Сделай Сам Свою Работу на 5

РЕКИ СЕВЕРОЗАПАДНЫХ СКЛОНОВ КРЫМСКИХ ГОР 2 глава





Ще назва е, а рiчки вже немае,

усохли верби, вижовкли рови...,

куди ти дiласъ рiченько? Воскресни!

Здесь примером как раз и может служить река Салгир, протекающая когда-то через Гурзуф, о чём мы узнаём из поэмы А.С. Пушкина.
С названиями некоторых рек связаны крымские легенды и интересные истории.
По территории Крымского природного заповедника протекает река Савлух-Су (один из притоков реки Альма). Истоком реки является одноимённый источник, о чудесных свойствах которого рассказывают такую историю. Во время жестоких гонений на христианство римские святые братья-близнецы Косма и Дамиан, жившие во второй половине III в. н. э., поселились у подножия Чатыр-Дага, у источника. За добрые дела и распространение Христовой веры они получили дар чудотворства и исцеляли людей и животных без лекарств, одной лишь молитвой, причём бесплатно, за что были причислены Православной Церковью к лику святых. Завидовавший славе Космы и Дамиана их учитель, убил братьев и похоронил при источнике. Спустя много времени местный житель, ненавидевший жену, увёл её в горы, где выколол глаза и оставил. К несчастной женщине во сне явились два незнакомых человека, сказав, что они Косма и Дамиан и велели умыться в источнике. К несчастной женщине вернулось зрение. Она возвратилась в деревню и рассказала о случившемся. После чего поток людей не прекращался к целебному источнику, названному Савлух-Су (савлух - здоровье, су - вода). Естественно, что на таком месте не мог не возникнуть монастырь. В 20-е годы XIX в. на средства графини Софии Потоцкой у источника был построен первый дом для богомольцев. Случаи чудесного исцеления с 1899 г. фиксировались в монастырской книге. Неподалеку от монастыря в 1870 г. был построен царский охотничий домик, а в 1913 г. организован Заказник императорской охоты. До наших дней чудом сохранилась храмовая икона Святых Космы и Дамиана с частицами их мощей. Сами мощи хранятся в Риме в церкви имени Святых Космы и Дамиана. В 1923 г. монастырь прекратил своё существование, а в 1994 г. был возрождён снова. Целебные свойства воды не забыты, её бутилируют и продают под названием "Савлух-Су" или "Монастырская". Исследования, проведённые Одесским НИИ курортологии, показали, что в воде источника, помимо калия, магния, марганца, содержится литий и редко встречающееся в естественных источниках серебро.
О чудесных свойствах источника Хастабаш у подножия горы Ай-Петри известна легенда крымских татар. Доживали на берегу реки Хастабаш свой век старик со старухой. Почувствовал старик приближение смерти, а денег на похороны нет. Собрав последние силы, решил он сходить в лес за сушняком, чтобы продать его в Алупке. Долго шёл старик, пока дошёл до подножия Ай-Петри, набрал вязанку дров, поплёлся назад еле-еле. Дошёл он до источника, дающего начало речке Хастабаш, решил отдохнуть. Попил воды и уснул. Когда проснулся, то заспешил домой. Идти ему стало легко, и он жалел, что мало набрал дров. А старуха, не дождавшись старика, пошла на его поиски в лес и, увидев крепкого мужчину с вязанкой дров, спросила о старике. Старик удивился, а это был он. Но потом понял, что напился он воды из источника молодости. Старуха, конечно, сразу же побежала к этому источнику, но выпила так много, что стала совсем маленьким ребёнком. А вообще многоводный карстовый ручей Хастабаш выбивается из-под скалы с таким большим шумом, что начинает болеть голова (хаста - больная, баш - голова).
В юго-западном Крыму протекает речка Коккозка (приток Бельбе-ка), название которой связано с названием села Коккоз, нынешнее Соколиное, домики которого рассыпаны по склонам речной долины. Соколы здесь не водятся, а вот жители, населявшие село в давности, принадлежали к каракалпакскому племени коккоз. Второй вариант -территория в Средневековье входила в Крымскую Готию, жители которой были с голубыми глазами (кок - голубой, коз - глаз). Эти места связаны с именем известного в связи с убийством Распутина князя Феликса Феликсовича Юсупова, построившего здесь охотничий дом, в котором "голубой глаз" был повсюду в убранстве. В настоящее время сохранился только фонтан "Голубой глаз".
Существует предание и о происхождении названия Салгира, связанное с более старым его названием "Баба-Салгъыр", что значит "отец Салгъыр", в отличие от его правого притока "Бала-Салгъыр", что значит "дитя Салгъыр" (ныне Малый Салгир). В средневековом городе Ак-Мечеть (территория современного Симферополя) жил святой человек - азиз Салгыр-баба, о котором краевед В. Кондараки писал в конце XIX в.: "Салгыр-баба ведёт начало от мусульманских шейхов, прибывших в Крым в древние времена. Этот благочестивый мусульманин жил в Ак-Мечети в качестве жиме (лекаря), врачующего страждущих различными болезнями, отчитывал их священными молитвами". Возможно, что почтительное уважение к азизу и дало название главной крымской реке. Могила азиза - священное для мусульман место. Поэтому в 2004 г. планировалось восстановление могилы азиза Салгыр-баба (современная улица Воровского), хотя первоначальный проект предполагал строительство целого туристского квартала.
С маловодными реками (балками) Керченского полуострова связаны грустные легенды. Вода здесь — драгоценное, ни с чем не сравнимое богатство. Обладание водой могло стать проклятием. Недалеко от райцентра Ленино есть село Ильичёво, бывшее Семь Колодезей, расположенное в долине одноимённой балки. Селение с таким русским названием было основано в 1878 г. колонистами - выходцами из Швейцарии в связи со строительством железнодорожной ветки Вла-диславовка — Керчь, завершённым в 1900 г. Через год после завершения строительства сооружается железнодорожная станция Семь Колодезей, по названию расположенного в двух километрах селения Семь Колодезей. Название станции сохранилось до сих пор, она находится на территории районного центра Ленино. Жители станции страдали от отсутствия своей воды. Питьевую воду привозили в цистернах со станции Астанино или, по договорённости, из села Семь Колодезей. Безводье родило легенду о владельце этого села, богатом немце, который запретил бесплатно брать в селе воду. Он жестоко избил обессилевшего от жажды путника, который, умирая, проклял хозяина. С тех пор воды в колодцах не стало.
В селе Семь Колодезей селились русские и украинцы, поэтому в следующих двух легендах действуют лица с русско-украинскими именами и прозвищами. Пришлый старик и два рослых парубка с помощью раздвоенной веточки (лозоискатели) нашли в изнывающем от безводья селении воду и вырыли семь колодцев, в семи дворах. Другие дворы оказались безводными. Завистливые хозяева этих дворов убили старика и его сыновей. Согласно другой легенде не такой трагичной, но грустной, сильно заболел молодой красавец по прозвищу Рыбак. Всполошился народ, как выходить парня. Бабка Козлючиха вспомнила старый способ. Надо было вырыть семь колодцев, набрать из них семь вёдер воды, слить в большой чан и в горячей воде искупать Рыбака. Так и сделали. Парня выходили, но вся деревня увидела в его выздоровлении дело нечистой силы. Никто не захотел отдавать в жёны ему свою дочь. Рыбак глубоко задумался, собрал кое-что в мешок и ушёл из деревни. Больше никто его не видел. А вода из тех колодцев стала уходить, колодцы стали обваливаться, а потом их вовсе засыпали. Будем надеяться, что Рыбак нашёл своё счастье в других землях.
Много легенд связано и с водопадами. Мало кого оставят равнодушными красота и величие падающей воды, за которой можно часами с восторгом следить:







Ми кроки стишуєм поволі, І кожен з нас уздріти рад, Як із висот летить додолу, Гримить іскристий водоспад.

Эти поэтические строки принадлежат известному украинскому поэту Максиму Танку.
Наиболее известным стихотворением о крымских водопадах является, конечно же, "Учан-Су" Ивана Алексеевича Бунина:

Поёт весёлый и проворный Со скал летящий Учан-Су!
Несётся вниз струя живая, Как тонкий флер, сквозит огнём, Скользит со скал фатой венчальной И вдруг, и пеной и дождём Свергаясь в чёрный водоём, Бушует влагою хрустальной...

Художники, в свою очередь, изображают водопады на картинах. Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери рассказывал историю о посещении Франции вождями обделённых водой бедуинских племён, живущих в пустыне. Когда их привезли к водопаду, то они очарованные, никак не хотели уходить, ожидая, когда же, наконец, закончится вода. О завораживающей силе падающей воды можно судить и по тому, что в парках и домах устраивают фонтаны. В магазинах сейчас продаются сувениры в виде миниатюрных водопадов, позволяющие, не выходя из дома, окунуться в мир природы. Слушая звук падающей воды, можно отвлечься от повседневных забот. В стихотворении русского поэта Ефима Петровича Зайцевского (1801 - 1860 гг.) о водопаде Учан-Су есть слова, которые можно перенести на все водопады мира:

Усталый путник отдыхает, Тобою сладко обаян, И, уходя, благославляет Гостеприимный твой фонтан.

Водопады для людей всегда были загадочным явлением. В древности их обожествляли, считая, что в их водах живут духи, которым нужно поклоняться и делать жертвоприношения. Древние греки заселяли водопады нимфами. Возле водопадов стоит шум падающей воды. Причём у каждого - свой, так как "голос" водопада зависит от высоты и количества падающей воды. Так у высоких водопадов он звонкий, а у широких - напоминает рёв. В районе водопадов воздух насыщен капельками воды, поэтому около них всегда свежо. Водопады дают не только эстетическое наслаждение, но обладают и определёнными целебными свойствами. Им присущ эффект гидроаэроионизации.
Как же образуются эти живые памятники природы, говорящие каждый на своём языке? Само слово "водопад" раскрывает значение, "вода падает". Но не обязательно падает она с вертикальной стенки, она может падать и по каскадам. В любом случае, падая с высоты уступа, вода выполняет огромную работу, и возле подножия образуется глубокая высверленная камнями яма (эвразийный котёл), называемая обычно "ванной молодости". Существует поверье, что тот, кто искупается в ванне молодости, помолодеет. Действительно, окунувшись в такой ванне, всякий выпрыгнет обратно с молодецкой удалью, так как вода обычно имеет невысокую температуру (градусов восемь-десять).
Упомянутый уже водопад Учан-Су является самым высоким (98 м) в европейской части СНГ. Образован он одноимённой рекой, протекающей через город Ялту, и берущей начало под кромкой Ай-Петринской яйлы. О водопаде сложена следующая легенда. На берегу реки жила семья виноградарей, у которых была дочь — певунья и красавица Зейнаб. Она была так легка и проворна, что жители называли её Учан (летящая). Один раз пролетал над селом горный дух - хозяин Крымских гор. Очарованный песнями девушки и поражённый её красотой горный дух украл её и унёс в горы. Девушка, живя в горах, очень тосковала за своими родными. Тем более, что дух приносил девушке дурные вести из её родных мест, где действовал дух мора. Гибли сады, виноградники, не было воды. Девушка просилась домой. Дух гор, отпуская девушку, сказал, что от неё потребуется великая жертва. Он превратил её в речку, чтобы она таким образом могла помочь людям, приносила им радость и жизнь. Потекла Зейнаб от горных вершин вниз по долине к морю. Демон мора услышал и решил помешать этому. Поставил на дороге скалистый барьер. Но речка кинулась с большой высоты вниз, преодолела ещё три препятствия и потекла вниз до самого моря. Где она протекала, там снова появлялась жизнь. А люди речку с водопадами назвали Учан-Су (летящая вода). В послевоенное время река была переименована в "Водопадную". Древние греки называли этот водопад " Кремасто-Неро", что значит "висячая вода".
Правый приток реки Кизил-Коба - река Су-Учхан, вытекая из знаменитой Красной пещеры, выносит из недр Долгоруковского массива растворённую известь, образующую известняковые туфы. За много лет в верховьях заповедного ущелья Кизил-Коба образовалась туфовая площадка, с которой, огибая огромные каменные глыбы, каскадами падает вода водопада Су-Учхан (вода летящая). Этот водопад является популярным местом отдыха жительниц города Симферополя. Круглый год, несмотря на непогоду и мороз, идут к нему за здоровьем и бодростью духа, получая их в водах водопада.
В названии самого многоводного водопада Крыма Джур-Джур так и слышится журчание воды, что точно было подмечено поэтом Я. Хе-лемским:

"Джур-Джур - названье водопада. Ущелье, дикие сады. Точнее имени не надо: джур-джур -звучание воды"

Однако это название происходит от имени хазарского племени "кара-джур".
Водопад Головкинского на реке Узень-Баш (правый приток реки Улу-Узень) получил своё название по фамилии профессора Н. А. Головкинского, впервые описавшего его. Находится этот водопад в труднопроходимом ущелье Яман-Дере, что значит "плохой овраг".
Вблизи известного Большого Каньона Крыма находится водопад Серебряные струи (Серебрянка), образованный рекой Сары-Узень (левый приток реки Коккозка). Вода скользит с зелёного мохового уступа. Летом тонкие струйки воды переливаются под лучами солнца как серебро. Зимой мороз сковывает падающие струи. Это дало другое название водопаду, Хрустальный.
Надо стараться сохранять старые исторические названия рек. Во всей Европе известна река Альма, вошедшая в мировую историю. В нижнем течении реки 8 (20) сентября 1854 г. произошло первое сражение на крымской земле во время Восточной (Крымской) войны (1853-1856 гг.). Здесь русская армия под командованием князя А.С. Менши-кова билась с численно превосходящими англо-французско-турецкими войсками, высадившимися двумя днями ранее в районе Евпатории. Войска захватчиков, вооружённые нарезными ружьями (штуцерами), нанесли поражение русским, имевшим гладкоствольные ружья, стрелявшие на расстоянии 300 шагов (штуцера - на 1200 шагов). Мужество и стойкость русского солдата уступили передовому оружию и численности противника, но победа противнику досталась слишком дорогой ценой. Герцог Кембриджский признал: "Ещё одна такая победа, и у Англии не будет армии". 30 лет спустя на левом берегу Альмы, у села Бурлюк (ныне Вилино) был установлен обелиск в память всех воинов, погибших в Альминском сражении. На обелиске надпись - "Сяг памяти воинов, павших в Альминском сражении". Здесь похоронены русские и английские воины.

ИССЛЕДОВАНИЯ РЕК.

Познайте свою страну, свой край, свою гору или речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое.


А.Е. Ферсман

 

Первые сведения о крымских реках и
их названиях появились в "Книге Большого Чертежа", в которой давалось описание крупнейшей (несохранившейся) карты. Карта и книга были составлены в 1627 г. российским Разрядным приказом. В "Книге" приводится описание дороги, ведущей в Крымскую Орду. Вот, например, упоминание о реке Альме: "А с Перекопа до царева двора, которой двор на реке Алме, а другой двор в Бахчисарае, верст с 90; а меж тех дворов версты с 3; а в тех дворах живет крымский царь". Позже был издан ряд карт, среди которых заслуживает внимания карта, составленная Ф. Черным в 1790 году, на ней показана гидрографическая сеть Крыма с названиями.
В первой половине XIX в. все сведения о реках Тавриды (так тогда назывался Крым) ограничивались лишь данными об их протяжённости, ширине и глубине русла во время подъёма уровней в местах их пересечения дорогами. Исследованиями больших рек в России занималось Министерство путей сообщения, уделяющее особое внимание судоходным рекам. Режимы средних и малых рек изучало Министерство земледелия и государственных имуществ. Через три года после сильной засухи (1833 г.) официально была признана малая водообеспеченность полуострова. Необходимо было искать новые источники водных ресурсов и Министерство земледелия и государственных имуществ снаряжает экспедицию для выяснения возможностей обводнения отдельных районов Тавриды. Правда, экспедиция начала проводить исследования только в 1862 г. Возможно, причиной тому явились события Восточной (Крымской) войны (1853-1856 гг.). Именно работа этой экспедиции и послужила началом изучения местных водных источников. В 1866 г. Таврическое губернское земство организует комиссию для рассмотрения вопросов по обводнению Таврии. Так гидротехник Г.Д. Романовский рассмотрел условия питания рек горной части полуострова, опубликовав в 1867 г. работу "Геологический очерк Таврической губернии и обзор Крымского полуострова относительно условий для артезианских колодцев". Наступившая в 1880 г. небывалая засуха, затронувшая весь юг России, заставила вновь заняться водными изысканиями в Тавриде. В 1884 г. известный климатолог Александр Иванович Воейков в своей работе "Климаты земного шара, в особенности России" предложил классификацию рек в зависимости от климата. Согласно этой классификации, реки степной части полуострова были отнесены к областям, в которых "дождливый период непродолжителен и реки имеют воду лишь в этот период и несколько позднее, а в остальное время пересыхают или превращаются в ряд прудов с подземным течением между ними". А шестью годами позже профессор Харьковского университета Иван Фёдорович Леваковский отнёс горную часть полуострова к умеренно обводнённым территориям, согласно предложенной им классификации.
Детальные гидрогеологические изыскания в различных районах Таврической губернии проводил в течение десяти лет профессор Николай Александрович Головкинский, назначенный в 1886 г. земским гидрогеологом. Результаты его исследований вошли в "Отчёт о гидрогеологических изысканиях в Таврической губернии за 1887 -1896 гг.". Учитывая маловодность крымских рек, он предложил использовать подземные воды. На основании его гидрогеологических работ в последующие годы было пробурено и введено в эксплуатацию много артезианских скважин. Материалы исследований условий питания источников горных массивов Чатыр-Дага и Бабуган-яйлы были опубликованы в 1893 г. в работе "Источники Чатырдага и Бабугана".

Памятник на могиле профессора Н.А. Голов-кинского в Профессорском уголке

В честь выдающегося учёного один из известных водопадов Южнобережья назван его именем. Стационарные гидрометрические наблюдения впервые начали проводиться в 1887 г. в царском имении Ливадия. Продолжительность наблюдений составила 20 лет. Данные по водности родников за двадцатилетний период были обработаны инженером-гидротехником И.К. Сикорским., но, к сожалению, не сохранились.В 1894 г. в составе Министерства земледелия и государственных имуществ был образован отдел земельных улучшений (ОЗУ). На ОЗУ возлагалось производство изыскательских работ в области мелиорации и источников водоснабжения. В 1895 - 1897 гг. специальная комиссия по орошению на юге России и Кавказе обследовала водное хозяйство Крыма. С целью водоснабжения Севастополя в конце XIX в. изучались условия питания колодцев и источников, определялся их дебит и температура воды, а в 1904 г. аналогичные работы проводились для водоснабжения Симферополя. В декабре 1898 г. в Санкт-Петербурге состоялся / Всероссийский съезд деятелей в области климатологии, гидрологии и бальнеологии. Было принято специальное постановление о развитии Ялты. Дальнейшим толчком к изучению водных ресурсов послужил следующий случай. Николай II, будучи в Крыму в 1900 г., тяжело заболел, как оказалось тифом. Царская семья вынуждена была встречать Новый год в Ливадии. Став жертвой эпидемии, Николай II принял решение о проведении мероприятий по оздоровлению ЮБК. В прилегающих к Ливадии районах был проведён водопровод и устроена канализация. А специально созданная Комиссия по оздоровлению территории Южного побережья в 1902 - 1906 гг. обследовала курортный район от Ялты до Алушты, детально изучая реки южного макросклона Главной гряды Крымских гор.
Для повышения водности рек в начале XX в. на Ай-Петринской яйле сооружались каменные стены для удержания снега. До наших дней на яйле сохранились также остатки плотины, сооружённой И.К. Сикорским в 1906 г. Так как в те времена яйлы использовались для выпаса, то образованное плотиной водохранилище, заполняющееся после таяния снега или обильных дождей, служило для водопоя овец. В 1910 - 1911 гг. была составлена Программа водных исследований. В её разработке принимал участие член Гидрологического комитета при Министерстве земледелия и государственных имуществ Николай Васильевич Рухлов, который впоследствии продолжил гидрологические исследования на полуострове в качестве руководителя партиями ОЗУ.
С 1911 г. систематическими гидрологическими исследованиями в Таврической губернии начала заниматься Особая Крымская изыскательская партия ОЗУ во главе с Карлом Денисовичем Кельтсером, инженером-гидротехником Таврическо-Екатеринославского управления земледелия и госимуществ. Партия проводила гидрометрические, метеорологические, геологические и почвенные исследования. Основное внимание уделялось, по-прежнему, рекам Южного берега Крыма, на которых были устроены первые пять гидропостов (реки Учан-Су, Барбала и Яузлар). Таким образом в конце 1912 г. Н. В. Рухлов положил начало систематическим гидрометрическим наблюдениям. Учитывая горный характер крымских рек, широко применялись водомерные сооружения, представляющие собой перегораживающие русло стенки, — водосливы. Их остатки сохранились до наших дней.
В 1913 г. при ОЗУ была образована специальная постоянная Партия Крымская водных изысканий под руководством молодого инженера путей сообщения Григория Васильевича Фёдорова. Цель организации этой Партии - не только исследование возможностей регулирования речного стока, но и разработка мероприятий по борьбе с оползнями и селями. Большой объём намечающихся в Крыму работ привлёк сюда молодых инженеров, в том числе Николая Николаевича Павловского (впоследствии академик АН СССР), Макария Васильевича Потапова (впоследствии члена-корреспондента АН БССР), Александра Васильевича Пенюгалова (впоследствии зав. метеорологической частью Крым-водхоза). Здесь работали почвовед Николай Николаевич Клепинин, специалист в области речных наносов Григорий Иванович Шамов, гидротехники Яков Тарасович Ненько и Александр Константинович Жаба.Это был период формирования стационарной гидрометрической сети. С 1913 г. по 1918 гг. открывается 80 гидропостов. В 1913 - 1914 гг. проводились гидрологические исследования с целью сооружения плотины и водохранилища в верховьях Салгира, а в 1913 - 1918 гг. - на Ай-Петри и в других горных районах Крыма проводились аналогичные работы.

«Ай-Петринский меридиан» Партии Крымских водных изысканий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.