Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 9. Сеанс и курс автоматического рисования





УДК 615.851 ББК 53.57 Я 50

Яковлев В.Ф.Я 50 Виртуальные миры трансового рисунка, или «Я требую, чтобы меня пожалели».-

М.: Независимая фирма «Класс», 2006. - 304 с. - (Библиотека психологии и психо­терапии). ISBN 5-86375-133-9

Траисовое рисование - один из способов познания себя и окружающего мира, развивающий творчество и интеллект, способный подарить неожиданные озарения и открытия.

Эта книга посвящена психотерапевтическим аспектам технологии трансово­го рисования, мало известным в отечественной литературе. В ней подробно опи­саны свойства автоматических рисунков, способы введения человека в состояние автоматического рисования и психотерапевтические маршруты трансформации кризисных ситуаций. Рассмотрены принципы и практические аспекты трансово­го подобия, лежащего в основе психотерапии с помощью автоматического рисо­вания.

Книга адресована практикующим психологам, психотерапевтам, гипнологам, врачам общей практики и педагогам, а также широкому кругу читателей, интере­сующихся бессознательной деятельностью человека.

Главный редактор ииздатель серии Л.М. Кроль Научный консультант серии Е.Л. Михайлова



) 2006 В.Ф. Яковлев

) 2006 Независимая фирма «Класс», издание, оформление

) 2006 Н.Г. Зотова, дизайн обложки

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству «Независимая фирма «Класс». Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства счита­ется противоправным и преследуется по закону.

Отдельные экземпляры книг серии можно приобрести в магазинах: Москва: Дом книги «Арбат», торговые дома «Библио-Глобус» и «Молодая гвар­дия», магазин «Медицинская книга». Санкт-Петербург: Дом книги.


Содержание

5........ Предисловие В.В. Макарова

8........ Благодарности

10........ Обращение к читателям

13........ Введение

Глава 1. Как воспринимать автоматический трансовый рисунок?

18........... Внутри нас живет рисовальный автомат

19........... Аксиомы энергетико-психологического подхода

к восприятию трансовых состояний и автоматических рисунков

21 ............ Наблюдение

22............ Созерцание

24................... Процесс созерцания

24......................... Этапы созерцания

25......................... Динамическая структура "наезда"



27......................... Комментарии к технике созерцания

28................... Есть ли смысл в трансовом рисунке?

29................... Различия трансового и обыденного рисунков

Глава 2. Основные свойства трансового рисунка

30............ Трансовый рисунок - зеркало внутреннего иррационального мира

30............ Энергетичность

31 ............ Композиционная завершенность

34............ Экспрессия

34............ Психологическая перспектива

41 ........... Символизм

43............ Внутренний звук

44............ Историчность и цветозвуковая гамма

46............ Цветовой спектр рисунков и отражение реальной или мнимой истории

50............ Гипногенность

51 ............ Терапевтичность

52............ Немой вопрос - немой ответ

53............ Конфиденциальность

Содержание


54.......... Проективность

55.......... Нативность

Глава 3. Краткая теория метода автоматического рисования

56.......... История об Анне и торте

58.................. Анализ истории

59.................. Теоретические построения

60.................. Сегодняшний день и далекое прошлое качественно подобны

61.......... История Ирины

66.................. Анализ истории

69.......... Расщепление травмы на разнородные проекции

73.......... Теоретические построения и практические рекомендации

75.................. Слушая пациента, ищи в его рассказе ключ.

Наблюдая за пациентом, ищи ключ в его движениях

Глава 4. Трансовый копировальный аппарат и его основные свойства

81.......... Трансовый копир воспроизводит автоматический рисунок

82.......... Состояние "пустой головы"

83.......... Чистота транса автоматического рисования

84.......... Помехи для функционирования трансового копира

85.......... Инициация трансового копира



85.................. Зрительная процедура

85.................. Слуховая процедура

86.................. Процедура от ума

87.................. Процедуры инициации от пальцев рук

88.................. Процедура инициации от языка

90.......... Свойства копира

Глава 5. Трансовый голос

93.......... Трансогенные факторы речи

95.......... Закономерности распространения звуков голоса

в теле человека и погружение в транс

97.......... Звукопроводящие сегменты тела человека

99.......... Звуковые трансовые маршруты

101.......... Трансовый такт и его внешние проявления

103.......... Речевые трансы

105................. Речевая трансовая лестница

106................. Прохождение речи по трансовой лестнице

107................. Трансогенная пауза

108................. Расположение пауз во фразе

109................. Послефразовая тишина

Содержание


109................. Беспаузная речь

110................. Интрига

112......... Голос индуктора транса и техники голосового подсоединения

Глава 6. Голосовые трансовые стили

117.......... Трансовый стиль

117.......... Негромкий и тихий голоса

119......... Напряженный голос "паутинка"

121.................. Спокойный голос

124.......... Расслабленный голос

126................. Техника овладения внутренней улыбкой

128.......... Мяукающий и журчащий голоса

130.......... Металлический трансовый голос

131......... Скрипучий голос

132.......... Скандирующий голос

134.......... «Пулеметный» голос

135.......... Крик

135.......... Торжество резонанса

Глава 7. Технология трансового рисования

137......... Ключевые слова и их аналоги

139.......... Путь от карандаша

144.................. Вариант «летающего» карандаша

145.................. Вариант «стоячего» карандаша

145......... Правила использования карандашей

146.......... Путь от кисточки для рисования красками

147.......... Пути от цвета краски

147.................. Рисование пальцами

147.................. Размывание краски на листе бумаги

149.......... Путь от листа бумаги

149.................. Зрительный вариант

152.................. Пальпаторный вариант

152.......... Путь от шелкового платочка

153.......... Путь от клубка ниток

162......... Путь от минералов

163.......... Путь от Боли

167.......... Путь от пасса

171.......... Путь от звука колокольчика

175.......... Путь от аромата

176.......... Путь от вкусовых ощущений

178......... Путь от зерен

179.......... Путь от рисовальной доски

180.......... Путь от пациента

183.................. Слова-нажимы

185.................. Обмолвки и оговорки

186......... Путь от трансового рисунка

Содержание


Глава 8. Диагностические и лечебные трансовые маршрут

191......... Трансовый маршрут

192.......... Маршруты женской и мужской состоятельности

193.......... Маршрут "Цифры*

198.......... Маршрут "Трансовый крик"

202.......... Маршрут "Внутренняя письменная речь"

208.......... Маршрут "Семейный портрет"

210.......... Маршрут "Гори, гори, моя звезда"

211.......... Маршрут "Кто в тереме живет"?

216.......... Маршрут "Когда я умер, или Мнимая собственная смерть и похороны*

217.......... Маршрут "Туман"

217.......... Маршрут "Авантюрист"

218.......... Маршрут «Палитра "Да" и "Нет"»

220.......... Маршрут "Абсурд"

221.......... Маршрут "Восстановление непрерывности потока сознания"

224.......... Маршрут "Возрастная регрессия"

226.......... Маршрут "Возрастная прогрессия"

227.......... Маршрут "Автопортрет" или "Я"

232.......... Маршрут "Схема тела"

238.......... Маршрут "Пространство вокруг тела*

252.......... Маршрут "Схематичный человечек"

Глава 9. Сеанс и курс автоматического рисования

257.......... Структура курса

262.......... Интенсивность курса

263.......... Структура сеанса автоматического рисования

269.......... Судьба рисунков

271.......... Ошибки при использовании автоматического рисования и письма

Приложение. Пять шагов к безмятежности

274.......... Безмятежность духа - необходимое условие освоения метода

276.......... Шаг первый - умение молчать, когда не нужно говорить

279.................. Очищение речи от словесного мусора

281.......... Шаг второй - изгнание ядовитых мыслей

288.......... Шаг третий - поиск перекосов

290.......... Шаг четвертый - релаксация и принятие на себя обязательств

290.................. Расслабление мышц, сухожилий и связок

292.................. Принятие на себя обязательств

293.......... Шаг пятый - поиск состояния равнонагруженности

294................. Практика звучащей струны

296................. Практика паука

298......... Послесловие


Предисловие

Современные психология и психотерапия интенсивно впиты­вают в себя знания, казалось бы, далекие от медицины и класси­ческой психологии. Трансовый автоматизм принадлежит к числу феноменов, пришедших в психологию из области явлений, кото­рые принято считать паранормальными и недоступными для обычного человека. Однако при ближайшем рассмотрении оказы­вается, что неглубокие трансы являются частью нашей повседнев­ной жизни. К ним мы привыкли и не замечаем их. За обыденны­ми поверхностными трансами скрыта огромная сфера деятельно­сти психики, которую принято называть автоматической и неосоз­наваемой.

Одним из «окон», которые природа предусмотрела для наше­го проникновения в бессознательное, является автоматическое или трансовое рисование. Язык, с помощью которого бессозна­тельное может общаться с нами, непрост. Он изобилует знаками, образами, ароматами, нечленораздельными звуками, то есть всем тем, что практически невозможно выразить средствами речи. Не­обходимость в создании учебника по автоматическим трансовым практикам ощущается как практикующими психотерапевтами, так и преподающими гипнотические технологии.

Книга привлекает читателя подробным описанием большого числа способов вхождения в состояние автоматического рисова­ния и, безусловно, является руководством для начинающих трансовых терапевтов. В ней изложены методики проведения се­анса автоматического рисования и правила формирования тера­певтического курса, основанные на практическом опыте.

Использование рисунков в диагностике и терапии болезнен­ных психологических состояний само по себе не ново. Подобным подходом широко пользуются в гештальт-терапии, психодраме и арттерапии. Необычным и оригинальным ходом является разделе­ние всего массива рисунков, выполненных пациентами, на обы-

Предисловие 5


денные и трансовые. Выделив трансовые рисунки, мы тем самым разделяем поток пациентов на два русла. В одном из них сконцен­трированы пациенты, лечение которых не требует использования трансовых технологий. Более того, для них трансовые методы воз­действия могут оказаться нежелательными. В другом русле нахо­дятся пациенты, для которых трансовая терапия не только умест­на, но и необходима для того, чтобы вывести их из кризисного со­стояния.

Трактовка трансовых рисунков и трансового письма в тер­минах классической психологии возможна, но, по-видимому, не­продуктивна. В рамках классической психологии и психодрамы осмысливается каждая деталь рисунка, и в результате он расчле­няется на отдельные фрагменты-симптомы, из симптомов склады­вается тот или иной психологический синдром, по которому впо­следствии реконструируется заключение-диагноз. Без сомнения, подход к особенностям рисунка как к психологическим симпто­мам плодотворен и не может быть отвергнутым. Такой подход хо­рошо зарекомендовал себя в медицине и психологии и его следу­ет развивать.

Сила симптоматологического подхода заключается в возмож­ности достаточно полно расшифровывать изображения на рисун­ке. Имея достаточно большой банк симптомов, можно квалифици­рованно оценить психологическое состояние пациента. Причем чем более систематичен и обширен обзор отдельных симптомов, тем выше вероятность правильного диагноза. Слабость симптома­тологического подхода в том, что каждый отдельно взятый симп­том или симптомокомплекс не является специфичным.

Суть описываемого подхода к автоматическим рисункам за­ключается как в использовании новой стратегии поиска и оценки симптомов, так и в способе их использования. Каждый рисунок -это не только образный след реальной или вымышленной исто­рии. Каждый автоматический рисунок служит средством терапии. Формирование терапевтом серии автоматических рисунков на значимую для пациента тему приводит к разрешению психологи­ческого кризиса.

Оценка трансовых рисунков происходит не с позиций логи­ческого анализа и синтеза, а с позиций эмоциональной и даже ин­туитивной экспрессии, выраженной метафорой или символом. Подобный подход необычен, поскольку предполагает переход те­рапевта из обыденного состояния сознания в измененное трансо-

6 Предисловие


вое. Предлагаемый подход существенно расширяет поле психо­терапевтического воздействия. Чем лучше совершен трансовый переход терапевтом, тем больше вероятность адекватного проник­новения в суть проблем пациента и тем выше качество оказы­ваемой помощи. Трансовый подход объединяет врача и пациента в одном трансовом мире, позволяя им общаться между собой на одном языке. В идеале терапевт совершает путешествие в тот транс, в котором находится пациент, обнаруживает болезненно из­мененные состояния психики и руководит выходом пациента из болезни.

Автоматическое рисование - новый инструмент в психотера­пии. Книга восполнит существующий пробел среди руководств по гипнотическим технологиям и поможет врачам и психологам ос­ваивать метод терапии с помощью автоматического рисования.

В.В. Макаров,

профессор, вице-президент

Всемирного совета по психотерапии


Благодарности

Если бы это было возможно, то я бы выразил искреннюю благодарность отцу современной медицины Гиппократу, провоз­гласившему принцип: «Similia similibus curantur» («Подобное ле­чится подобным»). Величайшую благодарность я направил бы Самуилу Ганеману, показавшему реальность явления подобия и создавшему гомеопатию как метод помощи больным. Осмыслить явление трансового подобия, лежащего в фундаменте автомати­ческого рисования, мне помогали идеи Гиппократа и Ганемана. Их учения направляли меня и помогали найти рациональный выход в крайне запутанных рассказах и сериях рисунков паци­ентов.

Как всякий современный человек, я испытываю сильное вли­яние идей и методов Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. Сегодня каждый из практиков, причастных к психологии, так или иначе является последователем Фрейда и Юнга. Их идеи вошли в кровь и плоть психологии и стали неотъемлемыми элементами культуры наших дней. Искренние слова благодарности я посвя­щаю им.

Если бы Калиостро и Месмер не проявили дерзость, вторга­ясь в запретную сферу гипнотизма, то мы бы робко стояли у вхо­да в мир трансовых технологий и даже не помышляли о таких чу­десных явлениях, как сновидение, автоматизм и лечебный гипноз. Я считаю своим долгом воздать им хвалу за смелость. В нынеш­нее время гипнотические явления стали предметом изучения мно­гих исследователей и распространенным терапевтическим при­емом.

Я благодарен судьбе за оказанную мне честь идти дорогой славных учителей и внести свою скромную лепту в постижение тайн бессознательного. Хочу выразить признательность учителям-практикам, раскрывавшим передо мной секреты трансов, что по-

8 Благодарности


зволило мне найти границу между иллюзией и терапией, избежав таким образом многих заблуждений.

Каждый, кто избрал своей профессией психологическую по­мощь людям, должен осознать, что человек, обратившийся за по­мощью, пришел к нам не случайно. Неведомым чутьем он выбрал нас потому, что его проблемы созвучны нашим, поэтому он испы­тывает доверие к нам и надеется на помощь. Мы - зеркало его проблем. Осознание этого факта налагает на нас ответственность и порождает стремление быть достойным поводырем для путни­ков, заплутавших на дорогах жизни.

Я благодарен пациентам за проявленное терпение и доверие, а также за разрешение использовать рисунки в качестве иллюст­раций к книге.

При подготовке рукописи к печати огромную техническую
помощь мне оказывала Светлана Полякова, за что я очень ей бла­
годарен. ,


Обращение к читателям

Фраза «Я требую, чтобы меня пожалели, а он повернулся ко мне попой и спит» родилась в устах одной взволнованной особы во время рассказа о превратностях семейной жизни. Оказывается, быть счастливой женой совсем непросто. Вы только представьте себе: он не ест фаршированный перец, который она приготовила. Более того, муж иногда хочет просто спать, и с этим ничего не по­делаешь. После завтрака он преспокойно лег спать, хотя мы соби­рались на загородную прогулку. Он будет спать до середины ночи, а потом захочет есть, но совершенно не то, что она ему приготови­ла. Согласитесь, ведь совершенно невыносимо, когда тебя некому пожалеть!

Первоначально рассказ был воспринят как чепуха, которая вызывает улыбку сочувствия, и ее не следует воспринимать все­рьез. Однако фраза «Я требую, чтобы меня пожалели» крепко за­села в памяти и частенько всплывала, когда другие люди рассказы­вали о своих проблемах. Фраза могла звучать и по-иному: когда ее произносили мужчины или дети, она выглядела почти неузнавае­мой. Ее одевали в роскошные наряды, прятали в философские глу­бины, перчили крепкой бранью, украшали улыбкой невинности, но внутри сквозил один и тот же ветерок: «Я требую, чтобы меня по­жалели, а Он повернулся ко мне попой и спит!» - Ничего не остава­лось делать, как принять эту фразу в качестве точного описания одного из моментов человеческого бытия.

На первый взгляд может показаться, что фраза бессмыслен­на: требовать внимания - это несерьезно, похоже на абсурд. В дей­ствительности все происходит иначе. Мы уверены, что внимание и участие окружающего мира принадлежат нам по праву рожде­ния. А если мы не получаем того, что принадлежит нам, то это не­правильно, и мы вправе требовать внимания и участия. Поэтому

10 Обращение к читателям


фраза «Я требую, чтобы меня пожалели, а Он повернулся ко мне попой и спит» - совершенна.

Действительно, чего мы так часто хотим и так редко получа­ем? Участия! Если внимательно посмотреть вокруг, то можно уви­деть, что и взрослые люди, и дети действительно требуют учас­тия и бывают очень разочарованы, если не получают желаемой порции искреннего человеческого внимания. Посмотрите, как си­яют глаза людей, получивших необходимый квант искреннего внимания, и как угасают глаза тех, чьи ожидания были напрасны. Недостаток внимания накапливается, и в глазах людей появляет­ся боль. В них застывает немой вопрос: «Неужели я не заслужил такой малости, как искреннее внимание?»

Внимание и участие - особые состояния человека, лежащие в области измененных состояний сознания и называемых трансами. Искренние внимание и участие люди ставят очень высоко, рас­сматривая их как непреходящую ценность. Подделки мы посте­пенно учимся распознавать и отвергаем их. «Единственное, чего я не могу купить, так это внимание мужчины» - так сказала успеш­ная в бизнесе дама на одной из вечеринок.

Возвращая фразу пациентам в первозданном виде, почти все­гда удавалось вызвать трансовое состояние и психотерапевтичес­кий эффект. Парадокс, спрятанный в ней, оказался волшебной пилюлей. О том, как пользоваться «волшебными пилюлями», и рассказано в этой книге.

* * *

Среди своих читателей я хотел бы видеть и людей, профес­сионально занимающихся научной и преподавательской деятель­ностью. Интеллектуалы пишут и читают особые книги. Они чрез­вычайно трудолюбивы, въедливы и амбициозны. Им нужны непо­коренные вершины. Самая лучшая психотерапия для интеллекту­ала - решение невероятно трудной задачи, которую еще никто не решал. Победа в игре умов - настоящий бальзам для ученого. В мире науки нередко бывает и так, что исследователь состязается не с оппонентом, а прежде всего с самим собой, устремляя свой взор в бесконечные дали Непознанного.

Автоматическое рисование подобно далеким сияющим вер­шинам. Внутренние миры человека - это психологические Гима­лаи нашего времени, иногда блистающие своей красотой, но чаще

Обращение к читателям 11


скрытые густыми облаками. Видения внутренних миров человека подобны миражам - они появляются перед нашим внутренним взором на мгновение и надолго исчезают. Продвигаясь к верши­нам-видениям, вы отточите свой интеллект до невероятной остро­ты и одновременно утолите свою научную дерзость. Научные го­ловоломки раскрываются в трансах, которые называются творче­ством. По-видимому, творчество и автоматическая деятельность сродни друг другу. История науки полна рассказов об открытиях, свершившихся как озарение во сне или как акт трансового авто­матизма. Автоматическое рисование - это один из способов по­знания мира, такой же строгий и красивый, как и привычные на­учные наблюдения и эксперименты.

Дорогие интеллектуалы!

Время психологических открытий бросает вам вызов.

Обратите свой взгляд в сторону Внутренних миров.

Призрачные видения сияющих вершин ждут вас.

Кто смел и дерзок, не проходите мимо!


Введение

Метод, о котором рассказано в этой книге, выходит за преде­лы стандартов классической психотерапии. В нем есть нечто ир­рациональное, что обычно относят к оккультной или мистической литературе. Иррациональность или, если хотите, несоответствие здравому смыслу обеспечивает эффективность приемов лечения. Однако сделать психотерапевтическую ставку исключительно на иррациональные приемы означает согрешить против правды жиз­ни. В реальной жизни иррациональное и рациональное так пере­плетены между собой, что их не разъединить. Разъединил - и убил жизнь, получив две мертвые никчемные карикатуры на то, что раньше было жизнью.

Голый иррационализм однобок и ошибочен точно так же, как и рафинированный рационализм. Психика парадоксальна и объемна, и ее парадоксы похожи на мифы, глубокие абстракции и гротески одновременно. Парадоксы иррациональны и в то же вре­мя рациональны. Парадоксы можно отвергнуть или принять. Ав­тор предпочел их принять. Так родилась книга.

Внутренний мир человека - это призрачный мир, но от это­го он не стал менее реальным. Реалии внутреннего мира - это ир­рациональный персонаж «Я» и иррациональное действие, которые невозможно описать на языке мира внешнего. Во внутренний мир можно заглянуть и кое-что в нем понять, но это кое-что мгновен­но ускользает, если попытаешься выразить его словами.

Символы, метафоры и аллегории являются тропинками в сказочный внутренний мир. Начав двигаться по этим тропинкам, попадаешь в особые состояния, называемые трансами. В трансах человек совершает автоматические действия: рисует, пишет, поет, танцует, кричит или творит. Иначе говоря, он живет во внутрен­нем мире сказки, а со стороны это выглядит как автоматические неосознанные действия.

Введение 13


Символы, метафоры и аллегории имеют два фундаменталь­ных свойства. Они являются описаниями похожести, подобия или наоборот - антиподобия, то есть перевернутости, обратности меж­ду явлениями. Явления антиподобны, когда они похожи друг на друга с точностью до наоборот.

В подобии и антиподобии явлений скрыт глубокий смысл. Если существуют обратные явления в природе и психике, следо­вательно, существует нечто, позволяющее явлению перейти из од­ного состояния в другое, противоположное ему.

В то же время символы, метафоры и аллегории очень точно описывают парадоксы и абсурд, что в принципе невозможно при использовании логического мышления. Одновременно они явля­ются действием, живой силой природы. Символы, метафоры и ал­легории переносят нас из сконструированного нами мира рацио­нального в мир иррациональный.

Парадокс и абсурд с точки зрения здравого смысла не явля­ются таковыми в родном мире иррационального. В родной стихии парадокс и абсурд становятся действующим началом жизни. Без них мы не можем ощутить биение пульса жизни. Эти свойства издавна известны мистикам и математикам всех времен и народов. Пришла пора и другим людям осознать удивительные свойства символов, метафор и аллегорий.

В каждой сказке есть чудеса, творимые добрыми волшебни­ками. Добрый волшебник - это ты, читатель. Волшебство - это иррациональное действие, создание маленькой картинки. Под влиянием картинок человек подвергается метаморфозе, подобно гусенице. Гусеница превращается в куколку, а затем в бабочку. Так и человек: сначала он был одним, но в один прекрасный день он стал рисовать маленькие чудесные картинки и незаметно пре­образился. В кого? Путь от неудачника к сверкающему принцу -это прием рекламы, скорее всего, это полуправда. Две трети прав­ды - это обнаружение себя таким, каков ты есть на самом деле. Рисунки позволяют увидеть себя обнаженным - либо во всей сво­ей красе и простоте, либо с теми изъянами, которые мы стараемся не замечать.

Готовы ли вы увидеть себя обнаженным? Если да, то эта книга для вас.

Никто не скажет, как происходит метаморфоза, но зато из­вестно, как ее начать и что для этого необходимо. В том, как за-

14 Введение


пустить технологическую цепочку превращений, и состоит соль книги.

Как создавать чудесные картинки? Книга задумана как крат­кое пособие по трансовому преобразованию личности и собствен­ной истории. Прочитав книгу и освоив техники автоматического рисования, читатель обретет качества, столь необходимые для пе­рехода от пассивного состояния «Меня несет по течению, и я не знаю, куда вынесет» к целеустремленному состоянию «Я лавирую в потоке жизни, меня ведет моя звезда!».

В связи с трансовым письмом и рисованием у людей суще­ствуют два заблуждения. Первое из них: автоматическое трансо-вое рисование напоминает беззаботную прогулку по психике. Ни­чего подобного. Трансовое рисование всегда предполагает затра­ты душевных и интеллектуальных усилий. Второе заблуждение: трансовые техники настолько трудны, что доступны лишь необык­новенным личностям. Действительно, трансовые техники необыч­ны и поэтому кажутся очень трудными.

Правда находится посредине. Трансовая деятельность -обычный элемент нашей повседневной жизни, мы неосознанно пользуемся трансами и умом и не задумываемся о том, как мы это делаем. Все это - не что иное, как часть общей культуры челове­ка. Каждому культурному человеку следует уметь грамотно пользоваться возможностями, предоставляемыми трансами и ин­теллектом.

Далеко не все, что мы наблюдаем в мире психики, можно объяснить. Так же обстоят дела и с автоматическим рисованием. Трудно дать объяснение этому явлению, но можно использовать его в практике. Жизнь нередко ставит людей в такие условия, ког­да принять решение очень непросто. Разум бессилен, когда неяс­на ситуация или какое бы решение ты ни принял, все равно оче­видны пагубные последствия. Кризисная ситуация уже наступи­ла. Если человеку не пришла помощь вовремя, он совершает бес­смысленные поступки или отказывается от действий. В подобных ситуациях нельзя пускать события на самотек, необходима сроч­ная помощь в принятии решения и выходе из кризиса.

Правильное решение приходит после периода трансовой де­ятельности: рисования, письма, плача, вытанцовывания, драки или крика. И выглядит решение совсем не так, как если бы его конструировал разум. Правильное трансовое решение высвечива­ет неожиданный ракурс проблемы. Транс позволяет увидеть про-

Введение 15


блему объемно, во всей ее полноте. Он дает возможность постичь в парадоксе или абсурде то, что скрыто от интеллекта. Позже че­ловек осознает увиденное в трансе, принимает правильное реше­ние и задним числом аргументирует его.

Однако было бы ошибкой начинать поиск решений с трансо-вой деятельности. Опыт показал: без первичной проработки зада­чи и нахождения интеллектуального тупика трансовый путь при­нятия решений неэффективен. Символ и метафора живут там, где разум бессилен. Когда разум находится в тупике, тогда эффекти­вен транс. А без интеллектуального тупика для транса нет пищи, поскольку действующим началом остается ум.

Трансовое рисование изменяет личность, выводит из состоя­ний депрессии или возбуждения. Его можно рассматривать как эффективный метод лечения некоторых психических расстройств и мягкой ненасильственной трансформации личности. Метод без­вреден для психического здоровья. Автоматическое рисование улучшает психическое состояние, но не ухудшает его. В отличие от состояний, возникающих во время клинического и эстрадного гипноза, трансовых погружений медитирующих йогов и шаманов, трансы автоматического рисования неглубокие. Человек, погру­женный в транс автоматического письма или рисования, ориенти­рован во внешней среде и собственной личности, сохраняет пол­ный двусторонний контакт с тренером, терапевтом и другими уча­стниками автоматического рисования. Он может легко выйти из состояния автоматизма и так же легко вернуться в него. Автома­тические состояния мы постоянно переживаем в обычной жизни, но очень редко фиксируем на них свое внимание.

Рисование в трансе - это не только лечебный метод для про­фессионалов. Автор категорически против кастового подхода к трансовой культуре. Это общечеловеческое достояние и принадле­жит всем без исключения - точно так же, как арифметика и грам­матика. Добиваться успеха в современной жизни помогают и на­выки использования трансовых состояний.

Рисование в трансе - это возможность для обыкновенного человека узнать себя, это увлекательное и безопасное путешествие в свою историю. Из такого путешествия мы возвращаемся обнов­ленными, полными открытий и надежд. Возможности автомати­ческого рисования оказались столь широки, что его можно реко­мендовать в качестве метода самоанализа и самопомощи для мно­гих. Каждый из нас: врач, педагог, инженер, бизнесмен или поли-

16 Введение


тик - в состоянии овладеть азами трансовой культуры и умело пользоваться ими. Трансовая культура становится необходимым элементом современной цивилизации.

Эта книга адресована прежде всего обыкновенному человеку. Ее цель — научить обычного культурного человека технике авто­матического рисования и письма. Особенность трансовых техно­логий состоит в том, что в них взаимосвязаны психологические и энергетические явления. Поэтому в книге значительное место уде­лено азам энергетической культуры применительно к трансовым технологиям. Перед вами букварь трансовых технологий. На боль­шее я не претендую.

Время бросает нам вызов: «Приятель, или ты освоишь тран-совую грамоту и станешь более успешным, или согнешься под тя­жестью неразрешенных проблем. Сделай выбор!»

Автор надеется, что и профессиональные психотерапевты, и гипнотерапевты найдут в книге нечто интересное для себя.


Как воспринимать

автоматический трансовый рисунок?

Внутри нас живет рисовальный автомат

Трансовый рисунок - это продукт особой автоматической деятельности человека. Мы должны отдавать себе отчет в том, что устроены гораздо сложнее, чем представляем себе. Внутри нас функционируют автоматы с очень сложными и неизвестными нам программами, которые не оповещают наше сознание о своей дея­тельности. Они просто делают свое дело. Разум терпеливо стоит в стороне, когда действуют автоматы, и ожидает, когда придет мо­мент воспользоваться результатами их действий и внести свою лепту в общее движение по жизни.

Автоматы умеют, как минимум, писать, рисовать, петь, танце­вать, плакать и драться. Что еще они умеют делать, мы пока не зна­ем. Если мы будем достаточно внимательны и умны, то обнаружим следы собственной автоматической деятельности. А если будем очень умны и пытливы, то овладеем искусством управления авто­матическими и осознанными действиями. Зачем это нам нужно? Для того чтобы избегать глупостей, которые мы можем натворить с самыми лучшими намерениями всего лишь потому, что свысока смотрели на такие примитивные явления, как автоматизмы.

Формально автоматическим рисунком может быть и фигура человека, и пейзаж, и пятно, и замысловатая линия, и текст, и сим­вол, и даже чистый лист. Как отличить обычный рисунок от трансового? Как отличить трансовый рисунок от подделки шарла­танов, выдающих себя за гипнотизеров и провидцев? На первый взгляд они похожи. В то же время между ними существуют глу­бокие различия. Обычный рисунок кажется нам понятным, а

18 Глава 1


трансовый - бессмысленным, отрешенным, вычурным или прими­тивным. Различие заключается в способах рождения рисунка и, соответственно, способах его восприятия.

Обычный рисунок появляется на свет вне транса и несет на себе печать интеллекта. Восприятие рисунка также происходит по интеллектуальному пути. Воспринимая любой рисунок, человек ищет смысловую его часть, которую можно интерпретировать. В обычном рисунке смысловая часть «выпячена», и чем легче рас­познается смысл, тем лучше рисунок. Чем меньше смысловая часть рисунка, тем труднее его воспринимать интеллектуально, тем он действительно бессмысленней.

Автоматический рисунок рождается в трансе, когда интел­лект молчит. Искать интеллектуальный смысл там, где его не дол­жно быть по природе явления, значит совершить ошибку. Если рисунок родился в трансе, то правильное его восприятие также должно быть трансовым, а не интеллектуальным. Постижение трансового рисунка требует особых техник восприятия, называе­мых созерцанием.

Большинство рисунков, выполняемых человеком в обыден­ном состоянии сознания, по своей природе являются смешанны­ми, в них присутствуют элементы и рассудочной деятельности, и автоматической. Такова природа мышления в обыденном состоя­нии сознания. В чистом виде рассудочный рисунок похож на чер­теж или схему. Естественно, что его используют в технике и науке. Чистый трансовый рисунок лишен привычной смысловой части и непонятен человеку, находящемуся в обыденном или рафиниро­ванном рассудочном состояниях сознания.

Для лучшего понимания различий между обычным и трансо­вым рисунками рассмотрим способы обычного и трансового вос­приятия. В обыденном состоянии сознания человек использует такой способ восприятия, как наблюдение. В трансе для восприя­тия он использует созерцание.

Аксиомы энергетико-психологического подхода к восприятию трансовых состояний и рисунков

Суть энергетико-психологического подхода можно сформу­лировать в нескольких положениях, которые принимаются в каче-

Как воспринимать автоматический трансовый рисунок? 19


стве аксиом по умолчанию и/или из опыта. Я принял их, исходя из собственного опыта и опыта мастеров гипноза, у которых мне выпало счастье учиться.

Первое положение заключается в признании взаимного соот­ветствия психологических и энергетических состояний. Иначе го­воря, каждому энергетическому состоянию соответствует опреде­ленное психологическое состояние.

Второе важное положение: каждый человек бессознательно воспринимает энергетическое состояние самого себя или другого человека и через состояние энергетики косвенно и также бессоз­нательно воспринимает психологическое состояние партнера.

Третье положение: человек сознательно оценивает (но не вос­принимает!) психологическое состояние самого себя или других людей. Выбор критериев оценки люди производят на основании собственных рассуждений, опыта других людей и предшествую­щего принятию решения эмоционального состояния.

Четвертое положение: человек бессознательно и точно, без искажений переносит содержание «архивов» бессознательного на рисунок, то есть бессознательное проецируется на рисунок. Рису­нок, выполненный в бессознательном состоянии, точно отражает воспринятое энергетическое состояние самого себя или другого человека и не содержит оценочных критериев и установок. Иначе говоря, бессознательный или автоматический (трансовый) рису­нок не искажен нашими пристрастиями, то есть реалистичен и объективен.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.