Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика организации групповой консультации.





Нулевой этап — подготовка занятия — состоит в написании его программы-сценария. Это наиболее трудоемкая часть работы, требую­щая от психолога хорошего знания профессиональных и житейских проблем контингента (руководителей, тренеров, учителей и т. д.), с ко­торым он работает. Использование метода включенного наблюдения, беседы и интервью, а также других методов исследования позволяет психологу выявить наиболее значимые для данной группы коммуни­кативные проблемы, влияющие на их профессиональную успешность. Затем психолог должен подобрать конкретную ситуацию, наиболее ярко воплощающую взятую им для групповой работы проблему. Да-


Тема 2. Психологическая помощь спортсменам и тренерам 279

лее он продумывает процедуру ее коллективного обсуждения в кон­сультационной группе.

1. Создание консультационной группы. Ведущий выбирает 6-8 че­ловек из числа участников занятия. Малая консультационная группа должна репрезентировать аудиторию. При наборе группы из числа добровольцев ведущий следит, чтобы ее члены различались по полу, возрасту, профессиональному опыту, так как это создает необходимое группе различие мнений, точек зрения, широкий диапазон реакций. Излишне гомогенная группа малопродуктивна. Могут быть введены дополнительные критерии отбора участников в зависимости от типа разбираемой проблемы. Во всех случаях недопустимо включение в состав консультационной группы лиц с явным негативным отноше­нием к обсуждаемой проблеме. Группа рассаживается полукругом на сцене лицом к аудитории. Ведущий занимает крайнее место в группе.



2. Знакомство с проблемой. Ведущий делает краткое вступление, называя тему предстоящей работы и ее цель, и предлагает конкрет­ную ситуацию, которая послужит предметом анализа. Формы предъ­явления ситуации могут быть различными. Ведущий может прочи­тать описание ситуации, показать отрывок видеозаписи, воспроизве­сти сценку в лицах. Ситуация должна быть компактной, короткой, с двумя-тремя действующими лицами и давать возможность различ­ных вариантов ее решения. Например, в аудитории преподавателей физического воспитания техникумов психолог предлагает проанали­зировать, от чего зависит успех или неуспех просьбы, обращенной преподавателем к трудному подростку. Описывается ситуация: в пят­ницу, закончив последний урок, преподаватель неожиданно вспоми­нает, что необходимо украсить спортивный зал к завтрашнему меро­приятию. Он забыл предупредить об этом дежурных и сейчас может рассчитывать только на,то, что уговорить помочь ему двух задержав­шихся в спортивном зале ребят. Преподаватель говорит им: «Ребята, не могли бы вы остаться и помочь мне в важном и срочном деле — надо украсить зал флагами, завтра соревнования». Ребята отвечают: «А по­чему мы? Мы сегодня заняты, мы на дискотеку идем!» Ведущий пред­лагает участникам группы придумать несколько реплик от лица пре­подавателя, с тем чтобы ребята все-таки ему помогли.



3. Сбор банка типичных реакций. Цель этого этапа состоит в том, чтобы собрать разные варианты поведения людей в предложенной си­туации и выявить наиболее характерные. Каждый участник, группы дает свой вариант того, что бы он сказал на месте одного из персона­жей. Все это составит материал для дальнейшего анализа. Иногда та-


280 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...______

кой материал ведущий собирает заранее и предлагает его группе в иг­ровой форме. На этом этапе консультационной работы решаются сле­дующие психологические задачи:

• знакомство с широким репертуаром ответов разных людей на за­данную ситуацию обогащает поведенческий опыт, позволяет эмо­ционально прочувствовать ситуацию (1);

• разнообразие предложенных вариантов заставляет сравнивать, по­является понимание множественности решений и возникает про­блема выбора, а значит, и критериев этого выбора (2).



4. Обсуждение и сравнительный анализ предложенных вариантов решения ситуации. На этом этапе ведущий должен ввести двуединые критерии оценки эффективности действий участника обсуждаемой ситуации. Коммуникативное поведение считается эффективным, если участники ситуации успешно выполнили стоящую перед ними прак­тическую задачу (1) и одновременно сохранили или сформировали положительное отношение друг к другу (2).

Вернемся к примеру с преподавателем физического воспитания, попросившим ребят помочь украсить спортивный зал техникума для поведения соревнований. В начале группового обсуждения участни­ки определяют сцену как ситуацию личной просьбы, где позиции сто­рон (педагог — ученики) одноуровневы, иерархически не соподчине­ны, т. е. партнер может просьбу выполнить, а может и отказать. Затем группа переходит к конкретному анализу ответов каждого участника занятия с точки зрения двух критериев эффективности. Рассмотрим три варианта ответов.

A. «Ребята, нам нужно украсить зал! Это важное мероприятие. Его
надо выполнить, а то могут сорваться соревнования! Если вы сей­
час уйдете, не забудьте, что вам скоро предстоит сдавать мне зачет
по физической культуре!»

Б. «Ребята, я попал в ужасное положение. Совсем забыл всех преду­предить, что надо украсить спортивный зал. А то будет скандал, меня будут ругать! Только на вас надежда! Давайте-ка останьтесь, помогите! А на дискотеку в другой раз сходите. От вас она не уйдет!»

B. «Ребята, я понимаю, что дискотека для вас дело важное. Я не могу
от вас требовать, могу только просить. Виноват, забыл и не преду­
предил всех вовремя, что надо украсить спортивный зал к завтраш­
нему дню. Здесь работы всего-то минут на 30-40. Прикиньте, как


___________ Тема 2. Психологическая помощь спортсменам и тренерам 281

у вас со временем до дискотеки? Если вы мне пожертвуете даже 20 минут, это будет значительная помощь! Остальное я попробую доделать сам. Ну, как?»

Критерии эффективности применительно к данной ситуации бу­дут определяться тем, останутся ли ребята помочь и с какими чувства­ми они будут это делать. Групповое обсуждение с учетом этих крите­риев позволяет развести и по-разному оценить ответы преподавате­лей А, Б и В. Несмотря на внешние различия ответов А и Б, участники группы уловят сходство между ними: упор на выполнение задачи, пре­небрежение партнерами-ребятами. Преподаватели А и Б не учитыва­ют их планы, не ценят их время, исходят из своих интересов, распоря­жаясь и манипулируя (пугают, пытаются разжалобить), не доверяют ребятам самим принять решение.

Основная задача ведущего на этом этапе группового консультиро­вания состоит в том, чтобы помочь участникам группы научиться про­водить микроанализ отдельных реплик, воспитывая наблюдательность и точность в обработке психологической информации. Так, пофразо-вый разбор ответа «В» позволил заметить, что это единственный ва­риант, где преподаватель ФВ действительно контактирует с ребятами и уважает их: слышит их слова, признает значимость их занятий и ценность их времени, позволяет им самим разрешить ситуацию, пом­ня, что это ситуация просьбы.

На этом этапе работы группы решаются следующие психологиче­ские проблемы:

1) участники группы должны научиться рассматривать ситуации общения как коммуникативные задачи с набором условии, пра­вилами, паттернами поведения, предсказуемыми последствия­ми отдельных ходов и т. д.;

2) микроанализ реплик и использование критериев коммуникатив­ной эффективности должны повысить самоконтроль участни­ков группы в ситуациях общения, научить не довольствоваться случайно-интуитивными решениями или оценками;

3) участники группы должны учиться различать внутреннюю пси­хологическую структуру ситуации (позиции участников, их ве­дущие мотивы и цели, отношение к партнеру и т. п.) сквозь внеш­ний материал конкретных взаимодействий персонажей.

5. Обобщение результатов анализа конкретной ситуации и поста­новка глубинной психолого-педагогической проблемы. Материал, по-


282 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...

лученный группой на предыдущем этапе, наглядно показывает, что добиваться своего человек может по-разному.

Руководители, тренеры, педагоги и другие специалисты, у кото­рых общение составляет основу их профессиональной деятельности, в процессе психологического обучения прежде всего стремятся овла­деть внешней стороной общения, «технологией» и приемами, позво­ляющими достичь ощутимых результатов и выигрышей.

На этом этапе ведущий помогает группе перейти на более глубо­кий уровень разработки ситуации и ставит вопрос о целях взаимодей­ствующих партнеров. Он должен научить членов консультационной группы осознавать свои цели и психологическую значимость взаимо­действий с партнером. Это особенно важно для педагогических ситуа­ций общения тренера с юными спортсменами, учителя физкультуры с учениками в школе.

Чем больше обнаруживается разрыв между желаемым результа­том общения и тем, что в действительности получается, тем субъек­тивно труднее такая ситуация для данной группы. Тем важнее для членов группы совместно сформулировать глубинную психолого-пе­дагогическую проблему, лежащую в основе трудной ситуации. Так, неуспех многих преподавателей в связи с обращенной к ученику прось­бой, вызывавшей у того раздражение и нежелание на нее откликнуть­ся, был связан не просто с неумением ее высказать (что вполне полу­чалось в ситуациях со взрослыми), а с внутренним ощущением своего превосходства над личностью ученика, нежеланием его просить, пе­ред ним «унижаться».

При подведении итога этого этапа работы группы ведущий должен помочь членам консультационной группы в процессе обобщения об­суждаемого материала подойти к следующим выводам:

1) обнаружить на собственном опыте, что в зависимости от целей — подавить или повысить инициативность, ответственность, самостоя­тельность и т. п. — к нужным результатам приводят самые разные способы поведения;

2) обучение тому, как себя вести в ситуации, без осознания того, кто я и для чего я это делаю, обречено на неуспех. Здесь уместные ком­ментарии ведущего легко докажут несостоятельность «рецептур­ного» обучения общению («Скажите нам, как надо делать») и рас­кроют в конечном счете циничность манипуляторства как способа общения с людьми. Осознание и принятие глубинной психологи­ческой проблемы группой или большинством ее членов позволит


Тема 2. Психологическая помощь спортсменам и тренерам 283

сделать шаг к большей личностной коммуникативной компетент­ности.

6. Создание консультационной группой идеальной модели нового по­ведения. Группа может принять новую, более адекватную установку в отношений разбираемой ситуации и действующих в ней лиц и сфор­мировать идеальную модель поведения в данной ситуации. Напри­мер, в ситуации просьбы важно не смешивать ее с ситуацией требова­ния, необходимо отчетливо формулировать объем просьбы, учиты­вать возможности партнера и его интересы и т. д. Эту новую модель участники группы под руководством ведущего могут начать осваи­вать и вводить в свой поведенческий репертуар в процессе трениро­вочных упражнений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.