Сделай Сам Свою Работу на 5

Осуществление правосудия только судом





 

Конституционные положения, согласно которым правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст.118 Конституции РФ), возлагают на суд всю полноту ответственности за правильное разрешение каждого дела. Выполнение этой задачи возможно лишь при условии понимания судьями личной ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.

Согласно ст.49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Из названного положения вновь следует правило, что именно суд устанавливает виновность лица. Так как под правосудием по уголовным делам понимается деятельность суда, направленная прежде всего на установление виновности или невиновности подсудимого, то смысл закрепленной в ст.49 Конституции РФ нормы можно прочитать и несколько иначе: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока не будет осуществлено правосудие в предусмотренном федеральным законом порядке вступившим в законную силу приговором суда.



Независимость судей и подчинение их только суду.

 

 

22. Какие вы знаете подзаконные акты.

подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

- на указы и распоряжения Президента РФ;

- акты Правительства РФ;

- акты федеральных министерств и ведомств;

- акты исполнительной власти субъектов РФ;

- акты органов местного самоуправления;

- локальные акты.

 

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются, издаются на основе и во исполнение законов.

В Украине, по субъекту принятия (издания) среди подзаконных нормативно-правовых актов различают:

-постановления Верховной Рады Украины;

-акты Президента Украины (указы, распоряжения);

-акты органов исполнительной власти:

а) Правительства Украины( постановления, распоряжения);



б) центральных органов исполнительной власти ( например, акты министерств);

в)местных органов исполнительной власти ( например, распоряжения глав местных государственных администраций);

-контрольно-надзорных органов (например, акты Генерального прокурора Украины);

-акты органов местного самоуправления ( решения );

- и др.

По характеру компетенции органа, издавшего подзаконный акт, а также сфере его действия обычно различают акты:

-общие ( издаются органами общей компетенции , действуют в пределах страны ): например, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины (Правительства Украины);

-местные (издаются местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, действуют в пределах соответствующей территории ,например, области, района);

-ведомственные ( издаются органами специальной компетенции - ведомствами, распространяются на структурные подразделения, лиц, находящихся в системе административного, служебного, дисциплинарного подчинения данного ведомства, т.е. имеют внутриведомственное значение ) : например, акты министерств, иных центральных органов исполнительной власти.

-локальные (корпоративные) - издаются органами управления корпорации (предприятия, учреждения, организации), имеют внутрикорпоративное действие, т.е. действуют в пределах данного предприятия, учреждения, организации; среди них есть акты принятые руководителем, общим собранием, исполнительным органом( например, советом директоров) корпорации , акты материально-правовые и процессуально-правовые, принятые самостоятельно (в рамках закона) или на основе типовых нормативных документов ( в порядке их развития, дополнения).



23.Правосудие – его основные характеристики.

Характеристики отдельных принципов правосудия

  • 1. Принцип законности
  • 2. Принцип соблюдения прав и свобод личности
  • 3. Принцип осуществления правосудия только судом
  • 4. Принцип независимости судей
  • 5. Принцип законности, компетентности и беспристрастности суда
  • 6. Принцип равенства всех перед законом и судом
  • 7. Принцип состязательности и равноправия сторон
  • 8. Право граждан на судебную защиту
  • 9. Право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту
  • 10. Презумпция невиновности
  • 11. Принцип открытого разбирательства дел
  • 12. Принцип языка судопроизводства
  • 13. Участие граждан в осуществлении правосудия

Правосу́дие (юстиция) — вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется (проявляется) судебная власть. Способом осуществления правосудия закон признает разбирательство и разрешение дел в судебных заседаниях. Именно в судебном разбирательстве наиболее полно реализуются все демократические принципы судебной деятельности. Государственно-правовая защита правосудия и носителей судебной власти выражается в установлении административной и уголовной ответственности за посягательства на деятельность по осуществлению правосудия. Правосудие как одна из форм государственной властной правоохранительной деятельности отличается от законодательной и управленческой деятельности рядом существенных признаков.

Характерными чертами правосудия являются: осуществление правосудия особыми компетентными государственными органами - судами; правосудие выполняется лишь установленными законом способами: рассмотрением в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел в рамках установленной законом особой процедуры, каждая из которых регулируется отдельным самостоятельным законодательным актом

Существуют следующие виды правосудия:

конституционное, арбитражное, административное, гражданское, уголовное.

Конституционное правосудие– деятельность по рассмотрению и разрешению споров о конституционности и неконституционности НПА, осуществляемая КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ в порядке, установленном ФКЗ «О КС РФ» и законами субъектов о конституционных (уставных) судах субъектов РФ.

Арбитражное правосудие– деятельность по рассмотрению и разрешению экономических споров и споров в сфере управления, осуществляемая арбитражными судами РФ на основе АПК РФ.

Административное правосудие– деятельность по рассмотрению и разрешению судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном КоАП.

Гражданское правосудие– деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских дел (имущественных, личных неимущественных споров, споров, вытекающих из семейных, земельных, трудовых и наследственных правоотношений), осуществляемая судами общей юрисдикции на основе ГПК РФ.

 

Признаки правосудия.

Признаки правосудия содержатся в самом определении этого явления.

1. Правосудие - это урегулированная законом (уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным, административным или Законом о Конституционном Суде) деятельность.

2. Правосудие осуществляется лишь по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также по делам, подсудным Конституционному Суду РФ.

3. Рассмотрение уголовных дел и дел об административных правонарушениях отнесено к компетенции судов общей юрисдикции. Гражданские дела могут быть разрешены как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами. Поэтому правосудие - это деятельность суда общей юрисдикции, арбитражного суда и, кроме того, Конституционного Суда РФ.

4. Правосудие может осуществляться только в рамках одного из предусмотренных законом порядка (инстанции):

рассмотрение дел по первой инстанции; рассмотрение дел в апелляционной инстанции; рассмотрение дел в кассационной инстанции; рассмотрение дел в надзорной инстанции; рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам; рассмотрение дел об административных правонарушениях; рассмотрение дел, подсудных Конституционному Суду РФ.

5. Правосудие по уголовным делам завершается разрешением вопросов о виновности подсудимых и применением установленных законом мер к виновным либо оправданием невиновных. По делам об административных правонарушениях - наложением административного взыскания либо прекращением дела производством. По гражданскому делу, а также по делам, подсудным Конституционному Суду РФ, правосудие имеет место только в связи с разрешением дела по существу.

Конституционный Суд РФ выделяет, кроме того, четыре специфических признака особой формы правосудия - конституционного судопроизводства, а именно:

круг предметов проверки,

перечень инициаторов рассмотрения дел,

виды процедур конституционного судопроизводства, юридические последствия принимаемых решений.

Правосудие осуществляется лишь судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом РФ. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя его осуществление.

24.Как взаимодействует курс «Правоохранительные органы» с иными смежными дисциплинами.

Правоохранительные органы" — один из вводных предметов, дающих, как уже отмечалось выше, исходные сведения о правоох­ранительной деятельности и осуществляющих ее государственных органах и иных учреждениях. Эти сведения находятся в тесной связи и взаимозависимости со сведениями, которые даются студентам юридических вузов при изучении ряда смежных дисциплин.

К числу последних можно было бы отнести "Конституционное право", в рамках которого наряду с освещением многих других про­блем дается общая картина роли и места правоохранительных ор­ганов в системе всœех органов государства, характеризуются взаимо­связи между ними, определяются главные (конституционные) прин­ципы их построения и деятельности. Делается это, в частности, на базе положений Конституции РФ, в т.ч. содержащихся в ее гл. II и VII первого раздела, специально посвященных правам и сво­бодам человека и гражданина, судебной власти.

Немало точек соприкосновения имеет рассматриваемая дисцип­лина и с дисциплинои̌ "Административное право", одной из задач которой является изучение закономерностей организации и функ­ционирования всœех органов государственного управления (исполни­тельных органов). Такие правоохранительные органы, как, к примеру, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и подчинœенные им учреждения, свои правоохранительные функции осуществляют одновременно с функциями управленческими (испол­нительными). В связи с этим некоторые аспекты их организации и полномочий, преимущественно управленческие, получают необходи­мое освещение в курсе "Административного права". Значительно более подробная информация дается в данном курсе и о тех многих органах исполнительной власти, которые, выполняя главным обра­зом какие-то другие важные государственные задачи, участвуют в осуществлении некоторых правоохранительных функций. Там же даются подробные сведения об базовых правилах применения ад­министративной ответственности за соответствующие проступки.

Весьма тесно дисциплина "Правоохранительные органы" свя­зана с дисциплинои̌ "Уголовный процесс", основное назначение ко­торой — глубокий анализ содержания деятельности всœех правоох­ранительных органов, связанной с производством по делам о пре­ступлениях. Эта дисциплина дает представление о том, как долж­ны деи̌ствовать правоохранительные органы при раскрытии преступ­лений, изобличении лиц, виновных в их совершении, и определœении мер правового воздеи̌ствия на таких лиц, а равно при принятии решений о реабилитации тех, кого незаконно привлекали к уголов­ной ответственности. Она ориентирует и в том, кок должны строиться возникающие в ходе названной деятельности отношения между пра­воохранительными органами, между ними и гражданами, интересы которых так или иначе затронуты совершенным преступлением. Организация правоохранительных органов в значительной мере за­висит от содержания выполняемой ими деятельности, порядка (про­цедуры) производства конкретных деи̌ствий.

25. Демократические основы (принципы) правосудия.

 

Демократические основы (принципы) правосудия — это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны, данного вида государственной деятельности. Такие положения являются основополагающими для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в государственном механизме и политической системе общества.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу, — Конституции РФ, конституционных и других федеральных законах. Они также берут свои истоки и в таких высокоавторитетных актах, как Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.

Понятие правосудия и его признаки. Понятие, значение и система принципов правосудия.

Правосудие представляет собой особую деятельность государства по рассмотрению и разрешению различных правовых конфликтов.

Назначение правосудия состоит в том, чтобы:

- защитить социально значимые общественные и личные отношения;

- восстановить нарушенные правовые связи;

Признаки правосудия:

- правосудие осуществляется только в строго определенном порядке (процедуре);

- правосудие может осуществляться только особым органом – судом;

- суды обладают всей полнотой юрисдикции;

- правосудие осуществляется только на оценке представленных доказательств;

- правосудие осуществляется определенным способом.

С учетом данных признаков под правосудием следует понимать – осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Специфику правосудия как государственной функции определяют и принципы, на которых оно отправляется. Ими выступают:

Законность, гласность, состязательность и равноправие сторон, язык судопроизводства, непосредственность и устность судебного разбирательства, равенство всех перед законом и судом, право граждан на судебную защиту, презумпция невиновности, обеспечение обвиняемому, подозреваемому права на защиту, неприкосновенность личности, охрана чести и достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, независимость судей, присяжных, арбитражных заседателей подчинение их только закону, осуществление пр

 

26. Служба судебных приставов.

Федера́льная слу́жба суде́бных при́ставов Росси́йской Федера́ции (ФССП Росси́и) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

ФССП России подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.

Основными задачами ФССП России являются:

· обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации,Верховного Суда Российской Федерации

, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей;

· организация принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц;

· исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесённым уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов;

· управление территориальными органами ФССП России.

 

 

На судебных приставов возлагаются задачи по:

обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Луганской Народной Республики, Верховного Суда Луганской Народной Республики, Высшего Арбитражного Суда Луганской Народной Республики, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды);

осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Законом Луганской Народной Республики "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц);

исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Луганской Народной Республики к подследственности Службе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.