Сделай Сам Свою Работу на 5

Количество экспонатов основного фонда музеев (данные условные)





Вид экспонатов Исторический музей Музей изобразительных искусств
Живопись 19 500 29 900
Графика 523 400 274 700
Скульптура 11 500 56 100
Изделия прикладного искусства 272 000 23 300
Предметы нумизматики 215 100 132 000
Предметы этнографии 639 000 -
Фотографии, документы и пр. 240 000 35 000
  Итого    

Задача 4.

По данным, характеризующим товарооборот магазинов в тыс. руб. за отчетный период, проведите группировку по величине товарооборота, выделив 4 группы.

Постройте структурную группировку. Сделайте выводы.

Товарооборот магазинов

№ магазина Товарооборот, тыс. руб.
Итого  

Макет расчетной таблицы

№ группы Интервальный ряд по величине товарооборота, тыс. руб. Количество магазинов в группе Величина товарооборота по группам, тыс. руб. Структура, в % к итогу
         
         
         
         
Итого        

Задача 5

По 10 районам области имеются следующие данные о производстве молока в тыс. ц за отчетный период.



Проведите группировку по объему производства молока, выделив 4 группы

Постройте структурную группировку.

Сделайте выводы.

№ района
Молоко, тыс. ц 14,8 14,5 58,0 40,1 15,0 14,0 37,7 38,9 46,8 44,9

 

Критерии оценки

1. Если студент выполнил все задания практической работы, допустил при этом незначительные ошибки, в тестовом задании из 20 вопросов дал правильный ответ на 18, то практическая работа оценивается на «Отлично».

2. Если студент выполнил все задания практической работы, но допустил при этом в заданиях 1, 3 ошибки, в тестовом задании из 20 вопросов дал правильный ответ на 16, то практическая работа оценивается на «Хорошо».

3. Если студент выполнил все задания практической работы, допустил при этом в заданиях 1, 3 значительные ошибки, в тестовом задании из 20 вопросов дал правильный ответ на 10, то практическая работа оценивается на «Удовлетворительно».

4. Если студент выполнил не все задания практической работы, допустил при этом ошибки, в тестовом задании из 20 вопросов дал правильный ответ менее 10 вопросов, то практическая работа оценивается на «Неудовлетворительно».



 

Практическое занятие № 3:

«Основные правила составления и оформления статистических таблиц и графиков»

С графиками и таблицами обучающиеся уже знакомы из курса математики. При рассмотрении этой темы необходимо обратить внимание на то, что отличает статистические таблицы от других табличных форм представления информации и в чем особенность статистических графиков, которая делает их одним из специфических методов статистического исследования.

В результате статистического наблюдения получают большое количество статистических формуляров, содержащих результаты обследования каждой единицы совокупности, но чтобы дать характеристику множества или процессов, происходящих в нем, эта информация должна быть упорядочена и представлена в наглядной и компактной форме в виде статистических таблиц. Дальнейший анализ полученных данных будет производиться на основе этих сводных таблиц, а значит, от качества их разработки и представления зависит результат проводимого исследования.

«В чем заключается аналитический потенциал статистических таблиц и графиков?» - найдите ответ на этот вопрос при рассмотрении этой темы.

Прежде всего статистическую таблицу от других табличных форм отличает то, что она содержит результаты подсчета эмпирических данных или итоги сводки первичной информации и по сути является завершающим этапом процедуры обобщения (сводки) результатов статистического наблюдения или исследования. Другими словами, она содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким признакам, взаимосвязанным логикой экономического анализа.



Табличная форма является рациональной, наглядной и компактной формой представления статистических данных, изложения результатов сводки и группировки материалов статистического наблюдения.

Анализ данных статистических таблиц как метод научного исследования позволяет выявить соотношения и пропорции между группами явлений по одному или нескольким признакам, провести сравнительный анализ, охарактеризовать типы социально-экономических явлений, выявить характер и направление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными, определенными логикой экономического анализа признаками, сформулировать выводы и определить резервы развития изучаемого явления, объекта или процесса.

Тема «Статистические таблицы и графики» неразрывно связана с другими разделами курса.

Статистической таблицей называется таблица, которая содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким существенным признакам, взаимосвязанным логикой экономического анализа. Прежде чем переходить к рассмотрению видов и правил построения статистических таблиц, необходимо иметь представление об основных элементах, ее формирующих.

Цель практического занятия:

уметь:

- строить статистические таблицы,

- строить статистические графики,

- оформлять результаты статистического наблюдения в форме таблиц, графиков и диаграмм с использованием компьютерной техники.

Рекомендуемая литература:

Статистика. Под ред. В.С. Мхитаряна, с. 33-87.

Практикум по теории статистики. Под ред. Проф. Р.А. Шмойловой, с. 26-52.

 

Задание 1:

Контрольные вопросы

1. Какие основные правила построения таблиц вы знаете?

2. С какой целью строятся графики в экономико-статистических исследованиях?

 

Задание 2:

Тестовые задания

 

1. Интервальный ряд распределения графически может быть представлен в виде:

1. гистограммы;

2. ломаной линии;

3. огивы;

4. секторной диаграммы.

2. Для одновременного сопоставления трех величин, связанных между собой таким образом, что произведение двух из них дает значение третьей величины, применяются специальные диаграммы:

1. столбиковые;

2. ленточные;

3. радиальные;

4. знак Варзара.

3. Линия равного значения какой-либо величины и ее распределение на поверхности, в частности на географической карте, называется:

1. графическим образом;

2. масштабом графика;

3. экспликацией графика;

4. изолинией.

4. Чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических знаков, символов, фигур называется:

1. статистической таблицей;

2. статистическим графиком;

3. экспликацией графика;

4. масштабом графика.

5. Содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким признакам, взаимосвязанным логикой экономического анализа:

1. статистический график;

2. статистическая таблица;

3. вариационный ряд;

4. результаты сводки.

6. Словесное толкование содержания графика – это:

1. статистическая таблица;

2. статистический график;

3. экспликация графика;

4. масштаб графика.

7. Показатели и сведения, характеризующие объект исследования, - это:

1. перечень единиц исследования;

2. перечень объектов исследования;

3. подлежащее статистической таблицы;

4. сказуемое статистической таблицы.

 

8. Статистическая таблица – это таблица:

1. умножения;

2. результатов обследования студентов по полу;

3. расписание движения поездов;

4. случайных чисел.

9. Система масштабных шкал или специальных масштабных знаков, которые применяются в координатных статистических графиках, их носителями выступают оси координат, называется:

1. композицией графика;

2. статистическим графиком;

3. экспликацией графика;

4. масштабными ориентирами.

10. Главное аналитическое значение статистического графика в том, что он:

1. делает наиболее наглядным аналитический результат;

2. позволяет отказаться от аналитического исследования;

3. дает ответ на вопросы без сложных расчетов;

4. позволяет подробно изобразить то, чего нет в расчетах.

11. Систематическая географическая карта, на которой штриховкой различной густоты, точками или окраской разной интенсивности показывается сравнительная интенсивность какого-либо показателя в пределах каждой единицы нанесенного на карту территориального деления (например, плотность населения), - это:

1. картограмма;

2. гистограмма;

3. картодиаграмма;

4. контурная карта.

12. Объект, который в статистической таблице характеризуется цифрами, называется:

1. сказуемым;

2. предметом;

3. подлежащим;

4. совокупностью.

13. Для обозначения малых величин в статистических таблицах используются обозначения:

1. - ;

2. 0,0;

3. (-);

4. (…).

14. Показатель, определяющий сказуемое статистической таблицы, не разделяется на подгруппы, итоговые значения получают простым суммированием значений по каждому признаку отдельно, при ….. разработке сказуемого:

1. сложной;

2. простой;

3. комбинированной.

15. Система показателей статистической таблицы, которым характеризуется объект изучения, называется:

1. сказуемым;

2. предметом;

3. подлежащим;

4. совокупностью.

16. Пространство размещения знаков, которое имеет определенные размеры и пропорции сторон, соответствующие эстетическим соображениям, общепринятым представлениям о геометрической гармонии, - это:

1. масштаб графика;

2. поле графика;

3. графический образ;

4. статистический график.

17. Система строк и столбцов, в которой в определенной последовательности и связи излагается статистическая информация о социально-экономических явлениях, называется:

1. статистической таблицей;

2. статистическим графиком;

3. статистическим расчетом;

4. статистическим анализом.

18. Статистическая таблица – это:

1. таблица Брадиса;

2. расписание движения самолетов;

3. таблица учета количества птиц, улетевших на зимовку в теплые края;

4. таблица результатов лотереи «Шар удачи».

19. Статистические графики:

1. служат для наглядного представления результатов статистического исследования;

2. красиво преподносят информацию;

3. привлекают внимание к тому, что говорит докладчик.

20. Дискретный вариационный ряд графически может быть представлен в виде:

1. гистограммы;

2. кумуляты;

3. столбиковой диаграммы;

4. полигона распределения частот.

 

Задание 3:

Задача 1

На основе данных о среднегодовой численности работающих на предприятиях постройте линейный график.

Годы Численность, тыс. чел.

 

Задача 2

Постройте график динамики валового сбора зерновых культур в регионе по приведенным данным.

Годы
млн.т

Критерии оценки

1. Если студент выполнил все задания практической работы, допустил при этом незначительные ошибки, в тестовом задании из 20 вопросов дал правильный ответ на 18, то практическая работа оценивается на «Отлично».

2. Если студент выполнил все задания практической работы, но допустил при этом в заданиях 1, 3 ошибки, в тестовом задании из 20 вопросов дал правильный ответ на 16, то практическая работа оценивается на «Хорошо».

3. Если студент выполнил все задания практической работы, допустил при этом в заданиях 1, 3 значительные ошибки, в тестовом задании из 20 вопросов дал правильный ответ на 10, то практическая работа оценивается на «Удовлетворительно».

4. Если студент выполнил не все задания практической работы, допустил при этом ошибки, в тестовом задании из 20 вопросов дал правильный ответ менее 10 вопросов, то практическая работа оценивается на «Неудовлетворительно».

 

Практическое занятие № 4:

«Пересчет абсолютных показателей в условно-натуральные»

Важность использования различных статистических показателей при принятии управленческих решений, как на уровне государства в целом, так и отдельного гражданина, является очевидной. Предметом изучения статистики как науки является числовая (количественная) характеристика качественно определенных массовых явлений и процессов, поэтому необходимо обращать внимание не только на правильно организованный сбор первичных данных и расчет показателей, характеризующих совокупность или процесс, но и на качественное наполнение полученных результатов. Таким образом, главный вопрос темы звучит: «Каково значение статистических показателей при принятии управленческих решений?»

При рассмотрении этой темы следует обратить внимание на классификацию статистических величин, принципов выбора той или иной формы их расчета в зависимости от имеющейся информации и цели проводимого исследования.

Абсолютная величина – это суммарный обобщающий показатель, характеризующий размеры (уровни, объемы) общественных явлений в конкретных условиях места и времени. Различают два вида абсолютных величин:

1. индивидуальные – характеризуют размер признака у отдельных единиц совокупности (размер заработной платы, рост, вес и т.д). Они получаются непосредственно в процессе статистического наблюдения и фиксируются в первичных учетных документах.

2. суммарные – характеризуют итоговое значение признака у отдельных единиц совокупности объектов, охваченных статистическим наблюдением. Они являются суммой количества единиц изучаемой совокупности (численность совокупности) или суммой значений варьирующего признака всех единиц совокупности (объем варьирующего признака).

Абсолютные статистические величины всегда именованные числа, то есть имеют какую-либо единицу измерения. Они могут быть отрицательными (убытки, потери) и положительными (доходы, численность населения).

Виды абсолютных статистических величин:

1. Натуральные:

- простые – тонны, метры, кг.

- сложные – получают путем комбинации (умножения) нескольких разноименных величин (грузооборот – тонны х км, электроэнергия в киловатт х час.).

2. Условные (условно-натуральные) образуются путем перевода всех единиц к одному виду. Перевод производится с помощью коэффициента перевода. Условное топливо, условные трактора, условная банка и т.д.

3. Денежные (стоимостные) – используются для приведения к сопоставимому виду разнородных по качеству единиц совокупностей (товаров, продукции и т.п.). Очевидно, что цены с течением времени меняются, поэтому для сопоставимости стоимостных оценок используют «постоянные» или «сопоставимые» цены одного и того же периода.

4. Трудовые – в трудовых единицах измерения (человеко-днях, человеко-часах) учитываются общие затраты труда на предприятии, трудоемкость отдельных операций техпроцесса.

Цель практического занятия:

уметь:

- анализировать абсолютные показатели;

- исчислять различные виды относительных величин.

Рекомендуемая литература:

Статистика. Под ред. В.С. Мхитаряна, с. 58 – 87.

Практикум по теории статистики. Под ред. Проф. Р.А. Шмойловой, с. 52 – 96.

Задание 1: Решение задач

Задача 1.

Рассчитайте выпуск мыла на мыловаренном заводе в пересчете на мыло с 40%-ным содержанием жирных кислот.

Сорт мыла Кол-во, тыс.шт. Кп Выпуск в у.е.,тыс.шт.
Мыло хоз. 80%    
Мыло хоз. 60%    
Мыло хоз. 40%    
Итого    

Задача 2.

Завод изготовил 200 000 банок емкостью 858 см³ . Пересчитайте выпуск банок в условных единицах, если за условную банку принимается банка объемом 353,4 см³.

Задача 3.

Завод изготовил 300 000 кирпичей весом 3 кг и 500 000 блоков весом 6 кг . Пересчитайте выпуск кирпичей в условных единицах, если за условный кирпич принимается кирпич весом 2 кг.

 

 

Задание 2:

Тестовое задание

  1. Показатели, выражающие размеры, объем, уровни социально-экономических явлений и процессов, являются величинами:
    1. абсолютными;
    2. относительными.
  2. Абсолютные величины могут выражаться в единицах измерения:
    1. натуральных и условно-натуральных;
    2. трудовых и денежных;
    3. в процентах и долях;
    4. отвлеченных.
  3. Абсолютные величины выражаются в единицах измерения:
    1. килограммах, штуках, метрах, тоннах, километрах и т.д.;
    2. коэффициентах, процентах, промилле, продецемилле.
  4. Виды абсолютных величин:
    1. индивидуальные, общие;
    2. выполнение плана, планового задания, динамики, структуры, координации, сравнения, интенсивности
  5. Объемные абсолютные величины получаются в результате:
    1. сложения индивидуальных абсолютных величин;
    2. подсчета числа единиц, входящих в каждую группу или совокупность в целом.

 

Критерии оценки

1. Если студент выполнил все задания практической работы, допустил при этом незначительные ошибки, в тестовом задании из 5 вопросов дал правильный ответ на 5, то практическая работа оценивается на «Отлично».

2. Если студент выполнил все задания практической работы, но допустил при этом в решениях задач незначительные (арифметические) ошибки, в тестовом задании из 5 вопросов дал правильный ответ на 5, то практическая работа оценивается на «Хорошо».

3. Если студент выполнил все задания практической работы, но из трез задач правильно решил только 2 задачи, в тестовом задании из 5 вопросов дал правильный ответ на 4, то практическая работа оценивается на «Удовлетворительно».

4. Если студент выполнил не все задания практической работы, не решил ни одной задачи, в тестовом задании из 5 вопросов дал правильный ответ менее 4 вопросов, то практическая работа оценивается на «Неудовлетворительно».

 

Практическое занятие № 5:

«Вычисление различных видов относительных величин»

Относительная величина – это обобщающий показатель, который представляет собой частное от деления одного абсолютного показателя на другой и дает числовую меру соотношения между ними. Основное условие правильного расчета относительной величины – сопоставимость сравниваемых показателей и наличие реальной связи между изучаемыми явлениями.

Величина, с которой производится сравнение, называется базой сравнения или основанием.

В зависимости от выбора бызы сравнения относительный показатель может быть представлен в различных долях единицы: десятых, сотых процента, тысячных (промилле) процента, десятитысячных (продецемилле) процента. Сопоставимые величины могут быть одноименными и разноименными, тогда их наименование образуются от комбинации названий сравниваемых величин руб./человек и т.д.

Виды относительных статистических величин:

1. относительная величина динамики ( относительные величины планового задания или относительная величина выполнения планового задания);

2. относительная величина структуры;

3. относительная величина интенсивности;

4. относительная величина координации;

5. относительные величины сравнения.

Относительная величина планового задания:

Плановое задание отчетного (текущего) периода ОВПЗ = —————————————————————— · 100 (%). Фактические данные предыдущего периода

ОВПЗ показывает, сколько %-тов составляет плановое задание отчетного (текущего) периода по сравнению с фактическими данными предыдущего (базисного) периода.

Вычитая из полученного результата 100%, можем сделать вывод: на сколько %

1) запланировано увеличение задания, если полученная величина > 100%;

2) запланировано снижение задания, если полученная величина < 100%;

3) если полученная величина = 100%, значит задание остается на прежнем уровне.

 

Относительная величина выполнения плана:

Фактические данные отчетного периода ОВВП = ——————————————————— · 100 (%). Плановые данные отчетного периода

ОВВПпоказывает сколько %-ов фактические данные за отчетный период составляют по отношению к плановым данным того же отчетного периода.

Вычитая из полученного результата 100%, можем сделать вывод: на сколько %

1) план перевыполнен, если полученная величина > 100%;

2) план недовыполнен, если полученная величина < 100%;

3) если полученная величина = 100%, значит, план выполнен полностью.

Относительная величина динамики:

Факт. данные отчетного периода ОВД = ————————————————— · 100 (%). Факт. данные предыдущего периода

Вычитая из полученного результата 100%, можем сделать вывод:

на сколько % увеличилась (снизилась, осталась на прежнем уровне) величина исследуемого явления в текущем периоде по сравнению с предыдущим.

ОВДмогут быть цепными и базисными.

Цепныеимеют переменную базу сравнения, базисные– постоянную базу сравнения.

 

Между относительными величинами существует взаимосвязь:

ОВД = ОВПЗ · ОВВП
Пример Планом на 2012 год предусмотрено увеличение выплавки чугуна на 3%, фактически в 2012 году выплавлено 4,5 млн.т, а в 2011г. – 4,4 млн.т. Определите ОВВП. Сделайте вывод. Решение: ОВПЗ = 100 + 3 = 103% = 1,03 ОВД = 4,5 /4,4 ∙ 100 = 102,3% = 1,02 ОВВП = ОВД / ОВПЗ = 1,02 / 1,03 = 0,99 = 99%. Вывод: ОВВП составляет 99%, т.е. план по выплавке чугуна в 2007 году недовыполнен на 1%.

 

Цель практического занятия:

уметь:

- анализировать абсолютные показатели;

- исчислять различные виды относительных величин.

Рекомендуемая литература:

Статистика. Под ред. В.С. Мхитаряна, с. 58 – 87.

Практикум по теории статистики. Под ред. Проф. Р.А. Шмойловой, с. 52 – 96.

 

Задача 1.

Оборот коммерческой фирмы в 2011 г. составил 200000 руб. Исходя из условий рынка, руководство планировало в 2012 г. довести оборот до 280000 руб. Фактически в 2012 г. оборот составил 260000 руб. Определите ОВПЗ, ОВВП, ОВД.Сделайте вывод.

Задача 2

План 2012 года по выпуску продукции на предприятии недовыполнен на 0,5%. В 2012 г. По сравнению с 2011 годом объем производства возрос на 0,3%.

Каков был запланирован прирост производства в 2012 году по сравнению с 2011 году (ОВПЗ)?

Задача 3

По имеющимся данным о выпуске продукции в тыс.руб. :

1) определите относительные показатели по каждому виду продукции и по предприятию в целом;

2) сделайте выводы.

 

Вид изделий Факт 2006 г. План 2007 г. Факт 2007 г. ОВПЗ,% ОВВП,% ОВД,%
А 192,5 193,1      
Б      
В 132,5 129,1      
Итого            

Задача 4

Объем реализации товаров в магазине составил:

Январь – 35660 руб.

Февраль – 42000 руб.

Март – 47000 руб.

Апрель – 50000 руб.

Определите ОВД базисную и цепную, приняв за базу январь. Сделайте выводы.

Задача 5

По данным о выпуске продукции на предприятии определите недостающие показатели и сделайте выводы.

 

Период времени 2011г. Факт., тыс.руб. 2012г. % выполне- ния плана Факт 2012 к факт. 2011,%
План, т.р. Отчет, т.р.
Ι квартал    
ΙΙ квартал    
2-е полугодие    
Итого за год          

 

Для решения следует использовать данное соотношение

Факт.отч. периода

ОВВП Ι кв. = -———————— · 100 (%)

План отч. периода

Задача 6.

Имеются следующие данные о стоимости основного капитала по фирме:

 

№ предприятия, входящего в фирму Стоимость основного капитала, тыс. руб.
на 1 января 2010г. на 1 января 2011г. на 1 января 2012 г.
22 150 7 380 13 970 24 855 9 100 16 700 26 970 12 550 20 800

Определите показатели динамики стоимости основного капитала фирмы.

Задача 7.

По промышленному предприятию за отчетный год имеются следующие данные о

выпуске продукции:

Наименование продукции План на 1 квартал, тыс. т Фактический выпуск, тыс.т Отпускная цена за1 т, руб.
январь февраль март
Сталь арматурная
Прокат листовой

Определите процент выполнения квартального плана по выпуску каждого вида продукции и в целом по выпуску всей продукции. Сделайте выводы о выполнении плана предприятием.

Задача 8.

По фирме имеются следующие данные о выпуске продукции за год:

№ филиала фирмы Фактический выпуск продукции, млн. руб. Процент выполнения плана
29,4 42,6 24,0 105,0 100,0 96,0

Определите процент выполнения плана выпуска продукции в целом по фирме.

Сделайте выводы.

Задача 9.

Планом предусмотрено увеличение годовой производительности труда работников против прошлого года на 4,0%. Фактически производительность труда увеличилась на 6,2%. Определите процент выполнения плана по уровню производительности труда.

Задача 10.

По плану объем продукции в отчетном году должен возрасти против прошлого года на 2,5%. План выпуска продукции перевыполнен на 3,0%. Определите фактический выпуск продукции в отчетном году, если известно, что объем продукции в прошлом году составил 25 300 тыс. руб.

Задача 11.

Потребление электроэнергии в регионе характеризуется следующими данными: 2011 г. – 43,1 млрд. кВт•ч; 2012 г. – 49,8 млрд. кВт•ч. Численность населения региона составила (млн. чел.): на 1 января 2011 г. – 8,8; 1 января 2012 г. – 9,0; 1 января 2013 г. – 9,3. Определите, на сколько процентов изменилось потребление электроэнергии на душу населения.

 

Относительная величина структуры (ОВС) -изучает состав совокупности

Часть совокупности ОВС = —————————— · 100 (%) Вся совокупность

Задача 12.

Определите показатель выполнения плана и удельный вес каждого сорта продукции по плану и фактически

Вид продукции По плану Фактически % выполнения плана
Количество, т Удельный вес, % Количество, т Удельный вес, %
Всего      
I сорт      
IIсорт   -    
В/с      

Относительная величина интенсивности (ОВИ)

Показывает, насколько широко распространено изучаемое явление в определенной среде. ОВИ показывает, сколько единиц одной совокупности приходится на единицу другой совокупности. ОВИ – показатель именованный, т.е. имеет единицы измерения. Например, плотность населения, число педиатров на число детей в определенном районе, потребление продуктов питание на душу населения, потребительская корзина.

Задача 13.

По данным, характеризующим издержки обращения в розничной торговле, рассчитать базисные показатели динамики, взяв за базу 2001 г.

 

  Годы          
Издержки обращения, руб.          

Задача 14.

По данным, характеризующим выпуск продукции на предприятии:

1) определить фактический выпуск продукции;

2) рассчитать структуру выпуска изделий по фактическим данным;

3) определить % выполнения плана по предприятию;

4) сделать выводы.

Вид продукции План, т % выполнения плана Факт, т ОВС, %
А    
Б    
В    

 

 

Критерии оценки

1. Если студент выполнил все задания практической работы – решил все задачи, допустил при этом незначительные ошибки, то практическая работа оценивается на «Отлично».

2. Если студент выполнил все задания практической работы: правильно решил 14 задач и в 4 задачах допустил незначительные ошибки, то практическая работа оценивается на «Хорошо».

3. Если студент выполнил все задания практической работы: правильно решил 8 задач и в 6 задачах допустил незначительные ошибки, то практическая работа оценивается на «Удовлетворительно».

4. Если студент не выполнил все задания практической работы: смог правильно решить не более 4 задач, то практическая работа оценивается на «Неудовлетворительно».

Практическое занятие № 6:

«Вычисление средних величин по статистическим

Данным организаций»

Средняя величина – это обобщающий показатель, характеризующий типичный уровень явления в конкретных условиях места и времени, отражающий величину варьирующего признака в расчете на единицу качественно однородной совокупности.

Вычисление среднего – один из распространенных приемов обобщения. При исчислении средних в силу действия закона больших чисел случайности взаимно погашаются, уравновешиваются, и поэтому можно абстрагироваться от существенных особенностей явления, от конкретных значений признака в каждом конкретном случае. Именно в способности абстрагироваться от случайностей отдельных значений и заключена научная ценность средней величины как обобщающей характеристики совокупности. При этом сумма линейных отклонений индивидуальных значений признака от средней величины всегда равна нулю. Поэтому расчет обобщающих показателей приводит к замене множества различных индивидуальных значений признака одним средним показателем, характеризующим всю совокупность в целом. Это позволяет выявить закономерности, присущие массовым явлениям и не заметные в каждом конкретном случае.

Среднюю величину часто называют показателем центра исследуемых данных или показателем центральной тенденции.

Виды средних:

1. Степенные средние – арифметическая, геометрическая, гармоническая, квадратическая, кубическая и т.д.

Например:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.