Сделай Сам Свою Работу на 5

Применение коммуникативной технологии на уроках обществознания как один из важнейших факторов формирования обществоведческого мышления





Учитель истории и обществознания Назаров Артур Маратович

ГБОУ СОШ с. Тимофеевка

 

Реформа российского образования последних лет в первую очередь направлена на то, чтобы школа формировала у своих воспитанников умения справляться с возникающими проблемами, самостоятельно принимать решения и отвечать за них в ситуациях выбора, обладать способностью прогнозировать их последствия и тем самым активно влиять на современный человеку социум.

Темпы развития общества актуализируют проблему формирования у старшеклассников системных представлений о современном мире в целостности и преемственности прошлого – настоящего – будущего, развития у них способностей понимать обусловленность социальных процессов, событий и явлений.

Эта задача может быть решена в том случае, если у учащихся старших классов будет сформировано обществоведческое мышление, которое мы рассматриваем как одно из разновидностей предметно – специфического мышления. Обществоведческое мышление (ОМ) предполагает комплексное, междисциплинарное описание социальной реальности, равноправным элементом которого является личное отношение к ней субъекта познания.



Можно утверждать, что у большинства выпускников школы ОМ слабо развито. Так, Е.Л. Рутковская, анализируя результаты тестирования школьников России в ходе международного исследования CIVIC[1], проходившего в 1999 г., что у старшеклассников вызвали серьезные затруднения те задания, которые требуют аналитических умений и творческого применения знаний в воображаемой ситуации[2].

Несмотря на то, что с 2000 г. прошло 12 лет, эти проблемы никуда не исчезли. Мой опыт работы репетитора показывает, что у большинства учащихся, даже если у них стоят «4» и «5» по обществознанию, отсутствует системное представление об обществе, они часто не в состоянии применять полученные знания при анализе процессов и явлений современной общественной жизни, критически и творчески относиться к поступающей извне информации.

На наш взгляд, формирование обществоведческого мышления у старшеклассников будет более эффективным, если в процессе обучения происходит развитие их полифонического видения и оценок обществоведческих явлений и процессов. Основу преподавания обществознания должна составлять коммуникативная технология – совокупность средств и способов организации учебной деятельности, основанная на диалоге, полилоге, учебной дискуссии, деловой игре, разворачивающихся по поводу решения специально разработанных задач, упражнений, учитывающих специфику предмета.



Для данной технологии характерны следующие черты: разнообразные формы подачи материала, активная позиция и высокая степень самостоятельности обучающихся, постоянная обратная связь, диалогичность. В данном случае учитель, в основном, не сообщает готовых знаний, а на основе систематического применения специально разработанных проблемных задач и упражнений, а также при помощи умело поставленных вопросов заставляет учащихся на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам[3].

Одной из наиболее результативных форм коммуникативной технологии являются уроки – диалоги.

Урок – диалог предполагает использование таких методических приемов как:

- формулирование педагогом проблем, обсуждение которых требует от учащихся выявления их позиций, точки зрения, ценностной оценки;

- проектирование ситуационных задач следующего характера:

- выбор решения из альтернатив;

- разрешение проблемных ситуаций.

Следует подчеркнуть, что под диалогом мы понимаем не говорение нескольких учащихся, отвечающих на вопросы, а взаимопроникновение совпадающих или несовпадающих позиций, способствующих порождению и развитию общей мысли.



Для стимулирования диалога предполагается такие установки, как противоречивость, возможность оценки и выражение своей точки зрения для каждого из участников диалога. Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиции всех его участников.

Коммуникативная технология не отбрасывает преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.

Урок – диалог – это особая форма обучения, и как любая форма обучения он требует от его участников определенного опыта. Просто объявить, что на уроке состоится диалог, недостаточно. Опыт диалогического общения накапливается постепенно. Вследствие этого, на уроках обществознания в старших классах я постепенно ввожу эту систему обучения.

Рассмотрим пример. При изучении темы «Общество и общественные отношения» метод диалога был применен при решении следующих проблемных заданий:

1. Найдите выход из следующей ситуации: ученик 6 класса Сергей С. Очень любит играть в компьютерные игры и совершенно не любит читать книги и учебные пособия. Нужно объяснить мальчику, что такое общество, социальное взаимодействие, общественные отношения, с опорой на тот материал, который интересен и привлекателен для Сергея. Приводим фрагмент инструкции одной из любимых Сережиных компьютерных игр. «Социальную жизнь города надо строить очень осторожно. Для привлечения плебеев стройте жилые кварталы вблизи рабочих мест, для привлечения патрициев – вблизи развлечений и храмов. Раз в год надо проводить фестивали, дабы поднять настроение людям и ублажить богов. Не стоит игнорировать богов. Если строить много храмов, то ваши солдаты будут выигрывать во всех битвах, ваши фермеры будут собирать богатые урожаи, а торговцы будут иметь безопасный торговый путь. В ином случае вас будут преследовать пожары, землетрясения, эпидемии и военные поражения.

2. Существует спор о возникновении человека и общества. Высказаны два мнения.

- Первое: человек появился раньше, чем общество.

- Второе: человек становится человеком только в обществе; поэтому сначала возникло общество, а затем человек.

Подумайте, какие аргументы могут быть у сторонников и противников каждой из приведенных позиций. Какая из них кажется вам наиболее убедительной и аргументированной? Сформулируйте собственное мнение по этому вопросу.

В ходе решения этих проблемных задач у каждого учащегося была возможность высказать свою точку зрения, дать комментарий мнению одноклассников. Учитель должен был вести этот диалог, поддерживать его, присматривать, чтобы не нарушались определенные правила его ведения, о которых будет сказано чуть ниже. Кроме того, учитель вместе с учащимися организовал совместный поиск общей позиции.

В ходе диалога у учащегося неизбежно происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию и уже не действует заданная сверху оценочная схема «Это верно, а это – неверно».

На мой взгляд, при применении диалога на уроке нужно придерживаться следующих правил:

- Я критикую идеи, а не людей;

- Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению;

- Я побуждаю каждого участника к тому, чтобы участвовать в обсуждении;

- Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен(а);

- Я уточняю то, что мне не вполне ясно;

- Я стремлюсь осмыслить и понять разные взгляды на проблему;

- Я изменю свою точку зрения, когда факты дают на это основание[4].

Игра является важнейшим элементом коммуникативной технологии. Игровая деятельность дает очень много для формирования предметного мышления:

- способность к диалогу, моделированию и прогнозированию;

- игра дает учащимся опыт групповой интеллектуальной деятельности, возможность проявить свои способности, умение убеждать окружающих, комбинировать высказанные идеи, а также видоизменять, «улучшать» идеи, выдвинутые другими;

- игра развивает логическое, критическое мышление, формирует способность к многомерному подходу к социальным явлениям;

- игра способствует улучшению навыков общения и форм интеллектуального взаимодействия: умение общаться, слушать и слышать собеседника, соревновательность и одновременно сопереживание успеху товарища, удовольствие от участия в принятии общих решений и т.д.

В качестве примера мы рассмотрим деловую игру «Формируем политическую партию»[5]. Она рассчитана на обобщение материала по теме «Политические партии и движения».

Были поставлены следующие цели урока:

- закрепить знания учащихся по темам: «политическая система», «политические партии»;

- повысить коммуникативную культуру посредством групповой формы деятельности;

- формирование активной жизненной позиции.

Группам были розданы следующие задания:

- придумать название партии, эмблему (объяснить, что означает)

- выбираем лидера: ФИО, черты лидера (за что выбрали)

- интересы каких социальных групп представляет партия

- цели и задачи партии

- политические средства, выбранные вашей партией (почему эти)

- каковы политические методы вашей партии (почему такие).

Необходимо отметить, что при уроке – диалоге и игре активно применяется учебная дискуссия. Она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся и рефлексивность мышления.

Таким образом, мы можем выделить следующие особенности коммуникативной технологии, способствующие формированию у учащихся обществоведческого мышления:

- возрастает объем усваиваемого материла и глубина его понимания;

- растет познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- учащийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему интеллектуальное удовольствие;

- меняется характер взаимоотношений между учениками, они приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, зарождаются гуманистические мотивы общения.

 


[1] Основная задача данного исследования заключалась в изучении граждановедческого образования в двадцати восьми странах мира с целью выявления особенностей подготовки школьников к активному участию в гражданской деятельности.

[2] Рутковская Е.Л. Некоторые результаты тестирования выпускников основной школы 1999 г. (По данным международного исследования «CIVIC») // Школьные технологии. – 2000. - №4. С. 170.

[3] См. подробнее: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998; Современная дидактика: теория – практике /Под научной ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М., 1993 и др.

[4] Кларин М.В. инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига, 1995. С. 158.

[5] Кинд О.А. Деловые игры на уроках обществознания. Электронный адрес: - http://festival.1september.ru/articles/572328/

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.