Сделай Сам Свою Работу на 5

РОЛЬ АНТИЧНОГО ТЕАТРА В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ТЕАТРА





ВВЕДЕНИЕ

 

Предмет истории античного театра. Понятие об античном рабовладельческом

обществе. Значение античной культуры в истории европейской культурной

традиции. Роль античного театра в истории европейского театра. Краткие

сведения по историографии античного театра

 

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ АНТИЧНОГО ТЕАТРА

 

История античного театра ставит своей задачей рассмотреть, как зародился и развивался театр у двух великих народов древности — греков и римлян.

 

Греческий театр достиг своего расцвета в V в. до н. э. Римский театр начал свою жизнь позднее греческого, и его расцвет приходится на конец III — середину II в. до н. э. Падение Западной Римской империи в конце V в. н. э. повлекло за собой упадок и всей античной культуры. История греко-римской театральной культуры, основанная на документальных письменных источниках, охватывает не менее чем целое тысячелетие (V в. до н. э.—V в н. э.). Античный театр — это одно из самых ярких проявлений античной культуры, сыгравшей основополагающую роль в развитии европейской культурной традиции.

 

Склад античной культуры был определен общественными условиями рабовладельческой формации.



 

ПОНЯТИЕ ОБ АНТИЧНОМ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Рабовладельческое общество характеризуется тем, что в нем не только все средства производства находятся в руках класса рабовладельцев; но им принадлежат также и люди, которые на них работают. Через рабство прошло большинство народов мира после разложения родового общинного быта.

 

Рабовладельческий строй представляет собой более высокую ступень в развитии человечества по сравнению с первобытнообщинным строем. В рабовладельческом обществе произошло уже отделение земледелия от ремесла. Возникновение же ремесла как самостоятельного промысла обозначало зарождение товарного способа производства.

 

Города, впервые появившиеся при переходе от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, сосредоточивают в своих стенах торговцев и ремесленников, которые и по своим занятиям и по образу жизни начинают все больше и больше отличаться от жителей деревни. Так постепенно происходило отделение города от деревни.



 

Развитие производства и торговли значительно усиливало экономическое неравенство в обществе и приводило в то же время к более интенсивной эксплуатации рабского труда. Рабский труд, который раньше обслуживал несложные потребности владельца и его семьи, стал использоваться для изготовления товаров, поступавших на рынок.

 

Происходил рост торгового и ростовщического капитала. Развитие же торгового капитала способствовало расширению применения рабского труда и превращению патриархальной системы рабства, рассчитанной на производство средств существования, в рабовладельческую систему, целью которой являлось уже производство прибавочной стоимости. С расширением рабского труда коренным образом менялось и положение раба. Из члена патриархальной семьи, каким раб был раньше, -он превратился в объект бесчеловечной эксплуатации. В нем перестали видеть не только члена семьи, но и человека вообще. На раба смотрели как на одушевленное орудие производства. Рабов не только эксплуатировали, но продавали, покупали, в случае провинности раба хозяин мог безнаказанно его убить.

 

В рабовладельческих обществах Греции и Рима (как и на Востоке) было два основных класса — рабовладельцы и рабы, и основным противоречием в рабовладельческом обществе было противоречие между этими двумя классами. Чтобы упрочить свое положение и держать в повиновении рабов, рабовладельцам понадобился аппарат принуждения, который давал в их руки власть и возможность управлять рабами.

 

Так возникло рабовладельческое государство. Самые формы его в античном мире были разнообразными. Уже в ту пору возникло различие между монархией и республикой; среди последних различали в свою очередь республики аристократические и демократические.



 

Рабовладельческое государство имело громадное значение в развитии и упрочении рабовладельческого способа производства. В более позднюю эпоху, например во времена Римской империи, у него уже был широко разветвленный военно-бюрократический аппарат господства и насилия, в первую очередь над рабами, но также уже и над низами свободного населения, поскольку имущественное неравенство среди самих свободных достигло к этому времени огромных размеров.

 

На базе рабского труда Древняя Греция и Рим (а до них государства древнего Востока) достигли значительного экономического и культурного развития. Появились большие города с великолепными постройками, сохранившимися частично в руинах и до наших дней.

 

С расширением рабовладельческого способа производства не только верхи рабовладельческого общества, но и средние и даже мелкие слои переставали участвовать в физическом труде и стали относиться к нему с презрением, как к занятию, недостойному свободного человека. С течением времени часть рабовладельцев оказалась незанятой вообще никаким общественно полезным трудом. Это с особенной яркостью обнаружилось в эпоху Римской империи, когда не только верхи рабовладельческого общества вели паразитическую жизнь, но и римский городской плебс в своей преобладающей части превращался в деклассированную паразитическую массу.

 

Благодаря применению в широком масштабе разделения труда между земледелием и промышленностью в рабовладельческих обществах Греции и Рима были созданы необходимые условия для расцвета культуры древнего мира. «Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки; без рабства не было бы и Римской империи. А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы. Нам никогда не следовало бы забывать, что все наше экономическое, политическое и интеллектуальное развитие имеет своей предпосылкой такой строй, в котором рабство было в той же мере необходимо, в какой и общепризнано» 1.

 

ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

 

Действительно, наследие античной культуры выступает на каждом шагу в современной общественной жизни.

 

Если мы возьмем, например, область науки, то легко убедимся в том, что при исследовании вопроса о начале развития той или иной науки (кроме тех отраслей знания, которые возникли уже в новое или новейшее время) нам приходится обращаться к Греции или Риму. Это не значит, конечно, что все науки изначально родились на почве Греции и Рима. Сами Греция и Рим многим обязаны в развитии своей науки древнему Востоку. Но Греция и Рим в строительстве своей культуры сумели не только творчески переработать культурное наследие, полученное ими с Востока, но умножить и обогатить его и передать Европе культуру, которая носит на себе яркий отпечаток оригинальности и самобытности и многими достижениями которой и до сих пор пользуется человечество. Наука о праве и государстве, философия, история, география, медицина, математика и физика достигают высокого развития в Греции и Риме. Достаточно сказать, что коренной вопрос всякой философии об отношении между бытием и мышлением был поставлен уже в Древней Греции, которая дала миру первых философов-материалистов. «Это одна из причин,— говорит Энгельс,— заставляющих нас все снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ» 2.

 

РОЛЬ АНТИЧНОГО ТЕАТРА В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ТЕАТРА

 

Огромное наследие оставила нам античность в области литературы и искусства. Основные роды поэзии — эпос, лирика и драма — возникли на почве Греции. Античная архитектура, скульптура и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века. Если обратиться специально к театральному искусству, то известно, что значение античного театра выходит далеко за рамки породившего его общества. Некоторые жанры римского театра продолжали жить и в первые столетия средних веков, несмотря на гонения со стороны духовенства и церкви.

 

А когда в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. И позже западноевропейская драматургия неоднократно обращалась к богатому театральному наследию, оставленному античностью. Так, представители французской классицистской трагедии постоянно обращались к античным сюжетам и к их обработке великими драматургами — особенно Еврипидом.

 

В предисловии к своей трагедии «Федра » (1677) Расин так говорит о влиянии на него трагедии Еврипида «Ипполит »: «Хотя в развитии действия я шел несколько иным путем, чем этот автор, я не преминул обогатить свою пьесу всем тем, что мне показалось наиболее блестящим в его пьесе. Если бы я не был обязан ему ничем, кроме общей идеи характера Федры,— я мог бы сказать, что обязан ему, быть может, самым мудрым, что я дал на сцене» 3.

 

В эпоху Просвещения культ античной литературы и театра находит яркое выражение в ряде европейских стран. В Германии горячими поклонниками античности были Лессинг (1729—1781), Гёте (1749-1832) и Шиллер (1759- 1805). Создавая свою теорию драмы, Лессинг изучает античную трагедию и комедию и «Поэтику» Аристотеля. Помимо заимствования ряда сюжетов из античной литературы Шиллер пишет драму «Мессинская невеста», в которой, как и в древнегреческой трагедии, имеются хоры. Гёте с живейшим интересом следит за успехами науки о греческой литературе. На основе сюжета, разработанного Еврипидом, он написал драму «Ифигения в Тавриде» (1779— 1786).

 

В Италии Альфьери (1749—1803) создает свои трагедии, подражая античным образцам. Гольдони (1707—1793) высоко ценил талант Теренция, которого он увековечил в одной из своих комедий, названной именем этого римского драматурга (1754).

 

Это увлечение античными классиками продолжалось и в первой половине XIX века. Произведения Байрона (1788—1824) полны отголосков античной литературы. Преклонение перед греческим искусством привело его в ряды борцов за независимость новой Греции от турецкого ига в благодарность за заслуги, оказанные человечеству Древней Грецией. Шелли (1792— 1822) пишет в 1819 г. лирическую драму «Освобожденный Прометей», вдохновляясь образом эсхиловского Прометея. В произведениях Пушкина и поэтов пушкинской эпохи неоднократно разрабатываются античные сюжеты.

 

Пушкин однажды высказал мнение, что «каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях великой древности ». В. Г. Белинский в своих сочинениях неоднократно ссылается на произведения Гомера и великих греческих трагиков V в. до н. э., характеризуя мировое значение греческой литературы и театра.

 

На протяжении всего XIX в., как и в XX в., на европейских сценах шли античные пьесы. Во Франции в 80-х гг. прошлого века ставили «Царя Эдипа» Софокла в Оранже под открытым небом, в театре, сохранившемся еще от времен Римской империи.

 

Роль Эдипа исполнял знаменитый трагический актер Муне Сюлли. Трагедия Софокла «Царь Эдип» была также в репертуаре известного германского режиссера М. Рейнхардта (1873—1943).

 

Наш Художественный театр ставит в 1899 г. софокловскую «Антигону», в 1959 г. эта трагедия была поставлена Учебным театром-студией Московского дома народного творчества, а в 1966 г. в Киеве Театром имени И. Франко. На сцене советского театра неоднократно шел «Царь Эдип» Софокла: еще в 1918 г. он поставлен был в Петрограде Ю. М. Юрьевым. В 1956 г. эта трагедия была поставлена на грузинском языке в Театре имени Ш. Руставели в Тбилиси, в 1966 г.— в Москве, в Театре имени В. Маяковского.

 

В 1925 г. Музыкальная студия имени Вл. И. Немировича-Данченко показывает комедию Аристофана «Лисистрата ». Театр имени Вахтангова в 1946 году поставил трагедию Софокла «Электра». В 1961 г. Театр имени В. Маяковского ставит «Медею» Еврипида, в 1962 г. эта трагедия была поставлена в Театре имени Марджанишвили в Тбилиси.

 

Таким образом, античное театральное наследие продолжало жить в европейском театре и много веков спустя после того, как само античное общество пало. Этой жизненностью античного театрального наследия объясняется то обстоятельство, что очень многие слова, относящиеся к театральному искусству, взяты из греческого или латинского языка. Слова: театр, сцена, просцений 4, драма, трагедия, комедия, пролог, хор, оркестр, монолог, диалог, мимика — греческого происхождения, актер, акт, сатира, опера — латинского.

 

Что же именно привлекало к античной драматургии передовых деятелей театра и литературы?

 

Во времена своего расцвета античный театр, греческий и римский, был подлинно народным театром. В дни определенных праздников этот театр в Афинах собирал все свободное население города. И особенно велика была политическая и культурная роль греческого театра в V в. до н. э. Театр был настоящей школой для афинских граждан. Не отгораживаясь от жизни, он поднимал все вопросы, волновавшие афинское общество: религия, философия, литература, политическое устройство, воспитание детей, положение женщины— все это находило отклик у афинских драматургов.

 

Хотя греческая трагедия и заимствовала свои сюжеты из мифологии, она отражала современную ей жизнь демократических Афин V в. до н. э., активно вмешивалась в эту жизнь, старалась ее перестроить в соответствии с общественно-политическими, религиозными и нравственными воззрениями того или иного драматурга.

 

Несмотря на всю ограниченность афинской рабовладельческой демократии V в. до н. э., отстранявшей от политической жизни не только рабов, но и всех свободных женщин, она создавала для афинского гражданина необходимые условия, чтобы принимать участие в управлении государством и широко пользоваться духовными ценностями, выработанными предыдущим развитием культуры.

 

Театр поставил свое искусство на службу общества. Все большие идеи, волновавшие людей того времени, находили свое отражение в театре. Они облекались в совершенную художественную форму и раскрывались через показ больших человеческих характеров и страстей. В центре внимания античной трагедии был человек со всем богатством его интеллектуальной жизни.

 

Столкновение таких характеров создавало острые драматические конфликты, потрясающие ситуации, доставляя вместе с тем высокое эстетическое наслаждение зрителям.

 

Античное искусство — художественная литература, скульптура, архитектутура и театр — встречало высокую оценку у Маркса и Энгельса. Так, во введении к «Критике политической экономии» Маркс, имея в виду сопоставление античного и буржуазного искусства, говорит, что произведения античного искусства до сих пор сохраняют для нас «значение нормы и недосягаемого образца» 5. Известно, что Маркс любил перечитывать Эсхила в подлиннике и что особенно был ему близок образ Прометея.

 

В заключительном слове на Первом съезде советских писателей в 1934 году Горький призвал советских драматургов учиться у античного театра искусству преображать трагическое «в тех совершенных формах, как умели его изображать древние трагики» 6.

 

Ввиду того значения, какое имеет античный театр в развитии мирового театрального искусства, перед советским театром и театроведением стоит проблема освоения античного театрального наследия. Эта проблема шире, чем вопрос о внесении в современный репертуар античных пьес. Знание античного театра содействует более глубокому разрешению и некоторых вопросов истории и теории театрального искусства.

 

Если изучать историю только европейского театра, исключив страны Востока, то античный театр окажется древнейшим.

 

При изучении античного театра есть возможность проследить в общих чертах его эволюцию от самых первых ступеней до расцвета в творчестве величайших драматургов Греции и Рима и до его падения, обусловленного крушением всего рабовладельческого общества

 

. При изучении античного театра мы имеем возможность проследить зарождение драматических жанров — трагедии и комедии — и их дальнейшую эволюцию. Совершенно очевидно, что этот вопрос представляет громадный теоретический и исторический интерес для изучения истории западноевропейского театра. Некоторые же разделы последней (театр эпохи Возрождения, классицистский театр в европейских странах вообще) в полной мере могут быть уяснены лишь при условии знания истории античного театра, и в частности его драматургии, послужившей или непосредственно материалом для переработки, или образцом, по которому создавались собственные произведения.

 

Знание античного театра имеет большое значение при решении ряда вопросов теории театрального искусства — о сущности трагического и комического, о драматическом конфликте, о характерах и действии в драме и т. д.

 

Наконец, произведения античной драмы и до сих пор продолжают доставнаслаждение.

 

Естественно, что и теперь в какой- то мере они входят в репертуар современного театра, составляя в нем наряду с некоторыми произведениями более поздних эпох так называемую классику. Но античная драма возникла в отдаленную от нас эпоху, в иной социальной среде,— многое нам уже чуждо, непонятно и просто враждебно, например, рабство. Для нас важно, не искажая действительной картины античного мира, выявить прогрессивные черты в античном мировоззрении, античном искусстве, и прежде всего в искусстве театра.

 

Время от времени античные пьесы идут на современной сцене — советской и зарубежной — и до сих пор живейшим образом волнуют современного зрителя. Поэтому совершенно естественно возникает вопрос о более глубоком и правильном истолковании античного театрального наследия. Задачу истории античного театра можно определить следующим образом.

 

История античного театра ставит своей задачей:

 

1) изучить процесс развития театрального искусства в рабовладельческих обществах Древней Греции и Рима от его истоков до падения, обусловленного крушением античной рабовладельческой формации;

 

2) выявить при этом существенные особенности античного театра, отличающие его от театра других эпох (характер античной трагедии и комедии, эволюция театрального здания и т. д.);

 

3) установить некоторые закономерности, свойственные развитию античного театра;

 

4) и одновременно с этим способствовать разрешению вопроса о более глубоком и полном освоении советским театром и советским театроведением тех сторон античного театра, которые сохраняют свою ценность и в наши дни и продолжают доставлять нам эстетическое наслаждение (правдивое отражение общественной жизни и душевных переживаний человека, постановка больших вопросов, волнующих человечество и в наши дни, совершенство художественных форм произведений и т. п.).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.