Сделай Сам Свою Работу на 5

Лечебный и диагностический бизнес





Лечебный бизнес представляет собой наиболее давний и устоявшийся вид предпринимательской деятельности в сфере медицины, имеющий многовековые традиции. Экономические отношения в лечебном деле складываются в основном по линии «врач – пациент», когда травмированный или заболевший человек обращается за помощью к врачу, который предоставляет медицинскую услугу за установленное вознаграждение. При более пристальном взгляде на содержание врачебной услуги можно заметить, что она представляет собой вид интеллектуальной услуги, базирующейся:

а) на научном знании специального характера;

б) на искусстве и опыте врача.

Формирование багажа знаний врача происходит в течение длительного времени, составляющего не менее 6-7 лет. За этот период врач получает общие и специальные знания по теоретическим и прикладным дисциплинам, проходит практику в реально действующих лечебных учреждениях. Вместе с теоретическими и практическими знаниями формируется опыт, который является незаменимым ресурсом повседневной работы специалиста. Знания, опыт и умения накапливаются в процессе текущей профессиональной деятельности, способствуя становлению высококвалифицированного специалиста.



Многолетний процесс получения специальных знаний и освоение тонкостей лечебного дела не могут не оказывать влияния на экономические аспекты взаимодействий в системе «врач – пациент». Законы экономики и бизнеса проявляют себя в данной системе отношений следующим образом: чем продолжительнее время учебы и становления специалиста, чем большие суммы инвестиций вложены в этот процесс, тем выше оказывается стоимость предоставляемых врачебных услуг. Еще более рельефной и явно выраженной делает отмеченную зависимость использование дорогостоящего врачебного и диагностического оборудования, специальных устройств и лекарственных препаратов. Рыночная цена пакета подобных услуг вырастает многократно.

Рассматривая систему экономических отношений в рамках взаимодействий «врач – пациент» мы не можем ограничиваться лишь анализом предложения медицинских услуг. Очевидно, что продавец каких-либо изделий, будь то товары, услуги или работы, всегда заинтересован в повышении цены на свою продукцию. Как же чувствует себя в сделках купли-продажи медицинского продукта потребитель, то есть человек, страдающий от каких либо белезней или травм?



Чтобы ответить на поставленный вопрос, следует вспомнить основные положения теории потребительского поведения, где основное место уделяется мотивам и стимулам в осуществлении покупок. Боль и страдание являются очень значимыми стимулами для того, чтобы пациент обратился за приобретением медицинских услуг или лекарственных препаратов. Причем степень чувствительности пациентов к изменению цены на медицинские услуги и лекарства относительно невысока. Данная группа продуктов, как говорят экономисты, неэластична по цене. Пациенты, располагающие финансовыми ресурсами и сбережениями, готовы оплачивать дорогостоящие медицинские товары и услуги с целью снять боль и избавиться от болезни. Сдерживающими рост цен факторами в сфере здравоохранения являются наличие альтернативной (социальной) медицины и лекарственных препаратов-субститутов (заменителей), низких по стоимости или субсидируемых государством.

В настоящее время в медицинском бизнесе наблюдается тенденция подразделения процесса лечения пациентов на две самостоятельные сферы предпринимательской деятельности – на диагностику и собственно лечение. В основе отмеченной тенденции лежат как объективные, так и субъективные предпосылки.

К числу объективных предпосылок следует отнести процесс углубляющейся специализации в лечебном деле. Врачу в одном лице трудно совмещать знания и умения диагноста и лечащего специалиста. Человеческий организм слишком сложен, чтобы без современных анализов и компьютерной диагностики можно было правильно определить тип заболевания, установить формы и способы лечения, назначить лекарственные препараты. В определенной мере во все большей степени становится высокотехнологическим и техническим разделом медицины, со своим специфическим инструментарием, аппаратным и программным обеспечением, обслуживающим персоналом.



В то же время следует отметить и действие субъективных факторов. В частности, выделение диагностики как самостоятельного вида медицинского бизнеса бывает выгодно его организаторам в том плане, что это:

а) стабильный вид предпринимательской деятельности, приносящий относительно постоянные доходы;

б) в задачи многих видов диагностики входит установление не общего диагноза, а фиксация техническими средствами отдельных медицинских показателей или визуализация патологий. Для бизнес-деятельности это весьма удобно: унификация процедур и опора на технические средства делает диагностику рентабельной и практически безрисковой. Этим обстоятельством во многом объясняется значительный рост диагностических учреждений в сфере медицинского бизнеса: риск от неправильной диагностики минимален, претензий со стороны пациентов практически нет (так как априори не предусматривается лечебных эффектов), а рентабельность услуг достаточно высокая.1

Лечебная деятельность, включая диагностику, составляет стержневой элемент индустрии здравоохранения: от 60 до 70% общей численности предприятий в ней принадлежат структурам именно этой сферы деятельности. Причем численность частных, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, действующих на коммерческих принципах, в последние годы устойчиво возрастает.

Страховая медицина

Значимым сектором медицинского бизнеса является страховая медицина. Зародившись первоначально в недрах частнопредпринимательской деятельности в виде отдельных видов страхования, впоследствии страховая медицина выросла в целую отрасль медицинского бизнеса, в которой ныне действуют самые разные предприятия с различными формами собственности.

Рассмотрим две основные составляющие страхового медицинского бизнеса – добровольного медицинского страхования, осуществляемого специализированными компаниями по желанию клиентов и обязательного, проводимого государством в принудительном порядке.

Основным элементом любого страхового бизнеса является категория риска. Риск означает ситуацию, в которой люди не знают точно, что случится, но представляют последствия вероятных исходов. Каждый из нас знает, что может заболеть или получить травму. Но никто достоверно не может знать, когда это произойдет (и произойдет ли вообще), какая в связи с этим потребуется медицинская помощь, к каким последствиям для здоровья и финансовым затратам это может привести.

Обезопасить себя от последствий подобных событий люди могут посредством уменьшения риска путем его консолидации в форме страхования. Достигается необходимый результат за счет объединения людей, желающих оградить себя от чрезмерных рисков, в группы. Предположим, например, что риск получить сердечное заболевание у каждого отдельно взятого человека невысок и составляет 5%. Однако затраты на оперативное вмешательство и лечение весьма высоки и составляют в среднем 10 тыс. долл. Здесь возможны два варианта поведения:

а) рассчитывать индивиду на то, что он не попадет в число 5% заболевших (или создавать резервный фонд из собственных средств);

б) попытаться минимизировать риск, договорившись с другими людьми о создании страхового фонда, в который каждый будет ежемесячно перечислять оговоренную сумму – например, 100 долл. Тогда некоторое число заболевших могут получить финансовую поддержку из страхового фонда, которая полностью или частично покроет расходы на лечение и реабилитацию.

В медицинском бизнесе страховой деятельностью занимаются специализированные компании, работа которых регламентируется в законодательном порядке. Предпринимательство в области страховой медицины – довольно сложный и рискованный вид бизнеса, в котором весьма непросто соблюсти необходимый баланс между выплатами в страховой фонд, страховыми платежами и прибылью страховой компании. Основная трудность здесь заключается в том, что всегда остается неопределенность по количеству заболевших людей, медицинскую помощь которым необходимо оплачивать из страхового фонда.

Базу для расчетов страховых платежей составляет статистика заболевших по каждому конкретному виду заболевания или типу травм, получаемых населением в данном регионе или стране. Кроме этого, учитывается динамика изменения цен на медицинские услуги и лекарственные препараты, уровень инфляции и состояние рынка ценных бумаг. Осуществляя регулярный пересчет данных факторов, страховая компания определяет сумму текущих платежей по тому или иному виду медицинского страхования.

Потребителями услуг компаний, специализирующихся на страховой медицине, являются как отдельные граждане (физические лица), так и корпоративные клиенты (юридические лица).

Полученные от клиентов платежи страховые компании инвестируют в ценные бумаги отечественных и зарубежных эмитентов, получая от временно свободных средств дополнительные доходы.

В случае экстренных платежей по страховым случаям, компании-страховщики оперативно продают ценные бумаги, получая за них наличные деньги, которые и идут на выплаты медицинским учреждениям и оказание оговоренной помощи клиентам страховщика.

Возможности страховой медицины стали в последние десятилетия активно использовать и государственные структуры, включая данную отрасль в систему социального страхования граждан. Осуществляется это на базе соответствующих правовых актов, которые вводят обязательное медицинское страхование для всех граждан, вне зависимости от того, являются ли они участниками добровольного медицинского страхования или нет.

Основной идеей введения государственной системы медицинского страхования является перевод здравоохранения на рыночную платформу, что позволяет в значительной мере снизить финансовую нагрузку на бюджеты всех уровней. Вместе с этой основной целью посредством введения обязательного медицинского страхования государство решает и ряд других, сопутствующих задач – таких, как повышение ответственности граждан за свое здоровье, развитие фондового рынка, усиление инвестиционной политики, совершенствование институтов страхования и проч. Немаловажной задачей является введение государственных структур в систему глобальной конкуренции, поиск новых форм взаимодействия общественного и частнопредпринимательского интереса, повышение эффективности национального здравоохранения в целом.

Фармакологический бизнес

Современную медицину невозможно представить без необходимого лекарственного обеспечения, анестезиологических препаратов, питающих и кровезаменяющих субстанций, витаминов, биологически активных добавок и других продуктов и материалов специального назначения.

Производство и поставки указанных веществ, препаратов и материалов медицинским учреждениям и населению – основная функция фармацевтических предприятий, входящих в систему индустрии здравоохранения и составляющих отдельную отрасль медицинского бизнеса.

Современный фармацевтический бизнес – это высокоинтеллектуальная сфера предпринимательской деятельности, требующая больших инвестиций капитала, высоких технологий и квалифицированных специалистов. Разработка новых препаратов с заданными свойствами – очень затратное и кропотливое дело, с высоким риском неудач и непредсказуемыми результатами. В этом смысле фармацевтический бизнес представляет собой рискованное (венчурное) предпринимательство инновационного характера, результатом которого могут быть как высокие прибыли, так и значительные убытки. Так, например, поиск вакцины от ВИЧ-инфекции требует огромных финансовых ассигнований, затрат труда высококвалифицированных специалистов, использования специального оборудования, лабораторных помещений, компьютерной техники. Исследования могут вестись годами и все же не приводить к позитивному результату. Но если эффективный препарат все же синтезируется или обнаружится случайным образом, то прибыль от его реализации покроет все издержки.

Такой подход характерен не только для заболеваний иммунодефицита человека, но и для широчайшего спектра болезней. Как показывает практика, невозможно создать одно какое-либо универсальное средство от определенного типа заболевания, эффективность которого не менялась бы со временем. Через известный временной интервал полезные свойства лекарственного препарата утрачиваются из-за мутаций болезнетворных бактерий или вирусов и фармакологам приходится снова искать новые препараты с выраженными лечащими свойствами.

Специфика фармацевтического бизнеса состоит и в том, что он по природе своей дуалистичен: с одной стороны, это поисковая и исследовательская деятельность, связанная с наукой и творчеством; с другой стороны, это производственная деятельность, в процессе которой осуществляется промышленный выпуск лекарственных препаратов для массового потребителя.

Однако продукт фармацевтической отрасли в значительной степени отличается от продуктов других отраслей. Лекарственные препараты, полученные в лабораторных условиях, должны пройти всесторонние испытания, в результате которых выявляются побочные эффекты и противопоказания. Государственные структуры в лице надзорных и лицензионных органов осуществляет постоянный контроль за оборотом лекарственных препаратов, осуществляет клинические испытания и допуск новых препаратов на рынки лекарств.

Длительность циклов «исследования – разработка – контроль – производство» препаратов в значительной степени отражается на стоимости лекарств. Многие эффективные и быстродействующие препараты оказываются весьма дорогостоящими. Учитывая социальные аспекты в продаже лечащих средств и лекарственных препаратов, а также то обстоятельство, что государство само является крупнейшим покупателем данного вида продукции, в последние годы во многих странах стала формироваться национальная лекарственная политика, которая ставит перед собой следующие цели:

· доступность – равный доступ населения к основным лекарственным средствам по обоснованным ценам реализации;

· качество – гарантии для населения качества, безопасности и эффективности всех лекарственных средств;

· рациональное применение – обеспечение необходимых условий для того, чтобы врачи назначали, а пациенты применяли лекарственные препараты, исходя из основных требований соответствия клинических показателей и рентабельности препаратов.

Изучением вышеуказанных целей занимается специальная наука – фармакоэкономика, которая представляет собой комплексную дисциплину, использующую достижения медицины, экономики, бизнеса и некоторых других наук.1 В рамках фармаэкономики изучаются такие модели, как «стоимость заболеваний», «минимизация затрат», «стоимость–полезность» и «стоимость–эффективность».

Фармацевтический бизнес находится в фокусе пристального внимания государства. И дело здесь не только огромной емкости мирового фармацевтического рынка, величина которого на начало 2006 г. оценивается в 550 млрд. долл. (объем российского фармацевтического рынка на аналогичную дату оценивается в 7,8 млрд. долл., а среднедушевое потребление лекарств в 2005 г. составило 54 долл. на человека). Следует учитывать то обстоятельство, что в экономических отношениях на рынке лекарств имеется значительная социальная составляющая. Как правило, развитые государства обеспечивают своим гражданам дотационные выплаты на лекарственные средства, а также разрабатывают специальные стандарты лечения пациентов, то есть способы лечения тех или иных заболеваний и закрепляют за ними определенный набор лекарств.

В России величина упомянутых дотаций составляет 4200 руб. (в 2005 г.), в рамках которых пациент может получать лекарственные препараты за счет бюджетных средств в соответствии с установленными государством стандартами лечения.

Повышенная социальная значимость рынка фармацевтических препаратов, его роль и значение для здоровья граждан, а также национальной безопасности (в части изготовления и распространения ядовитых и наркотических веществ), заставляет государство жестко регламентировать многие сферы фармацевтического бизнеса, ограничивая коммерческие интересы частных предпринимателей и компаний законодательными и нормативными рамками.

 

Аптечный бизнес

 

Особой отраслью предпринимательской деятельности в индустрии здравоохранения является аптечный бизнес, который выступает на рынке медицинских услуг в двух лицах:

а) в лице дистрибьютора и продавца лекарственных средств;

б) в качестве производителя рецептурных препаратов, а также некоторых других видов товаров и услуг.

Торговая функция аптечного бизнеса основывается на потребностях населения и лечебно-профилактических учреждений в лекарственных препаратах. Лицо, испытывающее нужду в том или ином медикаментозном средстве, материалах санитарно-гигиенического назначения или специальных устройствах, обращаются за удовлетворением своих потребностей в аптеки. Таким образом, аптечные учреждения становятся концентраторами спроса на медицинскую продукцию; именно сюда стекается вся маркетинговая информация о количественных параметрах текущей конъюнктуры рынка медицинских товаров и препаратов, о видах и ценовых категориях наиболее востребованных лекарственных средств.

Получая все необходимые коммерческие сведения непосредственно от оптовых и розничных потребителей медицинского оборудования, материалов и лекарственных препаратов, организаторы аптечного бизнеса должны обеспечить соответствующий запас данных товаров на аптечных складах, избегая при этом как излишних запасов (что чревато истечением срока годности медицинской продукции и замораживанием финансового капитала), так и товарного дефицита.

Для выполнения этой, казалось бы, простой предпринимательской задачи, организаторам аптечного бизнеса необходимо вступить в контакт с соответствующими отечественными и зарубежными фармацевтическими предприятиями, заключить с ними контракты на поставку востребованной рынком продукции, осуществить ее транспортировку, складирование и страхование. При необходимости коммерческим грузам следует обеспечить охрану, оперативное оформление таможенных документов, получение сертификатов качества и соответствия продукта заявленным параметрам и нормам.

Каждая из отмеченных операций, осуществляемая на пути доставки продукта от производителя к потребителю, представляет собой отдельный вид бизнеса, координацию которого проводят аптечные холдинги и аптечно-логистические компании. Учитывая комплексность задач по логистике медицинского продукта, множественность коммерческих взаимодействий по линии В2В (business-to-business) – с транспортными и страховыми компаниями, таможенными брокерами, государственными надзорными и лицензионными структурами, следует констатировать, что данный вид предпринимательской деятельности весьма сложен и рискован. Недоработки и промахи в каком-либо отдельном звене логистики медицинского продукта могут вести к ощутимым финансовым потерям.

Однако только логистикой бизнес-процессы в аптечном деле не исчерпываются. Полученный от производителя продукт требуется надлежащим образом отрекламировать и продать, что в условиях насыщенной конкуренции сделать совсем непросто. Организаторам аптечного бизнеса приходится уделять большое внимание специальным маркетинговым инструментам, мерчендайзингу и оформлению торговых помещений, обучению персонала, внедрению передовых форм менеджмента и корпоративной культуры.1 А эти мероприятия требуют немалого мастерства, знаний и инвестиций.

Роль и значение аптечного бизнеса не ограничивается лишь торговыми и распределительными функциями. Важным компонентом аптечного дела является производство – изготовление лекарственных средств по требованиям лечебно-профилактических учреждений и индивидуальным рецептам населению. Удовлетворение этой важнейшей потребности предприятиями аптечного бизнеса требует от последних соответствующих ресурсов, помещений и специалистов.

Помимо этой потребности современные аптечные учреждения предоставляют своим клиентам и ряд других услуг, в числе которых:

· изготовление и реализация корригирующих очков;

· микробиологический контроль качества медицинских препаратов;

· выявление и изъятие из торгового оборота контрафактных лекарственных средств;

· общие консультации покупателям лекарственных препаратов, медицинских приборов и санитарно-гигиенических материалов.

Современный аптечный бизнес является весьма развитой и высоко конкурентной отраслью индустрии здравоохранения, внутри которой действует большая масса государственных, муниципальных, частных и акционерных предприятий. Государственные и муниципальные аптечные учреждения привлекают покупателей такими конкурентными преимуществами, как доступность цен, наличие социальных пакетов и бюджетных дотаций. Частный аптечный бизнес акцентирует свою деятельность на качестве обслуживания и широком выборе медицинской продукции.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.