Сделай Сам Свою Работу на 5

Древнегреческая мифология. Особенности мифологического сознания древних греков. Агонистический характер античного мировоззрения. Метаморфоза в мифе.





Античная мифология является отражением человеческой жизни, ее потребностей и стремлений, ее отношения к настоящему, прошедшему и будущему. Человеку в первобытнообщинной формации являлись наиболее понятными и близкими именно общинно-родовые отношения, и поэтому самым убедительным для него объяснением природы было объяснение с помощью родственных отношений. Вот почему небо, воздух, земля, море, подземный мир и вся природа оказывались здесь не чем иным, как одной огромной родовой общиной, представители которой являются обязательно живыми существами, находящимися в тех или иных родственных отношениях. Познакомившись с особенностями самой родовой общины первобытных времен, можно понять мифологию: В самой родовой общине нет ничего мифологического, волшебного или магического. Если Гефест есть только кузнец, перенесенный с земли на небо, то в нем нет ровно ничего мифологического, как и в обыкновенном кузнеце на земле. Если Деметра есть покровительница земледелия, то и она не имеет никакого отношения к мифологии. Но стоило только перенести общинно-родовые отношения на природу (а не переносить их на природу первобытный человек не мог, поскольку они были для него самыми близкими и понятными), как она становилась мифической и магической и наполнялась живыми существами, по своей силе уже бесконечно превосходящими человека и потому часто получавшими вид чудовищ и страшилищ.
Агонистический характер античного мировоззрения.В период расцвета греческого полиса появилась общегреческая олимпийская религия, названная по имени , где, согласно мифу, на снежной вершине обитали главные боги: Зевс, Гера, Аполлон, Афродита и др. В период Римской республики греческие боги-олимпийцы были отождествлены с римскими богами и названы их именами: Зевс – Юпитером, Гера – Юноной, Афина – Минервой, Афродита – Венерой, Гермес – Меркурием и т.п.Во взаимоотношениях людей и античных богов ведущая роль принадлежит человеку. Хотя боги и следят за предначертаниями судьбы, человек, осуществляя свой выбор, сам отвечает за свои поступки.Полисный строй воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил их ценить реальные возможности и способности каждого человека. Именно они были возведены в высший принцип: свободный, гармонически развитый, прекрасный духом и телом гражданин – таков идеал античности. В достижении идеала важную роль сыграло соединение чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала в древнегреческой морали.Агон, т.е. состязательное начало, утверждает в греческом обществе идею о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение. Первоначально агоны были массовыми атлетическими состязаниями, а позднее превратились в массовые общегреческие игры и празднества. Таковыми были знаменитые Олимпийские игры, устроенные впервые в 776 г. до н.э. в честь Зевса Олимпийского и повторявшиеся каждые четыре года. Разнообразные развлечения и зрелища – одна из характерных черт античной цивилизации.
Метаморфоза в мифе. В эллинистическо–римский период античной литературы выработался специальный жанр превращений, который нашел свое гениальное воплощение в известном сочинении Овидия, которое так и называется — «Метаморфозы». Обычно здесь имеется в виду миф, который в результате тех или других перипетий заканчивался превращением фигурирующих в нем живых существ в какие–нибудь предметы неодушевленного мира, в растения или в животных. Так, Нарцисс, иссохший от любви к своему собственному изображению в воде, превращается в цветок, получающий такое же название (Ovid. Met. Ill 339—510). Так, Гиацинт после смерти — от нечаянного удара Аполлона умирает, проливая свою кровь на землю. Из этой крови вырастает известный всем цветок гиацинт (там же, X 161—219). Так, Кипарис, застреливший оленя, весьма грустил об этом обстоятельстве и от грусти и тоски превратился в дерево кипарис.







2)Мифологическая картина мира. Пространство и время. Структурный анализ мифа. Архетип и мифологема.
Мифологическая картина мира. Пространство и время. Для наилучшего понимания мифологической картины мира, необходимо раскрыть понятие «Миф».Миф[греч. mythos — рассказ] — повествовательная форма понимания мира, сложившаяся в дописьменный период человеческой истории. Изначальную субстанцию Миф составляет предание, переходящее от поколения к поколению. По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы(киклопы) и могучие Титаны - грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана).В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом) -Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной. Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос, в котором заключался источник жизни мира: всё возникло изХаоса- и весь мир, и бессмертные боги, и богиня Земля - Гея, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней; и могучая сила, оживляющая всё, Любовь -Эрос.Глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы.Создавая мир, Хаос породил Вечный Мрак - Эреби тёмную Ночь - Никту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфири радостный светлый День - Гемера (Имера). Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день.Могучая, благодатная Гея породила беспредельное голубое Небо - Урана, который раскинулся над Землёй, воцарившись во всём мире. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море.После того, как от Матери-Земли произошли Небо, Горы и Море, Уран взял себе в жёны благодатную Гею, от которой у него родилось шестеро сыновей - могучих,грозных титанов - и шестеро дочерей.Сын Урана и Геи - титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетидапородили на свет все реки, которые катили свои волны к морю, а также морских богинь - океанид.Титан Гипперион и Тейядали миру Солнце - Гелиоса, Луну- Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос.От Астрея и Эоспроизошли все звёзды, которые горят на ночном небе, и все ветра: северный ветер - Борей (Βορριάς), восточный - Эвр (Εύρος), южный Нот (Νοτιάς) и западный, ласковый ветер Зефир(Ζέφυρος), несущий обильные дождём тучи.Кроме титанов, могучая Земля родила трёх великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трёх пятидесятиголовых сторуких великанов -Гекатонхейров, против которых ничто не могло устоять, потому что их стихийная сила не знала предела.Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра Земли, не позволяя им выходить на свет. Мать-Земля страдала от того, что её давило страшное бремя, заключённое в глубине её недр. Тогда она вызвала своих детей, титанов, чтобы уговорить их восстать против Урана. Однако титаны боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Кронос, хитростью низверг Урана, отняв у него власть.В наказание Кроносу богиня Ночь родила Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер- уничтожение, Гипноса- сон с кошмарными видениями, Немезиду- отмщение за преступления - и многих других богов, внёсших в мир Кроноса, воцарившегося на троне своего отца, ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье.У самого же Кроноса не было уверенности в прочности и долговечности своей власти: он боялся, что его дети восстанут против него и его постигнет участь его собственного отца Урана. В связи с этим, Кронос повелел своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он безжалостно проглотил: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Рея, чтобы не потерять и последнего своего ребёнка, по совету родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась на остров Крит, где в глубокой пещере родила своего младшего сына Зевса. Скрыв в пещере новорождённого, Рея дала жестокому Кроносу проглотить вместо сына длинный камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос и не подозревал, что был обманут своей женой, в то время как Зевс рос на Крите под присмотром нимф Адрастеи и Идеи, вскормивших его молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты, а у входа в пещеру юные куреты[http://www.grekomania.ru/articles/mythology#_ftn7|[7]] ударяли мечами в щиты всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы его плач ненароком не услышал всевластный Кронос.На смену титанам пришло царство Зевса, победившего своего отца Кроноса и ставшего верховным божеством Олимпийского пантеона;властелином небесных сил, повелевающим громами, молниями, тучами и ливнями. Господствуя во вселенной, Зевс давал людям законы и охранял порядок.В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:
Зевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей.
Гера (Ира) – супруга Зевса, покровительница семьи.
Посейдон – владыка морей.
Гестия (Эстия) – защитница семейного очага.
Деметра (Димитра) – богиня земледелия.
Аполлон – бог света и музыки.
Афина – богиня мудрости.
Гермес (Эрмис) – бог торговли и вестник богов.
Гефест (Ифестос) – бог огня.
Афродита – богиня красоты.
Арес (Арис) – бог войны.
Артемида – богиня охоты.
Люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары в качестве жертвоприношений.
Структурный анализ мифа. Архетип и мифологема. Мифологема –важный для мифа персонаж или ситуация, это как бы «главный герой» мифа, который может перходить из мифа в миф. В основе мифа, как правило, лежит архетип– устойчивый образ, повсеместно возникающий в индивидуальных сознаниях и имеющий распростаранения в культуре. Архетипбыл введен К.Г. Юнгом в статье «инстинкт и бессознательное» Архетип - постоянное ядро мифологических сюжетов, мотивов в их предельной абстракции. Мифологемапредставляет конкретные модификации, разные проявления, видоизменения одной и той же сущности архетипа.Совокупность конкретных мифологем, созданных в разное время связаны одной темой. Например тема «метаморфозы» отражает наиболее архаичные черты мифологического мышления.Эта тема объединяет такие известные мифологемы, как «нарцисс», «Арахна» «Дафна»

3) Доолимпийский период греческой мифологии. Хтонические и аграрные мифы.Стадиальность в развитии мифологических образов.
Доолимпийский период греческой мифологии. Хтонические и аграрные мифы.Дофессалийский, или доолимпийский (хтонический) период греческой мифологии, который относится ко временам еще материнского рода, то есть к периоду собирательско-охотничьего хозяйства и начальных ступеней производящего хозяйства. Процесс жизни воспринимается древним человеком в беспорядочно нагроможденном виде. Поэтому человек не только делает все материальным и физическим, живым, а иной раз даже одушевленным и разумным, но все окружающее он мыслит слепым, то есть движимым какими-то непонятными силами. В результате этого принципом оформления всех вещей и явлений является для первобытного сознания принцип беспорядочности, несоразмерности, диспропорции и дисгармонии, доходящих до прямого уродства и ужаса. Мир и природа представляют для первобытного человека некое живое и одушевленное физическое тело. А так как первобытный человек видит перед собой только Землю с составляющими ее предметами и Небо, то Земля (греч. chthon), живая, одушевленная, все из себя производящая и все собой питающая, включая и Небо, которое она тоже из себя здесь рождает, есть основа мифологии эпохи матриархата. Эта древнейшая мифология и называется атонической. Как женщина является на данной ступени главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей, так и Земля является здесь источником и лоном всего мира, богов, демонов, людей. Вместе с развитием общества меняются и формы первобытного мышления, что позволяет выделить несколько стадий развития древнейшей мифологии:
1-Фетишизм. Фетишизм в древней Греции охватывает все области действительности. Приведем ряд примеров из литературных первоисточников. В первую очередь среди фетишей мы находим богов и героев в виде необработанных, грубых деревянных или каменных предметов. Таковы, например, богиня Латона на Делосе - в виде полена, Геракл в Гиетте - в виде камня, братья Диоскуры - в виде двух бревен с поперечными брусьями в Спарте. Фетишами были и предметы, изготовленные руками человека, например копье Ахилла, исцелившее героя Телефа. Фетишистское значение имели растения, животные и сам человек, а также все части его тела. Так, виноградная лоза и плющ были фетишами Диониса, и бог иной раз прямо именовался "Плющом". Афина в одном из орфических гимнов так и именуется - "Змея". Критский Зевс воспринимался некогда как бык, а "совоокость" Афины и "волоокость" Геры тоже явно указывают на их древнее тождество с совой и коровой (так называемый зооморфизм). Змея, бык и корова, наделенные магической силой, представляют собой тоже самые настоящие фетиши. Что касается человека, то его органы - сердце, диафрагма, почки, глаза, волосы, кровь, слюна - сначала понимались не как носители души, но как сама душа в виде материального тела, то есть фетиша. У Гомера, например, диафрагма мыслится как субъект, как сознающее себя "Я". Вместе с кровью душа покидает тело.
2. Анимизм. Когда усвояющая деятельность человека поднимается на ступень производящей и когда вещи уже не берутся, не присваиваются в готовом виде, тогда человек начинает интересоваться вопросами их производства, то есть их состава, их смысла и принципов их строения. Однако для этого необходимо отделить идею вещи от самой вещи. А так как вещами здесь являются фетиши, то необходимо, чтобы создалось умение отделять идею фетиша от самого фетиша, то есть отделять магическую силу демона вещи от самой вещи. Так совершается переход к анимизму. Древнейшее анимистическое представление греков выражено в мифе о Мелеагре.( это Арграный миф)Этолийскому герою Мелеагру, когда ему было только семь дней, богини судьбы Мойры предсказали, что его жизнь кончится, как только сгорит полено, горевшее в очаге. Мать Мелеагра выхватила полено из очага, затушила его водой и спрятала. Когда же она захотела отомстить сыну за убийство ее братьев во время калидонской охоты, она вновь зажгла это полено, и Мелеагр скончался, как только сгорело полено. В этом случае в горящем полене заключена магическая сила, являющаяся причиной всей жизни данного человека. Древние анимистические демоны, как правило, представляются в беспорядочном и дисгармоничном виде. В этих случаях обычно говорят о тератологии, то есть о веке чудовищ и страшилищ (греч. teras - чудо и чудовище), символизирующих силы земли.
Стадиальность в развитии мифологических образов. Гесиод подробно говорит о порожденных Небом-Ураном и Землей-Геей титанах, циклопах и сторуких(Это хтонические мифы,Хтонические божества (греч. Chthonioi theoi — "подземные боги" от Chthonios — "земной, из земли родившийся") —архаические божества древнегреческоймифологии, порожденные землей —Геей..) В последних чудовищность подчеркнута особенно, потому что каждое такое существо имеет 100 рук и 50 голов. Сюда же надо отнести и стоглавого Тифона - порождение Земли и Тартара (по другой версии, его породила Гера, ударив ладонью по земле и получив от нее магическую силу).Среди порождений Земли необходимо указать Эриний - страшных, седых, окровавленных старух с собачьими головами и со змеями в распущенных волосах. Они охраняют уставы Земли и преследуют всякого преступника против Земли и прав родства. Точно так же от Ехидны (прекрасной девы с телом змеи) и Тифона рождаются собака Орф, медноголосый и пятидесятиголовый, кровожадный страж Аида - Кербер, Лернейская гидра, Химера с тремя головами - львицы, козы и змеи с пламенем изо рта, Сфинкс, убивающий всех, кто не разгадывал его загадок, а от Ехидны и Орфа - Немейский лев. Демоны, в которых соединяются вид человека и животного, называются миксантропическими ("смешанные" с человеком). Таковы сирены - птицы и женщины, кентавры, в которых соединились тела человека и коня. Все это свидетельства неотделимости древнего человека от природы, когда он еще не выделял себя из нее, а чувствовал себя неотъемлемой частью природы.Вся эта стихийно-чудовищная мифология матриархата (Медуза Горгона, Сфинкс-"душительница", Ехидна, Химера - чудовища женского рода) получает свое обобщение и завершение в мифологии Великой матери, или Матери богов. Эта мифология и этот дикий культ в классические времена Греции, конечно, были оттеснены на задний план, и о них едва помнили. Но в глубинах догомеровской истории, в эпоху матриархата, а также в эллинистически-римский период, когда происходило возрождение архаики, эта мифология и этот культ имели огромное значение.В развитом анимизме трансформация демона или бога приводит к антропоморфическому, то есть очеловеченному, их пониманию.И этот антропоморфизм именно у греков достигает своего наивысшего оформления, выражаясь в целой системе настоящих художественных или пластических образов. Грек прекрасно знал, какого цвета волосы у Аполлона, какие брови или борода у Зевса, какие глаза у Афины Паллады , какие ноги у Гефеста, как кричит Арес и улыбается Афродита, какие ресницы у Афродиты и какие сандалии у Гермеса.

4)Олимпийский период развития мифологии. Мифология героизма. Пантеон богов.Атрибутика.Сюжеты.Семантика.
Олимпийский период развития мифологии.С переходом от материнской общины к патриархату развивается и новая ступень мифологии, которую можно назвать героической, олимпийской или классической мифологией, основанной на гармоническом и художественном восприятии мира. В мифологии этого периода появляются герои, которые расправляются со всеми чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Вместо мелких божков и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, а все остальные боги и демоны ему подчиняются. Патриархальная община водворяется теперь и на небе, или, что то же, на горе Олимп. Зевс сам ведет борьбу с разного рода чудовищами, побеждает Титанов, Циклопов, Тифона и Гигантов и заточает их под землю или даже в Тартар.
Мифология героизма. Героический период разделяется на два этапа – ранний героизм и поздний героизм, различия в которых не столь явственны, чем между фетишизмом и анимизмом, но все же не менее заметны. Ранний героизм связан с переходом к патриархату в истории Греции. Именно во время этого этапа закладывается первая ступень развития героики – появляются герои, которые расправляются с чудовищами, спасая народ от опасных созданий. Происходит символическая победа человека над природой – раньше природные силы были непобедимы и имели неоспоримую власть, и было выгодно быть их частью. Теперь же, когда стены города давали надежную защиту, человек мог больше не бояться природы и хищных животных и жить отдельно. Появляются вторичные обители для духов – святилища и храмы. Небо отождествляется с Олимпом, горой выше облаков, на которой живут боги. Совершаются подвиги многими мифическими героями: Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте свое святилище, уничтожает двух чудовищных великанов Ота и Эфиальта, Кадм побеждает дракона и создает на поле боя Фивы, Персей избавляет народ от Медузы, Беллерофонт убивает Химеру, Мелеагр – каледонского вепря. Совершает свои 12 подвигов и Геракл. Теперь беспорядочной силой богов верховодит Зевс, исправляя хаос, царивший в мифологии. Зевсу подчиняются все божества, ему подвластны жизни людей, все стихийные силы в его руках. Также во время раннего героизма утончается восприятие, исчезает дикость и чудовищность образов. Например, нереиды, океаниды, наяды, дриады и другие духи природы больше не представляются в виде ужасных природных кошмаров, карающих стихийными бедствиями, они становятся поэтичными и умиротворенными созданиями, которые просто являются частью природы. Появляются божества нового плана – оформившиеся вторичные образы Великой Богини-матери, такие, как Афродита, богиня любви и красоты, Афина – богиня мудрости и справеддивости, Гестия, богиня домашнего очага. Гера становится покровительницей брака. На этапе позднего героизма чувствуется влияние литературной обработки. Практически утрачивается страх перед богами, люди теперь даже бросают им вызов неверием, неповиновением и несогласием. Салмоней, например, и вовсе объявил себя Зевсом и стал требовать подобающих почестей. Диомед вступил в рукопашный бой с Аресом. Кассандра, получив от Аполлона свой дар предвидения, отвергла бога, за что была наказана. Делаются распространенными проклятия.
Атрибутика.Сюжеты.Симантика(обозначение).


Зевс у римлян Юпитер.
Бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона.
Атрибуты: однозубец, орел, молния.
Посейдон сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида. Бог воды, морей и океанов, а также землетрясений. В его честь проводились Истмийские игры.
Атрибуты: трезубец, конь.
Афина также встречается под именем Паллада, у римлян Минерва.
Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница городов Афины, ремесел, наук.
Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. На груди эмблема в виде головы Медузы – Горгоны. Родилась из головы Зевса. Богиня – девственница.
Аполлон он же Феб
Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог – прорицатель.
Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами.
Арес у римлян Марс
Бог кровожадной, несправедливой войны.
Атрибуты: шлем, меч, щит. Любовник Афродиты.
Артемида у римлян Диана.
Богиня луны и охоты, покровительница рожениц. Богиня – девственница.
Атрибуты: колчан со стрелами, лань.
Афродита она же Киприда, в Риме – Венера.
Богиня любви и красоты.
Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза.
Гера у римлян Юнона.
Богиня покровительница семьи и брака, супруга Зевса.
Атрибуты: однозубец, диадема.
Гермес в Риме Меркурий.
Бог торговли, красноречия, проводник душ умерших в царство мертвых, посланник Зевса, покровитель купцов, ремесленников, пастухов, путешественников и воров.
Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей).
Гефест у римлян Вулкан.
Бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хром. Жена – Афродита.
Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового).
Деметра у римлян Церера.
Богиня земледелия и плодородия.
Атрибуты: посох в виде стебля.
Дионис также известен как Вакх, у римлян Бахус.
Бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра.
Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином.
Аид иногда встречается под именами Плутон или Гадес, а у римлян под именами Орк или Дит.
Владыка подземного царства мертвых.
Атрибуты: трехглавый пес Цербер (Кербер), двузубец. Жена – Персефона (Прозерпина).
Гестия у римлян Веста.
Богиня домашнего очага.
Атрибуты: факел. Богиня – девственница.

4)Олимпийский период развития мифологии. Мифология героизма. Пантеон богов.Атрибутика.Сюжеты.Семантика.
Олимпийский период развития мифологии.С переходом от материнской общины к патриархату развивается и новая ступень мифологии, которую можно назвать героической, олимпийской или классической мифологией, основанной на гармоническом и художественном восприятии мира. В мифологии этого периода появляются герои, которые расправляются со всеми чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Вместо мелких божков и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, а все остальные боги и демоны ему подчиняются. Патриархальная община водворяется теперь и на небе, или, что то же, на горе Олимп. Зевс сам ведет борьбу с разного рода чудовищами, побеждает Титанов, Циклопов, Тифона и Гигантов и заточает их под землю или даже в Тартар.
Мифология героизма. Героический период разделяется на два этапа – ранний героизм и поздний героизм, различия в которых не столь явственны, чем между фетишизмом и анимизмом, но все же не менее заметны. Ранний героизм связан с переходом к патриархату в истории Греции. Именно во время этого этапа закладывается первая ступень развития героики – появляются герои, которые расправляются с чудовищами, спасая народ от опасных созданий. Происходит символическая победа человека над природой – раньше природные силы были непобедимы и имели неоспоримую власть, и было выгодно быть их частью. Теперь же, когда стены города давали надежную защиту, человек мог больше не бояться природы и хищных животных и жить отдельно. Появляются вторичные обители для духов – святилища и храмы. Небо отождествляется с Олимпом, горой выше облаков, на которой живут боги. Совершаются подвиги многими мифическими героями: Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте свое святилище, уничтожает двух чудовищных великанов Ота и Эфиальта, Кадм побеждает дракона и создает на поле боя Фивы, Персей избавляет народ от Медузы, Беллерофонт убивает Химеру, Мелеагр – каледонского вепря. Совершает свои 12 подвигов и Геракл. Теперь беспорядочной силой богов верховодит Зевс, исправляя хаос, царивший в мифологии. Зевсу подчиняются все божества, ему подвластны жизни людей, все стихийные силы в его руках. Также во время раннего героизма утончается восприятие, исчезает дикость и чудовищность образов. Например, нереиды, океаниды, наяды, дриады и другие духи природы больше не представляются в виде ужасных природных кошмаров, карающих стихийными бедствиями, они становятся поэтичными и умиротворенными созданиями, которые просто являются частью природы. Появляются божества нового плана – оформившиеся вторичные образы Великой Богини-матери, такие, как Афродита, богиня любви и красоты, Афина – богиня мудрости и справеддивости, Гестия, богиня домашнего очага. Гера становится покровительницей брака. На этапе позднего героизма чувствуется влияние литературной обработки. Практически утрачивается страх перед богами, люди теперь даже бросают им вызов неверием, неповиновением и несогласием. Салмоней, например, и вовсе объявил себя Зевсом и стал требовать подобающих почестей. Диомед вступил в рукопашный бой с Аресом. Кассандра, получив от Аполлона свой дар предвидения, отвергла бога, за что была наказана. Делаются распространенными проклятия.
Атрибутика.Сюжеты.Симантика(обозначение).


Зевс у римлян Юпитер.
Бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона.
Атрибуты: однозубец, орел, молния.
Посейдон сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида. Бог воды, морей и океанов, а также землетрясений. В его честь проводились Истмийские игры.
Атрибуты: трезубец, конь.
Афина также встречается под именем Паллада, у римлян Минерва.
Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница городов Афины, ремесел, наук.
Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. На груди эмблема в виде головы Медузы – Горгоны. Родилась из головы Зевса. Богиня – девственница.
Аполлон он же Феб
Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог – прорицатель.
Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами.
Арес у римлян Марс
Бог кровожадной, несправедливой войны.
Атрибуты: шлем, меч, щит. Любовник Афродиты.
Артемида у римлян Диана.
Богиня луны и охоты, покровительница рожениц. Богиня – девственница.
Атрибуты: колчан со стрелами, лань.
Афродита она же Киприда, в Риме – Венера.
Богиня любви и красоты.
Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза.
Гера у римлян Юнона.
Богиня покровительница семьи и брака, супруга Зевса.
Атрибуты: однозубец, диадема.
Гермес в Риме Меркурий.
Бог торговли, красноречия, проводник душ умерших в царство мертвых, посланник Зевса, покровитель купцов, ремесленников, пастухов, путешественников и воров.
Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей).
Гефест у римлян Вулкан.
Бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хром. Жена – Афродита.
Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового).
Деметра у римлян Церера.
Богиня земледелия и плодородия.
Атрибуты: посох в виде стебля.
Дионис также известен как Вакх, у римлян Бахус.
Бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра.
Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином.
Аид иногда встречается под именами Плутон или Гадес, а у римлян под именами Орк или Дит.
Владыка подземного царства мертвых.
Атрибуты: трехглавый пес Цербер (Кербер), двузубец. Жена – Персефона (Прозерпина).
Гестия у римлян Веста.
Богиня домашнего очага.
Атрибуты: факел. Богиня – девственница.

5)Происхождение героического эпоса. Жанровые черты эпоса. Понятия/ знания в мифе и в эпосе.
Героический древний эпос представлял собой огромное, безбрежное творчество греческого народа, где "Илиада" и "Одиссея" находились среди необозримого количества всякого рода других сказаний. Огромное значение для героического эпоса имеет Культ героя как причина возникновения героической песни. Смерть героя всегда переживалась как событие большой важности; и погребение героя обставлялось всегда максимально торжественно. Наилучшим примером такого погребения является погребение Патрокла (Ил., XXIII), которое сопровождается грандиозными атлетическими состязаниями в честь героя.
Этапы развития героического эпоса: 1) френетический эпитафий (надгробный плач) и даже агон (мусическое состязание на могиле); 2) "слава" героя, торжественно исполняемая на специально посвященном ему празднестве; 3) "слава" героя, торжественно исполняемая на пирах военной аристократии; 4) сниженный по стилю энкомий героям и в гражданской или домашней жизни; 5) сколий (застольная песнь) тем или другим выдающимся личностям, но уже не древним героям, а как простое увеселение на пирах. Подобную же эволюцию можно проследить в эпосе о богах. Только здесь процесс его развития начинается не с культа умершего героя, а с жертвоприношения тому или иному божеству, сопровождаемого словесными высказываниями, достаточно лаконичными. Так, жертва Дионису сопровождалась экстатическим выкрикиванием одного из его имен - "Дифирамб". В дальнейшем, с ослаблением чисто культовой стороны, выделялась сторона словесная, расцвеченная более длинными рассказами о деяниях того или иного божества. История зародившегося таким образом эпоса о данном божестве совпадала с намеченной эволюцией героического эпоса. Так, "Гомеровские гимны" (первые пять гимнов), представляющие развитой эпос о богах, ничем не отличаются от гомеровского эпоса о героях. От первоначальной жертвенной, молитвенной, просительной или благодарственной основы эпоса о богах тут ничего не осталось, кроме отдельных кратких выражений

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.