Сделай Сам Свою Работу на 5

Возникновение театра в Древней Греции





Праздники Великих Дионисий

Праздники Великих Дионисий был самым важным событием в жизни древних афинян. 11 месяцев шла подготовка к празднику. По прошествии месяца после Великих Дионисий архонт (судья) выбирал 16 хорегов.

Хорег – богатый Афинянин, берущий на себя расходы по содержанию хора, подготовке пьесы к постановке в театре. 10 из них готовили хоры для состязаний в дифирамбах. 3 – постановками трагедий, и еще три – постановками комедий. Хорег занимался составлением хора, нанимал для хоревитов (участников хора) флейтиста и учителя. Так же он оплачивал костюмы и помещение, государство оплачивало только труды актеров.

Так же архонт осуществлял предварительную критику произведений поэтов. Они вручали ему свои произведения. Архонт выбирал наиболее достойных и позволял счастливчикам получить протагониста (первый актер) и хор. Чтобы ни у кого не было преимущества лишь благодаря денежному состоянию хорега, протагониста и хор поэт получал по жребию. Двух же других актеров выбирал либо автор, либо протагонист.

Праздники Великих Дионисий имели четкую структуру: Сначала шел проагон – первый акт Дионисийских торжеств. Он начинался за несколько дней до праздника. Некоторые ученые называют проагон своеобразной генеральной репетицией на зрителя. В построенном рядом с театром Диониса Одеоне поэты представляли своих актеров и хор, а так же проходили перед зрителями. Далее шелпервый день праздника – длинная процессия, которая проносила статую Диониса по улицам города. В начале процессии шли жрецы и должностные лица, за ними хоревиты и хореги, после стражи, затем самые красивые девушки города, несущие корзины с плодами, после них вели жертвенных животных, после мужчины с венками из плюща и фиалок, и юноши, которые изображали спутниц Диониса, переодетые в женщин, а замыкали процессию толпа с флейтами и свирелями, в маскарадных костюмах, воспроизводящие разные сцены из мифов о Дионисе.



Процессия шла на агору (место, где происходило народное собрание), где у Алтаря Двенадцати Богов совершалось жертвоприношение. 100 быков ежегодно умирало на Алтаре. Затем следовал грандиозный пир, а после процессия возвращалась к театру, при свете факелов. Статую Дионисаставили посреди орхестры, чтобы он присутствовал на празднике, устроенном в его честь.



На второй и третий дни воспевались дифирамбы в честь бога Диониса. Каждая из фил выставляла хор мужчин или мальчиков на состязание. День заканчивался пиром в честь победившей стороны.

На четвертый, пятый и шестой дни игрались драматические представления. Но до начала представлений шла официальная церемония. Рабы вносили дары городов-союзников, их выставляли в орхестре. Затем Афиняне чествовали и воздавали почести героям Афин, которые погибли ради города. После следовало чествование именитых граждан. Следом, жрец приносил жертву в честь Диониса – поросят. После жертвоприношения их разрезали на мелкие кусочки и давали съесть зрителям. Церемония окончена и звук трубы оповещал зрителей о начале представления.

Сначала шла трагедия. Трагедия стоилась по плану: 1) Пролог – часть, вводящая зрителя в курс дела. 2) Парод – в этой части на сцене появлялся хор. 3) Эписодием – диалогические части. В современном театре это акт или действие. 4) Эксод – последняя часть, в которую происходила развязка, и хор покидал сцену. Сюжет и развязка любого произведения была заранее известна зрителям.

Сцена декорировалась под храм или дворец, в котором было 3 двери. Из левой двери появлялись жители города, из средней двери боги, из правой – люди с чужбины. Хор для трагедии выстраивался правильным четырехугольником, он появлялся из западной двери. Участники хора шли рядами по 3-4 человека. В центре хора находился корифей (глава хора), он вел диалог с хором и актерами. Руководство хором так же было в его обязанностях. Флейтист находился у алтаря Диониса.



Так же в трагедии использовались маски – 1) Маска седовласого старика, с опущенными уголками губ. 2) Маска мужчины средних лет, с вьющимися волосами и смуглая. Эта маска была двух видов – злой и доброй. 3) Маска молодого человека, светловолосая. 4) Пять типов масок различных возрастов и характеров девушек и женщин. 5) Маска старухи. Эта маска была двух видов – злая и добрая.

После трагедии давалась сатирическая драма. Затем следовал обеденный перерыв и во второй половине дня следовала комедия.

На шестой день праздника вечером судьями выносился приговор. Победителю вручался венок из плюща, медный треножник и бык (за лучшую трагедию) и корзина фиг и амфора вина (за лучшую комедию). Поэтов вознаграждали деньгами. Протагонист и хорег получали уважение и почет сограждан и венки из плюща.

 

Возникновение театра в Древней Греции

Театр рождается в VI-V вв. до н.э. в Афинах. Древнегреческая драма и театр рождаются из ритуала, посвящённого богу Дионису. Дионис – древнегреческий бог плодородия, позже бог виноделия.

Согласно мифу Дионис был сыном верховного бога Зевса и смертной женщины Семелы. Гера, решившая погубить Семелу, уговорила её попросить Зевса явиться ей в своём божественном обличии. Зевс не смог отказать просьбе Семелы и выполнил её. Увидев истинный облик бога-громовержца, Семела погибла. Но перед смертью она родила недоношенного неспособного жить ребёнка – Диониса. Чтобы спасти жизнь сыну Зевс зашил его к себе в бедро, доносил до положенного срока, и после этого младенец вторично родился на свет, уже обладая полноценной божественной природой.

Из ритуала, посвящённого богу Дионису, и берёт свои истоки античный театр. Культ Диониса в VI-V вв. до н.э. широко распространился в Греции. Праздники в честь этого божества состояли из двух частей: страстной, связанной со страданиями бога, и карнавальной, связанной с его счастливым возрождением. Участники обряда облачались в козлиные шкуры, изображая сатиров (козлоногих существ, спутников Диониса), мазали лицо винной гущей (прообраз театральной маски). Они исполняли песни торжественные и печальные, а также и весёлые.

Из части ритуала, связанного со страданиями божества, рождается трагедия, из карнавальной части – комедия.

Трагедия, как пишет Аристотель, восходит к дифирамбам (гимнам Дионису), а комедия кфаллическим песням (песням в честь производительных сил природы, плодородия). Предполагается, что запевалы хора постепенно начали вступать в диалог с хором, и это дало начало появлению драмы.

Театрон– места для зрителей (от гр. глагола «смотрю»)

Орхестра – круглая площадка, на которой находился хор (от гр. глагола «танцую»)

В центре орхестры находился алтарь бога Диониса.
На ступенях алтаря на ранних этапах существования театра выступал протагонист.

Скена – особое сооружение, примыкавшее к орхестре. Скена в переводе означает «шалаш» или «палатка».

Введение скены приписывается Эсхилу.

Внешняя стена скены, обращённая к зрителям, играла в спектакле, важную роль. В трагедии она изображала фасад храма или дворца, а в комедии обычные жилища или так же фасад храма или дворца (при пародировании трагедии).

Введение расписных декораций приписывалось Софоклу.

Проскений. В греческом театре V-IV вв. так называлась передняя стена скены или особая декоративная стена, являвшаяся фоном для игры актёров. В эпоху эллинизма праскений превращается в сценическую площадку высотой примерно в три метра, на которой выступали актёры.

На обоих концах скены находились два боковых выступа, которые назывались параскениями. Выступая вперёд, параскениии ограничивали скену справа и слева, улучшали акустику.

Пароды – проходы между скеной и зрительными местами. По ним проходили зрители, а во время представления актёры и хор. Как пишет В. В. Головня, пароды имели своё условное значение, левый проход считался проходом в чужую страну, а по правому появлялись персонажи, приходящие из города или гавани.

Периакты –боковые декорации, трёхсторонние вращающиеся призмы (свойственны для более позднего театра)

Античный театр = Театр Древней Греции + Театр Древнего Рима.

Праздник Городских Дионисий. Классический сюжет торжественного шествия - препровождение Диониса за городские стены и его триумфальное возвращение, изгнание и обретение Бога.

Первое состязание тетралогий (драматических произведений, состоящих из 4 частей и объединённых сюжетом и авторским змыслом), ок. 534г. до н.э. Победитель – Феспид.

Трагедия = «трагос» (козёл) + «одэ» (песня) = «песнь козлов», «козлопение».

Комедия = «комос» (ритуальное шествие, отличавшееся фривольным поведением шествующих, нередко находящихся в состоянии алкогольного (вакхического) опьянения) + «одэ» (песня) = «песнь гуляк».

Сатировская драма – «игривая трагедия», возникшая из хора граждан, ряженных сатирами и составляющих свиту бога Диониса (без отдельно представленных актёров)

Лекция Анны

Организация театрального пространства в Древней Греции.

1. «Театрон» - зрители, места для зрителей.

2. «Орхестра» - место для плясок, площадка для выступлений, на которой располагались хор и герои, стоял алтарь.

3. «Скена» - палатка, домик. 1. Строение для хранения театрального реквизита; сюда могли уходить и здесь могли скрываться актёры во время представления. 2. Скрытое зловещее место, неподвластное контролю, где происходили скрытые от глаз зрителя события: (само)убийства, сцены насилия и проч.

4. «Эккиклема» - то, что катится. Театральная машина, 1. Выкатывающаяся из скены с последствиями страшных событий (например, тела убитых). 2. Изображающая действие, скрытое от глаз зрителей, происходящее внутри дома, дворца или храма.

5. «Проскениум» («проскений», «проскения») – ближайшая к зрителям часть сцены, расположенная перед порталом сцены.

Ключевые понятия «Поэтики» Аристотеля.

1. Фабула – это воспроизведение действия и сочетание событий. Действие и фабула и есть цель трагедии. Вот лучшая фабула: не лучший человек (не отличающийся доблестью или справедливостью) подвергается несчастью не вследствие своей порочности, а из-за ошибки.

2. Части фабулы – перипетии («переход от счастия к несчастию, и наоборот… перемена происходящего к противопооложному») и узнавания («перемена от незнания ко знанию»).

3. Характеры – то, в чём проявляются решения людей.

4. Текст – объяснение действий посредством слов.

5. Музыкальная композиция – важнейшее украшение. Ритм, гармония и метр.

6. Задача поэта – говорить о том, что могло бы случиться по вероятности или необходимости.

7. В трагедии выбирают имена из прошлого, которое, как уже произошедшее, вызывает доверие, и воспроизводится действие, вызывающее страх и сострадание.

Хор в древнегреческой драме.

Хор состоит из любителей, которые проходят подготовку специально для исполнения конкретной пьесы.

Изначально хор = 12 человек + протагонист (солист, нередко сам автор драмы).

Эсхил вводит пролог и 2ого актёра.

Софокл увеличивает хор до 15 человек и вводит 3-его актёра.

Хор в комедии – 24 челоека.

Одна из наиболее существенных и важных задач греческого театра – организация пространственно-композиционного и сюжетно-смыслового взаимодействия между хором и солистами.

Классический период древнегреческой драмы представлен творчеством трёх великих трагиков (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедиографа Аристофана.

Эсхил: 1 протагонист и хор (как действующий герой)

Софокл: 2 героя и хор (как важный участник событий)

Еврипид: 3 героя и хор (как сторонний наблюдатель)

Строение древнегреческой трагедии («воспроизведение людей худших, но не во всей их порочности):

1. Пролог – монолог актёра (реже диалог);

2.Парод – вступительная песнь хора, исполняемая им во время выхода на орхестру.

3.Эписодий– эпизод, явление актёров в ролях.

4. Стасим – песнь хора, чередующаяся с эписодиями (равное количество эписодиев и стасимов). Может подразделяться на «Строфу» и «Антистрофу», исполняемую разными полухориями – в этом случае заключительной песней всего хора целиком оказывается эпод.

5.Гипорхема – радостная песня хора, звучащая в кульминационный момент трагедии (непосредственнно перед катастрофой)

6. Коммос – совместный трагический плач героя/героев и хора (как правило, финальная часть спектакля)

7. Эксод – заключительная песнь хора, исполняемая им во время ухода с орхестры.

Основные акценты трагедии Софокла «Царь Эдип» в тезисах.

- Миф об Эдипе – самый страшный из всех, «оскорбляющий и чувство справедливости в человеке, и его веру».

- Зрителям известно содержание мифа (фиванский цикл мифов), но они напряжённо следят за тем, как Эдип ведёт следствие против себя. Зритель смотрит не ЧТО происходит, а КАК.

- Героическое противостояние человека року.

- Личность должна осознавать величие и мощь божественных установок.

- «Странная религия, возмутительная мораль, неправдоподобные положения, произвольная психология». Софокл берётся объяснить народу «эту нелепую историю», «этот возмутительный миф». Не снижая трагического пафоса рокового характера, Софокл вводит ответ человека – ответ, меняющий смысл мифа.

- Кокто: «Взирай, зритель, на одну из самых совершенных машин, когда-либо построенных богами преисподней для математического уничтожения смертных, заведённую так, что пружина её медленно разворачивается на протяжении человеческой жизни». Техническое совершенство драмы чёткостью своего действия отражает механическое развитие катастрофы, так хорошо подготовленное Неведомым.

- Соотнесение текста и подтекста = трагическая ирония.

- Последовательное чередование 4 эписодиев, в каждом из которых рок наносит Эдипу новый удар («4 шага, которые рок делает навстречу трагическому герою»): 1. Тиресий (навязчиый мотив слепоты и зрячести = трагическая ирония); 2. Иокаста (желая дать успокоение, поселяет в сердце тревогу). 3. Вестник 4. Очная ставка вестника и пастуха.

- Эдип не перекладывает ответственность н а содеянное и вину на богов (сыгравших с ним шутку?). («Незнание не освобождает от ответственности»).

- «Без вины виноватая вина» Эдипа в том, что он – человек, не всезнающий и не всемогущий.

Строение древнегреческой комедии («затем, что человек есть единственное живое существо, умеющее смеяться»):

1. Игровой пролог (нередко состоящий из нескольких эписодиев)

2. Парод – вступительная песнь хора, исполняемая им во время выхода на орхестру.

3. Парабаса – движение хора в сторону зрителей (хор снимает маски и делает шаг в сторону зала)

4. Чередование эписодиев и стасимов

5. Агон – спор героя/героев и хора, нередко завершающийся дракой.

6. Эксод – заключительная песнь хора, исполняемая им во время ухода с орхестры.

 

Еврипид.

Появление психологической проработки образа.

Одна из самых известных трагедий – «Медея».

-мифологический сюжет, но акцент на социально-бытовом содержании;

- хор занимает вынужденную второстепенную позицию;

- возрастает роль диалогов и монологов;

- язык героев приближается к разговорной речи;

- проявлен интерес к любовному конфликту (страсть становится движущим мотивом событий, «рычагом действия»);

- в основе сюжета лежит месть человека, а не возмездие, совершаемое посредством человека по воле бога/рока/случая;

- Медея – главная героиня трагедии, но не трагическая героиня (эгоизм, отсутствие раскаяния и жестокость выводят её за пределы трагического героя). Подлинно трагическим героем становится Ясон, показанный драматургом как «человек неплохой, но совершивший ошибку».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.