Сделай Сам Свою Работу на 5

Внешние эффекты и теорема Коуза





О

пределение и классификации внешних эффектов.В неоклас­сической экономической теории внешние эффекты рассматриваются как следствие или форма проявления провала рынка, или механизма цен. От­сюда их определение: внешние эффекты - полезность или издержки, которые не учитываются в системе цен. Вместе с тем рассмотрение различных форм коор­динации действий экономических агентов, которые обладают как сравнитель­ными преимуществами, так и изъянами показывает, что включение в определе­ние понятия цены необязательно, так как возможны другие способы учета вы­год и издержек (в неценовых компонентах контрактов). Вот почему более об­щим определением понятия внешнего эффекта следует считать следующее:

Внешние эффекты - величина полезности или издержек, которые не отра­жены (неспецифированы) в условиях контрактов

Внешние эффекты создают тем самым различие, с одной стороны, между обществен­ными выгодами и частными выгодами (для позитивных внешних эффектов), с другой стороны, между частными и общественными издержками (для отрицательных внешних эффектов).

Воспользуемся тем, что изначально понимание внешнего эффекта было тесно связано с провалами рынка. Рынок принято рассматривать в неоклассической экономической теории как обеспечивающий формирование цен механизм, отве­чающий за размещение ресурсов и эффективное их использование. Одновре-




менно относительные цены являются источником информации для экономиче­ских агентов, принимающих решения. Поскольку предполагается, что внешние эффекты возникают тогда, когда не все выгоды или издержки отражены в сис­теме цен, то это свидетельствует о нарушении принципа оптимальности разме­щения ресурсов, а значит, об их неэффективном использовании (относительно условий Парето-оптимальности). Иными словами, внешние эффекты отражают недоиспользование теоретически возможных выгод от добровольного обмена, что сопряжено с ненулевыми трансакционными издержками.

Многообразие форм взаимодействия между экономическими агентами выража­ется в многообразии возникающих внешних эффектов. Они могут классифици­роваться по целому ряду критериев.



Первый критерий фактически уже был обозначен — это «знак» внешних эффек­тов. В соответствии с ним следует выделять положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии). Примером отрицательного внешнего эффекта могут быть издержки, которые несет каждый из экономических агентов, ис­пользующих ограниченный ресурс, находящийся в свободном доступе. Поло­жительный внешний эффект возникает, если, например, пчелы, являющиеся собственностью пчеловода А, опыляют во время цветения садовые деревья, правами собственности на которые обладает садовод В. Тогда садовод получает прибавку к урожаю и соответственно прибыли, не выплачивая за это компенса­ции пчеловоду. В результате масштабы предприятия (объем производства) пче­ловода меньше общественно-эффективных. В качестве примера отрицательного внешнего эффекта можно привести классическую ситуацию взаимодействия скотовода и фермера, в которой возникают потери обусловливаемые потравой скотом посевов.

По особенностям возникновения (основаниям) внешние эффекты могут быть потребительскими, технологическими или денежными.

Потребительская экстерналия — это внешний эффект, возникающий на основе необособляемых друг от друга прямой функциональной зависимо­сти полезности от количества потребляемого блага для одного человека и обратной (прямой) функциональной зависимости для другого человека

Примером потребительской экстерналии является шумовой загрязнение, возникающее, при взлете и посадке самолетов, которое негативно влияет на полезность людей, проживающих в населенных пунктах, прилегающих к аэродрому.



Технологический внешний эффект — экстерналия, возникающая на основе существования технологической зависимости выпуска одного экономиче­ского агента от объема производимых товаров или услуг другого экономи­ческого агента.

Примерами технологической экстерналии могут быть классические примеры с пчелами (позитивный технологических внешний эффект) и потравой посевов (отрицательный) техноло­гический внешний эффект.

Денежный внешний эффект — экстерналия, возникающая вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов кон­куренции другого экономического агента

Образцом такого типа внешнего эффекта является ситуация, возникающая на конку­рентном рынке, когда поведение одной фирмы негативно влияет на уровень среднего дохода и соответственно экономической прибыли другой фирмы. Данная ситуация может быть интерпре-


тирована в терминах многосторонней денежной экстерналии. В условиях конкуренции ни одна из фирм не обладает исключительным правом устанавливать на свой продукт цену, которая бы­ла бы единственным ориентиром для потребителей. В результате решения конкурентов в преде­лах тех прав, которыми они обладают, оказывают побочное влияние на величину дохода данно­го производителя по средством воздействия на условия спроса на товар (услугу) данного произ­водителя.

В зависимости от того, какое отношение возникающий внешний эффект имеет к сторонам, заключающим контракт по поводу обмена правами собственности на соответствующий товар, можно выделить внутреннюю и внешнюю экстерна­лии.

Внешние экстерналии — такие эффекты, которые являются внешними не только по отношению к данному контрактному отношению, но и по отно­шению к группе субъектов, участвующих в контракте

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.