износа, определение затрат на ремонты.

Создавая предприятие, его собственники в первоочередном порядке решают проблему укомплектования основными средствами. Если учредительными документами предусмотрено внесение основных средств в счет уставного капитала, то они вручаются предприятию. Далее, в процессе своей деятельности предприятия пополняют свои основные средства с целью замены износившихся, устаревших и по другим причинам. Порядок отражения в бухгалтерском учете увеличения основных средств зависит от того, каким образом и на каких условиях они приобретены.

Основные средства на предприятие поступают в результате:

– капитальных вложений;

–приобретения у других юридических и физических лиц за плату;

–получения от других предприятий и лиц безвозмездно;

–субсидий правительственных и местных органов власти;

–внесения их учредителями в счет вклада в уставный капитал предприятия

– оприходования излишков основных средств, выявленных при инвентаризации;

–получения в аренду.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем предприятия. Как правило, на предприятиях создаются постоянно действующие комиссии. В состав комиссии обычно включают специалиста по строительству или инженера по технике безопасности, бухгалтера, руководителя структурного подразделения предприятия, которому передаются в эксплуатацию основные средства. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт приемки-передачи основных средств по форме ОС-1 (Приложение К).

Акт приемки-передачи основных средств составляется в одном экземпляре на каждый объект основных средств. В акте указывается характеристика объекта, его наименование, год выпуска или постройки, источник приобретения (возведения), дата ввода в эксплуатацию, соответствие основных средств техническим условиям, первоначальную стоимость, заключение и подписи членов комиссии, другая информация, необходимая для правильной эксплуатации и учета основных средств. Составление общего акта на несколько принимаемых объектов основных средств допускается лишь для хозяйственного инвентаря, оборудования и т.п., если эти объекты основных средств однотипны, имеют одинаковую стоимость и принимаются под ответственность одного и того же ответственного лица. К акту приемки-передачи основных средств прилагается техническая документация (паспорта, чертежи, спецификации, комплектовочная ведомость и т.п.), которая передается материально ответственным лицам по местам эксплуатации основных средств. После оформления акт приемки-передачи основных средств вместе с приложенной технической документацией передается на утверждение руководителю предприятия, а затем в бухгалтерию.

Например, актом о приеме – передачи объекта основных средств в ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» 02 ноября 2015 года поступил Автомобиль УАЗ- 390945-440 7307 АО-5 от организации СООО «ПарадАвто», первоначальной стоимостью 190 688 183 руб. Заключением комиссии, председателем которой был главный инженер Бегун А.Н., а членами комиссии главный бухгалтер Зеленевская Е.А., инженер - энергетик Лазерко В.А., и главный механик Игнатенко С.И. было установлено, что объект основных средств соответствовал техническим условиям, но требовалась его доработка. Приложением к акту была техническая документация, а именно: руководство по эксплуатации и гарантийный талон. Материально ответственным лицом, за которым закрепили Автомобиль УАЗ-390945-440 7307 АО-5 явился главный механик Игнатенко С.И.

На основании этих документов бухгалтер заполняет инвентарную карточку на весь период эксплуатации объекта по форме ОС-6 (Приложение Л). Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре. В них указываются: наименование объекта, его краткая характеристика, первоначальная стоимость, норма амортизационных отчислений, номер акта и дата приемки основных средств, инвентарный номер и т.п. В инвентарной карточке учета объекта основных средств на Автомобиль УАЗ- 390945-440 7307 АО-5, упомянутый выше в ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» было указано дата выпуска автомобиля- 01 января 2015 года, дата ввода в эксплуатацию-02 ноября 2015 года, первоначальная стоимость- 190 688 183 руб., сумма начисленной амортизации- 27 241 168 руб., срок полезного использования -84. Также в инвентарной карточке было отражено внутреннее перемещение автомобиля УАЗ- 390945-440 7307 АО-5 в структурное подразделение ГОЛХУ «Борисовского опытного лесхоза» в Иканское лесничество, приказом № 3594 от 09 ноября 2015.

В момент составления акта по форме ОС-1 каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер, который сохраняется за объектом весь период его нахождения на данном предприятии. Этот номер наносится на объект масляной краской или прикрепляется в виде жетона. Инвентарные объекты нумеруются по порядково - серийной системе. Каждой классификационной группе основных средств выделяется определенная серия порядковых номеров, которые в последовательном порядке присваиваются каждому объекту данной группы основных средств.

Внутреннее перемещение объектов оформляется актом приемки- передачи или накладной на внутреннее перемещение основных средств (форма ОС-2) в двух экземплярах. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта (Приложение М). Отсутствие данного документа объясняется тем, что на предприятии за отчетный месяц не было внутреннего перемещения

В ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» я рассмотрела внутреннее перемещение объектов основных средств на примере накладной на внутреннее перемещение основных средств № 2483 от 14 января 2016 года. В накладной указывалось наименование объекта основных средств – Автомобиль УАЗ-31514 1495 AI-5, 2000 года выпуска, инвентарный номер 01152483, стоимостью 8 908 545 руб. Приказом № 13-ПР от 14 января 2016 года этот автомобиль был передан в структурное подразделение ГОЛХУ «Борисовского опытного лесхоза» в Зембинское лесничество. И закреплен за лесничим Зембинского лесничества Зубреем В.И.

При перемещении основных средств внутри предприятия, ремонте и выбытии в карточках делаются соответствующие отметки. Основанием для этого служат данные документов о перемещении, ремонте, ликвидации основных средств.

Инвентарные карточки хранятся по классификационным группам основных средств, а внутри каждой группы по местам их нахождения и видам. Это позволяет легко установить наличие основных средств по каждой группе и местам их нахождения. При выбытии основных средств инвентарные карточки из картотеки изымаются.

Для того чтобы обеспечить контроль за сохранностью инвентарных карточек составляют "Опись инвентарных карточек по учету основных средств" которая составляется в одном экземпляре. Опись инвентарных карточек ведется в разрезе классификационных групп основных средств

Есть предприятия, где количество объектов основных средств незначительное и пообъектный учет на них ведется в инвентарной книге (форма ОС-11). Записи в книге производятся в разрезе классификационных групп основных средств и по местам их нахождения. На таких предприятиях опись инвентарных карточек (форма ОС-10) не составляется.

Кроме вышеуказанных документов для учета движения основных средств составляется «Карточка учета движения основных средств» (форма ОС-12). Данная карточка открывается на год на каждую классификационную группу основных средств. В карточке указывают наличие основных средств на начало месяца, поступление и выбытие основных средств, сумму износа и затраты на капитальный ремонт. Инвентарные карточки и карточки учета движения основных средств сверяются с данными синтетического учета основных средств и используются для заполнения отчетности о наличии и движении основных средств.

Для пообъектного учета основных средств в местах их нахождения и по материально ответственным лицам применяется "Инвентарный список основных средств" (форма ОС-13). В нем указывают наименование классификационной группы, номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, полное наименование объекта основных средств, его характеристика, первоначальная стоимость, отметки о выбытии (перемещении) и др.

Инвентарные списки составляются в двух экземплярах. Один экземпляр списка хранится у материально ответственного лица по месту нахождения объекта основных средств, а другой экземпляр - в бухгалтерии с распиской материально ответственного лица. Данные списки не реже одного раза в полугодие должны сверяться.

При автоматизации учета основных средств в ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» данные инвентарных карточек вводятся в ЭВМ и в дальнейшем хранятся в памяти компьютера в виде картотеки. При поступлении и выбытии основных средств в полученный массив инвентарных карточек вносятся соответствующие изменения. Учет движения основных средств отражается в машинограмме «Ведомость движения ОС» за отчетный месяц (Приложение Н). В ней указывается наименование основного средства, информация о поступлении и выбытии, входящее и исходящее сальдо. Например, в ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» в ведомости движения основных средств за 2015 год было отражено поступление бытового помещения в декабре 2015 года, стоимостью 296 278 025 руб., инвентарный номер которого 0111357, бензопилы MS 260 в ноябре 2015 года, стоимостью 6 375 593, инвентарный номер 01143524 и многое другое.

Кроме вышеперечисленного в оборотной ведомости содержится информация о безвозмездном поступлении основных средств от других предприятий. А в конце года составляются сведения о безвозмездной передаче основных средств и сведения о приобретенных основных средствах за отчетный год.

В процессе деятельности предприятия совершаются действия, в результате которых основные средства выбывают. Порядок отражения выбытия основных средств зависит от его причины. Чаще всего они выбывают по следующим причинам:

–при реализации основных средств юридическим и физическим лицам;

–при безвозмездной передаче основных средств другим предприятиям;

–при их внесении в качестве взноса в уставный капитал других предприятий;

–при ликвидации основных средств, связанной с их физическим и моральным износом;

–при недостачах, выявленных в результате проведенной инвентаризации;

–при уничтожении основных средств в результате аварий, стихийных бедствий;

–при передаче арендодателю капитальных вложений в арендованные основные средства после истечения срока аренды.

В условиях рыночных отношений возникают случаи, когда тот или иной объект становится предприятию не нужным, и оно должно попытаться его реализовать. Условия продажи - покупки, продажная цена оговариваются с покупателем. Продажная цена зависит от величины остаточной стоимости продаваемого объекта, его физического и морального износа, спроса и предложения на рынке на такие товары. Цена, по которой предприятие реализует основные средства, может быть на уровне остаточной стоимости, выше или ниже ее.

При продаже основных средств материально ответственное лицо, в подотчете которого находится объект, получив от представителя покупателя доверенность на право совершения покупки, выписывает товарно-транспортную накладную. В накладной работник бухгалтерии указывает необходимые данные по объекту (первоначальную или восстановительную стоимость, начисленный за время эксплуатации износ, отпускную цену и т.п.).Кроме этого к накладной прилагается необходимая техническая и другая документация на основные средства.

При продаже основных средств комиссия составляет «Акт приемки- передачи основных средств». На основании данного акта в бухгалтерии делаются соответствующие отметки в инвентарных карточках, а затем они изымаются из картотеки, о чем делаются соответствующие записи в описи инвентарных карточек или в инвентарной книге.

При автоматизации учета основных средств на рассматриваемом предприятии, при продаже основных средств карточка изымается из картотеки, а соответствующая запись, сделанная на ЭВМ - удаляется.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.