Интонационная сфера Онегина.
Драматургия
Основные конфликты внутри лирической сферы: Татьяна и Онегин, Ленский и Онегин. Конфликты лирико-психологические, все внимание на внутренний мир героев. Развитие образов при их взаимодействии влияет на интонационную сферу.
Интонационная сфера Татьяны.
- Интродукция (g-moll). Образ грез Татьяны выполняет две функции: лейтмотив и характеристика самой Татьяны, а также введение в лирическую сферу оперы.
- 1 картина (g-moll, e-moll). В основном развивается тема грез, звучит в сцене переполоха, в квартете, проходит в уменьшении, без хроматизмов, и т.п.
- 2 картина – целиком раскрытие образа Татьяны. Вступление выражает душевное томление Татьяны и приближается к тема Ленского из его ариозо «Ты мне радость». Сцена с няней – новый этап развития образа Татьяны и ее лейтмотива. Центральное место в этой картине занимает сцена письма, которая делится на 4 раздела с постепенным развитием к кульминации в четвертом разделе.
1й этап
| 2й этап
| 3й этап
| 4й этап - центральный
| a
| b
| c
| a
| b
| a
| a
| b
| a
| a
| a1
| b
| a2
| a3
|
| Т. страданий
| «Пускай погибну я»
| Т. Татьяны
| «Я к вам пишу»
| Середина речитатив
| Реприза «Зачем, зачем»
| «Нет никому на свете»
| Середина речитатив
| реприза
| Оркестр «Кто ты мой ангел ли хранитель»
| Период
| Середина с интонацией т. Татьяны
| Вокальная динамическая реприза
| Реприза оркестра
| Дополнение «Кончаю»
| Развитие темы любви
|
| Des
| cis
| d
| D
| d
| C
| a, b, Ges
| C
| Des
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
- 3 картина. Монолог Татьяны основан на нисходящих интонациях – преображение интонации Темы любви.
- Вступление ко 2 действию – тема любви Татьяны, в которой сочетаются интонации более спокойные внешне, и более напряженные внутренне (интонации возгласы близкие речитативу 3ей картины).
- 7 картина сцена Татьяны и Онегина – вторая кульминации оперы. Вся сцена основана на трансформированных интонациях предыдущих картин (восторженность оборачивается скорбностью и т.д.), либо на интонациях ассоциативно связанных с предыдущими картинами. Сцена представляется собой цепь ариозо каждого из героев и их дуэтных эпизодов:
1. Татьяна одна – ассоциации с сценой письма, но т. Любви похожа на тему судьбы Ленского (e-moll). Новая оркестровая тема (шестнадцатые и восьмые) близка вступлению ко 2 картине, но там она заканчивалась т. грез Татьяны, а здесь темой судьбы.
2. Появление Онегина – ассоциации с 3ей картиной, но с большим напряжением, появлением уменьшенных гармоний и т.д.
3. Ариозо Онегина «Уже ль в мольбе» - ассоциации с 3 ей картиной, но более взволнованное и уверенное.
4. Ариозо Татьяны «Онегин, я тогда моложе», тональная связь с сценой письма (cis одноим. Des).
5. Фраза «Я плачу» близка к теме судьбы Ленского.
6. Первая кульминация дуэт «Счастье было».
7. Ариозо Онегина «Нет! Поминутно» развитие ариозо «Уже ль в мольбе».
8. Реплика Татьяны «Онегин в вашем сердце есть» - появление новых, более решительных интонации.
9. Признание Татьяны «Я вас люблю к чему бы каять» - интонации близки лейтмотиву грез и мечтаний, но это поворотный пункт в развитии сцены.
10. Ариозо Онегина «О не гони» (e-moll), обилие задержаний, опеваний, взволнованное.
11. Дуэт «Глубоко в сердце» - дуэт согласие, который тем не мене приводит к разрешению конфликта.
12.Заключительная фраза Онегина – кульминации на двойной доминанте, диссонансы (e-moll).
Интонационная сфера Ленского.
1 картина. Реплика «Прелестно здесь» (E-dur) опора на сексты. Квартет прежде всего музыкальная характеристика Ленского, поскольку основан на интонационном развитии этой реплики. Сцена и ариозо Ленского т. «Я люблю вас» впервые проходит в оркестре. Вся сцена трехчастная. Первый раздел – диалог Ленского и Ольги, второй сцена Татьяны и Онегина, реприза ариозо Ленского «Я люблю вас», которое сочетает песенно-романсовую мелодику и дикломационность. В ней преобладают опевания, секвенции, интонации родственные лейтмотиву Татьяны.
2 действие, 4 картина – перелом в развитии образа Ленского. Фазы перелома:
- Сцена Ленского и Онегина – на фоне вальса происходит ладовая перестройка с мажора на минор и интонационная перестройка на нисходящие секундовые ходы.
- Сцена ссоры e-moll нисходящая интонация от 3ей к первой ступени минора.
- Первая кульминация конфликта речитатив «Просто я требую».
- Финал – большая сцена, в центре столкновение главный действующих лиц. Речитатив Ленского – искаженные интонации ариозо «я люблю вас». Ансамбль «В вашем доме» носит скорбный характер, причем тема Ленского проходит у Татьяны.
5 картина сцена дуэли - вершина и трагическое разрешение одной из линий конфликта:
- Интродукция строится на обили уменьшенных септаккордов e-moll, тема арии Ленского синтез нисходящего мотива от 3ей к первой и хроматического отпевание 5 ступени.
- Вступление к арии на интонациях ариозо «Я люблю вас».
- Сама ария. Речитатив «Куда, куда» строится на интонациях «Быть близким с вами я не желаю» из 4 картины. Ария трехчастна с кульминацией на словах «Желанный друг»» и целиком строится на теме судьбы.
- Перед дуэтом опять звучит тема судьбы.
- Смерть Ленского – т. судьбы проходит в увеличении у тромбонов d-moll.
Интонационная сфера Онегина.
1 действие, 3 картина. В центре его ария «Когда бы жизнь домашним кругом», она подхватывает интонации Татьяны, но переводит в размеренную учтивую речь. d-moll – тональность крушения надежд (она же звучит в конце дуэли). Интонационная общность с дуэтом Татьяны и Онегина из 1 сцены.
6 и 7 картина – зеркальное отражение начала. Тема Татьяны переходит к Онегину: т. томления или грез и первый эпизод сцены письма.
«Пиковая Дама»
Пиковая дама – опера с ярко конфликтной драматургией, конфликтность пронизывает каждою картину и каждый образ. Центральный образ – Герман; го трагедия социальна, что вызвало необходимость обрисовки быта и повлекло за собой особенную музыкальную формы оперы, основанную на контрастах бытовых эпизодов и индивидуальных психологических характеристик. Бытовые сцены находятся практически во всех картинах оперы (кроме 5 и 6) и либо открывают, либо завершают эти картины.
Конфликтность Пиковой дамы проводится по двум основным линиям: 1 - Герман – Лиза (социальный конфликт), 2 - Герман – Графиня; тайна трех карт как средство для достижения цели – Лизы. Экспозиция обеих линий происходит в первой картине. Первое их столкновение – во второй картине (темы графини вторгаются в развитие тем любви). Третья картина соединяет обе линии, в четвертой они достигают кульминации и трагическая развязка в 6 и 7 картине.
Симфоничность оперы проявляется в том, что главный принцип музыкального развития – это постепенность музыкально-тематических преобразований, приводящих к обнаружению новых сторон музыкального образа, к перерождению его соответственно драматургическому замыслу и идейному содержанию.
Музыкальное развитие в опере приводит к качественному изменению тематических преобразований. Наиболее ярко это проявляется в развитии образа Германа. В первой картине интонационная сфера Германа проявляется во всех ариозо: нисходящие интонационные ячейки («Я имени ее не знаю», «И не хочу узнать»), секунды («Отравлен, словно опьянен»). Квинтет – важный драматургический узел, средоточие важнейших тематических интонаций («Мне страшно, он опять передо мной»). Первый этап взаимодействия интонационной сферы Германа и Графини то баллада Томского, где впервые проявляется интонационная близость темы трех карт и первого ариозо Германа. Финальная клятва Германа – интонации намечают опорные точки будущее темы любви.
Во второй картине происходит постепенное формирование темы любви, опорные точки этого процесса – тема первого раздела арии Лизы «Откуда эти слезы» и ариозо Германа «Прости небесное сознанье». Развитие темы любви аналогично развитию подобных тем в симфонии Чайковского (побочных партий, лирических частей). Преобладают секвенции, вариационность и даже присутствует прием вторжения конфликтной сферы – здесь дуэт прерывается приходом Графини.
Симфоническая разработка тематизма происходит в третьей картине преимущественно в теме трех карт.
Кульминация всего этого процесса – четвертая картина. Это «симфонический» центр оперы. Лейтмотивом картины становится тема обреченности, проходящая во вступлении, которая складывается из интонаций квинтета, лейтмотива любви и комплекса нисходящих секунд. Также синтетично и интонационная сфера Германа: тема трех карт, тема первого ариозо, тема Графини и тема речитатива из третьей картины. Таким образом четвертая картина сочетает вы себе мелодическо-речитативные формы оперы и симфоническую непрерывность и разработочность.
5,6 и 7 картины как искаженное отражение 1, 2 и 3.
Пятая картина – изменение психики Германа; его партия разбивается на отдельные интонации, мотивы предыдущих тем, то есть не повторение предыдущего тематизма, а мозаичное сочетание тем предыдущих разделов.
Шестая картина – трагедия Лизы. В ариозо используются интонации романса Полины из второй картины, а также народно-романсовая песенность. В кульминации – тема трех карт.
Седьмая картина. Центр картина ария Германа «Что наша жизнь игра». В нее вкрапливаются интонации темы графини и трех карт. Лейтмотив всей сцене – это темы графини, которая здесь воспринимается, как тема судьбы. Структурно она выполняет функцию рефрена рондообразной формы. Главный признак симфоничности этой картины - пронизывание одной темы всего развития и разрастание этой темы.
Сквозные лейтмотивы оперы: тема трех карт, тема Графини и тема любви. Тема трех карт на протяжении всей оперы связана с Германом и развивается вместе с ним. Тема Графини сразу дается как данность и в процессе развития проникает в другие интонационные сферы. Лейтмотив любви формируется постепенно, второй ее элемент (нисходящий) связан с темой Германа и следовательно с темой трех карт. Он развивается варьировано, не трансформируясь, но завоевывая кульминацию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|