Сделай Сам Свою Работу на 5

Искусство Германской Демократической Республики 8 глава





Уже первые художественные выставки — «Фронт и тыл» (1944), «Общая художественная выставка» (1945) — выявили желание болгарских художников уловить в окружающей жизни черты нового. Среди экспонированных работ были эскизы, графические заметки, порой произведения наивные и незрелые по своему характеру. Убедительно продемонстрировала силу реалистических традиций «Выставка пионеров болгарского изобразительного искусства» (1946); на ней были показаны лучшие работы известных художников старшего поколения — X. Станчева, А. Николова, B. Димитрова-Майсторы, А. Михова и других. В отличие от традиционных выставок камерного характера это были уже выставки нового типа, нового общественного звучания, на которых экспонировались работы, ставившие своей целью мобилизовать трудящихся на борьбу за укрепление народной власти, против сил реакции, работы, разоблачавшие буржуазную оппозицию, разъяснявшие политику Коммунистической партии. Наряду с картинами С. Венева «Партизаны», Г. Попова «Расстрел партизан» появились рисунки и плакаты молодых художников — А. Поплилова, Т. Динова, М. Бехара, многочисленные рисунки и плакаты Бориса Ангелушева (р. 1902), бывшего одним из самых активных художников-пропагандистов в те годы. А. Жендов, C. Венев, И. Бешков, В. Станков (р. 1906) также создавали выразительные карикатуры для газет и журналов, плакаты, рисунки, остро и метко откликавшиеся на события текущей общественной жизни страны.



Следующим этапом в завоевании новой тематики явилась большая «Общая художественная выставка» 1947 г. Болгарская критика отмечала, что на этой выставке новая тематика нашла свое воплощение в подлинно реалистических формах.

Значительную роль в формировании социалистической художественной культуры сыграли статьи Г. Димитрова по вопросам культуры и искусства, труды по вопросам теории Т. Павлова. В эти годы были созданы такие значительные живописные произведения, как «Помощница партизан» (1945) Н. Балканского, «Человек с тремя орденами» (1945) С. Венева, «Сентябрь — 1923 г.» (1947) И. Петрова и др.; скульптурные произведения: «Труд — свобода» (1947) Марко Маркова (р. 1889), «Соревнование» (1947), «Хлеб» (1946) и «Мойщица» (1947) И. Лазарева и многие другие работы.




И. Лазаров. Мойщица. Камень. 1949 г. София, Национальная художественная галлерея

илл. 286 б

В своем обращении к руководству Союза художников в 1947 г. Георгий Димитров подчеркнул большую роль изобразительного искусства в жизни болгарского народа, строящего социализм: «Мы считаем, что в системе всех факторов и мероприятий, которые должны поднять нашу страну в экономическом, культурном и военно-политическом отношении, искусство во всех его видах является серьезным и весьма важным фактором».

Годы после V съезда Болгарской коммунистической партии (1948), принявшего курс на построение социализма в Болгарии, стали периодом активного воплощения в жизнь программы партии, периодом борьбы за утверждение в искусстве метода социалистического реализма. В 1949 г. в Софии была открыта Национальная художественная галлерея, в 1950 г. опубликовано решение Центрального Комитета партии «О состоянии и задачах Государственной художественной академии». Это постановление имело особенно важное значение для перестройки всего дела художественного образования, для работы с молодыми художниками.

Период, охвативший конец 40-х — первую половину 50-х гг., со всей убедительностью доказал правильность намеченного партией пути. Однако на этом пути было много трудностей и заблуждений, в значительной степени затормозивших активное развитие искусства или нанесших ему серьезный ущерб. Одним из главных препятствий явилось имевшее в ряде случаев место упрощенное понимание и толкование метода социалистического реализма. Догматическое, нетворческое отношение к изучению опыта советского искусства и привело к появлению ряда фальшивых и антихудожественных работ.



Двадцатый съезд КПСС и апрельский Пленум БКП и в особенности VII съезд БКП (1958) создали условия для устранения и искоренения допущенных ошибок. Это оздоровило художественную жизнь страны и обеспечило дальнейший подъем искусства. Лучшие силы художников, проникнутых сознанием огромной ответственности перед народом, сплотились вокруг партии. Связь с жизнью, искреннее желание художников отразить ее в своих произведениях нашли свое воплощение в искусстве. Больших успехов достигла в последние годы скульптура. Перед ваятелями встали задачи создания монументальных произведений, проблема синтеза скульптуры и архитектуры в связи с развернувшимся по всей стране небывалым строительством. Было поставлено множество памятников в честь героев, павших за свободу, и воинов Советской Армии, освобождавшей Болгарию.

Интерес представляют памятники, сооруженные в Софии: памятник-гробница советских воинов (1954; архитектор В. Беязов, скульптор Л. Димитров, художник И. Петров), суровый и внушительный по своему решению; монументальный памятник павшим воинам Советской Армии в Пловдиве скульптора В. Радославова (1955 — 1957). Органично вошел в ансамбль Софии монумент в честь Советской Армии (1954), сооруженный архитекторами Д. Митовым, Л. Нейковым, скульпторами И. Фу-невым, Л. Далчевым, П. Дойчиновым, В. Емануйловой, И. Лазаревым, М. Георгиевой, художником Б. Ангелушевым и другими. Несмотря на то, что не все части монумента художественно равноценны, главную свою задачу он решает: ансамбль прост, монументален и связан с окружающим пространством — как с магистралями города, так и с зеленью парка и видом на замыкающую горизонт гору Витоша, на фоне которой поставлена центральная группа памятника, символизирующая единение советского воина с болгарским рабочим классом и крестьянством. Четкий силуэт фигур, их уверенное, целенаправленное движение, словно порожденное единым порывом, единым дыханием, создают внутреннюю динамику композиции, помогают сразу же прочесть ее смысл. В скульптуре (как, впрочем, в живописи и в графике Болгарии) тема героизма, тема подвига получила особенно яркое и правдивое воплощение. Достаточно упомянуть работы И. Фунева, В. Гиновского (р. 1927), С. Крумова (р. 1922). В них есть стремление выявить в человеке героическое, светлое и мужественное начало. Это свойственно и портретным работам болгарских скульпторов разных поколений — М. Маркова, В. Емануйловон, а также скульптурным композициям, посвященным бытовой и трудовой тематике, — И. Фунева, Н. Терзиева, В. Минекова, М. Измерлиева.

В болгарской живописи особое место занимает тема подвига, героизма партизан. Эти темы нашли свое воплощение в самых различных аспектах, в творчестве художников разных поколений. Но особенно убедительно и сильно прозвучали они в работах тех живописцев, которыми эта тема была выстрадана, выношена в течение долгих лет. Именно так были рождены картины таких разных художников, как С. Венев («Прощание», 1952; Пловдив, Художественная галлерея) и II. Петров («Расстрел», 1954; София, Национальная художественная галлерея).


И. Петров. Расстрел. 1954 г. София, Национальная художественная галлерея

илл. 280 б

В картине «Прощание» Венев создал психологически достоверную композицию, отобрав самые необходимые детали, раскрывающие и дополняющие смысл картины. Иначе решает тему И. Петров — он показывает в своей картине человека за минуту до расстрела, истерзанного пытками, избитого, измученного, но не сломленного, сохранившего веру в те идеалы, за которые он идет на смерть. Сложную цветовую гамму, тревожные, мрачные тона диктует художнику его замысел.


Б. Ангелушев. Его величество труд. Рисунок на обложке журнала «Искусство». 1964 г

илл. 284 б

Тему героизма болгарских коммунистов продолжали и развивали в графике, в станковых сериях и иллюстрациях И. Петров, Б. Ангелушев, М. Бехар, А. Поп-лилов. Эти темы продолжают волновать болгарских художников и в наши дни, обогащаясь новыми решениями. Вместе с тем обращение художников к темам социалистического строительства, образу нового человека получает все более широкое распространение. Это главная тема искусства новой Болгарии. Постановка новых художественных задач повлекла за собой и вопрос о самом понимании современности в болгарском искусстве. Решая большие и сложные проблемы правдивого отражения окружающей действительности, болгарские художники, естественно, обратились к воплощению образа нового человека и к теме труда, как к одной из ведущих в искусстве, ибо в социалистическом труде, больше чем в любом другом жизненном явлении, раскрывается сущность характера нового человека, его отличные от прошлого качества во всем их многообразии. Стремление охватить современную жизнь во всей ее многогранности способствовало углублению мастерства, раскрытию многообразия творческих дарований. Так, картина Д. Узунова «Труд для родины» (1952) решала тему в широком плане пейзажа-картины, где труд изображается как радостное событие, причем красота человеческих деяний и красота природы воспеваются в своем единстве. Поэтическое начало заключено и в картине А. Петрова «Прополка лавандулы» (1959), и в работах Б. Обрешкова (р. 1899), и в пейзажах Д. Дечева (1891 — 1962), рисующего лик преображенной земли. В композициях Н. Петкова (р. 1918), изображающих труд болгарских крестьян, наличествует иная трактовка — художник словно приближает своих героев к зрителю, раскрывает их духовное начало, их внутреннее достоинство и красоту («Старый виноградарь», 1957; «Женщина из Родоп», 1961). В произведениях этого художника тонко выражена атмосфера трудовой жизни, настроение человека, характеры обобщены. Художник подчеркивает именно новое, светлое начало в человеке, раскрывает его новый характер как типичное через индивидуальные образы своих героев. Живописная форма произведений Н. Петкова во всей чистой и суровой простоте цвета, четкой силуэтности подчинена идейно-смысловой задаче произведения. Отметим еще одно качество работ Н. Петкова — это по существу своему портреты-картины. Его человек связан с природой, но он неизменно в ней господствует, он — хозяин бескрайних полей, преобразователь земель, и эта гордая сила является главным содержанием лучших произведений художника.


Д. Дечев. Вид Асеновграда. 1937 г

илл. 282 б


Б. Обрешков. Композиция. 1962 г. Собственность художника

илл. 283 б

В последние годы в Болгарии выдвинулась большая группа молодых мастеров, посвящающих свое творчество современной теме, образу современного человека. Следует упомянуть С. Русева, 3. Дыбову, Б. Сгоева , X. Нейкова, Т. Панайотова, А. Панайотову, Б. Гондова, Г. Ковачева, М. Недкову, Г. Баева и других, которые с успехом выступают на международных выставках.


М. Недкова. Девушка. Рисунок

илл. 285 а


Б. Стоев. Строители. Из серии «Большая химия». Цветная литография. 1964 г

илл. 285 б


Б. Гондов. Рабочий. Гипс. 1964 г

илл. 286 а

Изобразительное искусство входит как существенный элемент в новые архитектурные комплексы. Интересны мозаичные композиции А. Стаменова на фасаде школы в селе Ново Село, Видинской области, рельеф С. Тодорова (там же), скульптурные работы в курортных комплексах Черноморского побережья «Золотые пески» Л. Далчева, стенописи И. Петрова и Г. Богданова в городе Тырново.

Весьма важную роль в развитии современной болгарской художественной культуры играет и декоративно-прикладное искусство, опирающееся на богатейшие традиции народного творчества. Среди его мастеров следует назвать резчика по дереву А. Василева (р. 1909), керамиста Г. Бакырджиева (р. 1879). Всемирно известные болгарские ковры, вышивки, резьба по дереву, керамика все больше входят в повседневный быт, являются органической частью интерьера современного жилого дома, общественных зданий, предприятий, санаториев, школ.

Художественная жизнь Болгарии последних лет отмечена повышенной творческой активностью. «Общие художественные выставки», ежегодно проводимые в стране, показывают возросшее мастерство и успехи художников разных поколений. Решая трудные и многогранные проблемы в изображении современной жизни, художники много работают над задачами пластически-композиционного характера, смело используя традиции отечественной и мировой художественной культуры. Хотя не всегда эти искания бесспорны, большинство болгарских художников остается на последовательно реалистических позициях.

* * *

На рубеже 19 — 20 вв. начавшееся развитие капитализма отразилось на общей направленности архитектуры. Основное строительство постепенно сосредоточивается в городах, где возникают новые типы зданий и осуществляется перепланировка центральных районов. За сравнительно короткий срок меняется облик таких административных и хозяйственных центров, как София, Русе, Стара-Загора, Варна. Вместо планировочной структуры, характерной для поселений феодального турецкого Востока с запутанной системой узких криволинейных улиц, эти города получают регулярную сеть прямолинейных магистралей, застраиваемых по периметру кварталов многоэтажными жилыми домами. И все же во все время своего капиталистического развития Болгария оставалась на положении глухой европейской провинции. В 19 в. в стране не было собственной архитектурной школы, и новое строительство по преимуществу вели приезжие иностранные зодчие из Австро-Венгрии, Германии, России или их болгарские выученики. В результате повсеместно господствовала эклектика, причудливое переплетение «Венского Сецессиона» с широко распространенным подражанием классическим стилям.

Характерными сооружениями этого периода 1были здание Народного театра им. И. Вазова в Софии, построенное в 1907 г. венгерскими архитекторами Ф. Фель-нером и Г. Гельмером, строившими театры во многих городах Европы, здания Синодальной палаты (1903 — 1909) и Минеральных бань (1907 — 1910) архитектора Петко Момчилова (1864 — 1923) и другие.

Значительный след в архитектуре городов и сел Болгарии оставили многочисленные архитектурные памятники, посвященные освобождению страны русскими войсками и являющиеся символом братской дружбы русского и болгарского народов. В числе их — храм-памятник Александра Невского, выстроенный русским архитектором А. Н. Померанцевым в 1904 — 1912 гг. на средства, собранные в народе; церковь на Шипке (1902; архитектор А. Томишко), мавзолей русских воинов в Плевне (1905), построенный архитектором Пенчо Койчевым (1876 — 1957). В этих сооружениях с особой отчетливостью проявило себя стремление к поискам национального своеобразия болгарского и даже — шире — славянского зодчества. Эти поиски не дали, да и не могли дать, высокого художественного эффекта, так как были направлены не на разработку новых, уже назревших тектонических концепций, а ретроспективно обращались к использованию внешних приемов и форм древнего болгарского и византийского зодчества.

Однако, несмотря на художественное несовершенство, обусловленное самой Эпохой их постройки, эти памятники и сегодня продолжают волновать заключенным в них живым патриотическим чувством и являются значительным идейно-смысловым акцентом в городских ансамблях страны.

В период между двумя мировыми войнами в архитектуре Болгарии не происходит значительных перемен. В городах строятся здания банков, гостиниц, ресторанов, торговых заведений, административных органов. Среди наиболее значительных построек этого времени можно назвать Торгово-промышленную палату в Бургасе (1918 — 1930; архитектор И. Йорданов), в Софии — гостиницу и концертный зал «Болгария» (1937) архитектора Станчо Белковского (р. 1891), здание Судебной палаты (1919 — 1940) П.Койчева, Болгарский народный банк (1934 — 1939; архитекторы Иван Васильев, р. 1893, Димитр Цолов, р. 1896). По своему архитектурному облику, художественной выразительности и пространственной композиции эти и другие сооружения, относящиеся к указанному периоду, резко уступают современным им постройкам в развитых капиталистических странах.

В те годы строительство, как правило, велось кустарно, медленными темпами, все более и более обострялся жилищный кризис в городах. Хаотически разрастались городские окраины и пригороды, превращавшиеся в скопление убогих и уродливых домишек. Отдельные попытки упорядочить строительство не дали ощутимых результатов, и архитектурный облик населенных мест страны, расположенных в превосходных природных условиях, продолжал деградировать.

Решительный перелом в развитии болгарской архитектуры произошел после победы народно-демократического строя. На базе общего подъема экономики страны и индустриализации хозяйства в Народной Болгарин широко развивается градостроительная деятельность. Наиболее значительными работами, сыгравшими важную роль не только в социалистической реконструкции столицы, но и в выработке новых принципов становления болгарского градостроительного искусства, явились генеральный план Софии (1945; архитектор Любен Тонев, р. 1908, с коллективом) и план реконструкции Софии на двадцать лет (1961; архитектор Л. Нейков с коллективом). Здесь были намечены пути более комплексной застройки города, организации не только собственно городской территории, но и всей тяготеющей к нему пригородной зоны и, что особенно важно, был взят курс на комплексное решение функциональных и эстетических задач.

Менее удачным оказался проект центра Софии. Здесь, так же как и в проектах планировки и застройки других городов страны, получили отражение существовавшие в первый период послевоенного развития отрицательные градостроительные тенденции, основанные на стремлении к внешней помпезности, достигаемой с помощью жестких, симметричных градостроительных композиций, периметральной застройки кварталов, использования эклектичных и архаических в своем существе архитектурных форм.

Существенные недостатки того же характера присущи ряду крупных общественных зданий, выстроенных в Софии в конце 40-х — начале 50-х гг. Дом партии (1950 — 1953; архитектор П. Златев и другие), Государственная библиотека им. В. Ко-ларова (1946 — 1953; архитекторы И. Васильев, Д. Цолов), которые, однако, играют немаловажную роль в организации пространственного единства и целостности городского ансамбля.

Одним из наиболее значительных сооружений этого времени является мавзолей Г. Димитрова в Софии, построенный в 1949 г. архитекторами Георги Овчаровым (1889 — 1953) и Р. Рибаровым. Его архитектурные формы выгодно отличаются простотой, строгостью и монументальностью. Хорошо найдены общий масштаб мавзолея и его расположение, благодаря которому организуется раскинувшаяся перед ним площадь; лапидарный контур мемориального сооружения четко рисуется на фоне зелени обширного тенистого сквера.

Решительный поворот в сторону развития современных форм социалистической архитектуры Болгарии произошел после 1954 г. Связанный с требованиями экономики, типизации и индустриализации строительства, он в тоже время явился результатом радикального пересмотра общей эстетической архитектурной концепции, возросшей художественной культуры и честного анализа тех недостатков, которые имели место в творчестве первых послевоенных лет.

В области жилищного строительства следует отметить прежде всего переход к сооружению крупных комплексов, включающих всю сеть культурно-бытовых учреждений, благоустройство и озеленение. Особенно широкое жилищное строительство ведется в Софии, где в период 1957 — 1961 гг. строилось в среднем 4800 квартир, а в 1962 — 1980 гг. будет строиться не менее 9500 квартир ежегодно. За последние пятнадцать лет здесь возникли жилые комплексы им. Ленина, им. В. Заимова> «Ипподром», «Восток», «Западный парк», «Лозенец» и др.

Характерной особенностью Болгарии является система финансирования жилищного строительства, которое на пятьдесят процентов ведется на кооперативных началах, на двадцать пять процентов остается индивидуальным, а остальное осуществляется за счет государственных средств. Кооперативное строительство, имеющее в стране давние традиции, очень хорошо организовано и дает положительные результаты. В то же время оно накладывает заметный отпечаток на архитектуру новостроек: новые жилые комплексы обычно невелики (наиболее крупные из них рассчитаны на три-пять тысяч человек), застраиваются разнообразными и очень экономичными типами зданий, в значительной части сооружаются традиционными методами (кирпичная кладка, монолитный железобетон, штукатурка). В жилых домах широко применяются балконы, лоджии, эркеры, а иногда и сильно выступающие карнизные свесы и другие солнцезащитные устройства, увеличивающие пластику фасадов и придающие южный характер облику городской застройки. Активное использование цвета в отделке фасадов усиливает их выразительность. Характерно, что те же местные архитектурные черты присущи и зданиям из крупных панелей, которые строятся во все возрастающем объеме в Софии, Стара-Загоре, Русе и других городах.

Жилищное строительство сопровождается сооружением школ, детских садов и яслей. За последние пятнадцать лет в стране построено тысяча двести школ. Одним из лучших примеров является школа им. Юрия Гагарина в Софии, имеющая удобную планировку и выразительный облик. Больших успехов добились болгарские зодчие в сооружении крупных общественных зданий. В числе их — спортивный комплекс «Универсиада» (1961; архитектор А. Баров и другие), построенный специально для проведения международных студенческих встреч. В облике этого здания подкупает органическая связь архитектурной композиции с конструктивной основой сооружения, сдержанное, но умелое использование монументальных форм изобразительного искусства, выразительных возможностей местных строительных материалов, декоративного озеленения. Интересен спортивный зал в Хасково (1960-е гг.; архитектор И. Магрисо).

Ряд неизвестных ранее типов общественных зданий был вызван к жизни новыми формирующимися традициями и обрядами. Это? например, Дворец бракосочетаний в Пловдиве (1962; архитекторы М. Мареев, Д. Танева, В. Вылчанов). Архитекторы широко использовали синтез архитектуры и изобразительного искусства, найдя новые и свежие приемы художественной связи современных архитектурных форм со скульптурой, монументальной живописью и декоративным искусством. Им удалось создать сооружение, облик которого насыщен светлой радостью и оптимизмом мироощущения, интерьеры напоены светом и мягкой игрой красок, а символические контурные рисунки, выполненные из металла, полны лиризма и выразительности.

Одним из значительных сооружений последних лет является также гостиница «Рила», выстроенная в Софии в 1962 г. авторским коллективом под руководством молодого болгарского архитектора, выпускника Московского архитектурного института, а ныне председателя Союза болгарских архитекторов Г. Стоилова. Крупный объем гостиницы выделяется хорошими пропорциями, четким ритмическим построением фасада. В здании удачно применены современные отделочные материалы: алюминий, армированное стекло и т. п.

Серьезное внимание уделяется в Болгарии сельскому строительству, играющему важную роль в этой стране с развитым сельскохозяйственным производством. Сельская архитектура претерпевает значительные изменения. Это относится и к общей структуре сельских населенных мест, которые становятся более компактными за счет естественного сокращения земельных наделов отдельных членов сельскохозяйственных кооперативов, и к характеру застройки, в которой появляются крупные производственные сооружения и кооперированные торговые здания.


В. Василев. Отель-ресторан «Копитото» на горе Витоша в Софии. 1959 г. План.

рис. на стр.351

Больших успехов добились болгарские архитекторы в области озеленения городов и организации пригородных зон отдыха. В Софии на огромной территории господствующей над городом горы Витоша создан превосходный лесопарк, в живописные естественные ландшафты которого с большим тактом и художественным чутьем входят отдельные сооружения. Архитекторы не только предусмотрели здесь сооружение турбаз, гостиницы и ресторана, но и умело расположили среди живописных нагромождений гигантских «каменных рек» — остатков морены, лесных массивов и горных ручьев — площадки для пикников, для отдыха и спортивных игр. Мастерство ландшафтной композиции болгарских зодчих нашло свое выражение в необыкновенной непосредственности и органичности, с которой функциональное и художественное начало, создаваемое человеком, преобразует живую природу и сливается с ней. Многие лесопарковые ансамбли дополняются устройством водохранилищ (водохранилище «Искыр», «А. Стамболийский» и др.), на берегах которых располагаются дома отдыха, рестораны, кафе и другие общественные комплексы. В парках и пригородных зонах отдыха широко используется скульптура (изваяния Г. Димитрова и В. Коларова на скале в парке «Кайлык» в Плевне, памятник воинам Советской Армии на высоком зеленом холме в Пловдиве и др.).

Особенно значительных успехов болгарские архитекторы добились в курортном строительстве. Черноморское побережье Болгарии по своим природным и климатическим данным ничем не уступает наиболее известным курортам мира. Однако до победы народно-демократического строя в стране было лишь несколько крайне ограниченных по вместимости курортных центров, рассчитанных на обслуживание состоятельной буржуазии. В соответствии с решениями VIII съезда Болгарской коммунистической партии со второй половины 50-х гг. в стране развернулось строительство национальных и международных курортов «Дружба», «Золотые пески», «Солнечный берег» и другие. Была осуществлена районная планировка всего Черноморского побережья и намечены пути превращения его в сплошную санаторно-курортную зону.

В застройке черноморских курортов наиболее полное выражение получили прогрессивные тенденции развития современной болгарской архитектуры. Так, например, в «Золотых песках» подкупает и общая живописная планировка всего крупного комплекса, насчитывающего несколько десятков многоместных отелей, и прекрасное использование природных условий при выборе расположения зданий, одни из которых стоят у самой кромки прибоя, а другие поднимаются террасами по склонам прибрежных холмов в окружении пышной зелени. С хорошим вкусом и большой выдумкой применяются такие обычно рискованные методы архитектурно-декоративного искусства, как романтизация некоторых форм и композиций (кафе «Старая мельница», ресторан «Лесной уголок»), использование в качестве мебели обрубков толстых стволов деревьев, бочек и т. п. Большим архитектурным мастерством отмечены разнообразные интерьеры построек черноморских курортов, начиная от просторных погруженных в сумрак и красочных холлов отелей и до небольших по своим размерам номеров, широко, во всю стену открывающихся в сторону моря и как бы включающих морской пейзаж в свою композицию. Среди лучших сооружений на болгарских курортах следует назвать отель «Чайка» («Солнечный берег»; архитектор К. Цаков), гостиницы «Морское око» (1963), «Астория» («Золотые пески»; архитектор Г. Ганев и другие), гостиницу «Байкал» (1964, «Солнечный берег»; архитектор Н. Ненов и другие), гостиницу «Бор» (1962 — 1963, «Солнечный берег»; архитектор С. Георгиев), гостиницы «Глобус» (1963) и «Европа» (1964). построенные архитектором Н. Николовым на «Солнечном берегу».


Н. Ненов и др. Гостиница «Байкал» на курорте «Солнечный берег». 1964 г

илл. 287 а


С. Георгиев. Гостиница «Бор» на курорте «Солнечный берег». 1962 — 1963 гг

илл. 287 б

Твердо встав на путь развития современной архитектурной концепции, болгарские зодчие постепенно нащупывают свои художественные приемы: использование сильных, нарочито подчеркнутых контрастов между крупными сооружениями и окружающей их природой, скульптурность геометрически четких форм, резкие светотени, создаваемые благодаря выступающим частям зданий или заглубленным лоджиям. Часто применяются сочетания лапидарных объемов с криволинейными или изломанными формами. Одновременно с этим система небольших зданий и сооружений всегда создает переходный масштаб между многоэтажными корпусами новых гостиниц и элементами благоустройства, соразмерными отдельно взятому человеческому индивиду. В таких постройках особенно ощущается теплота и интимность, которые ценят и умеют создавать болгарские зодчие.

 

Искусство Югославии

Н. Яворская (изобразительное искусство}; О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура)

К началу 20 в. народы Югославии все еще не были объединены в одно государство. Самостоятельными были лишь Черногория и Сербия (хотя часть ее земель, как, например, Воеводина, входили в состав Австро-Венгрии). Хорватские и словенские земли по-прежнему принадлежали Габсбургской империи. Босния и Герцеговина, оккупированные с 1878 г. Австро-Венгрией, в 1908 г. были включены в состав империи. Македония оставалась под властью Турции. При таком положении, естественно, решение национального вопроса продолжало волновать народы Югославии.

В это же время наблюдается необычная тяга сербов, хорватов, словенцев и других югославских народов к объединению, что нашло яркое отражение в литературе и искусстве первого десятилетия 20 в. Вокруг белградского литературного журнала «Српски книжевни гласник» (1901 — 1914), а также загрсбского «Савремен-ника» (1906 — 1917) сгруппировались писатели многих югославских земель. В изобразительном искусстве тенденция к объединению сказалась в устройстве общих выставок. Такие выставки (с привлечением и болгарских художников) состоялись в 1904 г. в Белграде, в 1906 г. — в Софии, в 1908 г. — в Загребе и в 1912 г. снова в Белграде. В 1906 г. было основано общество «Лада», в которое входили сербские, хорватские, словенские и болгарские художники. Целью общества, как говорилось в декларации, было объединение художников «на поприще художественной деятельности за укрепление народного духа и любви к искусству». Одновременно наблюдается и другой процесс: репрессии со стороны господствующих национальностей (так, например, в Загребе был закрыт университет) заставляли молодежь покидать родину и ехать учиться за границу, и прежде всего в Париж. Поездки расширяли горизонт художников и поднимали их профессиональный уровень, но вместе с тем заставляли соприкасаться и с формалистическими течениями, которые захватили уже ряд стран. Однако в начале 20 в. югославское искусство не знало проявлений крайнего формализма, а лучшие художники стремились по-прежнему в своем творчестве быть близкими к жизни народа, творчески развивать, опираясь на опыт национальной и мировой культуры, традиции народности и гуманизма.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.