Сделай Сам Свою Работу на 5

СОСТАВ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРЫ





Наиболее популярными по составу темперами нашего вре­мени являются яичная, казеиновая и гумми-арабиковая.

Яичная темпера

 

Связующим веществом яичной темперы служит искусствен­ная эмульсия, в состав которой входят яйцо, масло и масляный или скипидарный лак.

Имеется немало рецептов этого рода темперы, и возмож­ность составления новых рецептов, можно сказать, безгра­нична; достаточно лишь при составлении их соблюдать извест­ную закономерность в пропорции веществ, входящих в состав темперы.

Желток яйца и цельное яйцо способны эмульгировать рав­ный себе объем масла и значительно меньшее количество лака. Таковая пропорция для масла и лака по отношению к яйцу является для эмульсии максимальной.

На практике, поэтому рекомендуется брать их в несколько меньшем количестве, так как при избытке масла и тем более лака как вещества, более чуждого яйцу, эмульсия способна легче распадаться. Кроме того, слишком «жирная» темпера прибли­жается по своим свойствам к масляной живописи и потому на­чинает приобретать и недостатки последней — способность жел­теть и темнеть, не имея в то же время преимуществ масляной живописи — долгой подвижности ее красок.



Ниже приводится несколько рецептов яичной темперы с искусственной эмульсией, составленных выдающимися знато­ками техники живописи и потому имеющих известное обосно­вание.

Темпера П. Кеммерера

 

Яичного желтка............................................................................................................. 1 вес. часть

Маслян. лака (лучших качеств)............................................................................... 1/4 вес. части

Льняного масла........................................................................................................... 1/8 вес. части

Макового масла........................................................................................................... 1/8 вес. части

 

Масла смешиваются с лаком и затем примешиваются к желтку. Для консервирования этой эмульсии берется 11/2ве­совых части 1%-ного раствора карбола. Эмульсия эта мо­жет сохраняться, не портясь, до двух недель; по истечении этого времени ее нужно считать непригодной для употреб­ления.

Автор приведенного рецепта рекомендует своеобразный ме­тод живописи, применяемый им самим. Он состоит в том, что краски, растертые предварительно с водой, в виде густой мази, наносятся на палитру и тут же в самом процессе живописи смешиваются кистью с эмульсией.



В том случае, если при высыхании красок некоторые из мест живописи окажутся недостаточно закрепленными, их за­крепляют перед вторичным прописыванием, пропитывая чистой или разведенной водою эмульсией; это делается с помощью кисти.

Темпера М. Дёрнера

 

Эмульсия для этой темперы составляется таким образом:

Яйцо (желток и белок)........................................................................................................ 1 объем

Масла сырого или вареного.......................................................................................... 2/3 объема

Скипидарного лака.......................................................................................................... 1/3 объема

 

Лак смешивается предварительно с маслом и в таком виде уже поступает в яйцо, которое тщательно перед тем размеши­вается так, чтобы желток и белок представляли однородную массу, которая, кроме того, процеживается. При введении в эмульсию сырого масла темпера долго остается растворимой в воде; с вареным же маслом в один день она делается не­растворимой.

Для консервирования эмульсии берется 20%-ный раствор тимола, небольшое количество камфары, гвоздичного масла и пр.

Краски, тертые на этой эмульсии, должны быть по густоте одинаковыми с обыкновенными масляными красками и в ра­боте разводятся чистой водой.

Руководствуясь приведенным рецептом темперы как известно­го рода нормой, можно составить многочисленные ее варианты.

Яичная темпера менее жирная

 

Яйцо (желток и белок).................................................................... 1 (около 40 куб. см)



Вареного масла.................................................................................. 1/2 вместим. яичной скорл.

Винного или столов. уксуса............................................................ 1/2 вместим. яичной скорл.

 

Составляя эмульсию, белок и желток яйца хорошо переме­шивают и затем вводят сюда при постоянном помешивании по каплям масло. Когда последнее хорошо соединилось с яйцом, в эмульсию таким же образом приливают уксус.

Консервирующим веществом для эмульсии в данном случае служит уксус, который не должен быть крепким, так как в противном случае он свертывает яйцо и действует на краски, страдающие от кислот.

Стертые на этой эмульсии краски могут сохраняться про­должительное время, если заключены в оловянные тюбики; они имеют способность хорошо приставать к грунтам[45] и во время работы разводятся чистой водой.

При желании избегнуть разбавления эмульсии уксусом можно вместо него вводить в эмульсию чистую воду с добавкой денатурата, но в этом случае необходимо ввести в яйцо не­большое количество двууглекислой (питьевой) соды, чтобы предупредить его свертывание от спирта.

Приведенный выше рецепт может быть изменен в таком роде:

 

Яйцо (желток и белок)........................................................................................................ 1 объем

Вареного масла................................................................................................................ 1/2 объема

 

Для консервирования эмульсии в нее прибавляют 2% сали­циловой кислоты.

В таком виде эмульсия дает более жирную темперу.

Темпера Иенике

8 чайных ложек траганта растворяются в 1 литре винного уксуса и туда прибавляется 20 капель олифы или венециан­ского терпентина. Затем 1 цельное яйцо смешивается с не­сколькими каплями вареного масла и к нему прибавляется 125 куб. см первого раствора.

Казеиновая темпера

 

Растворы казеина, получаемые тем или иным путем, обра­зуют с маслом и смолами эмульсии, которые не только не усту­пают по своим качествам, описанным выше яичным эмульсиям, но во многих отношениях превосходят их.

Растворы казеина для составления эмульсии получаются из сухого порошка казеина с помощью буры, соды, углекислого аммония, фосфорнокислого натра, едкого натра, едкого кали и, наконец, едкой извести. Казеин в виде творога также дает растворы, но дозировка его затруднительна.

Наиболее отвечающими делу растворителями казеина являются: бура, сода, углекислый аммоний и фосфорнокислый натр. К едкому кали и едкому натру, рекомендуемым Фрид­лейном, следует отнестись отрицательно.

Подобно яйцу раствор казеина, имеющий одинаковую с яйцом консистенцию, эмульгирует равное себе по объему ко­личество масла и меньшее количество лака.

Таковое взаимоотношение этих составных частей эмульсии является известной нормой, из которой не следует выходить при составлении рецептов казеиновой темперы.

Темпера М. Дёрнера

Для составления казеинового раствора берется:

 

Казеина (в порошке)................................................................................................................... 50 г

Воды................................................................................................................................. 250 куб. см

Буры............................................................................................................................................... 20 г

 

Бура может быть заменена содою или углекислым аммо­нием, которых берут в этом случае по 5 г.

На 1 объем составленного таким образом казеинового раствора берется 2/3 объема масла и 1/3 объема мастичного или даммарового скипидарного лака, или же объем, не превышаю­щий объема раствора казеина, тех же веществ, иначе скомби­нированных.

Порядок составления эмульсии обычный. Казеин смеши­вается с таким количеством воды, чтобы он хорошо разбух, и после того приливается к нему 250 куб. см воды. Темпера эта не требует никаких добавочных консервирующих веществ, так как бура, сода и пр. являются уже таковыми.

Многие живописцы отдают предпочтение казеиновой тем­пере перед яичной, что безусловно имеет свое основание. Казеи­новая темпера вследствие отсутствия в ее эмульсии невысыхаю­щего яичного масла твердеет очень быстро, становясь нераство­римой водой. Крепость слоев ее живописи превышает таковую же яичной. При правильно составленной эмульсии краски ка­зеиновой темперы совершенно не способны давать трещин, даже при нанесении их очень пастозно. Темпера эта прочно при­стает к материалу, на который наносится, даже к масляным краскам. Ею можно покрывать дерево, холст, металл, камень и стекло.

В стенной и станковой живописи казеиновая темпера тре­бует крепкого грунта, в противном случае может оторвать его от материала, на котором он лежит.

Гумми-арабиковая темпера

 

Кроме яйца и казеина, которые представляют лучший мате­риал для составления темперы, пользуются для этой цели и растительным клеем, главным образом гумми-арабиком, дек­стрином и вишневым, а также клеем и других плодовых де­ревьев.

Темпера эта по качествам своим значительно уступает яич­ной и казеиновой, но вследствие присущей ей легкости тона нравится некоторым художникам. Она имеет слабую способ­ность прилипания, так что не пристает к масляному грунту и скатывается с него. В гумми-арабиковой темпере краски ли­шены пасты, подобной пасте яичной и казеиновой темперы, и потому для пастозной живописи они не пригодны, так как, кроме того, легко растрескиваются. Гумми-арабиковая темпера, зато портится не так скоро, как яичная, почему и имеет попу­лярность в фабричном производстве красок.

Гумми-арабиковый раствор и вообще раствор растительного клея имеет слабую эмульгирующую силу и потому при состав­лении эмульсии на 1 объем гумми-арабикового раствора берется не более 1/21/3 объема масла. В эмульсию эту полезно ввести небольшое количество (1/121/5 часть объема) глицерина.

 

Темпера А. Бёклина

Вишневого клея в растворе.............................................................................................. 6/9 части

Копайского бальзама......................................................................................................... 1/9 части

Скипидара............................................................................................................................. 1/9 части

Керосина............................................................................................................................... 1/9 части

 

Копайский бальзам и эфирные масла соединяются вместе и затем по капле вводятся в клеевой раствор.

Для полноты описания различных видов темперы необхо­димо остановиться еще на одном весьма своеобразном виде.

Краски всех уже описанных вариантов темперы, правильно составленные, дают живопись с матовой поверхностью, и при высыхании их получается более или менее значительное изме­нение их тона, что несомненно затрудняет живописную работу, а также и раскрытие лаком законченной живописи, которая может измениться при этом так, как не рассчитывал художник. Во избежание указанных выше неудобств явилась мысль со­ставлять темперу таким образом, чтобы краски высыхали с бле­стящей поверхностью.

Получать подобную темперу с казеином или яйцом не пред­ставляется возможным, так как, вводя избыток названных свя­зующих веществ в темперу до получения блеска, можно до­стичь только отрицательных результатов в отношении прочно­сти темперы. Вот почему в данном случае нужно использовать другие виды связующих веществ, например животный и расти­тельный клеи.

Привожу здесь один из рецептов таковых:

 

Декстрина..................................................................................................................................... 45 г

Воды............................................................................................................................................... 45 г

Глицерина технического.......................................................................................................... 6,5 г

Мыла с малым количеством воды.......................................................................................... 0,2 г

Олифы (или 1/3 объема раствора декстрина)........................................................................ 21 г

 

Среди составных частей этого рецепта мы видим глицерин и мыло — материалы, в данном случае необходимые; для по­лучения же эмульсий с яйцом и казеином они совершенно из­лишни.

Нет сомнения, что темпера подобного состава уступает в прочности яичной и казеиновой темперам, крытым лаком, и равняется в этом отношении клеевой и гумми-арабиковой тем­перам.

 

ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК

Краски, предназначаемые для приготовления темперы, лучше приобретать в виде тонких порошков; грубые же порошки перед смешением с эмульсией следует растирать с водою и в таком ви­де сохранять их. Если пользуются методом живописи Кеммере­ра, т. е. смешивают краски с эмульсией прямо на палитре, то в таком виде они могут быть применимы в дело — их необходимо лишь отжать. При приготовлении красок обычным путем сухие краски прямо смешиваются с эмульсией; сохранявшиеся же под водою или высушиваются, или выжимаются крепко, чтобы иметь возможность насытить их достаточным количеством связующего вещества.

При ручном растирании красок пользуются твердой камен­ной плитой или матовым стеклом и такими же курантами, т. е. теми же приспособлениями, что служат и для масляных красок. При желании иметь значительное количество краски пользуются краскотеркой, но металлическая краскотерка пригодна не для всех красок. Шпатели также следует употреблять лучше роговые, а не металлические.

Степень тонкости растертых красок находится в прямой за­висимости от назначения их. Краски для декоративных целей не требуют, разумеется, слишком долгого растирания, и потому, имея краски в мелком порошке, можно ручным способом в ко­роткий промежуток времени приготовить значительное количест­во их. Степень тонкости растертой краски легко распознается при исследовании ее на стеклянной пластинке против света.

Скала пропорциональных отношений между связующим ве­ществом темперы и красками для каждой эмульсии своя, так как одна и та же краска требует различного количества различно составленных эмульсий. Так, например, то же количество белил требует одну часть гумми-арабиковой эмульсии и две части ка­зеиновой. Кроме того, краски, предназначаемые для покрывания лаком, должны иметь бОльшую плотность, нежели те, которые готовятся для матовой живописи. Правильно приготовленная краска по своей пасте подобна масляной краске, при пробе ее в сухом виде ногтем должна давать слабый блеск и при пробе водой не должна слишком заметно темнеть. Во всяком случае, лучше не доложить в краски связующего вещества, чем поло­жить его слишком много, так как недостаток связующего веще­ства в красках легко устраняется пропитыванием их по высыха­нии той же эмульсией, разжиженной водою и наносимой с по­мощью кисти.

Готовя краски для матовой темперы, можно поступать и та­ким образом: темные краски тереть на эмульсии с бОльшим содержанием масла; светлые же — на эмульсии с меньшим содер­жанием масла.

Красочная палитра темперы весьма обширна, так как связую­щее вещество темперы, особенно крытой лаком, хорошо защища­ет их от различных воздействий, и потому в нее входят не толь­ко все краски, применяющиеся в масляной живописи, но и не­которые из числа тех, которые с маслом применения не имеют.

Нормальной красочной палитрой для темперы будет почти та же, что и для светоустойчивости акварели, за некото­рыми исключениями. Так, вместо ауреолина, которого не следует мешать с цинковыми белилами, может быть применен светлый кадмий; белой же краской лучше всего могут служить здесь цинковые белила. Так как в темпере краски наносятся довольно пастозно, то здесь уместны и светлые крапп-лаки и та­кие корпусные краски, как неаполитанские желтые. Применимы здесь также и красные хромы, так как почернение темперы, не крытой лаком, от сернистых газов не опасно ввиду нераствори­мости связующего вещества темперы, позволяющего регенериро­вать потемневшие свинцовые краски с помощью перекиси водо­рода.

По поводу некоторых из красок, однако, следует сделать особые замечания.

Белила. Цинковые белила (как и свинцовые) чувствитель­ны к крепкому уксусу; в темпере они кроют значительно лучше, чем в масляной живописи, а потому применение их здесь вполне уместно. Свинцовые белила в яичной темпере, как свидетель­ствуют о том многочисленные опыты, сильно желтеют и при за­гнивании эмульсии приобретают грязный оттенок вследствие образующегося при этом сероводорода.

Ультрамарин, будучи чувствителен к слабым кислотам, страдает от крепкого уксуса, разлагаясь и выделяя сероводород, что производит впечатление загнивания связующего вещества.

Умбра требует большого количества эмульсии и долго по высыхании размывается водой. Она также часто выделяется из связующего вещества и разлагает казеиновые эмульсии; во из­бежание этого в последнем случае следует прибавлять к краске небольшое количество нашатырного спирта.

Парижская лазурь чувствительна к растворителям казеина, от которых изменяется в цвете, особенно при долгом хранении приготовленной краски без употребления.

Сурик, мало пригодный в масляной живописи, более про­чен в темпере. Здесь он, между прочим, хорош в подмалевке для лессировок крапп-лаком. При загнивании яйца приобретает тем­ный оттенок.

Красный хром может быть с успехом применяем в темпере, но и здесь он не выдерживает слишком тонкого измельче­ния, от которого приобретает желтый оттенок.

Крапп-лак, кадмии и неаполитанские желтые не следует трогать и растирать металлическими шпателями, а употреблять для этого роговые.

Тертые краски темперы следует заключать в оловянные тю­бики или сохранять в стеклянных или фарфоровых банках, вме­щающих от 20 до 100 г готовых красок. Банки эти снабжаются корковыми пробками.

Краски при долгом хранении выделяются из эмульсий, и по­тому каждый раз перед употреблением их следует снова разме­шивать.

Наиболее рационально, а вместе с тем и наиболее экономно, приготовлять за один прием малое количество красок и притом непосредственно перед самой работой, так как свежеприготов­ленными красками достигаются лучшие результаты. Оставшиеся на палитре краски не следует заливать водой, так как при сли­вании воды перед употреблением их уносится и часть связующе­го вещества красок, а достаточно лишь покрыть палитру мокрым войлоком или тряпкой. Краски, долго стоящие без употребления в банках, заливают керосином, который сливается с красок при употреблении их в дело. Оставшееся небольшое количество керо­сина не отражается дурно на живописи и красках. При долгом хранении красок они теряют иногда способность разводиться во­дою — прибавка к ним в этом случае небольшого количества мыла исправляет дело.

ГРУНТ

Базой для живописи темперой может служить лишь мате­риал, не втягивающий в себя значительного количества связую­щего вещества из красок; в противном случае он подлежит той или иной обработке, так как темпера при нанесении на пористый материал дает рыхлый слой, сильно изменяясь при высыхании в тоне, и краски ее в этом случае не получают достаточного за­крепления.

Если цвет материала и его поверхность отвечают данной жи­вописной задаче, то можно и не прибегать к покрыванию ее грунтом, особенно если материал обладает достаточной плот­ностью. Так, плотная ткань, бумага, картон и пр. не нуждают­ся в грунте и для них достаточно одной проклейки. Если же материал не имеет достаточной плотности, поверхность его слиш­ком шероховата и цвет его не отвечает живописной задаче, то его покрывают грунтом.

Для проклеивания материала служат снятое молоко, жидкий раствор казеина, получаемый с помощью нашатырного спирта, разведенные водой яичная и казеиновые эмульсии, служащие связующим веществом красок, наконец, разжиженные скипидар­ные и спиртовые лаки.

Грунтуя тот или иной материал, необходимо следить за тем, чтобы грунт был прочно связан с ним, так как при отсутствии этого условия засохнувшие краски могут осыпаться совместно с грунтом. Грунт, покрывающий ткань, должен быть эластич­ным и не способным растворяться в воде. Обыкновенный кле­евой грунт, применяемый в масляной живописи, пригоден и для темперы, при том, однако, условии, если он приведен в нераст­воримое состояние. Кроме того, грунт должен быть достаточно плотным и потому при отсутствии плотности подлежит той же обработке, которая предназначается для пористых материалов вообще. Эмульсионные грунты, применяемые в масляной живо­писи, пригодны и для темперы. Масляными грунтами допустимо пользоваться лишь в исключительных случаях, например при спешной работе; при нормальных же условиях работы их нельзя рекомендовать.

Правда, яичная и казеиновая темперы (особенно последняя) хорошо ложатся и на масляный грунт, но все же прочного их прикрепления нельзя здесь ожидать, так как в данном случае имеется дело с двумя разнородными слоями красок. Обработка масляной поверхности соками чеснока и лука, а также препара­тами желчи (бычьей и т. п.) предотвращает скатывание кра­сок темперы с грунта, но не увеличивает прикрепления их к грунту.

Наиболее отвечающим делу является казеиновый грунт с маслом, один из рецептов которого здесь приводится:

 

Казеина.......................................................................................................................................... 10 г

Воды к нему...................................................................................................................... 60 куб. см

Нашатырного спирта......................................................................................................... 5 куб. см

Вареного масла..................................................................................................... 30 — 50 куб. см

 

К эмульсии прибавляется:

 

Цинковых белил........................................................................................................................ 105 г

Воды................................................................................................................................. 220 куб. см

 

Цвет грунта в темпере имеет такое же значение, как и во всех других видах живописи. Белый грунт здесь наиболее выго­ден и практичен, так как он содействует эффектам прозрачных красок; кроме того, при надобности, ему легко придать желае­мый цвет теми же красками темперы, которыми ведется сама живопись.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.