Сделай Сам Свою Работу на 5

Амортизационные отчисления





Управленческие расходы

Коммерческие расходы

Оплата аренды

Затраты на закупку продуктов питания

Затраты на закупку напитков

Таким образом, в среднемировой гостинице на образование прибыли до налогообложения остается примерно 13% от полученной выручки от реализации гостиничных услуг.

В среднемировой гостинице на каждые 100 номеров приходится от 68 до 75 человек обслуживающего персонала.

Структура численности персонала, обслуживающего 100 номеров, выглядит примерно так, человек:

Служба приема

На этажах

Службы питания

Телефонная служба

Службы дополнительных услуг

Аппарат управления

Коммерческая служба

Технические службы

Выручка от реализации услуг туроператора, формирующего путевки, складывается из следующих видов деятельности:

a прием иностранных туристов;

a направление туристов за рубеж;

a внутренний туризм российских граждан;

a деятельность агентств;

a коммерческая деятельность (выпуск каталогов, торговля путеводителями, сувенирной продукцией, дисконтными телефонными картами, справочниками, картами, атласами и т.д.);

a деятельность в области финансов и движения капитала (эффективное вложение временно свободных денежных средств);



a прочие (реализация авиабилетов, оформление загранпаспортов, сдача помещений в аренду и др.).

Структуру выручки от реализации туристских услуг и численности персонала среднемировой турфирмы трудно представить по аналогии со среднемировой гостиницей, поскольку турфирмы имеют довольно большой разброс по объему и направлениям работы, используемым организационным структурам управления, предлагаемым туристским маршрутам и программам и по другим важным параметрам.

Расходы турфирм, как правило, складываются из двух составляющих. Первая — прямые расходы туроператора по формированию стоимости путевок, % от общей суммы этой категории расходов:

Визы

Страховки

Авиаперелет

Трансферы

Проживание и питание

Экскурсионная программа

Вторая — расходы по осуществлению деятельности турфирмы:

a заработная плата персонала с начислениями;

a процент агенту;

a амортизация основных средств;

a амортизация нематериальных активов;



a расходы на аренду и содержание помещений;

a хозяйственные расходы, включая канцтовары и т.п.;

a оплата услуг других фирм (за пользование телефонной и другими видами связи, ремонт оргтехники, ведение бухучета по договору; юридические консультации и т.д.);

a расходы на рекламу;

a командировочные расходы;

a представительские расходы;

a расходы на обучение сотрудников;

a налоги, относящиеся на себестоимость услуг;

a прочие расходы (комиссия банку, различные сборы и т.п.). Наибольший удельный вес в этой группе расходов занимают, как правило, расходы на рекламу и оплату услуг связи.

Основные понятия индустрии туризма

Прежде чем перейти к наиболее сложным вопросам правового регулирования, бухучета и налогообложения деятельности турфирм и гостиниц, следует определить используемый далее по тексту понятийный аппарат, включая понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности.

Туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта.

Турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.

Туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

По существу тур является выпускаемой в сферу потребления товарной формой туристского продукта.



Тур оформляется в виде путевки или' ваучера.

Туристская путевка — документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта, а также оплату входящих в стоимость тура туристских услуг.

Кроме того, туристская путевка является письменным акцептом оферты (согласием на предложение) туроператора или тур-агента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.

Наиболее часто используется 4зорма туристской путевки ТУР-1, утвержденная Минфином России, ее лицевая сторона зарегистрирована Минюстом России.

Туристский ваучер — документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.

На основании ваучера предоставляется обслуживание туристам и, кроме того, производятся расчеты с фирмами.

Единой, утвержденной Минфином России формы туристского ваучера на сегодняшний день не существует. Каждая туристская фирма разрабатывает свои бланки, как правило, с использованием действующих компьютерных программ. Обычно ваучер заполняется в четырех экземплярах: первый остается в учете турфирмы, второй является основанием для авансового отчета сопровождающего группу сотрудника фирмы, третий предъявляется принимающей стороне для проставления отметки о факте оказания услуг и подтверждающих этот факт печатей и подписей, четвертый вручается туристу. Примерная форма туристского ваучера приведена в приложении 1.

Под туристской индустрией понимается совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

К организациям туризма (код ОКОНХ 91620) отнесены туристские гостиницы, туристские базы, мотели, кемпинги, экскурсионные бюро и бюро путешествий, учреждения по организации международного туризма.

 

ПОРЯДОК БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ОБЩИХ ДЛЯ ТУРФИРМ И ГОСТИНИЦ УЧАСТКОВ

 

Применение налоговых льгот

Согласно действующему законодательствутурфирмы могут воспользоваться следующими налоговыми льготами:

1) по налогу на добавленную стоимость (НДС). Льгота в части освобождения от НДС туристско-экскурсионных путевок введена пунктом 1 «у» статьи 5 Закона о НДС (в ред. от 22.05.92г.), уточнена в пункте 12 «у» Инструкции Госналогслужбы России №39 и действует с 1 апреля 1992г. с учетом последующих изменений и дополнений.

Кроме того, на практике турфирмы встречаются с другими льготируемыми в части НДС оборотами: по реализации билетов на международные авиарейсы, оформленные единым перевозочным документом (льгота действует согласно пунктам 12 «а» и 14 «г» Инструкции Госналогслужбы России №39); по операциям по страхованию и перестрахованию туристов (льгота действует согласно пункту 12 «е»); по оплате государственной пошлины за выдачу и за бланк загранпаспорта (льгота действует согласно пункту 12 «и»); по оплате виз и консульских сборов, которые не включают НДС;

2) по размеру относимых на себестоимость услуг расходов на рекламу. Льгота в части увеличения исчисленной по нормативам предельной суммы расходов на рекламу в 3 раза определена в Письме Минфина России от 06.10.92г. №94 и действует с 1 января 1994г. С 1 апреля 2000г. организации, осуществляющие деятельность по предоставлению туристских услуг, увеличивают норму расходов на рекламу в 2 раза (Приказ Минфина России от 15.03.2000г. №26н).

Недостаточно ясным остается вопрос о правомерности применения льготы при оказании турфирмой дополнительных или посреднических услуг. По-видимому, поскольку льгота предоставлена турфирмам, использовать ее могут фирмы, в которых согласно уставу основным видом деятельности является туристская и которые имеют необходимые лицензии и сертификаты соответствия туристских услуг государственным стандартам;

3) по плате за землю. Льгота в части полного освобождения туристских учреждений от уплаты земельного налога определена подпунктом 10 статьи 12 Закона РФ от 11.10.91г. №1738-1 «О плате за землю» (в ред. от 16.07.92г.) и действует с 1 января 1992г.

Гостиницы, как отнесенные к отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» (код ОКОНХ 90220), так и отнесенные к отрасли «Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение» (код ОКОНХ 91620), могут воспользоваться льготой по налогу на имущество предприятий. Согласно подпункту «а» статьи 5 Закона РФ от 13.12.91г. №2030-1 «О налоге на имущество предприятий» стоимость имущества организаций, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика (льгота введена с 10 марта 1992г.). Поэтому первые могут применять льготу как объекты жилищно-коммунальной сферы, вторые — как объекты социально-культурной сферы, включающей в том числе объекты туризма.

Однако не все имущество гостиниц подлежит льготированию.

К льготируемому обороту в гостинице относится балансовая стоимость таких объектов, как спальные корпуса, спортивные сооружения, медпункты, библиотеки, клубы с необходимыми для их функционирования коммуникациями, оснащением, оборудованием (водоснабжение, отопление, электро- и газоснабжение), а также медицинское оборудование, спортивный инвентарь и мебель в этих сооружениях.

Не включаются в льготируемый оборот в гостинице: административные здания, бары, рестораны, автомобили и другое имущество, не относящееся к объектам социально-культурной сферы.

Поскольку вопрос о включении или невключении стоимости отдельных видов имущества гостиницы в льготируемый оборот по налогу на имущество четко не регламентирован, гостиницам целесообразно согласовать его с территориальным органом власти и своей налоговой инспекцией.

Кроме того, с целью правильного применения гостиницей льготы по налогу на имущество следует вести раздельный (на отдельных субсчетах счетов по учету имущества) учет стоимости льготируемого и нельготируемого имущества.

Стоимость коммуникаций и оборудования, а также стоимость здания, в котором размещены помещения различного назначения, может быть распределена между льготируемыми и нельготируемыми оборотами на основе занимаемой площади.

Стоимость используемого по нецелевому назначению сданного в аренду имущества гостиницы, включая помещения, не исключается из налогооблагаемой базы.

Наибольшие трудности у турфирм вызывает порядок применения льготы по НДС в части освобождения от данного налога туристско-экскурсионных путевок. Дело в том, что информация по этому вопросу не систематизирована и изложена в разных нормативных актах.

Обратимся к истории вопроса. Льгота введена с 1 апреля 1992г. Законом о НДС, пункт 1 «у» статьи 5 в ред. от 22.05.92г. и уточнена в Инструкции Госналогслужбы России №39: «При освобождении от налога туристско-экскурсионных путевок следует иметь в виду, что данный порядок не распространяется на дополнительные (сверх стоимости этих путевок) платные услуги, в частности связанные с проживанием и питанием в вышеназванных учреждениях и оформленные иными документами (в том числе кассовыми приходными ордерами)».

С 24 февраля 1991г. согласно совместному письму Госналогслужбы России №В3-4-03/58н, Минфина России №04-03-07 и Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму №СШ-01/449 от 25.09.96г. (зарегистрировано Минюстом России 30.01.97г., №1240) указанный порядок освобождения от НДС распространяется только на туристско-экскурсионные путевки, оформленные в учете на утвержденных Минфином России и зарегистрированных Минюстом России бланках строгой отчетности, и на туристские ваучеры, выдаваемые иностранным туристам. В настоящее время как бланки строгой отчетности Минфином России утверждены типовая форма туристской путевки ТУР-1, которая может использоваться любыми турфирмами (Письмо от 10.04.96г. №16-00-30-19), и еще три формы туристских путевок, рекомендованные для использования организациями PACT (Письмо от 16.06.94г. №16-30-65). Все формы зарегистрированы Минюстом России 30.01.97г. (№ 1236 — 1239). При использовании данных бланков реализация туристско-экскурсионных путевок НДС не облагается, кроме того, эти бланки могут использоваться при оказании населению услуг без применения контрольно-кассовых машин.

С 30 апреля 1997г. в соответствии с Законом о НДС, пункт 1 «у» статьи 5 в ред. от 28.04.97г. от НДС освобождаются: «...туристские и экскурсионные путевки (за исключением комиссионного и агентского вознаграждений, полученных турагентом от продажи туристских и экскурсионных путевок)».

Так как согласно Закону об основах туристской деятельности туристский продукт представляет собой право на тур (комплекс услуг), следовательно, от НДС освобождаются путевки и ваучеры, в стоимость которых включен комплекс услуг. Если же путевкой оформлено оказание только одной услуги (только проживание, только питание и т.п.) или двух услуг, которые не могут быть рассмотрены как комплекс услуг, льгота по НДС на эти услуги не распространяется. В данном случае под понятием «комплекс услуг» подразумевается как минимум три услуги: размещение, перевозка, питание туристов, то есть услуги, обеспечивающие минимальный уровень удобств для туриста.

Например, таймшеры-сертификаты на право проживания в отелях и на территориях курортов за рубежом не являются путевками, включающими комплекс услуг. Поэтому оказание гражданам услуг по приобретению права членства в зарубежных курортных клубах и недель таймшера, а также по вторичной продаже таймшера, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона о НДС [3] «предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобожденные от НДС, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот ... только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг)».

Обобщив вышесказанное, можно представить изменения порядка освобождения туристских и экскурсионных путевок от НДС в хронологической последовательности следующим образом:

1. С 01.04.92г. по 23.02.97г. льгота по НДС относилась к комплексу услуг, которые включены в стоимость туристских и экскурсионных путевок, оформленных на произвольных бланках, то есть все услуги, в том числе и дополнительные, включенные в стоимость любых туристских и экскурсионных путевок, в названный период освобождались от НДС.

2. Дополнительные услуги, не включенные в стоимость туристских и экскурсионных путевок, облагались НДС в течение всего периода действия льготы по НДС и облагаются в настоящее время.

3. С 24.02.97г. по настоящее время льгота по НДС относится только к комплексу услуг, которые включены в стоимость туристских и экскурсионных путевок (ваучеров), оформленных на утвержденных Минфином России и зарегистрированных Минюстом России бланках строгой отчетности.

4. Комиссионное и агентское вознаграждение, не включенное в стоимость туристских и экскурсионных путевок (ваучеров), оформленных на любых бланках, в течение всего периода действия льготы облагалось НДС и облагается в настоящее время.

5. С 01.04.92г. по 23.02.97г. не облагалось НДС комиссионное и агентское вознаграждение, включенное в стоимость туристских и экскурсионных путевок (ваучеров), оформленных на произвольных бланках.

6. С 24.02.97г. по 29.04.97г. не облагалось НДС комиссионное и агентское вознаграждение, включенное только в стоимость туристских и экскурсионных путевок (ваучеров), оформленных на утвержденных Минфином России и зарегистрированных Минюстом России бланках строгой отчетности.

7. С 30.04.97г. по настоящее время облагается НДС любое комиссионное и агентское вознаграждение, полученное турпосредником от продажи туристских и экскурсионных путевок, независимо от того, включено оно или не включено в стоимость туристских и экскурсионных путевок.

Очевидно, что от правильного применения льготы по НДС зависит и правильное отражение в бухгалтерском учете турфирм отдельных операций: включение услуг в стоимость освобожденной от НДС туристской путевки; отнесение на издержки производства и обращения НДС по не облагаемой этим налогом деятельности; принятие к зачету в расчетах с бюджетом НДС по облагаемой этим налогом деятельности.

В связи с этим порядок применения турфирмой льготы по НДС должен найти отражение в ее учетной политике.

Состав услуг, входящих в стоимость туристского продукта, а следовательно, и путевки, предложен Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму в Методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта.

Туроператорам, которые являются единственными производителями туристских путевок, необходимо обосновать и закрепить в учетной политике перечень услуг, которые формируют стоимость реализуемых путевок. Услуги, не включенные в этот перечень, будут рассматриваться как дополнительные, оплачиваемые сверх стоимости путевок и облагаемые НДС в общеустановленном порядке.

Определение налогооблагаемых баз и налоговых ставок

Определение объектов налогообложения и применение налоговых ставок по основным налогам осуществляется турфирмами в общеустановленном порядке, согласно действующим законам Российской Федерации о налогах и инструкциям Госналогслужбы России о порядке их исчисления и уплаты.

Исключением является формирование налогооблагаемых баз по двум налогам: налогу на пользователей автомобильных дорог (подлежит взносу в дорожные фонды) и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (подлежит взносу в местный бюджет).

Начиная с 28 декабря 1997г. Согласно пункту 21.15 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95г. №30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» (в ред. от 11.12.97г. №АП-3-07/237) для туристско-экскурсионных организаций, которые формируют стоимость путевки путем приобретения услуг (проживание, питание, экскурсионное обслуживание и т.д.) в местах пребывания и транспортных услуг по отправке и возвращению туристов, объектом обложения налогом является выручка от реализации продукции (работ, услуг), определяемая нетрадиционным способом: «Под выручкой от реализации продукции (работ, услуг) у таких организаций принимается сумма превышения средств, полученных от туристов для оплаты оказанных туристских услуг, над средствами, перечисленными третьим лицам за оказанные туристам услуги».

В новой Инструкции МНС России от 04.04.2000г. №59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» указанный способ определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для туроператоров сохранен.

При этом особо оговаривается, что при перепродаже путевок объектом налогообложения является сумма разницы между продажной и покупной ценами путевок.

Начиная с 1 января 1998г., с внесением изменений в пункт 6.9. Инструкции ГНИ по г.Москве от 31.03.94г. №4 «О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы» (в ред. от 06.08.98г.), аналогичная ситуация сложилась и с налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

По существу такое определение налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы можно рассматривать как дополнительные льготы туроператоров по этим двум налогам: в отличие от других организаций им разрешается уменьшить налогооблагаемую базу на сумму прямых затрат по формированию стоимости путевки.

Облагаемым оборотом по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы для производственной и посреднической деятельности является выручка от реализации продукции (работ, услуг) или посредническое вознаграждение без НДС и акцизов и других обязательных платежей.

Начиная с 4 марта 1997г. при исчислении налога для пользователей автомобильных дорог применяется единая ставка для всех видов деятельности — 2,5%. Ставка налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы едина и составляет 1,5%.

Турфирмы и гостиницы, поскольку имеют дело с наличными расчетами, являются плательщиками налога с продаж, введенного Федеральным законом от 31.07.98г. №150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» (вступил в действие с 6 августа 1998г.).

Уровень ставок и льготы по налогу с продаж определяют органы власти субъектов Российской Федерации.

Порядок отражения в бухгалтерском учете налога с продаж у туроператора регламентирован Письмом Минфина России от 21.09.98г. №16-00-17-87.

Налог с продаж применяется к продажной стоимости путевки или гостиничных услуг, начисляется подебету счета 46 «Реализация продукции, работ (услуг)» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты с бюджетом». В отличие от НДС порядок возмещения из бюджета этого налога не предусмотрен. Сумма налога с продаж включается в цену услуги, в первичных документах этот налог в отличие от НДС отдельной строкой не выделяется.

В разных субъектах Российской Федерации применяются различные ставки налога с продаж, в частности в Москве с 1 июля no 1 января 1999г. применялась ставка 2%, а с 1 января 2000г. применяется ставка 4%.

Налог на прибыль предприятий и организаций при осуществлении производственной и торговой деятельности уплачивается по ставке 30%: в федеральный бюджет — 11 %, в местный бюджет — не более 19%, а по посреднической деятельности — не более 27% (в Москве применяется ставка 25%).

Налогооблагаемой базой для исчисления налога на добавленную стоимость у турагента является сумма агентского (посреднического) вознаграждения.

Если вознаграждение турагента не включено в стоимость путевки, ставка налога 20% применяется к ценам, не включающим НДС. Если вознаграждение турагента включено в стоимость путевки, что на практике встречается чаще, то НДС исчисляется по расчетной ставке 16,67%.

Суммы полученных авансов в счет реализации турпутевок, освобожденных от НДС, также НДС не облагаются (пункт 9 Инструкции Госналогслужбы России № 39 [4]).

Суммы полученных авансов по услугам, не оформленным путевками на соответствующих бланках, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Сертификация туристских и гостиничных услуг

Под сертификацией услуг понимается совокупность действий и процедур по признанию и подтверждению соответствия услуг предъявляемым (установленным) требованиям (государственным стандартам).

Согласно пункту 2 статьи 43 Закона о защите прав потребителей Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (его территориальные органы) вправе налагать:

a штраф в размере до 5000 минимальных месячных размеров оплаты труда (МРОТ) в случае причинения ущерба потребителям услугами, не отвечающими требованиям, предъявляемым к их безопасности стандартами;

a штраф в размере стоимости оказанных услуг в случае оказания услуг без документов о проведении обязательного соответствия услуг обязательным требованиям стандартов.

Кроме того, этим же Законом запрещена реклама несертифицированных услуг.

Отказ организаций индустрии туризма от сертификации услуг может быть причиной отзыва лицензии.

С 1 апреля 1995г. обязательная сертификация туристских и экскурсионных услуг и услуг гостиниц проводится в соответствии с Правилами сертификации туристских услуг и услуг гостиниц и стандартами, действующими в сфере туристского и гостиничного обслуживания.

Согласно Правилам для сертификации туристских услуг и услуг гостиниц применяются следующие схемы:

a оценка мастерства исполнителя;

a оценка процесса оказания услуги;

a аттестация предприятия;

a сертификация системы качества;

a выборочная проверка результата услуги;

a инспекционный контроль.

Для турфирм применяется схема сертификации системы качества в сочетании с инспекционным контролем, а для гостиниц — схема аттестации предприятия в сочетании с инспекционным контролем.

Соответственно различаются и документы, выдаваемые турфирмам и гостиницам. Турфирмы получают сертификат соответствия, а гостиницы — лицензию на применение знака качества.

Сертификация проводится организациями, уполномоченными Госстандартом России, специально обученными экспертами, занесенными в госреестр.

Выдачей сертификатов турфирмам и определением категории гостиниц занимаются и независимые некоммерческие организации, аккредитованные Госстандартом России. На территории Российской Федерации таких компаний насчитывается более пятидесяти, в Москве — около пятнадцати. Телефоны и адреса этих организаций руководители турфирм и гостиниц могут узнать в Госстандарте России.

Сертификат выдается на 3 года с ежегодным инспекционным контролем (перепроверкой). То есть после получения турфирмой сертификата соответствия или гостиницей лицензии на применение знака качества в России и те, и другие ежегодно подвергаются инспекционному контролю, по итогам которого действие сертификата или лицензии может быть приостановлено, а категория гостиницы понижена.

Процедура инспекционного контроля является платной, как и услуга по проведению первичной сертификации туристских услуг или аттестации гостиниц.

Стоимость услуг по сертификации в соответствии с пунктом 10 Положения о составе затрат включается в себестоимость услуг по элементу «Прочие затраты» и облагается НДС.

В связи со значительной стоимостью услуг по сертификации небольшие гостиницы могут отражать затраты на эти услуги в бухгалтерском учете как расходы будущих периодов на одноименномсчете 31 с последующим списанием на себестоимость услуг, исходя из установленного учетной политикой срока (как правило, до планируемой даты следующего инспекционного контроля).

В учетной политике турфирм и гостиниц должен быть определен порядок списания расходов по сертификации.

Согласно статье 5 Закона об основах туристской деятельности сертификации подлежат турпродукты, реализуемые турфирмами.

Если турагент выступает от имени туроператора и продает турпродукт на его условиях и по его ценам, то он в одних случаях не должен получать сертификат (когда действует на основе договора поручения или одного из видов агентского договора), а в других — должен (когда действует на основе договора комиссии или другого вида агентского договора).

На практике турфирмы, как правило, получают по одному (общему на все виды услуг) сертификату соответствия услуг установленному стандартами качеству.

Орган по сертификации проверяет и анализирует используемые документы (договоры с клиентами, турпутевки, ваучеры, договоры с перевозчиками, страховыми компаниями, гостиницами, иностранными партнерами и др.), изучает порядок реализации турпродуктов, оснащение офисов, обязанности персонала. В то же время он не имеет права изучать коммерческие аспекты деятельности фирмы, ее бизнеса.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.