Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ.





Автономная некоммерческая организация

«Центр социально-гуманитарных технологий, консультационных услуг, молодежных проектов и программ «Молодежный эксперт»


Юридический адрес: г.Пермь, ул. Малкова 8-11

ИНН 5903117369 /КПП 590301001

ОГРН 1155958073347

 

АО «Альфа Банк» филиал «Нижегородский»

р/с 40703810929490000015

к/с 30101810200000000824

БИК 042202824


тел. +7 912 882 85 75, e-mail: molodexpert@gmail.com


Малкова Е.В. Баранова Т.С.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ.

(авторская позиция, предполагающая дискуссионность в профессиональном и исследовательском сообществах)

К определению:

Технология(от греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение; др.-греч. λόγος – мысль, причина; методика, способ производства) – это:

· комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратам, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом;

· система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.



Технологии в социальном контексте можно определить как:

· способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач;

· совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем.

Технология- это набор способов, средств выбора и осуществления управляющего процесса из множества возможных его реализаций

Технологии работы с молодежью – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования отношений и процессов в жизнедеятельности молодежи, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования отношений и процессов в молодежной среде.

 

Технология работы с молодежью – это:

система инновационных и традиционных методов, средств, приемов и форм деятельности организаторов молодежной работы и специалистов в сфере молодежной политики, а также соответствующих учреждений, молодежных организаций, которые будут применяться в определенной последовательности с целью успешного разрешения той или иной задачи саморазвития молодежи, актуализации потенциала молодежи и / или решения проблем молодежи.



 

О природе технологий работы с молодежью:

 

Технологии работы с молодежью фактически всегда имеют социально-гуманитарную природу. Даже когда речь идет о проектных технологиях в работе с молодежью, надо понимать, что проектирование для молодого человека это проектирование его биографии, жизненного сценария, т.к. именно в этом он формирует свою не только социальную компетентность и профессиональные компетенции.

Характеристики технологий работы с молодежью:

· динамичность, которая состоит в постоянной смене содержания и форм работы с молодежью и получением нового знания о молодежи;

· непрерывность, обусловленную необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с молодежью и оказывать на него влияние;

· цикличность, которая проявляется в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с молодежной аудиторией;

· дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на молодежную аудиторию с момента определения цели до исполнения решения.

 

Среди функций технологий работы с молодежью можно назвать:

 

· аналитико-прогнозная: выявление и учет на подведомственной территории разных категорий молодежи с определенными ожиданиями, интересами, проблемами, мониторинг динамики социальных процессов в молодежной среде, прогноз изменения существующих параметров;



· диагностическая: анализ существующих реальных и потенциальных показателей положения (и состояния) молодежи в территориальном сообществе, установление их причин и факторов, исследование проблемных полей в молодежной среде (по категориям молодежи);

· системно-моделирующая: определение характера, объема, форм и методов поддержки молодежи (в разных категориях) , концептуальное обоснование такой поддержки;

· проектно-организаторская: разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка социальных проектов, направленных на разрешение социальных задач и проблем, активизация молодежного проектирования в территория;

· активационная:содействие активации потенциала собственных возможностей молодого человека, молодой семьи или молодежной команды, побуждение молодежи к самостоятельному решению проблем, формулированию жизненных сценариев;

· инструментально-практическая: оказание молодежи различных видов помощи и поддержки в ситуации жизненных затруднений, консультации и тренинги, коуч-сессии для улучшения социального положения, координации жизненных сценариев молодых людей, оказание содействия в оформлении документов и т.д.;

· распорядительно-управленческая: менеджмент органов молодежной политики, координация деятельности государственных и некоммерческих организаций в сфере молодежной работы и молодежной политики;

· эвристическая: приращение социального знания в контекстах молодежного участия в жизни общества и его развитии, улучшение профессиональной подготовки бакалавров и магистров и переподготовки по направлению «Организация работы с молодежью» в ВУЗах;

· рекламно-пропагандистская: информирование населения (особенно «взрослого») о практике молодежной работы, о фактах молодежного участия в развитии территории, реклама молодежных проектов и услуг, организация и проведение молодежных событий с информационной поддержкой.

Условия технологизации работы с молодежью:

· объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;

· должны быть выделены элементы системы объекта технологического воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;

· возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

· возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.

· наличие соответствующих средств осуществления деятельности, позволяющих получить максимальный результат при минимальных затратах.

К структуре технологии:

В основе любого процесса лежит определенная технология, к компонентам которой относятся:

1) цель реализации процесса;

2) предмет, подлежащий технологическим изменениям;

3) способы и методы воздействия;

4) средства технологического воздействия;

5) упорядоченность и организация, противопоставленные стихийным процессам

 

Технологический процесс работы с молодежью должен включать в себя следующие компоненты структуры:

· теоретическое обоснование;

· технологические процедуры;

· технологический инструментарий;

· критерии и методы;

· замеры результатов;

· этапы внедрения;

· ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

 

Структуру же технологического процесса в работе с молодежьюсоставляют:

· алгоритм действий;

· операции;

· процедуры;

· инструментарий.

Алгоритм– это:

· точный набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время;

· программа решения задач, точно предписывающая как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными;

· преобразование объекта / субъекта работы с молодежью и перевод его в искомое состояние

Операцияэто простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели).

Процедураэто совокупность операций, определенных общей целью (подцелью).

В процессах социально-гуманитарных технологий работы с молодежью можно выделить несколько процедур:

1) определение цели, которая должна быть реализована в результате применения данной технологии;

2) построение системы критериев для выбора возможных вариантов;

3) обозначение круга возможных вариантов;

4) выбор оптимального варианта;

5) внедрение избранного варианта.

К этапам:

По аналогии с социально-гуманитарными технологиями можно выделить три основных этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный[1]. Их совокупность представляет собой систему.

· Теоретический этапвключает формулирование целевой установки, определение предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект / субъект молодежной работы. Отметим, что ему должно предшествовать продумывание контекста, ситуации, проблемный анализ ситуации.

· Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта / субъекта молодежной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности.

· Процедурный этаппредполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций и с составлением алгоритма действий.

 

 


ВАЖНО!!!

1. Понять, что является обратной стороной (неочевидной) «трудности» подростка: высокая активность, мобильность, предприимчивость, социальная гибкость, ориентированность на лидеров и авторитеты и т.п….что еще?

 

2. Инвентаризировать существующие успешные практики и проекты в сфере молодежной политики и работы с молодежью.

 

3. Вовлечь в реализуемые успешные практики в роли волонтеров, участников так называемых «трудных» подростков. Это связано с главным смыслом молодежной работы - молодежь – субъект, а не объект молодежной работы.

 

4. Конструируя или выбирая к реализации в работе с »трудными подростками» технологии работы с молодежью, сохранять в них социально-гуманитарный контекст (работа в социуме, команде, социальная эрудиция, социальная чувствительность, социальные нормы и ценности, «равнение на успешных»).

 

5. Определить набор (ассортимент) технологий к повсеместному «сетевому» внедрению в районе и его поселениях, учитывая «вызовы» территории (экономические, политические, духовные, социальные).

 

Мифы:

«1» Много хороших практик: как правило, это множество практик работы с молодежью имеет одни и те же смыслы и цели, потому может быть сведено к малому количеству действительно оригинальных практик. Не нужно изобретать велосипед. Достаточно использовать технологию «велосипед», адаптируя к национальным, ландшафтным, социальным особенностям территории.

 

«2» Сама по себе среда влияет на человека положительно и эффективно. Может быть, но попробуйте организованно помочь социальной среде. Создайте «эффект присутствия» в жизни трудного подростка информационно-обменные процессы в социальной сети или клубно - в профессиональном сообществе молодежных активистов, работников, чиновников, молодежных лидеров, наставников: «трудный подросток» в каждый момент времени должен оказаться в зане внимания кого – либо из этого «клубного» сообщества наставников. Сообщайте друг другу о его жизненном маршруте и необходимых точках коррекции.. Тогда власть сама придет к вам с предложением придать вашим технологиям институциональную основу, административную и финансовую (может быть) поддержку.

 

«3» Нужно работать только со сложившимися «чужими» успешными технологиями. Возможно и так. Технологичность - уже хорошо. Но гораздо более комплексный результат в работе с молодежью вы получите, конструируя модифицированные (на основе исходных) или даже абсолютно новые технологии…еще и вовлекая в конструирование саму молодежь.

 

«4» Есть система, она сама работает. Вообще –то рейтинг территорий показывает, где она хорошо работает, а где не работает вовсе. Не забывайте о необходимости строить систему и соблюдать ее требования, а технологии и практики могут стать достойным наполнением событийности внутри отлаженной системы работы с «трудными» подростками.

 


[1] См.: Технология социальной работы/ под ред. И.Г. Зайнышева. С.10-11.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.