Сделай Сам Свою Работу на 5

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ЛАКИ РАЗЛИЧНЫХ ЦВЕТОВ





 

Сюда относится многочисленный ряд красок, которые по своему красильному началу могут быть разделены на несколько групп.

Материалом для производства красок первой из них слу­жит кверцитрон — кора североамериканского красильного дуба (Quercus tinctoria). Из нее получается два красильных начала: кверцитрин и кверцитин. Эти последние дают лаки желтого цвета с глиноземом и оловом, с железом — оливкового цвета. Лаки, получаемые из кверцитрона, идут в продаже под назва­ниями: желтый крапп-лак, laque Robert, laque de gaude, italian pink, dutsch pink, brown pink (коричневый лак).

Авиньонские красильные ягоды (ягоды растений из породы крушин) дают ксанторамнин, перерабатываемый в красильное начало раментин, из которого получается также целый ряд кра­сок желтого цвета. Краски эти носят название стиль-де-грень. Они имеются в продаже в чистом виде и с подмесью шпата (в последнем случае они носят название «Schütgelb»).

Красильная церва, или трава желтуха (Reseda luteola), об­ладает красильным началом — лютеолином, которое служит также для производства желтых лаков с названиям: Waulack, laque de gaude, laque jaune de Paris.

Все названные лаки весьма непрочны и потому не должны иметь места на палитре у художника. Наиболее прочным из них является Brown pink[12].



Кампешевое дерево дает красильные начала для производ­ства фиолетовых красок; таковы violet vegetal, violetter Lack.

Красное дерево служит материалом для производства крас­ных лаков, которые, подобно фиолетовым, не представляют серьезного значения для живописца.

Из зеленых лаков следует назвать Saftgrün (соковая зе­лень), получаемую из незрелых ягод жестера (Rhamnus catharticus), которая была знакома еще во времена Рубенса.

Краска эта немногим прочнее прочих названных выше красок; в нынешнее время она заменяется составными красками из желтых лаков и парижской синей и просто анилиновыми крас­ками-лаками.

Гумми-гут

Gomme-gutte. Gamboge. Gutti.

 

Прозрачная ярко-желтого цвета краска. Красильное начало ее — сок растений Cambogia gutta (Цейлон и пр.) — представ­ляет смесь смолистого окрашенного вещества и камеди (расти­тельного клея). Имеется в продаже и гумми-гутовый лак, состоящий из красильного начала гумми-гута и водного глино­зема.



Различные сорта краски имеют различную прочность; кро­ме того, на прочность ее влияют и связующие вещества. В акварели гумми-гут непрочен, так как здесь он легко обесцве­чивается, а пары аммиака делают его коричневым. С маслом гумми-гут дает богатую, прозрачную золотистую краску, кото­рая, как видно из опытов художника Рейнольдса, также непроч­на. Положенные на холст Рейнольдсом (в 1772 г.) пробы гумми­гута с различными связующими веществами дали различный результат. Гумми-гут с маслом совершенно потерял свой цвет, тогда как со смолами и воском сохранился до сих пор очень хорошо. Прочность гумми-гута увеличивается в смесях с барито­вой желтой и кадмиями.

Гумми-гут был в большом употреблении у средневековых жи­вописцев, причем им пользовались в масляной живописи.

Распознавание. В разведенной соляной кислоте не из­меняется, в присутствии щелочи (и нашатырного спирта) окра­шивается в красный цвет.

К этому же типу красок относятся прозрачные краски жел­того и красного цвета, носящие название драконовой крови (sang de dragon, Drachenblut, dragon's blood).

Подобно гумми-гуту, они состоят из смолистых веществ, до­бываемых из некоторых тропических растений (Dracaena draco и др.). Если они представляют экстракт красильного вещества, то имеют красный цвет; в виде же лака имеют желтый цвет.

Сравнительно с другими растительными красками гумми-гут имеет несколько большую прочность.

Еще один из видов смолистого вещества, называемого гумми­лаком, из которого получаются красильные начала лак-лак и лак-дей, служит сырым материалом для получения красок, близких по цвету кошенильному кармину. Краски эти носят название: голландский кармин, laque-laque и т. д. По прочности они одинаковы с кошенильными красками.



Индиго.

Кубовая краска. Indigo.

 

Индиго принадлежит к краскам, игравшим и играющим весьма важную роль в красильном деле. Она знакома была уже древнему Египту. Начиная с XVI в., она приобрела широкую популярность в Европе, причем в эпоху Возрождения она при­менялась и в живописи, где из-за своей непрочности повредила немало художественных произведений (Веронеза в том числе).

Краска эта получается из растения Indigofera disprema и вайды; красящее начало ее — индиготин. Последний получен син­тетически в 1897 г. и в настоящее время почти вытеснил с рын­ка натуральный продукт.

Индиго прочнее в акварельной живописи, хотя и здесь оно бледнеет на свету. На масле оно зеленеет, кроме того, чернеет и кроет плохо, в тонком слое имеет голубой оттенок, в корпус­ном — сине-черный. Искусственное индиго чище и красивее нату­рального, так как последний содержит, кроме индиготина, по­бочные вещества, уменьшающие его прочность и ослабляющие чистоту его цвета.

 

Сепия

 

Sepia.

 

Коричневого цвета прозрачная краска, очень популярная у акварелистов. Получается из красильного вещества моллюска ка­ракатицы, принадлежащего к различным видам моллюска Sepia.

Применяется исключительно в акварели, где создала свое­образный тип однотонной живописи.

На свету значительно обесцвечивается, но менее, нежели дру­гие органические коричневые краски.

Некоторые сорта краски получаются искусственным путем из различных бурых и черных органических веществ, носящих в химии название «ульминовых». Эти краски в торговле иногда называются ульминовыми коричневыми, или искусственной се­пией. Но и натуральная сепия нередко подкрашивается крапп-лаком и умброй.

 

БИТУМИНОЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА

 

К этой группе красок отнесены асфальт (битум) и другие краски, относящиеся к битуминозным веществам, добываемым из бурого угля, а также вещества, содержащие асфальт, каковым является мумия.

Асфальт

Bitume. Asphaltbraun, Antwerpenbraun. Bitume.

 

Асфальт состоит главным образом из углеводородов пара­финового ряда; в составе его, кроме того, содержатся сернистые соединения и азот.

Известностью пользуется сирийский асфальт, находимый на берегу Мертвого моря. Кроме того, асфальт находится в Баку, на Кавказе, в Тринидаде, в Калифорнии, Кубе, Техасе, Мекси­ке. Для живописи служит исключительно сирийский асфальт.

Асфальт в натуральном виде растворим в маслах и скипи­даре; вот почему трудно обратить его в краску, т. е. вещество, нерастворимое в маслах. Для превращения в краску сырой про­дукт подвергается обработке, производящейся различным обра­зом. Обыкновенно делается смесь из асфальта, венецианского терпентина, шеллака, высыхающего масла и воска, которые сплавлением превращаются в однородное вещество, которое и служит краской.

Обладая прозрачностью, необыкновенной делимостью и кра­сотой цвета, асфальт привлекал к себе внимание живописцев во все времена: старые мастера, особенно фламандцы и голландцы, пользовались асфальтом в своих произведениях очень часто, причем он сохранился у них лучше, нежели в позднейшей жи­вописи, которой асфальт нанес во многих случаях огромный вред.

Асфальт бледнеет на свету. Смешанный с другими красками просачивается наверх, нарушает прочность слоя, образуя тре­щины и съеживая его. Лучшее применение асфальта — в чи­стом виде и притом в одном слое.

Ввиду недостатков асфальта и привязанности к нему многих живописцев изготовляют имитацию асфальта, носящую название коричневой Вивера. Краска эта совершенно безвредна, очень прочна и похожа по цвету на асфальт; по составу принадлежит к марсовым краскам, красящим началом которых является без­водная окись железа.

Мумия египетская

Momie d'Egypte. Mumie. Mummy.

 

Краска коричневого цвета, оттенка асфальта, но лишенная прозрачности его.

По составу своему представляет вещество мумии в смеси с асфальтом, ладаном и другими смолами. Для приготовления краски берутся части египетских мумий, представляющие в из­ломе коричнево-черное блестящее вещество. Части, содержащие костные вещества, считаются материалом второго сорта.

На свету мумия бледнеет, подобно чистому асфальту; в остальных отношениях она лучше асфальта.

Имеющаяся в продаже краска Mumienbraun представляет жженую зеленую землю и ничего общего не имеет с египетской мумией.

Коричневая кассельская и кёльнская земли

 

Коричневая Ван-дик. Brun Van Dyck, terre de Cassel, terre de Cologne. Van Dyck Braun, Kölner Umbra, Kasseler Braun, Spanisch Braun, Vandyke brown, Casselearth, Cologneearth.

 

Обе краски имеют красивый темно-коричневый цвет различных оттенков. Состоят из бурого угля, представляющего' бурую землистую массу совершенно разложившихся под водой остат­ков болотных растений. Кассельская земля получается из Кас­селя, а кёльнская — из залежей в окрестностях Кёльна.

Они были известны в эпоху Возрождения и применялись в живописи старыми мастерами, и в частности — Рубенсом и Ван-Эйком.

Прозрачны. Под действием света бледнеют, в смеси с бели­лами теряют тепловатый оттенок, переходящий в холодный тон.

УГОЛЬНЫЕ КРАСКИ

 

Исходным материалом для получения черных красок служат органические вещества растительного и животного происхожде­ния, превращенные в уголь, копоть и сажу.

Смотря по способу добывания их и составу сырого мате­риала, черные краски состоят или из чистого углерода, или из углерода в смеси с минеральными веществами, и такого рода краски по своей сущности являются минеральными красками; наконец, из углерода в смеси с органическими веществами, каковыми, например, являются в неочищенном виде сажа и копоть.

Сырым материалом для получения угля служат различные породы дерева: липовое дерево, виноградные лозы и т. д., кости плодовых растений и кости животного происхождения. Мате­риал этот подвергается обжигу (сухой дистилляции) без доступа воздуха, в результате чего получается более или менее чистый уголь.

Сжигание различных масел при малом доступе воздуха (не­полное горение), ведущееся в специальных аппаратах, дает сажу и копоть, которые и служат красками. Такова ламповая копоть, копоть стеариновых свечей (noire de bougie), сажа кун­жутного масла и пр. Сажа и копоть, кроме углерода, содержат еще так называемые пригорелые масла и смолы, которые отно­сятся к вредным составным элементам в красках, и потому они подвергаются очистке, которая достигается прокалкой копоти и сажи, промывкой их спиртом со скипидаром и раствором едких щелочей.

Сажа и уголь применялись как краски в глубокой древности.

Характерными свойствами красок этого рода являются: 1) безвредность для здоровья; 2) прочность по отношению к свету; 3) медленное высыхание с маслом; 4) нейтральность по отношению к другим краскам; 5) способность хорошо крыть на масле.

Слоновая кость

Noir d'ivoire. Elfenbeinschwarz. Iv ory black.

 

Краска, применявшаяся уже в глубокой древности, совре­менная Апеллесу.

Материалом для получения краски служили прежде исклю­чительно обрезки настоящей слоновой кости, остающиеся от токарных и резных работ из кости; в настоящее время поль­зуются для этого и простой костью, дающей черную краску хороших качеств.

Слоновая кость имеет чистый черный цвет, дающий в раз­беле с белилами на масле серый тон с перламутровым оттен­ком. Берет большое количество масла (до 100%) и сохнет мед­ленно.

Применяется во всех способах живописи.

Распознавание. При сжигании на воздухе образует белый пепел.

Жженая кость

Noir d'os. Beinschwarz.

 

Эта краска имеет черный цвет с красноватым оттенком, ко­торый остается и в разбеле с белилами.

Получается обугливанием различных костей, причем цветом своим обязана недожогу кости; вследствие этого краска по своим качествам стоит значительно ниже слоновой кости, блед­неет на свету и сохнет на масле особенно медленно.

 

Виноградная и персиковая черные

Noir de vigne, noir de pêche. Rebenschwarz, Kernschwatz. Blue black.

 

Виноградная черная фабрикуется обугливанием молодых виноградных лоз. Имеет синеватый оттенок, который остается и в разбеле.

Обжигом промытых виноградных выжимок получается так­же черная краска, которая носит название в торговле франк­фуртской черной.

Обугливанием персиковых, абрикосовых и миндальных ко­сточек получается красивая черная краска — персиковая черная, близкая по тону виноградной черной.

Молодые ветви бука при той же обработке дают буковую черную; отрезки пробок — пробковую черную.

Все эти краски, подобно слоновой кости, относятся к лучшим черным краскам, совершенно постоянны и годны во всех спо­собах живописи.

Обладая чрезвычайно малым удельным весом, они представ­ляют некоторое затруднение при обращении их в масляную краску или водяную, так как с трудом смачиваются связующим веществом и всплывают на его поверхность. Во избежание этого явления необходимо смачивать порошок краски, при растира­нии на масле — бензином, при растирании же с водным связую­щим веществом — спиртом.

 

Бистр

 

Bistre. Bister.

 

Краска черно-бурого цвета. Получается из сажи, добывае­мой при сгорании букового дерева. Применяется только в аква­рели. На свету сереет.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.