|
УСТРОЙСТВО И РАБОТА УСТАНОВОК ПЕННОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ
Схема противопожарной установки (а) и генератор высокократной пены (б); 1 — генератор пены; 2, 3, 8, 9—краны; 4—шланг; 5—вентиль; 6—резервуар; 7—пробка для выпуска воздуха; 10—пробка; 11—трубопровод; 12—корпус распылителя; 13—вихревая камера; 14—коллектор;
15—диффузор; 16—кассета; 17—насадка
1. Установки пенного пожаротушения
Принцип действия
1.1. Установка пенного пожаротушения, в простейшем виде, состоит из резервуара с водным раствором пенообразователя, гидравлического и пневматического трубопроводов, рукавов и генераторов пены. 1.2. По пневматическому трубопроводу сжатый воздух подается в резервуар: и вытесняет из него водный раствор пенообразователя, который по гидравлическому трубопроводу, а затем рукаву поступает в генератор пены. В распыленном виде он попадает на сетку генератора пены и покрывает ее поверхность тонкой пленкой. Одновременно с водным раствором пенообразователя в генератор пены в значительных объемах поступает воздух. Из пленки раствора он выдувает на ячейках сетки пенные пузырьки и происходит образование воздушно-механической пены. 1.3. Объем воздушно-механической пены во много раз превосходит объем раствора, из которого она образуется. Отношение объема получаемой пены к объему исходного раствора (раствора, из которого она получена) называется кратностью пены. Пену с кратностью до 20 относят к низкократной, с кратностью от 20 до 200 - к среднекратной, а с кратностью свыше 200 - к высокократной. Способность пены сохранять в течение определенного времени свои первоначальные свойства называется устойчивостью пены. 1.4. Для получения воздушно-механической пены обычно применяют пенообразователь ПО-1 по ГОСТ 6948-81, который имеет следующий состав в процентах:
контакт Петрова (керосиновый контакт с содержанием сульфокислот не менее 55%), нейтрализованный натром едким техническим
| 89,5±3
| клей костный
| 4,5 ±1
| спирт этиловый синтетический
| 6,0±2
| Основные физико-химические показатели пенообразователя ПО-1
|
| Внешний вид
| жидкость коричневого цвета, без посторонних включений
| Наличие осадка
| Отсутствие
| Вязкость кинематическая при 20° С, м2/с (сСт), не более
| 40,0 10 (40)
| Кратность пены 2%-ного водного раствора, не менее
| 6,0
| Устойчивость пены, с, не менее
|
| Водородный показатель, (рН) концентрата
| 7,0-9,0
| Плотность при 20° С (кг/м3), не менее
| 1,1
| Температура застывания, °С, не выше
| минус 8
|
Вместо ПО-1 могут применяться другие пенообразователи, удовлетворяющие технической характеристике установки. 1.5. Процесс горения происходит только в среде, содержащей кислород. Такой средой является окружающий воздух. Следовательно, если горящие предметы изолировать от воздуха процесс горения прекратиться. Поэтому, чтобы потушить пожар, струю пены, образующейся в генераторе пены, направляют на горящие предметы, пена обволакивает их, прекращает доступ к ним воздуха и горение прекращается. Кроме того, пена отнимает тепло от горящих предметов и тем самым понижает возможность повторного воспламенения. 1.6. Рабочие растворы пенообразователя безвредны, а воздушно-механическая пена для людей совершенно не опасна, не оказывает вредного воздействия на кожу и одежду человека. Электропроводность воздушно-механической пены мала и с увеличением кратности уменьшается. Однако, учитывая, что опасность поражения электрическим током через нее не исключена, тушить электрооборудование и связанные с ним конструкции до снятия напряжения, запрещается. 1.7. Пенные установки, применяющиеся на тепловозах и дизель -поездах, относятся к установкам локального пожаротушения по площади. По способу приведения в действие они являются ручными. Наиболее распространены установки с ручным местным пуском, но некоторые тепловозы прошедшие соответствующую модернизацию, оснащены установками, у которых пуск ручной дистанционный. Это так называемые полуавтоматические установки пенного пожаротушения.
Устройство установки
1.8. Установки пенного пожаротушения с ручным местным пуском.
1.8.2. Пневматический трубопровод соединен с питательной магистралью тормозной системы и подводит воздух к резервуару с водным раствором пенообразователя, а гидравлический трубопровод соединяет резервуар с генераторами пены и служит для подачи к ним водного раствора пенообразователя. Отсоединения пневматического трубопровода от питательной магистрали и пуск воздуха для приведения установки в действие осуществляются пусковыми пробковыми кранами. 1.8.3. Пневматический и гидравлический трубопроводы соединены трубой, на которой установлен разобщительный пробковый кран. Кроме того, на гидравлическом трубопроводе имеется пробковый кран, разобщающий его с резервуаром. Эта труба и краны нужны для того, чтобы можно было соединить пневматический трубопровод с гидравлическим и произвести продувку последнего (например, после опробывания установки), не выливая водный раствор пенообразователя из резервуара. Когда установка подготовлена для работы, разобщительный кран на соединительной трубе закрыт, а кран на гидравлическом трубопроводе открыт. 1.8.4. На трубе, подводящей воздух к резервуару,- имеется бонка с отверстием 0,1 м. В случае пропуска воздуха через пусковые краны он будет выходить через это отверстие, а не создавать в резервуаре давление и вытеснять раствор пенообразователя в гидравлический трубопровод. После опробывания установки сжатый воздух, заполнивший трубопровод, постепенно выходит через это отверстие. На некоторых тепловозах вместо этого в пробке и корпусе пусковых кранов сделано дополнительное отверстие 0,2 м. При закрытом положении пусковых кранов, часть пневматического трубопровода, заключенная между ними, через это отверстие соединена с атмосферой. 1.8.5. На тепловозах, где по условиям размещения вертикальный участок гидравлического трубопровода, выходящего из резервуара, мал и поэтому не предохраняет остальную часть трубопровода от попадания раствора, устанавливается предохранительная диафрагма, которая разрывается при давлении 0,12 - 0,35 МПа (1,2 - 3,5 кгс/см). На некоторых тепловозах диафрагма стоит на пневматическом трубопроводе, предохраняя его от заполнения раствором. 1.8.6. При приведении установки в действие (открытии одного из пусковых кранов) воздух под давлением, равным давлению в питательной магистрали тормозной системы, заполняет пневматический трубопровод, прорывает диафрагму (если она установлена на пневматическом трубопроводе) и вытесняет из резервуара водный раствор пенообразователя в гидравлический трубопровод. Раствор прорывает диафрагму (если она установлена на гидравлическом трубопроводе) и поступает к генераторам пены. При открытом положении крана, раствор попадает во внутреннюю полость корпуса центробежного распылителя. Затем через тангенциальные прорези проходит внутрь вихревой камеры. В вихревой камере раствор закручивается и выходит из соплового отверстия 08,4 мм в виде расширяющейся распыленной струи. Через коллектор и диффузор раствор попадает на пакет сеток и покрывает сетку тонкой пленкой. Выходя из соплового отверстия с большой скоростью, струя раствора увлекает за собой из атмосферы воздух, который тоже направляется в коллектор и диффузор. При проходе пакета сеток происходит интенсивное пенообразование. Для придания формы и направления струе пены служит насадок. 1.8.7. Как правило, на секции тепловоза имеется два генератора пены. Один из них размещается вблизи кабины машиниста (передний пост), а другой - в районе шахты холодильника тепловоза (задний пост). Для лучшей маневренности генераторы пены закреплены на гибких резинотканевых рукавах длиной 8-12 м. 1.8.8. На разных тепловозах установки имеют конструктивные отличия такие, как количество и объем резервуаров, наличие их прогрева, место установки предохранительной диафрагмы и другие, не меняющие принципа их работы. 1.9. Установки пенного пожаротушения с ручным дистанционным пуском (полуавтоматические установки пенного пожаротушения). Такие установки предназначены для тушения пожара на тепловозе в двух режимах:
· ручном - при помощи генераторов пены, включение которых и направление пены на горящий участок осуществляются непосредственно человеком (локомотивной бригадой);
· полуавтоматическом - при котором неподвижно закрепленные генераторы иены после их дистанционного включения подают пену на наиболее пожароопасные места тепловоза без непосредственного участия локомотивной бригады в этом процессе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|