Сделай Сам Свою Работу на 5

НАВИГАЦИОННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК





 

Общие сведения.В настоящей лоции описывается южный берег Баренцева моря от реки Ворьема (69°47' N. 30°50' О), по которой проходит государственная граница между Советским Союзом и Норвегией, до пролива Карские Ворота, включая остров Колгуев.

Первая русская лоция западной части южного берега Баренцева моря - «Гидрографическое описание северного берега России, часть II, Лапландский берег», была составлена известным гидрографом капитан-лейтенантом М.Ф.Рейнеке и вышла в свет в 1843 г. В 1878 г. описание М.Ф.Рейнеке было несколько дополнено и издано вновь. Затем это описание было издано в 1901 г. под названием «Лоция Мурманского берега». За годы Советской власти лоция указанного района переиздавалась несколько раз.

Первая русская лоция восточной части южного берега Баренцева моря - Лоция Самоедского берега Северного Ледовитого океана от мыса Канин Нос до острова Вайгач была составлена Н.В.Морозовым и вышла в свет в 1896 г. В дальнейшем лоция на этот район переиздавалась трижды под названием «Лоция Баренцева моря, часть III».

В 1958 г. была издана Лоция Баренцева моря, часть II, от реки Ворьема до пролива Карские Ворота, в основу которой легли материалы изданных ранее лоций.



Настоящая лоция является третьим по счету изданием.

У берегов Баренцева моря имеются районы: бывшие опасные от мин; временно запретные для плавания всех судов; временно запретные для постановки на якорь, лова рыбы придонными орудиями лова, подводных и дноуглубительных работ, придонного траления и подводных взрывов; запретные для лова рыбы.

Границы упомянутых районов показаны на картах.

При плавании в бывших опасных от мин районах нужно строго придерживаться объявленных фарватеров. Якорная стоянка в этих районах возможна только в рекомендованных лоцией .местах. Становиться на якорь в других местах без крайней необходимости не следует. Лов рыбы допускается при условии строгого соблюдения специальных инструкций по противоминной безопасности.

В Баренцевом море в районах интенсивного судоходства установлена система разделения движения судов и рекомендованные пути. Суда в этих районах следуют справа от линии разделения движения.



Предупреждение. При плавании в прибрежных и внутренних водах Баренцева моря надлежит руководствоваться Правилами плавания в прибрежных и внутренних водах Баренцева и Белого морей, публикуемыми штабом Краснознаменного Северного флота.

Берега. Берега описываемого района на всем протяжении имеют собственные названия. От реки Ворьема до мыса Святой Нос тянется Мурманский берег, а от мыса Канин Нос до пролива Югорский Шар - Ненецкий берег. Берег между Чёшской губой и рекой Печора обычно называют Малоземельской тундрой. Участок Малоземельской тундры между мысами Святой Нос (Тиманский) и Русский Заворот называется Тиманским берегом, а участок западного берега Печорской губы между мысом Русский Заворот и рекой Печора называется Захарьиным берегом. Часть материка между рекой Печора и Уральским хребтом известна под названием Большеземельской тундры.

Мурманский берег Баренцева моря преимущественно высокий, западная его часть гориста, а восточная представляет собой возвышенную равнину, имеющую незначительный уклон к востоку. От южного берега залива Варангер-фьорд горы несколько отступают к югу, а в районе Мотовского и Кольского заливов непосредственно к береговой черте вновь подходят высокие, лишенные растительности горы, сложенные из твердых скалистых пород. На отдельных участках берег крутой, обрывистый, гранитный и покрыт мхом.

Ненецкий берег Баренцева моря в основном низкий, песчаный или песчано-глинистый, а кое-где сложен из глинистого сланца. В 3 - 7 милях от береговой черты возвышаются горы с плоскими вершинами - отроги Уральского хребта и Тиманского кряжа. К Индигской губе подходит северная оконечность Тиманского кряжа; берег здесь местами каменистый или сложен из глинистого сланца. Такой же характер имеет берег на восточной стороне полуострова Канин в районе мыса Микулкин. На Тиманском берегу возвышается ряд сопок, восточнее которых тянется Коровинский хребет. На юго-восточном берегу Печорской губы расположена гора Питков Камень. Отроги горы Питков Камень соединяются с хребтом Пай-Хой - северной частью Уральского хребта. Хребет Пай-Хой подходит почти вплотную к проливу Югорский Шар.



Южный берег Баренцева моря сильно изрезан. К югу и юго-востоку от полуострова Рыбачий находятся большие заливы Мотовский. и Кольский; в их берега вдается много губ и бухт. Далее к востоку от мыса Святой Нос в берег вдается ряд заливов, губ и бухт, из которых наибольшими являются губа Териберская и заливы Нокуевский и Святоносский.

В берег от мыса Канин Нос до пролива Карские Ворота вдаются обширные Чёшская, Печорская и Хайпудырская губы.

В Баренцево море с его южного берега впадает много рек и ручьев. Наиболее значительными из них являются реки Кола, Тулома, Воронья, Иоканьга, Пёша, Ома, Вижас, Индига и Печора. Для плавания больших судов доступна только река Печора.

Мурманский берег покрыт скудной тундровой растительностью; трава растет лишь в долинах и на южных склонах гор. В районе губы Печенга и Кольского залива встречается кустарник.

Проливы и острова. Вблизи южного берега Баренцева моря, а также в заливах и бухтах, вдающихся в этот берег, расположено много островов. В непосредственной близости от Мурманского берега лежат острова Айновские, Кильдин, Малый Олений, Большой Олений, Семь Островов и Иоканьгские. Самым большим и приметным из них является остров, Кильдин. Другие острова с большого расстояния опознать трудно, так как они проектируются на фоне материка.

Из островов, расположенных в юго-восточной части Баренцева моря, наиболее значительными являются острова Колгуев, Вайгач, Сенгейский и Песяков. К юго-западу от острова Вайгач находятся небольшие, окаймленные опасностями острова Матвеев, Долгий, Голец, Большой Зеленец и Малый Зеленец.

Печорская губа отделена от моря низкими островами, банками и мелями, известными под общим названием Гуляевские кошки.

Из проливов наибольшее навигационное значение имеет Кильдинский пролив, отделяющий остров Кильдин от материка, а также проливы, пролегающие между материком и островами Семь Островов и Иоканьгские.

Юго-восточная часть Баренцева моря соединяется с Карским морем судоходными проливами Югорский Шар и Карские Ворота, отделяющими остров Вайгач от материка и Новой Земли.

Глубины, рельеф дна и грунт. Юго-западная часть Баренцева моря, омывающая Мурманский берег, более глубоководна, чем юго-восточная. Опасностей здесь нет, за исключением отдельных банок и камней, расположенных в расстоянии не более 5 кбт от береговой черты. По мере удаления от берега глубины резко увеличиваются и в отдельных местах на расстоянии нескольких кабельтовых от него превышают 100 м.

Изобата 100 м проходит в расстоянии не более 2 миль от берега, и только от северо-восточного берега полуострова Рыбачий, восточного входа в Кильдинский пролив и от островов Семь Островов она удалена на 4 - 6 миль. Изобата 200 м ближе всего подходит к южному берегу полуострова Рыбачий, а также к мысу Сетьнаволок и острову Кильдин. Наибольшие глубины у Мурманского берега находятся на подходах к Мотовскому и Кольскому заливам.

Юго-восточная часть Баренцева моря, примыкающая к Ненецкому берегу, мелководна. Изобата 50 м удалена от этого берега на расстоя-ние от 7 до 70 миль. К северу от изобаты 50 м глубины плавно увеличиваются.

Грунт в южной части Баренцева моря камень, скала, песок, ил; изредка встречается ракушка и коралл.

Земной магнетизм. В описываемом районе Баренцева моря магнитное склонение на эпоху 1970 г. восточное и изменяется от 9°,5 на западе до 23°,5 на востоке (в проливе Карские Ворота). Изогоны в основном тянутся в направлении SО - NW, но местами отклоняются от этого направления.

Среднегодовое изменение магнитного склонения минус 0°,03 на западной границе района и минус 0°,1 на восточной (в проливе Карские Ворота).

Больших магнитных аномалий вдали от берега не обнаружено. Район магнитной аномалии интенсивностью до 9° имеется примерно в 40 милях к N от полуострова Рыбачий.

При входе в Мотовский залив обнаружена аномалия, где магнитное склонение достигает 3°,5 - 4°,9 О. В Кольском заливе имеется несколько аномальных районов. Так, при входе в губу Болmьшая Волоковая магнитное склонение 12° О, а в районе мыса Пинагорий (69°03' N. 33°04' О) магнитное склонение 8°,5 О.

Кроме годовых изменений, склонение имеет суточные изменения.

Наибольшее значение магнитного склонения наблюдается около 5 - 6 ч по местному времени зимой и летом; летом иногда наблюдается вторичный максимум около 18 ч.

Наименьшее значение магнитного склонения бывает около 14 ч зимой и летом.

Амплитуда суточных колебаний магнитного склонения летом бывает около 30 мин дуги, зимой 15 - 20 мин. В годы наибольшей магнитной активности амплитуда суточных колебаний примерно в полтора раза больше, чем в годы наименьшей активности.

Кроме периодических суточных изменений склонения, существуют непериодические изменения - магнитные возмущения. Сильные магнитные возмущения называются бурями. Во время магнитных бурь амплитуда колебаний магнитного склонения в этом районе иногда достигает 14°.

Особые физико-географические явления. В Баренцевом море рефракция достигает большой величины. Чаще всего сильная рефракция бывает в юго-восточной части моря в начале лета, и особенно в районе Печорской и Индигской губ. Под влиянием такой рефракции отдаленные предметы могут быть видны с расстояний гораздо больших, чем в обычных условиях. При этом берег становится видимым так отчетливо, что невольно возникает сомнение в правильности счисления. Иногда вид берега искажается настолько, что даже при хорошем знании местности бывает трудно его опознать. Предметы как бы увеличиваются или приподнимаются и нередко наблюдаются в перевернутом виде. Довольно часто наблюдаются также миражи или марево. Случалось, например, видеть одновременно три изображения одного и того же судна, причем среднее из них было обращено мачтами вниз. Признаками наступления рефракции и миража служит кажущееся дрожание горизонта и мгла. В таких случаях не всегда можно доверять не только астрономическим наблюдениям, но и пеленгам.

Полярное сияние обычно наблюдается во время полярной ночи и длится в сутки до 15 ч и более. Количество дней с полярным сиянием неодинаково в различных широтах; наибольшее их число наблюдается вблизи Мурманского берега.

Полярные сияния, как правило, сопровождаются магнитными бурями, которые отрицательно влияют на показания судового магнитного компаса и могут сказаться при радиоприеме и радиопеленговании, вызывая помехи, подобные помехам при атмосферных разрядах.

Таблица продолжительности светлого и темного времени

Широта Продолжитель-ность (в сутках) Полярный дснь Полярная ночь Дата полярного дня продолжи-тельностью
поляр-ного дня поляр-ной ночи начало конец начало конец 18 ч 6 ч
68° 28.V 15.VII 10.XII 3.I 2.V II.VIII 2.II 9.XI
70° 18.V 25.VII 27.XI 15.I 26.IV 16. VIII 8.II 4.XI
72° 10.V 3.VШ 18.XI 24.I 22.IV 21.VIII II.II 29.Х

Средства навигационного оборудования.Южный берег Баренцева моря удовлетворительно оснащен визуальными средствами навигационного оборудования.

При большинстве основных маяков имеются звукосигнальные установки. Плавание судов в южной части Баренцева моря обеспечивается круговыми радиомаяками с дальностью действия до 150 миль и радионавигационными системами РСВТ-1с и «Брас». Дальность видимости системы РСВТ-1с днем 300 миль и ночью 150 миль, а системы «Брас» 100 миль.

Секторные радиомаяки Рыбачий, Канин и Панкратьев с дальностью действия до 500 миль обеспечивают плавание судов в открытой части Баренцева моря.

Для пеленгования нескольких радиомаяков без перестройки радиопеленгатора, а также более эффективного использования радиочастот некоторые круговые радиомаяки объединены в навигационные группы.

Период действия средств навигационного оборудования регламентируется ледовым режимом и продолжительностью полярного дня. Большинство светящих средств навигационного оборудования имеет обычно два срока действия: от начала навигации до полярного дня и от конца полярного дня до конца навигации. Плавучее ограждение выставляется на штатные места в начале навигации, когда море полностью очищается от льда, и снимается в конце навигации при первом появлении льда в море. На надежность местоположения плавучего ограждения, а также на строгое постоянство характеристик огней полностью полагаться нельзя.

Подробные сведения о визуальных, звукосигнальных и радиотехнических средствах навигационного оборудования приведены в следующих руководствах издания ГУНиО МО: «Огни и знаки Баренцева моря» и «Радиотехнические средства навигационного оборудования СССР».

Использование средств навигационного оборудования в Баренцевом море в значительной степени затруднено условиями погоды. Частые и сильные туманы, внезапно налетающие снежные заряды, магнитные бури, рефракция и т. п. порой совершенно не позволяют определить место судна визуально. Мореплаватель даже при благоприятных навигационных условиях никогда не должен пренебрегать возможностью лишний раз определить место судна, так как любой из перечисленных факторов может внезапно лишить его этой возможности.

Порты и якорные места.В описываемом районе имеются два крупных порта: Мурманск и Нарьян-Мар.

Порт Мурманск - самый северный из незамерзающих портов СССР - расположен в южном колене Кольского залива и доступен для любых судов. Порт имеет много причалов и хорошо механизирован.

Порт Нарьян-Мар находится на реке Печора в 70 милях от ее устья. В порту имеется несколько причалов, к которым могут подходить суда с осадкой до 4,3 м.

Якорные места, хорошо защищенные от ветров и волнения, находятся в Мотовском, Кольском, Нокуевском и Святоносском заливах, в губах Печенга и Териберская, на Семиостровском рейде, у мыса Микулкин, у острова Колгуев, а также в устьях рек Пёша и Индига.

Режим плавания в портах регламентируется Общими правилами морских торговых и рыбных портов Союза ССР. Требования, вытекающие из особенностей и специфики каждого порта, определяются обязательными постановлениями, издаваемыми администрацией порта. Краткие выдержки из обязательных постановлений приводятся в лоции в конце описания соответствующего порта.

Ремонтные возможности.В порту Мурманск можно произвести любой ремонт как корпуса, так и механизмов. В порту Нарьян-Мар можно произвести мелкий ремонт корпуса и механизмов.

Лоцманская служба.Лоцманская проводка при входе в порты Мурманск и Нарьян-Мар и выходе из них обязательна для всех судов.

От обязательной лоцманской проводки освобождаются суда:

а) Военно-Морского флота СССР;

б) Министерства рыбного хозяйства и рыболовецких колхозов;

в) постоянно работающие в малом каботаже.

Для проводки судов в порты Мурманск и Нарьян-Мар имеются государственные лоцмана, находящиеся в ведении управлений этих портов. Суда, следующие в порт Мурманск, принимают лоцмана с лоцманской станции в губе Тюва (северное колено Кольского залива), а суда, следующие в порт Нарьян-Мар, - перед баром реки Печора.

Спасательная служба.В ведении начальника Мурманского порта имеются спасательные суда, которые высылаются к терпящему бедствие судну по первому требованию о помощи, передаваемому по радио или другим путем.

Навигационная информация.Радиостанция порта Мурманск передает гидрометеорологические сообщения (МЕТЕО) на район Баренцева моря, исключая юго-восточную часть, и навигационные извещения мореплавателям (НАВИМ) на весь район Баренцева моря. На район юго-восточной части Баренцева моря гидрометеорологические сообщения передает радиостанция порта Архангельск.

Подробные сведения об этих радиостанциях приведены в Расписании радиопередач гидрометеорологических сведений и НАВИМ, изд. ГУНиО МО.

Сообщение и связь.Между населенными пунктами и портами, расположенными на побережье, регулярно курсируют суда Министерства морского флота, а также суда других организаций.

Летом суда Министерства морского флота поддерживают регулярное сообщение между портами Мурманск и Архангельск с попутным заходом в некоторые заливы и губы, где имеются населенные пункты. Кроме того, регулярные рейсы совершаются между портом Мурманск и островами Шпицберген, а также из порта Архангельск в Чёшскую губу (реки Ома и Пёша), в Индигскую губу (река Индига) и в порт Нарьян-Мар с заходом на остров Колгуев (становище Бугрино).

Город Мурманск связан с общей железнодорожной сетью страны. Города Мурманск и Нарьян-Мар связаны воздушным сообщением со многими городами страны.

Из рек, впадающих в Баренцево море, наиболее важное значение для судоходства имеет река Печора, по которой к порту Нарьян-Мар сплавляется также лес. Между населенными пунктами, расположенными на берегах реки Печора, курсируют суда.

Почтово-телеграфные конторы имеются во всех портах и крупных прибрежных населенных пунктах. Многие населенные пункты связаны между собой телефоном.

Система счета времени.На территории СССР принято декретное время, которое на 1 чвпереди поясного.

Населенные пункты.Большая часть населенных пунктов описываемого района расположена на берегах заливов, губ, бухт, а также на берегах устьев рек. Наиболее населен Мурманский берег. Крупнейшими населенными пунктами здесь являются города Мурманск (областной центр), Североморск и поселки Печенга и Териберка.

Из населенных пунктов, расположенных на Ненецком берегу, наиболее значительными являются город Нарьян-Мар (центр Ненецкого национального округа), селения Вижас, Ома, Пёша, Индига и становище Бугрино. Характерной особенностью всего побережья является наличие так называемых становищ, обитаемых главным образом летом в сезон лова рыбы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.